скачать рефераты

МЕНЮ


Основы менеджмента (лекции)

Основы менеджмента (лекции)










 

 

 

 

 

Основы менеджмента.

Конспект лекций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

























































Содержание:

Введение. Основные понятия.............................................................................................................................................. 5

Принятие решения в организации..................................................................................................................................... 7

Организация взаимодействий муниципальными подразделениями и другими субъектами.         10

Построение организации..................................................................................................................................................... 11

Мотивация в менеджменте.................................................................................................................................................. 12

Понятие групповой динамики......................................................................................................................................... 14

Производственная группа = Руководитель + Подчинённый....................................................................... 14

Модель Команса......................................................................................................................................................................... 14

Руководство: власть и личное влияние................................................................................................................... 15

Понятие баланса власти...................................................................................................................................................... 15

4 системы в стиле лидерства Лайнерда...................................................................................................................... 16

Решетка стилей лидерства Блейка и Мутона......................................................................................................... 16

Ситуационная модель Фидлера....................................................................................................................................... 17

Теория «жизненного цикла». Поля Херси и Кена Бланмара.......................................................................... 17

Модель принятия решений Врума-Йеттона............................................................................................................... 18

Конфликт. Управление конфликтом в организации........................................................................................ 18

Понятие стресса......................................................................................................................................................................... 21

Обеспечение эффективной деятельности организации............................................................................... 22

Управление производством. Основные понятия............................................................................................... 24

Цепь производственных потребностей потребителя...................................................................................... 25

Автоматизированные склады и ГПС............................................................................................................................ 26

Планировка в производстве............................................................................................................................................... 28

Нормирование труда................................................................................................................................................................ 28

Планирование выпуска продукции............................................................................................................................. 29

Планирование материальных потерь по системе MRP.................................................................................... 29

Учётно-плановые графики Ганта................................................................................................................................... 29

Управление производительностью (комплексный подход)..................................................................... 30

Сетевые графики......................................................................................................................................................................... 32

Поиск резервов производительности труда.......................................................................................................... 34

Способы поиска резервов производительности труда................................................................................ 35

Оптимальное управление трудовой нагрузкой.................................................................................................. 37

Имитационное моделирование в менеджменте.................................................................................................. 38

Интенсивное и экстенсивное развитие организации..................................................................................... 39

 




















































Введение. Основные понятия.


Организация – это открытая система взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы:

1)    финансовые ресурсы;

2)    материальные ресурсы (оборудование и т.п.);

3)    людские ресурсы;

4)    информационные ресурсы;

5)    временные ресурсы.

Управление – это процесс распределения и движения пяти видов ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.

Адаптивное управление – это приспосабливающееся к новой обстановке (окружающей среде) управление с изменением планов и моделей в зависимости от складывающейся ситуации.

Организации бывают формальными и неформальными. Формальные организации строятся в соответствии с заранее заданной структурой управления. В формальных организациях действуют заранее запланированные связи между подразделениями, людьми и т.д. неформальные организации образуются и действуют спонтанно, на основе личных контактов, симпатий и т.п.

Существуют так называемые уровни управления – это уровни в дереве иерархии.


Дерево иерархии:

Высшее звено управления



 


Среднее звено управления



 



Низшее звено управления

 

 

 

 

Соответственно руководители делятся на руководителей высшего, среднего и низшего звеньев управления.

           Внешние факторы (экономические, психологические, культурные)

Объект управления

 
Цели, задачи                                             

                                                                     Результаты

 


    Ресурсы







Искусство менеджера заключается в том, чтобы при изменении внешних факторов получить заранее запланированный результат. Важно, чтобы цель была поставлена в цифровой, показательной форме.

Предприниматель – это организатор чего-то нового (идеи, товара и т.п.).

Бизнесмен – это человек, имеющий своё дело. Бизнесмен может один вложить деньги в какое-либо мероприятие, ценные бумаги, инвестировать проект и т.д., не занимаясь рутинной работой в этом деле. Последнее замечание отличает его от менеджера.

Менеджер – это человек, работающий в организации и занимающийся организацией работ с комплексом ресурсов.

В теории менеджмента существуют следующие школы управления:

1)              Классическая (традиционная) школа управления: Рабочий представлялся как орудие труда в целях максимизации прибыли;

2)              «Доктрина человеческих отношений» (30-40гг.): Учитываются психологические факторы работника, его чувства, эмоции, взаимоотношения с коллективом. В этом стали видеть резервы производительности труда;

3)              «Эмпирическая школа управления»: Основывается на практике управления. Представители – крупные бизнесмены, менеджеры, получившие определённый результат в своей деятельности;

4)              «Школа социальных систем»: Внимание акцентируется на взаимоотношении человека в коллективе. Исследуется процесс формирования рабочих групп оптимальной численности. Исследуется корреляция – статистическая связь между этническими, психологическими, возрастными, половыми факторами и производительностью труда;

5)              «Новая школа управления»: Основывается на математических методах экономики. Реализация управления на базе вычислительной техники, компьютерных сетей и т.д.


