скачать рефераты

МЕНЮ


Организация и повышение эффективности работы по подготовке, переподготовке, повышению квалификации персонала на предприятии

Важнейшим показателем эффективности производства является производительность труда.

Ускорение роста производительности труда - одно из основных условий дальнейшего развития производства, его интенсификации, повышения эффективности.

Рост производительности труда в учреждении достигается внедрением новой передовой техники и технологии, улучшением использования действующих средств, совершенствованием организации производства, труда и управления на научной основе, улучшением использования рабочего времени, совершенствованием технического нормирования, укреплением трудовой дисциплины, совершенствованием условий оплаты труда и форм материального и морального поощрения.

Производительность труда определяется или количеством продукции, выработанной в единицу времени, или количеством рабочего времени, затраченного на производство единицы продукции.

Более часто применяется первый показатель производительности труда в виде выработки продукции в единицу времени.

В планах и отчетах показатель производительности труда по учреждению в целом рассчитывается делением объема продукции в денежном измерении на среднесписочную численность работников основной деятельности.

Анализ производительности труда начинается с общей оценки выполнения планов и темпов роста по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

При этом одновременно рассматриваются показатели объема предоставленных услуги и численности работников (табл. 2.2).


Таблица 2.2 Результаты выполнения плана и темпы роста производительности труда

Наименование показателей

ед. изм

2007

Отчетный год 2009

План 2008 г.

Выполнение

Факт вып. 2008г.

В процентах

К плану

К пред. году

Объем предоставленных услуг

Тыс. руб.

4126

4500

4569

101,5

110,7

Численность работников

Чел.

150

170

170

100

113,3

Производительность труда, руб

Руб.

24,27

30

30,46

101,5

125,5


Приведенные данные показывают, что план по производительности труда выполнен. Фактический уровень производительности труда превзошел плановый это обеспечило и более высокие темпы роста производительности труда.

Так, если в плане предусматривается рост производительности труда в отчетном году по сравнению с предыдущим годом на 19,1 (30-24,27)/30*100%.

Анализируя работу ООО «Универсал-Сервис» за 2009 год, можно отметить, что уровень работы – итоговый уровень достижения результатов
ООО «Универсал-Сервис» высокий. Это говорит о высокой производительности труда на данном предприятии.


2.2 Анализ кадрового потенциала


Служба управления персоналом, т.е. Отдел кадров возглавляется начальником Отдела кадров. Она является одновременно и средством, и инструментом реализации кадровой политики организации. ООО «Универсал-Сервис» тщательно формулирует свою кадровую политику, охватывающую все сферы работы с персоналом внутри организации и жестко проводимую в жизнь. Здесь существуют не только сформулированные на бумаге, но и активно «работающие» правила, «меморандумы», управленческие процедуры по всем важным направлениям работы с персоналом (по политике найма и продвижения работников в компании, а также по вопросам оплаты, пенсий и т.п.). Следование единой кадровой политике позволяет предприятию не только избегать многих трудовых конфликтов и экономить значительные средства, но и, самое главное, добиваться более высокой отдачи от персонала.

Отдел кадров ООО «Универсал-Сервис» выполняет функции:

1)      прием на работу;

2)      организация профессиональной подготовки;

3)      подбор персонала разного уровня, учет изменений, происходящих с работниками (семейное положение, служебные перемещения с изменением функций и т.п.);

4)      обучение, повышение квалификации или переквалификация персонала (стажировка за рубежом, обеспечение специальной литературой по профилю деятельности и иными каналами профзнаний и профнавыков);

5)      увольнение с работы;

6)      оформление продвижения по службе;

7)      социальные вопросы, т.е. забота об отдыхе, здоровье, жилищных условиях работников, программы поощрения и внимания (дни рождения, подарки к праздникам, льготы разного типа);

8)      контакты с внешними организациями (инспекцией по труду, юридическими органами и адвокатурой, вышестоящими организациями, отраслевыми профсоюзами, учебными заведениями, местными органами власти).

