скачать рефераты

МЕНЮ


Опыт молодёжного предпринимательства в научно-технической сфере

Все это способствует консолидации научно-образовательного потенциала коллектива и повышению рейтинга университета.


3.2 Белгородский государственный университет


Одним из главных направлений работы в университете является создание организационных и экономических условий для раскрытия творческих способностей студентов, а значит выявление и обучение, поощрение и поддержка научной подготовки способных и талантливых студентов.

В 2004 г. их в вузе было 365 человек, в 2005 г. – около 400 человек. Особо выделена группа перспективных студентов 1 – 3 курсов, это – 100 человек, зачисленных в университет по результатам Всероссийских и областных конкурсов и предметных олимпиад. С ними работают в качестве научных руководителей ведущие ученые университета, что приносит хорошие результаты.

В 2004г. под руководством ведущих ученых университета, талантливые студенты достигли определенных успехов: Бочарова Валерия, студентка 1 курса факультета физической культуры (н. рук. проф. Собянин Ф.И.) заняла 1 место в 1 туре Открытого конкурса среди учащейся молодежи Российской Федерации на лучшие инновационные научно-образовательные проекты. В этом же конкурсе получили Дипломы победителей за 1 место и студентки Гаврилова Екатерина (ГГФ), Сумская Надежда и Веробей Татьяна (СПФ), все четверо успешно выступили на заключительной конференции в Звенигороде.

67 студентов направили свои работы на Открытый конкурс на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах Российской Федерации. По результатам, пришедшим из базового Петрозаводского университета, 2 работы студентов социально-теологического факультета Тарасова Павла и Тарасова Андрея рекомендованы к награждению медалями конкурса.

Исследования студента филологического факультета Зубарева Валентина (н. рук. З.Т. Прокопенко), представленные на Всероссийский конкурс о творчестве Чехова А.П., получили высокую оценку составителей Чеховской энциклопедии, и было принято решение о включении их в энциклопедию.

Поддубная Ольга – студентка 5 курса медицинского факультета, получила Диплом за особые успехи в научной работе и за активное участие в конференции министерства науки и образования РФ «Ломоносов-2004» из рук министра науки и образования РФ А.А. Фурсенко, а в мае она блестяще выступила на международной конференции (в Турции) «Научное студенческое общество и современность», организованной Российской академией естествознания, где ее доклад «Особенности вегетативных проявлений у правшей и левшей» вызвал большой интерес у профессоров (других студентов, кроме Поддубной О. на конференции не было) и был опубликован в научно-теоретическом журнале академии естествознания («Фундаментальные исследования», М., №2, 2004 г.).

Студентка филологического факультета Дадалова Е. заняла первое место во Всероссийском конкурсе студенческих научно-творческих работ «Моя любимая детская книга», Шевцов О. – победитель Всероссийского конкурса «Золотой гонг-2003». В Четвертой Всероссийской Олимпиаде развития Народного хозяйства России 8 студентов БелГУ заняли 8 призовых мест (три первых, два вторых, три третьих), и на имя ректора пришло письмо от директора ОГУ «Центра молодежных инициатив» с благодарностью и грамотой за занятое 8 место в номинации «За лучшую организацию научно-исследовательской работы студентов».

В феврале 2004 года 4 студента юридического факультета приняли участие в одном из самых престижных в мире конкурсов: в Российском туре Международного конкурса по международному праву имени Филипа Джессопа на английском языке. Все они получили Сертификаты участников.

Всего студентами получено 113 различных наград.

В ежегодном областном конкурсе «Молодежь Белгородчины» студенты заняли 4 престижных места. Студент юридического факультета Хрисанов В. получил высшую награду – звание лауреата премии «Молодость Белгородчины». Направлено на областной конкурс грантов на лучший молодежный проект 34 коллективных и индивидуально выполненных работ. Результатов пока нет из управления по делам молодежи.

29 студентам – победителям продлен совместный с Министерством образования России, администрации Белгородской области и БелГУ конкурс грантов. В выполнении гранта РГНФ участвовало 2 студента.

