Организация и повышение эффективности работы по подготовке, переподготовке, повышению квалификации персонала на предприятии
Важнейшим показателем эффективности производства является
производительность труда.
Ускорение роста производительности труда - одно из основных
условий дальнейшего развития производства, его интенсификации, повышения
эффективности.
Рост производительности труда в учреждении достигается
внедрением новой передовой техники и технологии, улучшением использования
действующих средств, совершенствованием организации производства, труда и
управления на научной основе, улучшением использования рабочего времени,
совершенствованием технического нормирования, укреплением трудовой дисциплины,
совершенствованием условий оплаты труда и форм материального и морального
поощрения.
Производительность труда определяется или количеством
продукции, выработанной в единицу времени, или количеством рабочего времени,
затраченного на производство единицы продукции.
Более часто применяется первый показатель производительности
труда в виде выработки продукции в единицу времени.
В планах и отчетах показатель производительности труда по
учреждению в целом рассчитывается делением объема продукции в денежном
измерении на среднесписочную численность работников основной деятельности.
Анализ производительности труда начинается с общей оценки
выполнения планов и темпов роста по сравнению с соответствующим периодом
прошлого года.
При этом одновременно рассматриваются показатели объема
предоставленных услуги и численности работников (табл. 2.2).
Таблица 2.2 Результаты выполнения плана и темпы роста
производительности труда
Наименование показателей
|
ед. изм
|
2007
|
Отчетный год 2009
|
План 2008 г.
|
Выполнение
|
Факт
вып. 2008г.
|
В процентах
|
К плану
|
К
пред. году
|
Объем
предоставленных услуг
|
Тыс.
руб.
|
4126
|
4500
|
4569
|
101,5
|
110,7
|
Численность
работников
|
Чел.
|
150
|
170
|
170
|
100
|
113,3
|
Производительность
труда, руб
|
Руб.
|
24,27
|
30
|
30,46
|
101,5
|
125,5
|
Приведенные
данные показывают, что план по производительности труда выполнен. Фактический
уровень производительности труда превзошел плановый это обеспечило и более
высокие темпы роста производительности труда.
Так,
если в плане предусматривается рост производительности труда в отчетном году по
сравнению с предыдущим годом на 19,1 (30-24,27)/30*100%.
Анализируя
работу ООО «Универсал-Сервис» за 2009 год, можно отметить, что уровень работы –
итоговый уровень достижения результатов
ООО «Универсал-Сервис» высокий. Это говорит о высокой производительности труда
на данном предприятии.
2.2
Анализ кадрового потенциала
Служба
управления персоналом, т.е. Отдел кадров возглавляется начальником Отдела
кадров. Она является одновременно и средством, и инструментом реализации кадровой
политики организации. ООО «Универсал-Сервис» тщательно формулирует свою
кадровую политику, охватывающую все сферы работы с персоналом внутри
организации и жестко проводимую в жизнь. Здесь существуют не только
сформулированные на бумаге, но и активно «работающие» правила, «меморандумы»,
управленческие процедуры по всем важным направлениям работы с персоналом (по
политике найма и продвижения работников в компании, а также по вопросам оплаты,
пенсий и т.п.). Следование единой кадровой политике позволяет предприятию не
только избегать многих трудовых конфликтов и экономить значительные средства,
но и, самое главное, добиваться более высокой отдачи от персонала.
Отдел
кадров ООО «Универсал-Сервис» выполняет функции:
1) прием
на работу;
2) организация
профессиональной подготовки;
3) подбор
персонала разного уровня, учет изменений, происходящих с работниками (семейное
положение, служебные перемещения с изменением функций и т.п.);
4) обучение,
повышение квалификации или переквалификация персонала (стажировка за рубежом,
обеспечение специальной литературой по профилю деятельности и иными каналами
профзнаний и профнавыков);
5) увольнение
с работы;
6) оформление
продвижения по службе;
7) социальные
вопросы, т.е. забота об отдыхе, здоровье, жилищных условиях работников,
программы поощрения и внимания (дни рождения, подарки к праздникам, льготы
разного типа);
8) контакты
с внешними организациями (инспекцией по труду, юридическими органами и
адвокатурой, вышестоящими организациями, отраслевыми профсоюзами, учебными заведениями,
местными органами власти).
Задача
службы управления персоналом ООО «Универсал-Сервис» - это разработка политики
занятости, позволяющей на всех уровнях воспринимать необходимые технологические
нововведения. Разработка этой политики включает в себя такие элементы, как
переподготовка кадров, их продвижение, оценка работы и т.п. Ставится задача на
всех уровнях поощрять овладение другими специальностями и готовность к учебе. В
организационном плане кадровая служба должна стремиться к децентрализации и
сокращению иерархических ступенек при решении тех или иных вопросов.