Задача службы управления персоналом ООО «Универсал-Сервис» - это разработка политики занятости, позволяющей на всех уровнях воспринимать необходимые технологические нововведения. Разработка этой политики включает в себя такие элементы, как переподготовка кадров, их продвижение, оценка работы и т.п. Ставится задача на всех уровнях поощрять овладение другими специальностями и готовность к учебе. В организационном плане кадровая служба должна стремиться к децентрализации и сокращению иерархических ступенек при решении тех или иных вопросов.

Структура персонала организации – это совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-нибудь признаку. Она может быть статистической и аналитической.

Статистическая структура отражает распределение персонала и его движение в разрезе занятости по видам деятельности, а также категорий и групп должностей: руководителей, специалистов, других служащих (технических исполнителей) и рабочих.

Аналитическая структура подразделяется на общую и частную. В разрезе общей структуры персонал рассматривается по таким признакам, как профессия, квалификация, образование, пол, возраст, стаж работы. Частная структура отражает соотношение отдельных групп работников, например «занятых тяжелым трудом с помощью простейших приспособлений и без них», «занятые на обрабатывающих центрах» и т.д.

Профессиональная структура персонала организации – это соотношение представителей различных профессий или специальностей (экономистов, бухгалтеров, инженеров, юристов т.д.), обладающих комплексов теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы в конкретной области.

Квалификационная структура персонала – это соотношение работников различного уровня квалификации (т.е. степени профессиональной подготовки), необходимого для выполнения определенных трудовых функций. В нашей стране уровень квалификации рабочих характеризуется разрядом или классом (например, для водителей), а для специалистов – категорией, разрядом или классом.

Половозрастная структура персонала предприятия – это соотношение групп персонала по полу (мужчины, женщины) и возрасту. Возрастная структура характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в общей численности персонала.

Структура персонала по стажу может рассматриваться двояко: по общему стажу и стажу работы на данном предприятии. Общий стаж группируется по следующим периодам: до 18 лет, 18-20, 21-25, 26-30, 31, 32, 33, 34,35,36 и более. Стаж работы в данной организации характеризует стабильность трудового коллектива. Статистика выделяет следующие периоды: до 1 года, 1-4, 5-9, 10-14, 15-19, 20-24, 25-29, 30 лет и более.

Структура персонала по уровню образования (общего и специального) характеризует выделение лиц, имеющих высшее образование, в том числе по уровню подготовки – бакалавр, специалист, магистр; незаконченное высшее (более половины срока обучения); среднее специальное; среднее общее; неполное среднее; начальное.


Таблица 2.3 Характеристика состава персонала ООО «Универсал-Сервис» по возрасту с 2007-2009 гг

Показатель

Численность на конец 2007 года

Численность на конец 2008 года

Численность на конец 2009 года

Группы работников:

По возрасту:




25-29

30

40

50

30

45

50

65

31

25

30

30

32-39

20

20

40

40-50

30

30

35

Итого

150

170

220


Из Таблицы 2.3 видно, что, основную часть коллектива ООО «Универсал-Сервис» составляет молодой, инициативный, энергичный персонал в возрасте 30 лет, что свидетельствует о достаточной обеспеченности наиболее качественными трудовыми ресурсами (т.е., уже имеются навыки, опыт, квалификация и т.д.). Это способствует динамичному росту предприятия, нахождению новых оригинальных путей развития и продвижения на рынке.


 

Рисунок 2.1 – Характеристика состава работников по полу ООО «Универсал-Сервис» с 2007-2009 гг.


Проанализируем использование трудовых ресурсов в ООО «Универсал-Сервис».

Проводим анализ изменений в численности и структуре персонала ООО «Универсал-Сервис» за 2007 - 2009 гг. в таблице 2.4.


Таблица 2.4

Численность персонала ООО «Универсал-Сервис» за 2007 -2009 гг

Категория работников

Численность персонала предприятия

Фактически в %

2007

2008

2009

2007 к 2009

2008 к 2009

пл.

факт

пл.

факт

пл.