В 2004 году университетом было организовано 4 конкурса, в разных других конкурсах приняло участие более 300 студентов. К выполнению хоздоговорных тем привлекалось 30 студентов.

На базе БелГУ прошел Международный студенческий Форум, посвященный 350-летию Переяславской Рады «Россия, Украина: опыт, уроки, перспективы интеграции и гармонизации интересов» с участием делегаций из Харькова Запорожья. В нем приняли участие студенты исторического, СПФ, экономического факультетов.

Во время Международной конференции «Кондаковские чтения», проходившей на истфаке, работала студенческая секция. Международная научно-практическая конференция «Физическая культура в 21 веке: состояние и перспективы развития» прошла с выступлениями студентов и показом комплекса «Разновидности оздоровительной физической культуры» (инструктор-студентка 5 курса Михайлова О.). Всего в НИР участвовало 3038 студентов. На 71 конференции разных уровней выступили с докладами 2224 студента.

570 студенческих работ опубликовано в различных изданиях России и за рубежом. В рамках студенческой Недели науки в БелГУ на 27 факультетских научных конференциях и на 146 секциях было представлено 1480 докладов. В 8 выпуске трехтомного сборника студенческих научных работ БелГУ опубликовано 258 статей 530 авторов-студентов.

С целью активизации НИР среди студентов реорганизована работа СНО на факультетах, создан web-сайт СНО на официальном сервере БелГУ, учреждены конкурсы: рейтинг «Молодой организатор в области науки», научно-исследовательский рейтинг студентов на звание «Студент-исследователь». На поощрение студентов, занимающихся наукой, было выделено более 80 тыс. рублей.

Для всех желающих заниматься наукой студентов организована «Школа молодых исследователей», где перед студентами выступают с лекциями и проводят практические занятия по методологии научных исследований проректоры университета, ведущие ученые вуза.

В 2005 году в Школе прошли занятия по темам: «Как заниматься наукой», «Советы начинающему исследователю» (профессор Харченко В.К.), «Работа с источниками в процессе исследовательской работы» (асс. каф. российской истории Сергиенко М.А.), «Секреты бесконфликтного общения» (Гончарова В.В., нач. отдела НИРС УНИР), «Работа с архивными документами» (директор Государственного архива Белгородской области Утенина Т.И.), тренинг «Как вести научную дискуссию» (Боруха С.Ю., нач. УНИР, Беняш М.В., аспирант), тренинг «Работа с базой данных EBSCO ( Юдин Р., официальный представитель компании), Круглый стол «130 лет БелГУ. Становление СНО».

С целью передачи опыта организации НИР среди учащейся молодежи и более целенаправленной совместной исследовательской работы БелГУ и школ области создано лицейское научное общество в интернате-лицее №25.

Проводятся совместные заседания СНО БелГУ и ЛНО лицея №25, круглые столы, в 11 научных кружках и проблемных группах под руководством ученых и перспективных студентов БелГУ занимается около 150 лицеистов.

В Шебекинской школе-гимназии в 1 семестре учеными БелГУ в Дни науки БелГУ проведено для гимназистов 33 лекции и практических занятия. В 25 школах и 5 научно-образовательных школьных центрах области ведут работу с юными исследователями преподаватели и студенты БелГУ.

Студенты социально-теологического факультета выполнили 3 НИРС в рамках областных программ. Одна из них – «Программа психо-социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в учреждениях специальной профилактики» (студентки СТФ Иванова С., Максимова С., научный рук. к.п.н., доц. Поленова М.Е. выполнена по заказу ЦВСНП г. Белгорода.

В октябре 2005 года в БелГУ создан научно-образовательный центр (НОЦ) «Биосовместимые наноструктурные материалы и покрытия медицинского назначения» (рук. профессор Колобов Ю.Р.). По пяти направлениям научных исследований работает 31 студент, которые были отобраны в результате конкурса и получивших финансовую поддержку общей суммой в 128 тыс. рублей.

На 5-ой региональной научно-практической конференции «Проблемы регионального природопользования студентка Королева И. (ГГФ) заняла 1 место, а за исследование «Оценка рекреационных ресурсов береговой зоны Белгородского водохранилища» награждена премией «Экомир».

