Организация документооборота за рубежом
Основополагающую роль в решении проблем ДОУ должен
сыграть Закон о документации Российской Федерации. Закон позволит
нормативно закрепить общие принципы и наиболее существенные положения
документационного обеспечения, в том числе, обязательность документирования
деятельности всех организаций, формы и способы документирования, электронное документирование,
обмен документированной информацией удовлетворения потребностей в документации
субъектов права, мер ответственности за нарушения. Закон должен стать
основополагающей нормативной базой, которая не только решит многие спорные
вопросы электронного документооборота и электронного архива, но и в
определенной степени определит направления и дальнейшие перспективы развития автоматизации
ДОУ. Принятие закона о документации является настоятельно необходимой задачей
ближайшего будущего.
Исключительно важной представляется также разработка
государственных правовых актов, устанавливающих нормы (стандарты, правила)
ведения делопроизводства, документации и меры ответственности за их нарушение.
Прежде всего это разработанный ВНИИДАД проект
Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ). ГСДОУ
представляет собой один из основополагающих федеральных актов, содержащий
комплекс требований и положений, способствующих разработке единых подходов не
только к традиционному, но и автоматизированному управлению документацией –
информационному менеджменту.
Базовые положения ГСДОУ в сфере автоматизации
документирования, документооборота, информационно-поисковых систем (ИПС),
хранения, использования, внедрения автоматизированных информационных технологий
на основе использования российских и международных классификаторов информации,
в определенных условиях, позволят совместить применяемые в разных ведомствах
аппаратно-программные средства документирования и обработки документной
информации, будут способствовать информатизации организаций, территорий,
отраслей.
Важнейшим из условий активного использования ГСДОУ
является придание ей возможно более высокого юридического статуса с
одновременным возложением ответственности за ее применение на один из
федеральных исполнительных органов, в данном случае на Росархив и его
подведомственные организации.
Решению технологических задач документирования
способствует разработанный ВНИИДАД и утвержденный Госстандартом Российской
Федерации ГОСТ 6.30-97 «УСД. Система ОРД. Требования к оформлению документов».
Стандарт, предъявляя требования к унификации
элементов оформления документации, в значительной степени облегчает создание
типовых, унифицированных и единых процессов как традиционного, так и
автоматизированного документирования, хранения и передачи документированной
информации.
Исключительно важное значение имеет также
последующая разработка и ведение (обновление) общероссийских классификаторов
технико-экономической и социальной информации, в т.ч. форм управленческой
документации на уровне ведомств, предприятий и организаций.
Все более возрастающее значение в последнее время
приобретают также задачи организации упорядочения и регламентации
государственного и ведомственного хранения документации на нетрадиционных
носителях, которые до сих пор решаются на эмпирическом уровне в отдельных
учреждениях и практически не регламентируются общегосударственными нормами.
По-прежнему важной задачей остается сопряжение
аппаратно-программной среды, редакторских программных и других средств
документирования и обработки документной информации.
Согласование и сопряжение этих систем и документов
должны стать предметом самого пристального государственного внимания, так как
существенно влияют на возможности и эффективность автоматизированного ДОУ.
Нерешенность, в частности, вопросов электронного
юридического атрибутирования документов препятствует организации электронного
документирования, документооборота, хранения и защиты информации от
несанкционированного доступа.
Нельзя обойти вниманием проблему электронных, а
вернее машиночитаемых документов.
Специфика машиночитаемых данных состоит в том, что
мы не можем их воспринимать в том физическом виде, в каком они хранятся на
носителе. Электронные документы очень сильно зависят от технологии, формата и
стандарта, в рамках которых они создаются. Только пройдя через ряд
предусмотренных процедур, данные предстают в понятном пользователю виде. Отсюда
и терминологические разногласия, наблюдаемые как в среде ученых, так и в среде
специалистов и практиков.
В одном случае под электронным документом понимается
машинный носитель информации, в другом – отдельный файл на этом носителе, в
третьем – распечатка на бумаге, в четвертом – некая «матрица в памяти
компьютера». Во многих случаях за документ принимается изображение на экране, в
том числе полученное по электронной почте, из Интернета и других сетей. Не
следует упускать из виду, что в рассматриваемом термине имеет значение не
только первое слово «Электронный», но и «документ». Понятие документа уже
достаточно определено и, несмотря на варианты, имеет ряд общих обязательных
составляющих: закрепление информации на носителе, возможность сохранения и
передачи во времени и на расстояние, возможность служить доказательством.