факт

Весь персонал в том числе:

145

150

170

170

250

220

68,2

77,2

ППП, из него

144

148

165

165

245

218

67,8

75,6

1. Рабочие, из них:

84

86

86

70

128

113

76,1

61,9

Основные

39

46

56

35

65

63



Вспомогательные

45

40

30

35

63

50



2. Специалисты

38

40

50

60

70

70

57,1

85,7

3. Служащие

20

20

24

30

40

30

66,6

100

4. МОП

2

2

5

5

7

5

40

75

5. Непромышленный персонал

1

2

5

5

5

2

100

40

Данные Табл. 2.4 показывают, что значительно увеличилась численность персонала в 2009 г. и составила 220 человек. Численность персонала основной деятельности в 2009 году снизилась по сравнению с 2007 годом и составила 68,2%, а в 2008 году - 77,2%. Численность служащих и специалистов тоже снизилась и составила 57,1% и 66,6% соответственно, в 2009 году - 85,7% и 100.. Зато численность рабочих увеличилась и составила 76,1%. Но в 2009 году показатель снова снизился до 62%.

Это говорит о том, что в связи с многочисленными контрактами появилась нехватка рабочих.

Зато ООО «Универсал-Сервис» достаточно обеспечено административно-управленческим персоналом и специалистами. Их число из года в год постоянно.

Сложившийся уровень обеспеченности трудовыми ресурсами на
ООО «Универсал-Сервис» позволяет осуществлять производственно-хозяйственную деятельность на не достаточном высоком уровне.

Но в целом предприятие обеспечено трудовыми ресурсами на должном уровне и структура распределения работников по группам соответствует потребностям предприятия.

Определим относительное отклонение численности персонала ООО «Универсал-Сервис».

Расчет ведется по формулам:


                                                            (2.1)


где К числ.осн.раб. - коэффициент численности основных рабочих;

Чр.осн. - численность основных рабочих;

Чр.ппп - численность производственно-промышленных работников


За 2007 год:


 - по плану

 - по факту


За 2008 год:


 - по плану

 - по факту


За 2009 год:


 - по плану

 - по факту

                                                            (2.2)


где Кчисл. всп. раб. – коэффициент численности вспомогательных рабочих;

Кр. всп. – численность вспомогательных рабочих;

Чр. ппп – численность производственно-промышленного персонала

За 2007 год


 - по плану

 - по факту


За 2008 год:


 - по плану

 - по факту


За 2009 год:


 - по плану

 - по факту

,                                                              (2.3)


где К числ.с пец. – коэффициент численности специалистов;

Кр. спец. – численность специалистов;

Чр. ппп – численность производственно-промышленного персонала

За 2007 год:


 - по плану

 - по факту


За 2008 год


 - по плану

 - по факту


За 2009 год:


 - по плану

 - по факту

                                                            (2.4)


где К числ. служ. – коэффициент численности служащих;

Кр. служ. – численность служащих;

Чр. ппп – численность производственно-промышленного персонала

За 2007 год:


 - по плану

 - по факту


За 2008 год:


 - по плану

 - по факту

За 2009 год:


 - по плану

 - по факту


Из данных видно, что фактическое снижение удельного веса рабочих в общей численности персонала основного вида деятельности свидетельствует о снижении производственного потенциала анализируемого предприятия. Так в 2008 году удельный вес рабочих снизился по сравнению с 2007 годом на 15,7% и составил 42,4%. А в 2009 году этот показатель снова увеличился на 9,4% и составил 51,8%. Данные расчетов свидетельствуют также о наметившейся тенденции к росту численности служащего персонала. В 2008 году удельный вес служащих составил 18,1%, что на 4,6% превышает показатель в 2007 году. Зато удельный вес служащих в 2009 году снизился на 4,4% по сравнению с 2008 годом и составил 13,7%.

На анализируемом предприятии число основных рабочих в 2007 году составило 46 человек, а вспомогательных- 40 человек, в 2009 году это число составило 63 и 50 человек, соответственного по категории основных и вспомогательных рабочих. В процессе анализа изучается соотношение между основными и вспомогательными рабочими, устанавливается тенденция изменения этого соотношения, и если оно не в пользу основных рабочих, то необходимо осуществить мероприятия по устранению негативной тенденции. На данном предприятии численность вспомогательных рабочих в 2009 году увеличилась на 15 человек по сравнению с 2008 годом и составила 23%, а численность основных рабочих - увеличилась на 43 человека и составила 28,8%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.