Более 70 школьников-победителей областных олимпиад в феврале приняли участие в Дне науки БелГУ. В программу праздника входили экскурсии с посещением занятий в научных кружках и встречи с членами СНО.

По результатам открытого Конкурса 2004 года Минобрнауки на лучшую работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах РФ (приказ № 201 от 15.07.2005г.) награждено 29 человек, лауреатами конкурса из них стали 6 студентов: Тарасов А.Г., студент СТФ, награжден медалью Конкурса, пятеро студентов – Дипломами Минобрнауки России, остальные отмечены Дипломами и Благодарностями и приглашены на конференции в базовые вузы.

В областном конкурсе «Молодежь Белгородской области» – 2005г., куда была направлена 31 студенческая работа, три призовых места завоевали студенты БелГУ (из них: Хромых Н.В. – 1 место, а работа Гаценко Ю. (СТФ) отмечена специальной премией за лучшую работу по духовному воспитанию молодежи).

В областном конкурсе, посвященном 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, приняло 37 человек. Дипломом 2 степени управления образования и науки Белгородской области и денежной премией награжден за исследовательскую работу студент ГГФ Афанасьев Е.Г.

В областном конкурсе сайтов «Слава победителям» 2 место занял студент физико-математического факультета Матвеев В. и 3 место – Лысых В. (КНИТ)

Областной конкурс среди студентов и аспирантов высших учебных заведений Белгородской области на лучшую работу по вопросам избирательного права и процесса в 2005–2006 учебном году принес заслуженные награды студентам юридического факультета: Польщикова А. заняла 1 место, Амелькина Е. – 2 место, Попова О. – 3 место.

Всего студентами БелГУ в 2005 году получено 104 награды.

Впервые в БелГУ был проведен внутривузовский конкурс на соискание грантов для студентов и аспирантов по проведению приоритетных исследований науки, технологии и техники, в котором приняло участие 93 человека. В нем было поддержано 40 студенческих проектов.

Во втором внутривузовском конкурсе – дипломных и курсовых работ главной целью было привлечение внимания к проблемам регионального развития. В конкурсе приняли участие 62 студента от 15 факультетов. Самые интересные исследовательские разработки 6 студентов отмечены Дипломами конкурса и денежными премиями 6 студентов.

В Четвертой Всероссийской Олимпиаде развития народного хозяйства России 6 студентов экономического факультета заняли три первых (Карпов А. в двух номинациях, Сурженко А.) и три вторых места.

В 2005 году зарегистрировано 2 программных продукта в Роспатенте: база данных «Атлас. Природные ресурсы и экологическое состояние Белгородской области», свидетельство № 2005620231 (в соавторстве студентка ГГФ Свиридова А.) и «Программа паспортизации с/х культур на основе расчета параметров экологической пластичности», свидетельство № 2005611410 (в соавторстве студентка физмата Ситоленко С.).

Всего в 2005 году студентами БелГУ прочитано 2300 докладов на 150 конференциях и научно-практических семинарах. В 11 международных (внешних) конференциях и форумах, проходивших в г. Москва, Санкт-Петербург, Херсон, Харьков участвовали 13 студентов.

27 студентов БелГУ прошли учебно-производственную практику и стажировку за рубежом. [14]


3.3 Белгородский университет потребительской кооперации

 

Основными задачами научно-исследовательской работы университета являются:

- проведение актуальных научных исследований, способствующих повышению эффективности социально-экономической деятельности потребительской кооперации и региона;

- активное внедрение результатов научно-исследовательской работы в учебный процесс и практическую деятельность кооперативных организаций;

- интеграция научной и учебной работы путем использования в учебном процессе результатов научных исследований профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов;

- становление и развитие научных школ;

- широкое использование современных информационных систем и технологий при проведении научных исследований.

При активном участии студентов университета и филиалов были проведены областные и республиканские научно-практические конференции «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии» (16 конференций во всех регионах зоны обслуживания).

