скачать рефераты

МЕНЮ


Мотивация и стимулирование деятельности сержантского состава

Какие же внутренние и внешние причины воспроизводят аномалии мотивационной сферы в современных воинских коллективах? Выделим некоторые внутренние и внешние причины.

Объективные: замкнутость, закрытость (ограниченность в общении); прерванность прежних социальных связей; невозможность смены социального окружения; полная регламентация социальных норм; управление всеми средствами общественного контроля, принуждения и подавления; однополость групп; низкая социальная зрелость; формальное равенство при реальных различиях; ограничения в удовлетворении потребностей; низкое материальное и бытовое обеспечение; , паралич формальных структур.

Субъективные: подмена боевой подготовки обеспечением само выживаемости ; смещение ценностных ориентации в сторону бесполезности воинской службы, деградация духовных интересов, снижение заинтересованности в качественной боевой подготовке; отсутствие опыта коллективного поведения; недостаточное наличие у сержантского состава знаний, навыков и умений по преодолению аномальных мотивационных явлений; слабая организация досуга , их деперсонификация, низкий уровень воспитательной работы.

К внешним причинам воспроизводства аномалий в мотивационной сфере деятельности можно отнести следующие.

Объективные: несовершенство государственного законодательства по военный вопросам; низкая материально-техническая обеспеченность войск и сил флота; снижение роли официальных институтов социализации, преобладание неформальных структур в обществе, государстве; маргинализация части населения страны, в том числе и молодёжи; труднодоступность населения к культурным ценностям общества.

Субъективные:

1)деформация духовных ценностей в общественном сознании;

2)отсутствие иммунитета к восприятию субкультуры мотивационных аномалий;

3)доминирование в системе взаимоотношений ярко выраженных корыстных интересов;

4)массовидные формы девиантного поведения молодежи, военнослужащих;

5)"охаивание" силовых структур в средствах массовой информации,

6)резкое снижение уровня военно-патриотического воспитания молодёжи;

7)отсутствие объективных знаний о мотивационных аномалиях в воинских коллективах и боязнь этого, неадекватность требований командования по их искоренению.

Анализ формирования мотивационно-смысловой сферы деятельности предполагает выявление тенденции развития данного процесса на основе исследования социальной среды, в которой он осуществляется, в реальных конкретно-исторических условиях.

В научной литературе тенденция определяется как “направление развития какого-либо явления или процесса”. Тенденция служит формой проявления одного или нескольких законов, реализующихся в обществе через сознательную деятельность людей и поэтому они весьма многозначны, вариативны.

Разделяя точку зрения отдельных ученых на закономерность как уловленную тенденцию, есть смысл поговорить о тенденциях формирования мотивов деятельности сержантов в условиях строительства современной российской армии. Главным среди них является то обстоятельство, что процесс реформирования российской армии в силу различных, как объективных, так и субъективных причин, далеко не полностью еще реализовал свои потенции и проявил свое качество, а также прошел по историческим меркам относительно короткий временной отрезок, что еще не позволяет говорить об устойчивости, повторяемости, стабильности и прочности устанавливающихся в ходе данного процесса связей и отношений.[2]

В ходе строительства современной российской армии находят свое проявление тенденции различного направления, как негативного, так и позитивного характера. Тенденции формирования мотивационно-смысловой сферы деятельности сержантов могут быть объединены в три группа:

1)    тенденции, отражающие связь армии с обществом;

2)    тенденции, отражающие связь Вооруженных Сил и личности сержантов;

3)    тенденции, отражающие взаимосвязь потребностей и интересов офицера как личности и защитника Отечества.

Кратко рассмотрим основное содержание некоторых из них. Одной из первых следует выделить тенденцию преемственности мотивов деятельности в процессе их формирования, выражающую единство двух сторон в ходе их развития: отрицания, критической переработки старого и удержания, наследования всего ценного, прогрессивного, что содержалось в мотивах деятельности прошлого.

Понять настоящее и перспективы развития нашего общества, мотивов деятельности его субъектов можно, лишь изучая историю его становления и воспитывая уважительное отношение к ней. В мотивах и смысле деятельности сержантов должен быть адекватно отражен путь нашего Отечества, его Вооруженных Сил. Процесс развития Российского государства оказался трудным, что было связано со многими причинами, как внутренними, так и внешними. Поэтому и необходимы постоянное осмысление этого процесса, а также формирование мотивов деятельности офицеров с учетом того позитивного, что накоплено в мировой и отечественной практике.