Существует несколько подходов в управлении:

1)          процессный подход: управление рассматривается как процесс, например планирование, организация, мотивация, контроль;


2)          системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме, строится дерево цели:











система разбивается на подсистемы, организация на подразделения;


3)          ситуационный подход: анализируются результаты деятельности организации в различных ситуациях, исследуется динамика изменения этих результатов.

Существует внутренняя среда организации, внешняя среда организации и международное окружение. Внутренняя среда определяется структурой самой организации, стоящими целями и задачами, технологиями производства, распределением полномочий и власти. Внешняя среда – это поставщики ресурсов, конкуренты, покупатели, государство и его структуры. К внешней среде относится культура морали и нравственности, религиозные особенности народа, профсоюзы, научно-технический прогресс, состояние экономики, политический фактор.























Качество управления зависит в большой степени от связующих процессов или коммуникаций. Коммуникации могут быть:

–        по нисходящей (команды с высшего уровня на низший);

–        по восходящей (команда с низшего уровня на высший);

–        коммуникации между подразделениями, секциями, отделами;

–        коммуникации типа: руководитель – рабочая группа;

–        коммуникации между руководителями;

–        неформальные коммуникации (на основе дружеских отношений);

–        невербальные коммуникации (жесты, мимика и т.д.).



Принятие решения в организации.


Решение – это результат или действие, произведённое на основе анализа информации и ведущее к планируемым (прогнозируемым) результатам в работе организации. Необходимо учиться принимать решения в условиях неопределённости и риска. Существуют специальные методы принятия решений.

Процесс принятия решений может быть формализован. Например, предположим, что имеются три альтернативы А1, А2, А3, имеются условия, которые могут произойти или не произойти в будущем: Р1, Р2.

Пример:


                         вероятность 0,6                          вероятность 0,4

                                   Р1                                                 Р2


А1                                5                                                  3

А2                                4                                                  1

А3                                2                                                  1


Балл обозначает эффективность.

Показатель:

Е1=5*0,6+3*0,4=4,2

Е2=4*0,6+1*0,4=2,8            => Еmax=Е1 => Первое решение оптимально.

Е3=2*0,6+1*0,4=1,6


Если вероятность наступления условия определить сложно (или Р1=Р2=0,5), то применяют критерии из теории игр:

1)      Правило оптимиста (азартного игрока): Из строк матрицы выбирается максимальные элементы, из выбранных максимальных выбирают максимальное, по нему определяется оптимальная строка и оптимальная альтернатива – max max aij;

2)      Правило пессимиста (консервативного игрока): Возможны две комбинации: а) max min aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего наименьшего элемента. В каждой строке выбирают минимальный элемент, из выбранных минимальных выбирают максимальное;  б) min max aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего максимального элемента. В каждой строке выбирают максимальный элемент, из выбранных максимальных выбирают минимальное;

3)      Правило Гурвица: аддитивная комбинация правила оптимиста и пессимиста.

         α*max max aij+(1-α)*max min aij

        где α – коэффициент значимости;

4)      Правило Лапласа: в строках матрицы рассчитывают средние элементы, из рассчитанных средних выбирается максимальное и по нему определяется альтернатива.


Применяя эти правила, уходят от наихудших результатов.

Пример:

    х1

          3х

  

          1х   4х   6х


          2х   5х   7х

                                     х2

1)      Фиксируем множество Парето.

2)      Из множества выделенных объектов выделяем те, которые находятся на правой верхней границе множества (3,4,6,7), у них величины х1 и х2 максимальны. 3, 4, 6, 7 – множество Парето.

3)      Из этого множества выделяем одно оптимальное. Для этого применяем предыдущий метод.

Для принятия решений часто используются:

1)      теория массового обслуживания;

2)      методы линейного программирования;

3)      методы нелинейного программирования;

4)      метод динамического программирования;

5)      анализ безубыточности;

6)      причинно-следственное моделирование (позволяет определить, насколько каждый из факторов производства влияет на конечный результат);

7)      измерение общественного мнения (измеряя общественное мнение можно определить критические факторы успеха в работе той или иной фирмы);

8)      измерение мнения торговых агентов.

Выгоды от использования информации могут быть:

В                                         В                                         В

 







                            PЭ                                       PЭ                                     PЭ         PЭ – расход энергии.

                               Э













                                                                             ∆Р                                                   РР(PЭ)


Чем площадка ∆Р уже, тем сложнее управлять такой системой.

Планирование делится на стратегическое, оперативное и рабочее.

Стратегия – это план для обеспечения миссии и достижения долгосрочных целей. Миссия определяется причиной её существования, связанной с потребностями общества. Стратегическое планирование обычно осуществляется на срок от 1 до 5 лет, оперативное – до 1 года.

Стратегия планирования делится на:

1)      Стратегическое планирование ограниченного роста (от достигнутого + инфляция).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.