Поэтому, прежде чем заниматься
технико-технологическими проблемами электронных документов, следует решить
терминологические проблемы, проблемы правового характера по отношению к
машиночитаемым документом.
Следующий шаг – стандартизация и унификация новых
информационных технологий. И все это требует серьезной научной проработки,
специальной постановки научной темы в общегосударственном масштабе, как это сделано
в странах ЕС, других развитых государствах.
С проблемой электронного документа тесно связана
проблема электронного документооборота, автоматизации ДОУ.
В настоящее время различными фирмами разработано и
внедрено большое число автоматизированных систем управления документацией
(АСУД), характеризующихся специфическими подходами и
компьютерно-коммуникационными средствами реализации. К сожалению, в этих
разработках отсутствует унифицированная терминология. Продукция фирм
разработчиков носит такие названия как: система автоматизации документооборота,
компьютерная система автоматизации делопроизводства и документооборота, система
управления делопроизводством, распределенная система управления документами,
электронный архив и т.п. Разнообразие в названиях разработанных и
разрабатываемых систем говорит лишь о том, что сегодня эта область
информационного рынка еще не оформилась в качестве самостоятельно сегмента, и в
ряде случаев продукты АСУД появляются как сопутствующие разработки или побочный
продукт при решении других более сложных задач.
Тем не менее, число АСУД растет достаточно быстро.
Примерно 30-40 компаний регулярно участвуют в конференциях DOCFLOW и предлагают
свои разработки потребителям. Это, конечно самые крупные разработчики, задающие
уровень технико-технологических решений. Известно также, что многие АСУД
разрабатываются индивидуально для внутреннего использования и на рынок не
выставляются.
Принципы разработки и критерии выбора АСУД
Попытаемся рассмотреть основные тенденции в
разработках АСУД.
Прежде всего отметим, что для создания полноценного
продукта важен именно системный подход, который позволяет после внедрения АСУД
говорить о комплексном решении задачи документационного обеспечения управления
в организации.
Вторая характеристика системы – специализированная
это система или система общего назначения? То есть, разработана ли система
специально для ДОУ или же наряду с другими назначениями она может быть
приспособлена для выполнения (или попутно выполняет) задачи ДОУ?
В третьих, важное значение для потребителя имеет
стоимость системы и масштаб организации, в которой ее можно применить, объем
документооборота. При выборе потребителями необходимой системы прежде всего
следует учесть, для какого типа управленческой структуры подбирается АСУД.
На наш взгляд, можно выделить такие категории
потребителей:
Ø
сложные
иерархические структуры;
Ø
территориальные
органы управления;
Ø
коммерческие и
некоммерческие организации среднего и низшего уровня.
Вышеприведенная систематизация носит условный характер,
однако она в основном поглощает основные типы потребителей АСУД. Для каждой из
названых групп потребителей существует целый ряд предложений. Например, для
министерств и ведомств предназначаются разработки компаний «Электронные офисные
системы», «Весть», «Анкей», «Ланит» и др., для второй категории потребителей
наиболее известны разработки кампании «Гранит-Центр», НТЦ Института развития
Москвы. Больше всего разработок предназначено потребителям третьей категории
организаций. Здесь можно обратить внимание на продукты фирм «Интертраст», «АйТи»,
«Оптима», «Центринвестсофт» и др.
Требования к системе управления документации
Можно сформулировать определенные требования к
современной системе управления документации в организации.
Прежде всего, АСУД должна выполнять все задачи
документационного обеспечения управления в полном объеме: подготовку
документов, их регистрацию, контроль за исполнением, поиск документов, их
хранение и справочную работу по массиву документов.
Система должна быть построена на единых методологических
принципах, программно-технических и технологических решениях и в рамках
действующих организационно-правовых условий в виде отечественного
законодательства, государственных стандартов, инструкций и требований.
АСУД должна обеспечить интегрирование накопленного
информационного ресурса и реализовывать принцип однократного ввода информации и
ее многократного использования как подокументно, так и фактически. Система
также должна помогать администраторам выбирать маршруты движения документации внутри
организации, обеспечивая необходимую степень защиты информации от
несанкционированного доступа.