Структура персонала организации – это совокупность отдельных
групп работников, объединенных по какому-нибудь признаку. Она может быть
статистической и аналитической.
Статистическая структура отражает распределение персонала и
его движение в разрезе занятости по видам деятельности, а также категорий и
групп должностей: руководителей, специалистов, других служащих (технических
исполнителей) и рабочих.
Аналитическая структура подразделяется на общую и частную. В
разрезе общей структуры персонал рассматривается по таким признакам, как
профессия, квалификация, образование, пол, возраст, стаж работы. Частная
структура отражает соотношение отдельных групп работников, например «занятых
тяжелым трудом с помощью простейших приспособлений и без них», «занятые на
обрабатывающих центрах» и т.д.
Профессиональная структура персонала организации – это
соотношение представителей различных профессий или специальностей (экономистов,
бухгалтеров, инженеров, юристов т.д.), обладающих комплексов теоретических
знаний и практических навыков, приобретенных в результате обучения и опыта
работы в конкретной области.
Квалификационная структура персонала – это соотношение
работников различного уровня квалификации (т.е. степени профессиональной
подготовки), необходимого для выполнения определенных трудовых функций. В нашей
стране уровень квалификации рабочих характеризуется разрядом или классом
(например, для водителей), а для специалистов – категорией, разрядом или классом.
Половозрастная структура персонала предприятия – это
соотношение групп персонала по полу (мужчины, женщины) и возрасту. Возрастная
структура характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в общей
численности персонала.
Структура персонала по стажу может рассматриваться двояко: по
общему стажу и стажу работы на данном предприятии. Общий стаж группируется по
следующим периодам: до 18 лет, 18-20, 21-25, 26-30, 31, 32, 33, 34,35,36 и
более. Стаж работы в данной организации характеризует стабильность трудового
коллектива. Статистика выделяет следующие периоды: до 1 года, 1-4, 5-9, 10-14,
15-19, 20-24, 25-29, 30 лет и более.
Структура
персонала по уровню образования (общего и специального) характеризует выделение
лиц, имеющих высшее образование, в том числе по уровню подготовки – бакалавр,
специалист, магистр; незаконченное высшее (более половины срока обучения);
среднее специальное; среднее общее; неполное среднее; начальное.
Таблица
2.3 Характеристика состава персонала ООО «Универсал-Сервис» по возрасту с
2007-2009 гг
Показатель
|
Численность на конец
2007 года
|
Численность на конец
2008 года
|
Численность на конец
2009 года
|
Группы работников:
|
По возрасту:
|
|
|
|
25-29
|
30
|
40
|
50
|
30
|
45
|
50
|
65
|
31
|
25
|
30
|
30
|
32-39
|
20
|
20
|
40
|
40-50
|
30
|
30
|
35
|
Итого
|
150
|
170
|
220
|
Из
Таблицы 2.3 видно, что, основную часть коллектива ООО «Универсал-Сервис»
составляет молодой, инициативный, энергичный персонал в возрасте 30 лет, что
свидетельствует о достаточной обеспеченности наиболее качественными трудовыми
ресурсами (т.е., уже имеются навыки, опыт, квалификация и т.д.). Это
способствует динамичному росту предприятия, нахождению новых оригинальных путей
развития и продвижения на рынке.
Рисунок
2.1 – Характеристика состава работников по полу ООО «Универсал-Сервис» с
2007-2009 гг.
Проанализируем
использование трудовых ресурсов в ООО «Универсал-Сервис».
Проводим
анализ изменений в численности и структуре персонала ООО «Универсал-Сервис» за
2007 - 2009 гг. в таблице 2.4.
Таблица
2.4
Численность
персонала ООО «Универсал-Сервис» за 2007 -2009 гг
Категория работников
|
Численность персонала
предприятия
|
Фактически в %
|
2007
|
2008
|
2009
|
2007 к 2009
|
2008 к 2009
|
пл.
|
факт
|
пл.
|
факт
|
пл.
