В
соответствии со штатным расписанием и структурой управления рассчитан примерный
объем вложений в оборудование офисных помещений. Расчет производился на
основании средних цен на те или иные товары и услуги в 2008 году (табл. 3.2).
Таблица 3.2. Стоимость
оборудования офиса, долл. США
Оборудование
Цена
Кол-во
Стоимость
Компьютер
15
15000
Сеть
50
15
700
Принтер лазерный
сетевой А4
380
1
300
Принтер струйный цв. А4
250
1
250
Принтер струйный ч/б.
А4
80
1
80
Выделенная линия
Internet
250
2
500
Ксерокс А3
300
1
300
Телефонный номер
городской
300
3
900
Телефонный номер
областной
100
1
100
Телефонный аппарат
15
7
100
Радиотелефон
50
2
100
Сотовый телефон
120
4
400
Мебель и осветительные
приборы
4000
Итого
23465
Расходы на содержание
офиса рассчитаны с учетом его нормального функционирования без излишеств (табл.
3.3).
Таблица 3.3.– Текущие
расходы на содержание офиса, долл.
США
Основной риск для предприятий подобного рода – отсутствие заказов, когда
первоначальные и текущие расходы предприятия не покрываются доходами. Этот риск
можно снизить двумя путями:
1.
Снижение первоначальных и текущих расходов до
минимального уровня – минимизация потерь.
2.
Дополнительное вложение денег в рекламу и маркетинг,
увеличивающие вероятность получения заказов.
Первый путь в чистом виде не является правильным – можно вообще не
вкладывать денег в создание предприятия. Чем меньше денег будет вложено в
маркетинг, тем менее вероятно появление заказа.
Второй путь, как правило, приводит к удаче, но не всегда возможен из-за
ограниченности в средствах.
Оценить эффективность рекламы и маркетинга можно только на основании
опыта конкурентов и экспертных оценок.
Второй риск – недобросовестность поставщиков. Прибыль от полученного
заказа не покрывает расходов на материалы, кроме этого, для завершения работ
предприятию может не хватить собственных оборотных средств.
Избежать этого риска возможно:
-
при правильном выборе поставщика (на основе
рекомендаций);
-
при отсутствии предоплаты;
-
при использовании аккредитива.
Третий риск, приводящий к потерям – прекращение финансирования от
клиента. Для снижения этого риска необходимо:
1.
Составление договора, предполагающего штрафные санкции
за просрочку платежей от заказчика (100% предоплата невозможна).
2.
Приостановка работ в случае задержки платежа (в этом
случае потери, связанные с полным прекращением финансирования, все равно
будут).
3.
Максимально возможный аванс.
4.
Наличие кредитной линии или собственных оборотных
средств для продолжения строительства с целью сбыта домокомплекта по более
низкой цене (себестоимость минус авансовый платеж) местным покупателям для
покрытия уже понесенных издержек.
Кроме этого, имеются менее вероятные риски, связанные с
производством продукции:
1.
Значительный рост себестоимости продукции по сравнению с
планируемой (снижается при помощи резервов, заложенных в сметную стоимость
домокомплекта).
2.
Задержки в поставках материалов и комплектующих,
приводящие к простоям и увеличению как накладных расходов, так и расходов на
оплату труда.
3. Непредвиденный рост курса рубля по
отношению к твердой валюте (наблюдается в настоящий момент и приводит к
увеличению себестоимости).
Следует выделить в отдельную группу риски, связанные с невыполнением
обязательств перед заказчиком.
1.
Непредвиденное увеличение срока изготовления
домокомплектов.
2.
Более низкое качество домокомплекта, нежели указано в
договоре.
3.
Ухудшение качества, как в результате недобросовестности
поставщика, так и из-за погодных условий, условий транспортировки и хранения
домокомплекта до его сборки на фундаменте.
4.
Ухудшение качества домокомплекта в результате его
неправильной эксплуатации потребителем (отсутствует при работе с посредником,
который принимает этот риск на себя).
Форс-мажорные риски и риски, связанные с ущербом, причиняемым третьими
лицами, следует страховать как на время производства домокомплекта, так и во
время его транспортировки.
Экспертная оценка рисков в долл. США в расчете на один домокомплект
(кроме 1-го пункта) приведена в таблице 3.4.
Таблица
3.4. Экспертная оценка рисков в расчете на один домокомплект, долл.
США
Риск
Без
мероприятий, направл. на снижение
С
мероприятиями, направлен. на снижение
Вероятность
возникновения
Вероятность
возникновения
Отсутствие
заказов в течении квартала
20%
15%
Недобросовестность
поставщиков
50%
5%
Прекращение
финансирования от клиента
20%
5%
Значительный
рост себестоимости продукции по сравнению с планируемой
Задержки
в поставках комплектующих на 1 неделю
50%
30%
Непредвиденный рост курса рубля по
отношению к твердой валюте
Непредвиденное
увеличение срока изготовления домокомплектов.
5%
2%
Более
низкое качество домокомплекта, нежели указано в договоре.
10%
2%
Ухудшение
качества комплектующих.
30%
5%
Ухудшение
качества домокомплекта в результате его неправильной эксплуатации
20%
2%
Форсмажорные
риски
3%
1%
Создание резерва в размере 5% от прямых затрат и 5-процентных страховых
платежей от суммы прямых затрат полностью должны покрыть эту сумму.
3.8 Финансовый
план
Финансовый
план рассматриваемого проекта составлен на перспективу 7 лет, исходя из срока
погашения кредита и норм амортизации технологического оборудования. Информация
для расчета подготовлена по полугодиям.
Методика
оценки, используемая в расчетах, соответствует принципам бюджетного подхода. В
соответствии с принципами бюджетного подхода горизонт исследования (срок жизни
проекта) разбивается на временные интервалы (интервалы планирования), каждый из
которых рассматривается с точки зрения притоков и оттоков денежных средств. На
основании потоков денежных средств определяются основные показатели эффективности
и финансовой состоятельности проекта.
Расчеты
выполнены в дисконтных ценах, принимаемых на момент формирования бизнес-плана
(1 полугодие 2008 года).
Источниками
доходов проекта является реализация всего комплекса производства элементов АСС
«Элевит». При этом финансово-экономическая оценка проводилась без учета такого
прибыльного направления деятельности как комплектация, строительство и сборка
конструкций и домов из производимых товаров, что в целом соответствует
принципам консервативного подхода.
Предполагаемые
объемы реализации услуг и цены при достижении проектом планируемых показателей
выручки представлены в таблице 3.5.
Таблица 3.5. Объемы
реализации комплекса производимых товаров