В последние годы заметно повысился интерес к российской военной истории, традициям Российской армии, ее духовным и мотивационно - смысловым ценностям. Именно сейчас эти богатые воинские традиции, должны послужить основой духовного возрождения Вооруженных Сил России, укрепления морального духа сержантского состава, заполнить тот духовный вакуум, образовавшийся в сознании, после распада СССР. История Русской армии, ее духовная сторона богата и разнообразна героическими примерами самоотверженного выполнения воинского долга, соблюдения воинской чести и достоинства, любви к Отечеству.

Преемственность есть общая закономерность исторического развития, благодаря которой сохраняется связь между прошлым, настоящим и будущим. Несущей конструкцией мотивационно-смысловой сферы деятельности сержантского состава российской армии были и, несомненно, останутся в будущем наша отечественная история, богатейшая культура России, российские воинские традиции. Усиление внимания к проблемам воспитания сержантов на воинских традициях России - важная задача, которую необходимо сегодня решать.

Важной тенденцией формирования мотивации поведения сержантов российской армии в современных условиях является своевременный отбор и классификация необходимых для духовного развития, как со стороны государства (народа), так и с него самого.[1]

Сложные процессы становления молодого Российского государства породили у большей части населения неуверенность в завтрашнем дне, пессимизм, и что самое опасное, духовно опустошили человека вследствие ломки прежней системы духовных ценностей и отсутствия новых ценностей, которые заполнили бы духовный мир личности. Это привело к образованию своеобразного духовного вакуума в сознании людей, отсутствию мировоззренческих ориентиров, так необходимых для экономического и духовного возрождения России.

Все это, так или иначе, проявилось в Вооруженных Силах, что подтверждается и выражается в ряде негативных моментов. В частности: обострилась проблема нравственного выбора личностисержантов; понизился порог духовно-нравственной сопротивляемости аморальным явлениям; продолжается девальвация традиционных духовных ценностей. Данная ситуация, сложившаяся в духовном развитии личности воина российской армии в начале 90-х годов, нашла свое подтверждение и в результатах социологических исследований, опросов, контент-анализе материалов периодической печати.

Но в то же время современные реалии преобразований общества, в конечном итоге, разбудили людей, заставили их думать, создают благотворные условия для масштабной творческой деятельности личности. Современная духовная жизнь развивается в особых условиях сплетения взбудораженной общественной мысли с политической публицистикой, философскими и религиозными поисками в художественной литературе и литературной критике. Принципиальные ее черты - видение жизненных процессов, чувствование общественной температуры, умение смотреть в лицо реальности.

Не могла остаться в стороне обновления и духовная жизнь в Вооруженных Силах России. Формирование духовных ценностей происходит сегодня в условиях отсутствия государственной программы духовного развития общества, но необходимо отметить, что в отдельных решениях и постановлениях предпринимаются определенные шаги по отбору и выявлению "базовых духовных ценностей", необходимых для всестороннего развития рядового, сержантского и офицерского состава.

Сегодня, когда духовность общества подвергается серьезным испытаниям, необходимо сохранить и приумножить доставшееся нам в наследство бесценное достояние во всех сферах жизни: философских, политических, правовых, религиозных, научных, морально-этических, художественных и иных ценностей. Нужно найти те идеи, теории и духовно-практические компоненты общественной жизнедеятельности, которые помогут становлению и совершенствованию Вооруженных Сил новой России, гармонично развитой личности офицера российской армии.

И сегодня на первый план выходят гуманистические, мировоззренческие и духовные ценности. Одна из них - общественно-государственный патриотизм, не имеющий ничего общего с шовинизмом и национализмом, основывающийся на тысячелетней истории российской государственности. Все патриотические устремления должны концентрироваться на том, чтобы сделать Россию сильной, экономически развитой и процветающей державой. На формирование патриотизма как духовной ценности направлены сегодня следующие практические меры: разработка и внедрение на государственном уровне комплексной программы "Патриотическое воспитание молодежи", созданной на базе Министерства обороны совместно со всеми ведомствами и министерствами России; создание в Вооруженных Силах символики, олицетворяющей историю русской армии; деятельность ветеранских организаций и др.

