Организация менеджмента оптовой торговли
Деятельность по организации управленческих задач также
называется менеджментом. Она может рассматриваться с двух точек зрения. С одной
стороны, это управление организацией, действующей в условиях рынка в режиме
«автономного плавания», связанное с необходимостью принимать самостоятельные
решения в любых неожиданных обстоятельствах.
С другой стороны, менеджмент – это самостоятельная
управленческая деятельность, не обязательно предполагающая создание предприятия
и руководство подчиненными.
Цель менеджмента в том и другом случае – достижение объектом
управления некоего желаемого состояния, качественно или количественно
отличающегося в лучшую сторону от существующего.
Менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и
практического опыта междисциплинарного характера и таких областей, как
экономика, организация, социология, психология, педагогика, право.
Менеджмент не дает готовых рецептов идеальной организации и
самых лучших методов решения проблем, пригодных на все случаи жизни, либо
постоянно меняются условия деятельности людей, их цели и задачи. Он учит
думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, а также дает людям
пустейшие правила игры.
Деятельность любой организации или предприятия имеет много
направлений, каждым из которых необходимо руководить. В связи с этим выделяют
несколько видов менеджмента.
Управление производством (производственный менеджмент) способствует
эффективному осуществлению процесса создания товаров и услуг. Заключается в
определении оптимального объема и структуры выпуска продукции, вида применяемой
технологии, рациональной загрузки оборудования, расстановка людей, организации
подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, своевременного ремонта
оборудования, устранение сбоев и неполадок, контроле качества, ассортимента
продукции и услуг в соответствии с требованиями рынка, текущем руководстве
персоналом, его стимулирование, применения прогрессивных форм оплаты труда
[22].
Управление материально – техническим снабжением и сбытом готовой
продукции (снабженческо-сбытовой менеджмент) состоит в организации заключения
хозяйственных договоров, закупке, доставке и хранения сырья, материалов,
комплектующих изделий, а также производственных товаров, отправки их
покупателям, формировании каналов сбыта.
Управление инновациями, то есть нововведениями (инновационный
менеджмент), имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных
разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.
Управление маркетингом, едва ли не самой важной и сложной на
сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности организации
(маркетинг-менеджмент), занимается вопросами изучения рынка, существующего и
перспективного спроса на продукцию, выработанной ценовой и рекламной политики и
т.п.
Управление персоналом (персонал-менеджмент) в настоящее время
включает в себя управление кадрами и социальное управление.
Решает задачи подбора, расстановки, обеспечение, повышение
квалификации работников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования,
создания благоприятного морально-психологического климата, улучшения условий
труда и быта персонала, поддержания контактов с профсоюзной организацией и
решение трудовых споров и конфликтов.
Суть финансового управления (финансового менеджмента) заключается
в составлении бюджета и финансового плана организации, формировании и
распределении её денежных ресурсов, оценке текущего и перспективного
финансового составления и принятии необходимых мер по их укреплению.
Управление эккаутингом (эккаутинг-менеджмент) связано с
процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнением
с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других
организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов более
полного использования имеющегося потенциала.
Под функциями менеджмента понимаются основные задачи, которые
нужно решить, чтобы достичь цели организации. Эти функции выделились в
результате специализации управленческого труда, связанного с процессами сбора и
обработки информации, принятия и реализации решений.
Первым формулировку содержания этих функций родоначальник
современного менеджмента Анри Файоль в 1916 году.
И, хотя в последствии сотни учёных предлагали своё понимание
этого вопроса, вариант Файоля оказался наиболее удачным, ибо одновременно
сочетает в себя простоту формы и глубину мысли.
Главной функцией менеджмента считается планирование. Реализуя
её, управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа ситуации, в которой
в настоящий момент находится организация, и её перспектив формулирует цели и
задачи на предстоящий период, разрабатывает стратегию действий, составляет
необходимые планы и программы. Образно говоря, речь идёт об определении того, «
где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это
делать».
Подготовку к практическому воплощению замыслов, содержащихся
в планах, программах, стратегиях, берёт на себя организационная функция. Она
реализуется через создание организации, подразделений и рабочих мест,
определение порядка и функционирования, обеспечения деятельности необходимой
документацией.
Доведение до сведения исполнителей управленческих решений,
направление деятельности по их реализации в нужную сторону, «воодушевление» на
эффективную работу выполняет функция распорядительства.
Осуществление этой функции возлагается на вышестоящих
руководителей.