АСУД в современных условиях должна быть способна к
расширению по определенным компонентам (количество технических устройств и
технологий, объем информации, количество пользователей) и уметь адаптироваться
в разумных пределах к меняющимся требованиям пользователей[24].
2.3 Изменение системы национальных
стандартов в сфере документационного обеспечения управления как фактор
интеграции России в мировое сообщество
Россия интенсивно проходит путь интеграции в мировое
сообщество, и в этой связи все острее встает проблема установления единых
требований (стандартов), в том числе в сферах информационных технологий и
документационного обеспечения управления.
Создание международного стандарта ISO 15489-1:2001
«Information and documentation. Records management» («Информация и документация
– Управление документами»), разработанного подкомитетом № 11 «Управление
архивами (документами)», действующим в структуре технического комитета № 46
«Информация и документация» Международной организации по стандартизации (ИСО –
ISO, International Organization for Standardization), явилось одним из ключевых
решений в условиях глобализации мировых экономических отношений.
Международный стандарт ISO 15489-1:2001 состоит из
двух частей: «Part 1:General» (Общие принципы) и «Part 2: Guidelines»
(Практическое руководство). Во второй части стандарта освещаются процедуры
управления документами организации в соответствии с принципами,
стандартизированными в первой части ISO 15489-1:2001. Этот документ фактически
является техническим отчетом, который, согласно правилам ИСО, относится к
информационным документам и не имеет статуса стандарта; цель его разработки –
предложить одну из возможных методологий внедрения систем управления
документами, созданную в организации на базе принципов первой части ISO
15489-1:2001. Данная методология основана на австралийском опыте работы
(впрочем, и сам стандарт изначально был создан на основе австралийских
стандартов и лишь в процессе обсуждения в комитете ИСО приобрел универсальный
характер, объединив в себе передовой опыт других стран). Вместе с тем следует
отметить, что при обсуждении второй части ISO 15489-1:2001 выдвигались
предложения заложить в технический отчет несколько вариантов методологий
внедрения систем управления документами и тем самым снять противоречия,
связанные с национальными особенностями ведения документации и управления
документами. Но ввиду сложности и разновариантности этих методологий было
принято решение привести в техническом отчете лишь одну версию и отнести работу
по выработке необходимой методологии к сфере деятельности национальных органов
по стандартизации, управлению документами и архивами.
Поэтому в большинстве развитых стран мира при
разработке национального стандарта пристальное внимание уделяется первой части
ISO 15489-1:2001, вторая используется как вспомогательный (уточняющий ряд
положений первой части) документ.
Назначение и структура ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007
В соответствии с Программой национальной стандартизации
Российской Федерации на 2006-2007 годы ВНИИДАД разработал национальный стандарт
России – ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования»,
который является, по сути, аутентичным переводом первой части международного
стандарта ISO 15489-1:2001 «Information and documentation. Records management».
Приказом ФГУП «Стандартинформ» Ростехрегулирования
от 12.03.2007 № 28-ст ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 утвержден и вводится в действие с
01 июля 2007 года.
ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 состоит из 11 разделов:
1.
Область
применения.
2.
Нормативные
ссылки.
3.
Термины
и определения.
4.
Преимущества
управления документами.
5.
Нормативная
среда.
6.
Политика
управления документами и ответственность.
7.
Требования
к управлению документами.
8.
Проектирование
и внедрение системы управления документами.
9.
Процессы
управления документами и контроль.
10.
Мониторинг
и аудит.
11.
Обучение.
Данный стандарт содержит также Предметный указатель
и Приложение А (справочное) «Сведения о соответствии ссылочных международных
стандартов национальным стандартам Российской Федерации».
Стандарт регулирует процессы управления документами
государственных, коммерческих и общественных организаций, предназначенными для
внутреннего или внешнего пользования.
Положения стандарта являются рекомендациями в
отношении создания систем управления документами, включения в них документов, а
также обеспечения соответствия подлинных документов установленным в стандарте
характеристикам (аутентичность, достоверность, целостность, пригодность для
использования и др.).
Действие ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 распространяется на
документы (всех форматов и на всех носителях), создаваемые или получаемые
государственной, коммерческой или общественной организацией в процессе ее
деятельности или лицом, на которого возложена такая обязанность.