Патриотизм и некоторые другие духовные ценности, такие, как достоинство, свобода совести, честь, долг находят свое развитие в наметившемся сотрудничестве армии и русской Православной Церкви после заключения соглашения (1994 г.) о перспективном сотрудничестве в деле патриотического воспитания офицеров, формировании духовно развитой личности защитника Отечества. Религия, как правило, всегда выступала носителем высокой духовности и нравственности (достаточно вспомнить о библейских моральных заповедях и фактах подвижничества священнослужителей и верующих во все трудные времена для России), простых норм морали - блага, добра, чести. совести, милосердия, и использование этого опыта в воспитательной работе с личным составом армии и флота принесет немало положительного. Хотя надо подчеркнуть, что практические шаги в этом плане должны быть взвешенными, за что выступают и армия, и церковь. Кроме того, религиозная вера является важнейшим регулятором поведения людей, в том числе и военнослужащих. [2]

В последнее время усиливается работа со стороны управленческих органов по более полному использованию духовного заряда воинских ритуалов; формированию у рядового и сержантского состава уважительного отношения к боевой славе подразделения, части, соединения» истории русской армии, государства Российского; возрождению боевого братства, полкового духа и др.

Сегодня на первый план выдвинулись и совершенствуются офицерами такие духовные ценности, как достоинство, совесть, честь, долг, демократизация, гуманизм и др.

В сегодняшних условиях характерной особенностью данной тенденции является и то, что главный упор сержанты в своей жизнедеятельности делают на формирование и совершенствование профессиональной направленности, то есть на военно-профессиональные ценности. Многочисленные опросы среди сержантов показывают, что более 38% опрошенных корреспондентов подчеркивают необходимость и важность военно-профессиональных ценностей воинской службы, считают их главным фактором повышения своего мастерства.

Вместе с рассмотренными тенденциями формирования духовных ценностей российской армии имеют место и ряд других, в том числе и негативных. Степень же их реализации или устранения будет определяться тем, насколько конструктивно и целеустремленно будет осуществляться военная реформа, как быстро удается поднять престиж и авторитет российских Вооруженных Сил, решить все проблемы обеспечения механизма социальной и правовой защиты в ВС. Сержант, начиная службу и в ходе ее, способен глубоко переосмыслить личные мотивационные ориентации. К этому побуждает его не только возраст, когда особенно активно происходит социальное созревание личности, но и характер воинской деятельности, те взаимоотношения, в которые он включен. На первый план выступает значимость духовных ценностей, активно способствующих сержанту в осознании себя личностью и защитником Отечества. Они помогают ему усвоить главное, сущностное - чем живут наше общество, Вооруженные Силы, перспективы их развития, признать себя непосредственным созидателем материальных и духовных ценностей общества, их защитником.

Таким образом, мотивы поведения сержантов по-настоящему учтены только тогда, когда следование им подтверждается и голосом разума, и голосом совести, и потому их самосовершенствование - необходимое условие становления активной жизненной позиции сержантского состава в современных условиях.


3.2 Основные пути управления системой побудительных мотивов


Для выполнения задач в условиях армии офицеры должны получить за время службы и такое воспитание, которое имеет особую, воинскую направленность. Вот это специфическое, связанное с формированием у личного состава Вооруженных Сил необходимых воинских качеств, и определяет сущность воинского воспитания, его место в общей системе подготовки вооруженных защитников Родины.

В развитие данной посылки определим, что же понимается под формированием побудительных мотивов офицерв. Само слово "формирование" обычно употребляется для обозначения порождения, придания каким-либо.

явлениям определенной формы, законченности. Формирование применительно к воспитанию человека - это наиболее широкое и всеобъемлющее понятие. Это процесс, происходящий, прежде всего, под влиянием самого образа жизни людей. Однако вместе с воздействием объективных условий формирование предполагает и целенаправленное воспитание и самовоспитание под влиянием субъективного фактора.

Формирование является общенаучным понятием и часто употребляющимся термином разговорного языка. В применении к социальным явлениям данное слово отражает процесс, происходящий под влиянием условий и образа жизни людей, а также качественно новую стадию развития социального процесса. Таким образом, сложилась точка зрения на процесс формирования как фрагмент социального развития, способ его осуществления, кроме того уясним что понимается под самим "процессом". Семантический анализ понятия показывает, чего данное слово употребляется дам обозначения хода какого-либо явления, последовательной смены его состояний, стадий развития. Возможны многие варианты анализа содержания процесса формирования побудительных мотивов сержантов Российской Армии.