Достижение запланированных целей осуществляется посредством
совместной деятельности людей, которую нужно координировать- направлять в
нужную сторону, поддерживать необходимый уровень взаимодействия между
участниками. В подробной координации, или регулирования, суть четвёртой функции
менеджмента.
Результаты работы организации и её сотрудников необходимо
время от времени проверять, оценивать, координировать. Это составляет
содержание контрольной функции менеджмента. Её элементом является учёт, то есть
сбор, обработка, анализ и хранение информации от состояния объекта управления и
внешней среды, определение минимального необходимого её объёма для нужд
управления, предоставление этой информации всем нуждающимся в удобной для использования
форме.
Контроль как таковой заблаговременно выявлять надвигающийся
опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем
самым создавать основу для совершенствования работы. Безусловно, по его
результатом могут делаться и «оргвыводы», связанные с поощрением или показанием
исполнителей.
Прогнозирование является научным методом. Оно начинается с
анализа экономических, социальных, технических и других процессов, происходящих
в фирме и её окружении, связей между ними, оценки сложившейся ситуации и
выявления узловых проблем. Для этого используются специальные обследования,
результаты прогнозирования, осуществленного в прежние периоды или в других
фирмах, вероятностный математический анализ, опросы экспертов.
На основе анализа формируется прогноз, под которым понимается
система аргументированных представлений о направлениях развития и будущим состоянии
организации и её окружения. Речь идёт о характеристике её кадрового,
производственного и научно-технического потенциала, возможных направлений и
желательных результатов деятельности. Как правило, такое представление
существует в нескольких вариантах, которые тщательно сопоставляются и
анализируются с тем, чтобы выбрать наиболее достоверный.
Пробел, оставленный прогнозами, заполняют допущения, которые
касаются более достоверных событий и явлений.
Прогнозы разрабатываются в виде совокупности качественных
описаний будущего объекта, его количественных оценок, показателей степени
вероятности их достижения.
В самом простом случае прогноз представляет собой утверждение
о возможности или невозможности наступления того или иного события.
Метод экспертных оценок составляет основу нормативного
подхода к прогнозированию. Он непосредственно даст видение будущего, которое
служит исходным моментом для поиска возможных стратегий его достижения.
Подобное описание последовательности предполагаемых событий,
с определенной степенью вероятности ведущих к предсказанному состоянию объекта
управления или возможным последствиям сделанного выбора, получило названия
сценария.
Вариативность прогнозов предполагает составление нескольких
сценариев (обычно 2-3).
Каждый из них, как правило, разрабатывается в трёх вариантах:
оптимистическом, в надежде на благоприятные условия, в будущем; реалистическом,
исходящем из нормативных, средних условий; пессимистичном, предполагающем, что
дела у организации могут пойти совсем плохо. Наличие трёх вариантов сценария
задаёт рамки, в которых допустимы отклонения в ходе реализации стратегии,
основывающейся на реалистичном сценарии. Кроме того, вариативность создаёт
основу для творческих дискуссий, позволяющих совершенствовать сценарий.
Прогноз-система аргументированных представлений о
направлениях развития в будущем состоянии организации, и её окружения.
Методы прогнозирования:
–
Экстраполяция –
перенесение в будущее прошлых тенденций развития организации.
–
Математическое
моделирование процессов.
–
Опрос экспертов.
Подходы к прогнозированию:
–
Генетический – создание
картины будущего исходя из значения существующих тенденций.
–
Нормативный –
поиск путей достижения будущего исходя из нарисованной экспертами его картины.
2.
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ОПТОВОЙ КОМПАНИИ
Данная дипломная работа посвящена рассмотрению организации
менеджмента представительства табачной компании и более подробно будет изложена
организация управления её филиалами. В течение 2000-2007 годов руководителями
представительства были открыты 632455 торговые точки. В построении сети отделов
наиболее активная деятельность была развернута в 2003-2006 годах, когда были
открыты представительства компании в разных городах и поселениях. Организационная
структура компании представлена на рисунке 1, она построена по классическому
линейному типу.
Рисунок 1 – Организационная структура компании
Во главе её стоит генеральный директор, и избираемый на эту
должность общим собранием участников сроком на 3 года. Генеральному подчиняется
заместитель, коммерческий директор, финансовый и розничной сети директор. В
обязанности заместителя генерального директора входит организация
логистического менеджмента. Ему подчиняется отдел логистики, который выполняет
четыре главные функции:
–
планирование
стратегическое, тактическое и оперативное по доставке товаров потребителям.