Стандарт носит рекомендательный характер, что
установлено Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом
регулировании». Вместе с тем нельзя забывать о том, что стандарт содержит
руководящие указания по управлению документами в рамках процессов управления
качеством и окружающей средой в соответствии с национальными стандартами ГОСТ Р
ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 14001, а следовательно, обязателен для исполнения в
организациях, аттестующихся на соответствие системам менеджмента качества
(СМК). С учетом того, что специфика стандартов ИСО серии 9000, 14000 и других
стандартов ИСО, регулирующих системы менеджмента качества различных сфер деятельности,
заключается в нацеленности на повышение конкурентоспособности продукции и
услуг, доверия потребителей этих услуг и продукции, кредиторов и инвесторов, а
также на снижение рисков, связанных с производством, изменением внешней (в т.ч.
нормативной) среды и другими факторами, можно провести прямую аналогию с ИСО
15489-1-2007 ввиду той же принципиальной значимости этого стандарта для
процессов управления документами, в частности сферы документационного
обеспечения управления.
ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 содержит очень важный для
отечественной практики ДОУ раздел – «Политика управления документами и
ответственность», в котором сказано: «Ответственность и
полномочия в области управления документами должны быть четко определены и
доведены до сведения всей организации с тем, чтобы было ясно, кто несет
ответственность за работу с конкретными документами. Эта ответственность должна
быть распределена между всеми сотрудниками организации (в том числе
управляющими документацией, специалистами смежных информационных профессий,
руководством организации, руководителями структурных подразделений,
администраторами систем управления документами и другими лицами, для которых
работа с документами входит в их должностные обязанности) и отражена в
должностных инструкциях и организационно-распорядительных документах
организации. Особая ответственность в области управления документами должна
быть возложена на лицо, обладающее соответствующими полномочиями внутри
организации».
В данном случае представляет интерес дифференциация ответственности
в области управления документами между сотрудниками организации в зависимости
от их должностных обязанностей и занимаемого поста. Например, специалисты в
области управления документами отвечают за все его аспекты, в том числе за
проектирование, внедрение и сохранность систем управления документами и их
эксплуатационные характеристики, а также за обучение пользователей управлению
документами и применению систем управления документами в индивидуальной
практической деятельности. Администраторы систем управления документами
отвечают за точность введенной документации (документов), удобство их
воспроизведения и восприятия, а также за доступ персонала организации к этим
документам. Ответственность руководства заключается в поддержке политики управления
документами во всей организации и т.п. Вместе с тем все сотрудники организации
ответственны за сохранение аутентичности, целостности, достоверности и
пригодности для использования документов, отражающих их деятельность.
Стандарт содержит ряд требований к процессам
управления документами и закладывает принципы разработки программ управления
документами. Основным принципом, позволяющим
обеспечить непрерывность деловой деятельности организации, ее соответствие
нормативной среде и требованиям отчетности, является необходимость «создавать и
сохранять аутентичные, достоверные и пригодные для использования документы, а
также защищать целостность этих документов в течение требуемого времени».
Важным положением стандарта в этой связи является то, что информационные и
коммуникационные системы, прикладные программы, а также поддерживаемые ими
процессы деловой деятельности «следует проектировать, модифицировать или
перепроектировать так, чтобы в процессе повседневной деловой деятельности это
не мешало созданию соответствующих документов как составной части системы
управления документами».
Стандарт содержит также методические рекомендации по
проектированию и внедрению систем управления документами.
До
настоящего времени этот вопрос в нормативных актах, регулирующих деятельность в
сфере документационного и информационного обеспечения управления, в должной
мере не был отражен. Между тем такие документы содержат информацию, являющуюся
ценным ресурсом и важным элементом деловой деятельности, а системный подход к
управлению документами, отраженный в них, позволяет организациям создавать,
использовать и сохранять документы во времени. В свою очередь, система
управления документами позволяет создавать информационный ресурс о деловой
деятельности организации, который может поддерживать ее последующую
деятельность, обеспечивать оперативное принятие отдельных решений и
представление необходимой и своевременной отчетности.