|
факт
|
Весь персонал в том
числе:
|
145
|
150
|
170
|
170
|
250
|
220
|
68,2
|
77,2
|
ППП, из него
|
144
|
148
|
165
|
165
|
245
|
218
|
67,8
|
75,6
|
1. Рабочие, из них:
|
84
|
86
|
86
|
70
|
128
|
113
|
76,1
|
61,9
|
Основные
|
39
|
46
|
56
|
35
|
65
|
63
|
|
|
Вспомогательные
|
45
|
40
|
30
|
35
|
63
|
50
|
|
|
2. Специалисты
|
38
|
40
|
50
|
60
|
70
|
70
|
57,1
|
85,7
|
3. Служащие
|
20
|
20
|
24
|
30
|
40
|
30
|
66,6
|
100
|
4. МОП
|
2
|
2
|
5
|
5
|
7
|
5
|
40
|
75
|
5. Непромышленный
персонал
|
1
|
2
|
5
|
5
|
5
|
2
|
100
|
40
|
Данные
Табл. 2.4 показывают, что значительно увеличилась численность персонала в 2009
г. и составила 220 человек. Численность персонала основной деятельности в 2009
году снизилась по сравнению с 2007 годом и составила 68,2%, а в 2008 году -
77,2%. Численность служащих и специалистов тоже снизилась и составила 57,1% и
66,6% соответственно, в 2009 году - 85,7% и 100.. Зато численность рабочих
увеличилась и составила 76,1%. Но в 2009 году показатель снова снизился до 62%.
Это
говорит о том, что в связи с многочисленными контрактами появилась нехватка
рабочих.
Зато
ООО «Универсал-Сервис» достаточно обеспечено административно-управленческим
персоналом и специалистами. Их число из года в год постоянно.
Сложившийся
уровень обеспеченности трудовыми ресурсами на
ООО «Универсал-Сервис» позволяет осуществлять производственно-хозяйственную
деятельность на не достаточном высоком уровне.
Но в
целом предприятие обеспечено трудовыми ресурсами на должном уровне и структура
распределения работников по группам соответствует потребностям предприятия.
Определим
относительное отклонение численности персонала ООО «Универсал-Сервис».
Расчет
ведется по формулам:
(2.1)
где К
числ.осн.раб. - коэффициент численности основных рабочих;
Чр.осн.
- численность основных рабочих;
Чр.ппп
- численность производственно-промышленных работников
За
2007 год:
- по плану
- по факту
За
2008 год:
- по плану
- по факту
За
2009 год:
- по плану
- по факту
(2.2)
где
Кчисл. всп. раб. – коэффициент численности вспомогательных рабочих;
Кр. всп.
– численность вспомогательных рабочих;
Чр. ппп
– численность производственно-промышленного персонала
За
2007 год
- по плану
- по факту
За
2008 год:
- по плану
- по факту
За
2009 год:
- по плану
- по факту
, (2.3)
где К
числ.с пец. – коэффициент численности специалистов;
Кр. спец.
– численность специалистов;
Чр. ппп
– численность производственно-промышленного персонала
За
2007 год:
- по плану
- по факту
За
2008 год
- по плану
- по факту
За
2009 год:
- по плану
- по факту
(2.4)
где К
числ. служ. – коэффициент численности служащих;
Кр. служ.
– численность служащих;
Чр. ппп
– численность производственно-промышленного персонала
За
2007 год:
- по плану
- по факту
За 2008
год:
- по плану
- по факту
За
2009 год:
- по плану
- по факту
Из
данных видно, что фактическое снижение удельного веса рабочих в общей
численности персонала основного вида деятельности свидетельствует о снижении
производственного потенциала анализируемого предприятия. Так в 2008 году
удельный вес рабочих снизился по сравнению с 2007 годом на 15,7% и составил
42,4%. А в 2009 году этот показатель снова увеличился на 9,4% и составил 51,8%.
Данные расчетов свидетельствуют также о наметившейся тенденции к росту
численности служащего персонала. В 2008 году удельный вес служащих составил
18,1%, что на 4,6% превышает показатель в 2007 году. Зато удельный вес служащих
в 2009 году снизился на 4,4% по сравнению с 2008 годом и составил 13,7%.
На
анализируемом предприятии число основных рабочих в 2007 году составило 46
человек, а вспомогательных- 40 человек, в 2009 году это число составило 63 и 50
человек, соответственного по категории основных и вспомогательных рабочих. В
процессе анализа изучается соотношение между основными и вспомогательными
рабочими, устанавливается тенденция изменения этого соотношения, и если оно не
в пользу основных рабочих, то необходимо осуществить мероприятия по устранению
негативной тенденции. На данном предприятии численность вспомогательных рабочих
в 2009 году увеличилась на 15 человек по сравнению с 2008 годом и составила
23%, а численность основных рабочих - увеличилась на 43 человека и составила
28,8%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|