В настоящее время первоочередными задачами являются пропаганда и реализация преимуществ кооперации, развитие кооперативной идеологии и культуры. Для повышения эффективности социально-экономической деятельности потребительской кооперации необходимо формирование стратегии управления кооперативными организациями в конкурентной среде, совершенствование кадровой политики. Эти важные вопросы рассматривались научно-практическая конференция «Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления».

Преподаватели, аспиранты университета принимают участие в международных конференциях и совещаниях – в Братиславе, Праге, Бразилии, Швеции, Киеве, во Всероссийских симпозиумах, проводимых в России, в научно-практических конференциях организованных администрацией области.

Ежегодно по результатам научных исследований университета и его филиалов публикуются сборники научных трудов. 

Молодыми учеными университета также проводятся научные исследования по заданию Центросоюза России, оказание помощи кооперативным организациям, публикация научных работ, содержащих рекомендации по повышению эффективности деятельности кооперативных организаций. В 2005 учебном году было опубликовано 16 научных работ.

Важной задачей является проведение актуальных научных исследований, способствующих повышению эффективности социально-экономической деятельности потребительской кооперации и региона в целом. В университете создана единственная в области Испытательная лаборатория по текстильным, швейным, трикотажным изделиям, аккредитованная Госстандартом испытательной лаборатории, которая может осуществлять экспертизу, как для сертификации, так и по заказам предприятий легкой промышленности Белгородской области и других регионов.

В университете работают 28 студенческих научных кружка и три клуба.

Ежегодно проводятся студенческие научные конференции, посвященные актуальным проблемам развития кооперативного движения.

В 2004–2005 учебном году кафедра теории и истории кооперации провела две студенческие научно-теоретические конференции «Потребительской кооперации России – 170 лет» и «Кооперация накануне третьего тысячелетия», посвященные 170-летию потребительской кооперации России, в которой приняли участие студенты всех специальностей.

Ежегодно студенты университета принимают участие в областном конкурсе научных молодежных работ “Молодежь Белгородской области”.

Ежегодно в университете и филиалах проводится конкурс студенческих научных работ, посвященный истории потребительской кооперации России. Он принял массовый характер среди студентов университета и филиалов. [16]

Заключение


В результате проведённого исследования на тему: «Опыт молодежного предпринимательства в научно-технической сфере» можно сделать ряд выводов:

1. Решающим условием национальной безопасности и успешного развития современной России является обеспечение ее конкурентоспособности. Это предполагает укрепление позиций России во внешнеполитической сфере и мировом разделении труда, мировой науке, культуре и технологиях, повышение качества жизни, эффективности государственного управления; обеспечение необходимого уровня обороноспособности.

2. Успешное решение этих задач невозможно без эффективного участия молодежи. Степень эффективности этого участия определяется тем, насколько молодежь:

·        знает, разделяет, принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;

·        обладает необходимыми физическими, личностными, образовательными, профессиональными качествами;

·        имеет необходимые возможности для активного участия в развитии страны.

3. Во всем мире происходит переосмысление роли научных исследований в развитии современного общества. В настоящее время важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность отдельного государства, является эффективное использование имеющихся интеллектуальных ресурсов. В этой связи особое значение имеет подготовка молодых ученых как стратегического ресурса каждой страны.

Молодые ученые России должны принимать более активное участие в построении будущего нашей страны, необходимо широкое привлечение молодых, патриотически-настроенных ученых к решению социальных и экономических задач, стоящих перед Россией.

4. Сегодня общество переходит от традиционных производств, связанных с товаром, к индустрии знания. Увеличение численности высоквалифицированных специалистов становится главной формой накопления в современной экономике, а люди, их знания, их разум – самым ценным стратегическим ресурсом, за которые идёт конкурентная борьба, не уступающая по накалу борьбе за сырьевые ресурсы.

5. Молодежь лишь частично включена в существующую систему общественных отношений и социальную структуру, но составляет обновляющую силу, инновационный элемент, духовный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо провести глубокую перемену и в то же время приспособиться к быстро изменяющимся условиям рынка.