В разделе стандарта, посвященном вопросам
проектирования и внедрения систем управления документами, описываются:
§ характеристики
систем управления документами, основными из которых являются надежность,
целостность, соответствие, комплексность, системность и др.;
§ процесс
проектирования и внедрения системы управления документами и его методология;
§ описывается
механизм и условия прекращения применения системы управления документами,
главным из которых является условие, что независимо от причин прекращения
использования системы управления документами или утраты ею легитимности
«документы, находящиеся в этой системе, должны быть доступны», а сам процесс
прекращения деятельности этой системы должен быть «документально зафиксирован в
той мере, в которой это потребуется для сохранения аутентичности, достоверности
и пригодности для использования документов, по-прежнему находящихся в системе».
Методология проектирования и внедрения системы
управления документами, заложенная в ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007, проста и логична.
Она включает в себя несколько «задач» (этапов), которые допускается выполнять
на различных стадиях проектирования и внедрения системы управления документами,
«многократно, частично или полностью, в соответствии с организационными
потребностями, официальными требованиями и изменениями организационной среды
или среды управления документами».
Основными задачами предлагаемой
методологии являются:
§ предварительное
обследование организации, намеренной внедрить систему управления документами;
§ анализ
ее деловой деятельности;
§ определение
требований к документам, подлежащим включению в эту систему;
§ оценка
систем управления документами, существующих на рынке;
§ разработка
и внедрение в практику работы организации принципов политики, стандартов,
процедур и других документов, обеспечивающих соблюдение требований к документам
и правилам документирования;
§ проектирование
системы управления документами;
§ внедрение
системы управления документами;
§ обследование
системы управления документами после внедрения.
Важная особенность национального стандарта ГОСТ Р
ИСО 15489-1-2007 – его универсальность с точки зрения традиционного и
электронного делопроизводства. Отсюда вытекает
следующее: во-первых, системы традиционного и электронного документооборота
могут и должны существовать параллельно и быть взаимодополняющими; во-вторых,
система управления документами включает оба эти направления. Следовательно, при
проектировании системы управления документами необходимо выбирать «подходящую
среду хранения и носители информации, средства физической защиты, процедуры
обработки и системы хранения документов».
Одним из нововведений данного стандарта является
стандартизированная возможность распределенного хранения и управления
документами, которая предоставляет
организациям право физически хранить документы в одной организации, а управлять
ими (например, использовать) и возложить ответственность за их сохранность либо
на организацию – создателя документов, либо на другой полномочный орган, при
условии, что правовая и нормативная среда это позволяют. На современном этапе
многие коммерческие организации, чьи офисы расположены в респектабельных
зданиях в центре Москвы, уже используют этот порядок в практике своей работы.
При этом данный порядок распространяется на документы как на электронных, так и
на традиционных (бумажных) носителях. Этим и объясняется рост числа частных
архивов, предоставляющих подобные услуги и составляющих серьезную конкуренцию
государственным.
Несмотря на то что действие ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007
не распространяется на управление архивными документами в архивных учреждениях,
в нем подчеркивается значимость архивной службы при привлечении ее к участию
в процессе планирования и внедрения политики и процедур управления документами.
В стандарте особое внимание уделяется проблемам
сохранности документов, введенных в систему управления документами, и, в
частности, срокам хранения этих документов. Стандарт не
определяет эти сроки – в Российской Федерации подобные вопросы давно и
достаточно полно проработаны в отношении традиционных документов и есть все
основания утверждать, что и в отношении электронных документов этот вопрос
вскоре будет урегулирован. Значимость положений национального стандарта
заключается в том, что принятие решения о сроках хранения документов в системе
управления документами должно происходить на основе существующих норм, исходя
из потребностей деловой деятельности, с учетом прав всех заинтересованных лиц,
а также при оценке рисков, возможных в случае несвоевременного уничтожения
документов. Таким образом, приоритетное значение имеет соблюдение требований
нормативной среды. При этом «правовыми или иными требованиями нормативной среды
устанавливаются минимальные сроки хранения документов в системе управления
документами», а к решению этого вопроса «следует привлекать уполномоченные
органы (архивные органы или аудиторов)».
При работе над национальным стандартом ВНИИДАД
максимально адаптировал терминологию стандарта к терминологии, используемой в
отечественном документоведении, а также провел существенную редакторскую работу
над самим текстом стандарта, написав его «по-русски», сохранив при этом
аутентичность его перевода.