–
организация
получение товаров у производителей, оформление документации, хранение продукции
и доставка её потребителям;
–
мотивация всех
работников компании в достижении поставленных целей в кратчайшие сроки с
минимальными затратами;
–
контроль качества
и количества товаров, номенклатуры и ассортимента как при получении от
предприятий производителей, так и в ходе их движения по логической цепи.
Доставка продукции в представительство компании
осуществляется железнодорожным транспортом и автофургонами из Москвы, Санкт-
Петербурге, Екатеринбурга, а также крупными грузовыми рейсами аэрофлота из
зарубежных стран производителей Европы. Основным видом транспорта,
использованным для поставки товара, является железнодорожный. Компания имеет
долгосрочный договор с открытым акционерным обществом «Российские железные
дороги», по которому перевозчик применяет на себя обязательства перевезти
обговоренные грузы своими средствами от места отправления до места назначения в
установленные сроки, а отправитель- центральные склады Московской области
обязуются оплатить перевозку за установленную плату. Уставом железных дорог
Российской федерации определено, что отправитель, предъявляя груз к перевозке,
предоставляет станцию отправления на каждую отправку комплект из 4-х
документов: накладную, дорожную ведомость и квитанцию о приёме груза. Все эти
документы, а также организацию перевозок выполняет транспортный отдел.
К основным видам закупаемых реализуемых товаров, относятся:
1 Табачные изделия:
–
Филип Морис;
–
Бритиш американ
табак;
–
Дженирал табак
интернешеил;
–
Лигит-дукат;
–
Нево-табак.
2 Жевательная резинка ООО «Ригли» (эксклюзив).
3 Напитки, соки, пиво:
–
Соки ООО
«Придонье»;
–
Пиво компании САН
«Интербью», Балтика, ОАО «Томское пиво» и ООО «Очаково» и др.
4 Продукты питания:
–
ООО «Русскарт»
(эксклюзив);
–
ООО « Yaho Group»;
–
Компания « Новус
Фудз Лимитед»;
–
ТОВ «Юнилевер»,
максимальный ассортимент и др.
В обязанности коммерческого директора входит проведение
маркетинговых исследований рынка потребителя выше указанной продукции, изучение
спроса потребителей, расширение и ассортимент предлагаемых товаров, а также
исследование рынка производителей товаров и выбор наиболее надёжного поставщика
и предлагаемой коррекции цен. Коммерческому директору подчиняются отдел закупки
и отдел регионального развития компании. Специалисты отдела закупки большое
внимание уделяют также процессу ценообразования на продукцию и оформлению
договоров с поставщиками, подготовку заказов на поставку товаров, а также
приёмку товаров по количеству и качеству. Коммерческому директору также
подчиняются все филиалы.
Стратегической задачей отдела регионального развития является
открытие филиалов компании в городах, используя:
–
удобное
расположение магазинов и киосков;
–
невысокие цены;
–
сбалансированный
ассортимент;
–
качественный
сервис.
В перспективе развития компания стремится стать лидером среди
дистрибьюторских компаний по продаже вышеперечисленных товаров, используя для этого:
–
свой
профессиональный кадровый состав;
–
высокий уровень
дистрибьюции;
–
привлечение новых
сильных партнеров-поставщиков.
В обязанности финансового директора входит организация
бухгалтерского учета, т.е. сбор, обработка и передача информации о деятельности
хозяйствующего субъекта для того, чтобы заместитель главного директора,
коммерческий директор и директор розничной сети смогли принять решение о том,
как лучше инвестировать имеющиеся в их расположениях средства.
Генеральный директор компании на основании данных финансовой
отчетности принимает решение об объёме закупок и продаж оптовой компании на
текущий год и формирует стратегические цели развития компании.
Директор розничной сети имеет в своём подчинении торговый
отдел, которому подчиняются 632455 торговых точек, включая отделы и различные
киоски в городе и области.
Организационная структура торговых отделов представлена на
рисунке 2.
Pre-selling
Торговый агент по ключевым
клиентам
1 чел.
|
|
Торговый отдел компании
Van-selling
Торговый отдел компании
Рисунок 2 – Организационная структура торговых отделов
Основа работы торговых отделов компании лежит на базе
следующих принципов:
1 Общие принципы работы торговых агентов по розничным
клиентам:
–
город и область
поделены на территории, продажа непосредственно с колёс;
–
каждая из
территорий насчитывает в порядке 120 торговых точек;
–
каждый торговый
представитель имеет по 6 маршрутов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|