6. Государственная молодежная политика в Белгородской области направлена на решение проблем молодежи и привлечение молодых людей к участию в делах общества и государства. 

Сегодня необходимо рассматривать молодежь в качестве главного субъекта социального обновления, инновационного ресурса общества, государства, региона, муниципального образования. Ведь молодежь – это то поколение, которое определяет сейчас и будет определять в будущем развитие страны в XXI веке.

7. В условиях сложной динамики социально-экономического развития России необходим механизм стабилизации и эффективной поддержки науки, научно-технического прогресса и активизации инновационной деятельности, каковым может быть законодательное обеспечение развития научно-технического прогресса.

8. Одна из наиболее важных задач, стоящих перед высшей школой – выявление, поощрение и поддержка талантливой студенческой молодежи с целью сохранения интеллектуального потенциала страны. Решение этой острой социальной и педагогической проблемы большинство специалистов и преподавателей высшей школы, ученых и исследователей видит в создании в вузах благоприятных условий для подготовки и становления будущих преподавателей, научных и практических специалистов высшей квалификации, усилении и дальнейшем развитии научно-исследовательской работы студентов.

Молодежные научные организации играют первостепенную роль в формировании студенческой науки, которая является фундаментальной основой построения научного потенциала государства, что, в свою очередь, обеспечивает развитие российского общества.

9. В целях государственной поддержки талантливой молодёжи и развитию кадрового состава российской науки необходимо разработать национальные программы, способствующие формированию благоприятных условий для реализации научного потенциала молодых ученых России, в частности:

- программу создания единой электронной научной библиотеки для молодых ученых России;

- программу проведения периодических школ для лидеров молодых ученых России с целью обучения их новым методам управления научными исследованиями и переносу научных разработок от фундаментальных исследований к промышленным технологиям;

- программу, направленную на решение жилищных проблем молодых ученых, которые в настоящее время являются крайне актуальными для большинства молодых ученых России.

10. Необходимо также создание общероссийской организации – Союза молодых ученых России, способной консолидировать молодых ученых нашей страны с целью совместной реализации проектов и программ, направленных на развитие России по пути созидания инновационной экономики и общества знаний, для осуществления мер, направленных на повышение уровня социально-экономического развития нашей страны.

Библиографический список литературы


1.                 Постановление Межпарламентской Ассамблеи Евразийского Экономического Сообщества от 16 июня 2003 г. № 4-19 г. Санкт-Петербург «О рекомендациях Межпарламентской Ассамблеи ЕВРАЗЭС по гармонизации национальных законодательных актов в сфере молодежной политики на общем рынке труда евразийского экономического сообщества». 

2.                 Постановление Правительства РФ „О федеральной целевой программе «Молодежь России (2001–2005 годы)»“ от 27 декабря 2000 г. № 1015.

3.                 Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации. Приложение № 1 к приказу Минобразования России от 06.06.2000 № 1705.

4.                 Закон Белгородской области от 9 января 1996 года № 44 "О государственной поддержке талантливой молодежи".

5.                 Закон Белгородской области от 3 января 2001 г. № 1 "О развитии кадрового потенциала области".

6.                 Постановление главы администрации Белгородской области от 31 июля 2002 г. № 313 «Об учреждении ежегодного областного конкурса на соискание грантов Белгородской области  по поддержке молодежных социально значимых проектов».

7.                 Постановление главы администрации Белгородской области от 23 августа 2002 г. № 333 "Об учреждении ежегодных стипендий главы администрации области для молодёжного актива".

8.                 Постановление главы администрации Белгородской области „О проведении областного конкурса научных молодежных работ "Молодежь Белгородской области" в области технических и сельскохозяйственных, гуманитарных, правовых и экономических наук“ от 2 марта 2001 г. № 139.

9.                 Доклад С. Апатенко на коллегии Министерства образования и науки 22 марта 2005 года: О концепции федеральной целевой программы "Молодежь России на 2006-2010 годы" #"#">#"1.files/image001.gif">

 




























[1] На этот закон, принятый в 1999 г. Государственной Думой РФ, наложил вето Президент РФ


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.