Нисколько не приуменьшая практическую ценность,
актуальность и востребованность ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007, не следует забывать о
том, что Россия имеет огромный опыт унификации и стандартизации процессов
управления документами, а также самих форм документов, особенно в системах
организационно-распорядительной документации. Эти традиции уходят еще в
советский период, когда все было строго централизованно и огосударствлено.
Поэтому международный стандарт ИСО 154989-2001 не является для нас чем-то
новым, как, например, для некоторых европейских стран, где процессы управления
документами заботили государство исключительно в рамках подчиненных ему
структур, а существовавший при этом огромный частный сектор экономики играл по
своим самостоятельно установленным (зачастую в пределах одной компании)
правилам.
В то же время в России с появлением частного сектора
экономики государство не распространило на него уже имеющиеся и опробованные
правила и методы управления документами, а со временем вообще устранилось от
этой проблемы. Все нормативно-методические документы, регламентирующие процессы
управления документами в сфере ДОУ, адресованы исключительно федеральным
органам исполнительной власти. И совершенно непонятно, что же делать
организациям, намеренным добросовестно вести свое делопроизводство, на какие
нормативные документы им опираться в работе. И в этой связи ГОСТ Р ИСО
15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому
делу. Управление документами. Общие требования» отвечает на эти вопросы.
Распространяя единые правила и процедуры управления документами на
государственный и частный сектор экономики, ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 будет
способствовать возрождению единой системы документационного и информационного
обеспечения управления в России[25].
Заключение
Изучив и
обобщив опыт работы с документами за рубежом, мы пришли к следующим выводам:
ü
международные
требования в области документооборота, несмотря на то, что законодательство в
различных странах-государствах неодинаково, находят свое отражение в
национальных стандартах зарубежных стран и стандартах России;
ü
нормативное
регулирование электронного документооборота, первоначально получившего широкое
распространение в США, на сегодня приобретает первостепенное значение при
организации и функционировании современных систем документооборота на
предприятии в развитых странах;
ü
в целях
обеспечения потребностей развития электронного документооборота важна выработка
единообразных норм, унификация и гармонизация законодательства об электронном
документообороте;
ü
в России имеет
место отставание документоведческих разработок нормативного и методического
характера от темпов развития информационных технологий, хотя за последнее
десятилетие законодательство в области работы с документами существенно
обновилось, но оно не в полной мере отвечает международным стандартам и
рекомендациям ООН, в отличие от законодательства развитых стран. Усиление
взаимного влияния национальных экономик и правовых систем требует норм
российского законодательства в сфере работы с документами с тем, чтобы они
соответствовали международным стандартам.
При
сравнении российского и зарубежного направлений развития систем
документооборота можно констатировать следующее:
1.
Документооборот в
России в большей части все еще остается бумажным; для России в отличие от
зарубежных стран характерен чётко выраженный вертикальный характер движения документов
с жесткой регламентацией маршрутов движения документов, а также наличие
специальных служб для выполнения основных делопроизводственных операций.
2.
Российским организациям
необходимо учитывать как традиционно российские принципы работы с документами,
так и прогрессивные западные для рациональной работы с документами и для
повышения конкурентоспособности. Поэтому руководитель должен предъявлять особые
требования к профессиональным знаниям работников, стимулируя их к активному
поиску оптимальных решений, в том числе и путем обращения к международной
практике.
К
основным направлениям совершенствования документационного обеспечения
управления в России можно отнести:
§
разработку единых
нормативно-методических основ, принципов и правил документирования информации и
работы с документированной информацией;
§
стандартизацию и
унификацию документов, в том числе стандартизацию и унификацию новых
информационных технологий;
§
обеспечение
информационной безопасности и защиты информации от несанкционированного
доступа;
§
реализацию «Концепции
формирования единого информационного пространства и соответствующих
государственных информационных ресурсов»;
§
повышение уровня
подготовленности работников аппарата управления в области основных,
принципиальных положений ДОУ и архивного дела.
Совершенствование
документационного обеспечения управления становится обязательным в современных
условиях интеграции России в мировое информационное пространство.
Список использованной литературы
1.
ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и
определения». – М.: Госстандарт России: Издательство стандартов, 1998.
2.
ГОСТ Р ИСО
15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому
делу. Управление документами. Общие требования» – М.: Госстандарт России: Издательство стандартов,
2007.
3.
ИСО 15489-2001
«Информация и документация – Управление документацией».
4.