Некоторые ученые выделяют в формировании мотивов личности технический аспект подразумевая под ним исследование совокупности средств формирования; субъектный - анализ субъекта, то есть носителя мотивационной сферы, и объектный - определение, в отношении кого или чего формируются побуждения и действия.

В исследовании формирования мотиваций сержантского состава правомерны многие подходы. Но наиболее пристального внимания заслуживают те, которые характеризуют содержание этого процесса, особое внимание уделяя показу его объективной природы и субъективной стороны. Это тем более важно и необходимо, что выделение данных аспектов позволяет увидеть диалектический характер процесса формирования мотивационной сферы сержантов: необходимые связи и отношения, свидетельствующие о наличии законов в происхождении и развитии данного явления.

Кратко остановимся на них.

Первый аспект заключается в том, что потребности, интересы и другие мотиваторы, являясь результатом деятельности общественного и индивидуального сознания, отражают материально-экономическую и другие стороны реальной жизни субъектов. В духовных ценностях прямо или опосредованно отражаются процессы и явления основных сфер жизнедеятельности нашего общества и его Вооруженных Сил, характеризующиеся постоянными изменениями, а также относительной устойчивостью. А коль скоро в мотивах отражают явления жизни, то и "субъективный образ объективного мира" должен двигаться за изменяющимся объектом, содержание которого составляют события, явления, факты, представляющие для сержантов ценностный интерес.

В непрерывном развитии находятся и сержанты как носители интересов, идеалов и ценностей. Наличие интеллекта, совокупность положительных знаний и убеждений , с одной стороны, а также негативные явления: инфантильность, иждивенчество, бездуховность, отрицательное отношение к выполнению воинского долга и т.п, с другой, накладывают определённый отпечаток на процесс формирования мотивов деятельности. Положительные и негативные явления общественной жизни проявляются в динамике потребления и формирования профессиональной направленности сержантов.

Второй аспект состоит в наличии субъективной основы при переходе от одной системы духовных ценностей к другой. Нельзя рассчитывать на то, что в нынешних условиях основная часть сможет в одночасье сменить систему ценностей недавнего прошлого на новую систему. Это связано, во-первых, с тем, что младшие командиры, в основном, представляют категорию молодёжи, мировоззрение которых еще не устоялось. А формирование его проходило в конце 80-х - начале 90-х годов. Во-вторых, резко изменить имеющееся мировоззрение не позволяет чувство собственного достоинства. К тому же обоснованное их неприятие вызывают многие из современных социальных мифов, а также практические действия некоторой части людей в сфере бизнеса и политики, которые путем обмана и фальсификации сколачивают свои состояния на фоне повседневного обнищания населения. В-третьих, перемены в государственном переустройстве бывшего СССР и современной Российской Федерации оказались особенно болезненными, так как они представляли экстерриториальную социальную группу и для многих военных был неожиданным и нежелательным факт появления 15 стран вместо одной. Третий аспект выражает постоянно изменяющиеся средства формирования военно-профессиональной направленности в российской армии.

Достижения научно-технической революции, развитие демократии и гласности оказывают воздействие как на средства управления (изучения, анализа, контроля, прогнозирования и т.д.) данный процессом, так и на коммуникативные средства, функционирующие в масштабе страны, в специфических условиях Вооруженных Сил.

Процессу формирования мотивационной сферы деятельности сержантов присущи внутренние и внешние противоречия, выступающие источником развития самих сержантов. К внутренним следует отнести противоречия между уровнями формирования мотивов, его стихийными и сознательными процессами, личностными и общественными потребностями и интересами. К внешним - противоречия между исследуемым процессом и формированием побудительных мотивов других общностей (например, гражданской молодежи), а также развитием других элементов общественного сознания: настроений, социальных чувств, мнений, традиций и т.д.; между "смежными" детерминированными процессами формирования, функционирования, реализации; противоречия, связанные с управленческой деятельностью.

Формирование профессиональной направленности военнослужащих российской армии - одна из составляющих процесса развития духовной жизни нашего общества и его Вооруженных Сил. Поэтому правомерно будет утверждать о том, что исследуемому явлению присущи также общие черты и противоречия духовной жизни общества и Вооруженных Сил: между старым и новым, прогрессивным и регрессивным и т.д. Учет в деятельности командиров и воспитателей противоречивого характера жизнедеятельности является необходимым условием формирования зрелых, положительных мотивов деятельности .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.