Федеральный закон
от 10.02.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // Справочная правовая
система КОНСУЛЬТАНТ (#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1"
name="_ftn1" title="">[1]
Ларин, М.В. Управление документацией: теория и практика / М.В. Ларин //
Делопроизводитель. – 2001. – № 1.
[2]
Беззубенко, Н.С. Информационное обеспечение управления: учебное пособие / Н.С.
Беззубенко. – Тула, 2008. – С.2.
[3]
Рогожин, М.Ю. Документационное обеспечение управления: учебно-практическое
пособие / М.Ю. Рогожин. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – С.5.
[4]
Рысков, О.И. Управление документами в европейских странах / О.И. Рысков //
Делопроизводство. – 2006. – № 4. – С.8.
[5]
Храмцовская, Н.А. Международные стандарты по делопроизводству / Н.А. Храмцовская
// Секретарь-референт. – 2006. – № 12.
[6]
Рысков, О.И. Управление документами в европейских странах / О.И. Рысков //
Делопроизводство. – 2006. – № 4. – С.11.
[7] Храмцовская, Н.А.
Стандарты СЭД: что подойдет России? / Н.А. Храмцовская // Секретарь-референт. –
2006. – № 4.
[8]
ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины
и определения». – М.: Госстандарт России: Издательство стандартов, 1998. – П.
60.
[9] Там же.
[10] Кузнецова, Т.В. Делопроизводство
(документационное обеспечение управления) / Т.В. Кузнецова // Управление
персоналом. – 2003. – № 6. – С. 48.
[11]
ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины
и определения». – М.: Госстандарт России: Издательство стандартов, 1998. – П.
59.
[12]
Федеральный закон от 10.02.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» //
Справочная правовая система КОНСУЛЬТАНТ (#"#_ftnref13"
name="_ftn13" title="">[13]
Крюкова, Н.П. Документирование управленческой деятельности: Учебное пособие /
Н.П. Крюкова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 92.
[14]
Ловцов, Д.А. Проблемы правового регулирования электронного документооборота /
Д.А. Ловцов // Делопроизводитель. – 2008. – № 5. – С. 5.
[15]
Digital Signature Directive 1999/93/EU
(28.06.99) // Official Journal of the European Communities. – 1999. – № 28.
[16] Федеральный
закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // СЗ РФ. –
2002. – № 2.
[17] Арндт, А.Ю.
Электронная торговля: имплементация директив ЕС в национальное законодательство
Германии, Франции и Великобритании / А.Ю. Арндт, О.А. Романов //
[Электронный ресурс]. – #"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">[18] Костомаров, М.Н. Управление документами в США / М.Н.
Костомаров // Секретарское дело. – 1996. – № 3. – С. 23-25.
[19] Арндт, А.Ю. Электронная
торговля: имплементация директив ЕС в национальное законодательство Германии,
Франции и Великобритании / А.Ю. Арндт, О.А. Романов // [Электронный ресурс]. – #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] Арндт, А.Ю.
Электронная торговля: имплементация директив ЕС в национальное законодательство
Германии, Франции и Великобритании / А.Ю. Арндт, О.А. Романов //
[Электронный ресурс]. – #"#_ftnref21" name="_ftn21" title="">[21] Арндт, А.Ю.
Электронная торговля: имплементация директив ЕС в национальное законодательство
Германии, Франции и Великобритании / А.Ю. Арндт, О.А. Романов //
[Электронный ресурс]. – #"#_ftnref22"
name="_ftn22" title="">[22]
Шадрин, К.А. Проблемы международного электронного документооборота / К.А.
Шадрин // Информационная безопасность. – 2008. – № 1. – С.11.
[23]
Персианов, В.В. Информационные системы: Учебно-методическое
пособие / В.В.Персианов, Е.И.Логинова. – Тула: Издательство ТГПУ им.
Л.Н.Толстого, 2008.
[24] Ларин, М.В.
Проблемы совершенствования документационного обеспечения управления в современных
условиях / М.В. Ларин // Сайт «АКДИ Экономика и жизнь». [Электронный
ресурс]. – #"#_ftnref25" name="_ftn25" title="">[25] Варламова, Л.Н. Новый стандарт в области
делопроизводства / Л.Н. Варламова // Секретарь-референт. – 2007. – №6. –
С.10-12.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|