скачать рефераты

МЕНЮ


Основы менеджмента (лекции)


Модель Команса


 










Групповые эмоции влияют на эффективность взаимодействия и как следствие на деятельность индивидуумов.

Групповое мышление – это мышление отличное от индивидуального и присущее только конкретной группе с её конкретной численностью, статусом и ролями. Статус членов группы определяется их властными полномочиями.

Зачастую требуется создание специальных комитетов. Комитеты могут быть целевыми и постоянными.

Целевой комитет – это группа внутри организации, которая делегирует полномочия для выполнения какого-либо задания  с определённой целью. Группа организуется временно для достижения определённой цели. Например: реорганизация организации, контроль за использованием средств и ресурсов, поиск резервов, повышение качества, инновационные процессы и т.д.

Постоянный комитет – это группа внутри организации, которая делегирует полномочия для выполнения какой-либо постоянной функции. Например: контроль за снижением себестоимости, контроль за качеством продукции, длительные инновационные процессы, объём продаж и т.д.


Руководство: власть и личное влияние


Понятие лидерства:

Лидерство определяется способностью оказывать влияние на отдельные личности и группы и направлять их усилия на достижение целей организации. Влияние – это любое поведение человека, которое вносит изменения в поведение других людей.

Понятие власти:

Власть обуславливается возможностью человека влиять на поведение других. Власть можно осуществлять:

1)      устрашением;

2)      убеждением;

3)      принуждением;

4)      через участие руководителя;

5)      власть, основанная на вознаграждении;

6)      власть экспертная;

7)      власть через веру разумную и слепую;

8)      власть примеров;

9)      власть с помощью закона;

10)  власть на основе традиций;

11)  харизма – власть, построенная не на логике, а на силе личных качеств и способностей лидера.

Понятие баланса власти


Зависимость подчинённых от руководителя

 

Зависимость руководителя от подчинённых

 

Власть подчинённых над руководителем

 

Власть руководителя над подчинённым

 
Основной закон: Уровень влияния властного лица А на лицо В равно степени зависимости лица В от лица А.








 





Стили лидерства могут быть автократичными,  демократичными и либеральными.

Возможны два подхода:

—         поведенческий: эффективность лидерства определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения с подчинёнными.

—         ситуационный: эффективность лидерства определяется ситуацией, поэтому руководитель – лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях, определяемых заданием, внешней средой, личными качествами подчинённых и т.д.


Автократичный стиль: ориентация в принятии решений не себя, единоличная власть и управление.

Демократичный стиль: разделение власти, участие работников в управлении.

Либеральный стиль: полная свобода группы, коллегиальность в управлении.

Существует две теории – теория X и теория Y. Стиль руководства определяется взглядами и представлениями данного руководителя, а представления могут быть различными.

Теория X основывается на представлениях автократичного руководителя: а) люди не любят трудиться;  б) люди предпочитают, чтобы ими руководили (боятся брать ответственность на себя);  в) больше всего люди хотят защищённости;  г) чтобы заставить трудиться необходимо принуждение, контроль, наказание.

Теория Y основывается на представлениях демократичного руководителя: а) труд – процесс естественный;  б) если условия благоприятные, то люди будут стремиться к самостоятельности и ответственности;  в) люди могут и будут использовать самоуправление и самоконтроль, если они приобщены к общей цели;  г) приобщение к общей цели есть функция вознаграждения;  д) интеллектуальный потенциал и способность к творчеству используется людьми частично, следовательно, необходимо раскрыть эти стороны в человеке.

4 системы в стиле лидерства Лайнерда

Стиль 1 – эксплуататорско-авторитарный: слушаю только себя, принимаю решения только сам, основа мотивации к труду подчинённых – фиксированный заработок и премия по результатам работ.

Стиль 2 – благосклонно-авторитарный: хвалю за хорошо выполненную работу, материально поощряю и наказываю не только в зависимости от формально выполненной работы, но и учитывая усердие, инициативу, прилежность, старательность, дисциплинированность рабочего.

Стиль 3 – консультативно-демократический: консультируюсь с рабочими, учитываю их пожелания и советы.

Стиль 4 – стиль, основанный на обосновании необходимости выполнения задания, инициативы и участия подчинённых: участие работников в управлении, организация работниками своего труда.

 Решетка стилей лидерства Блейка и Мутона

Забота о

человеке

 


               в                                              2

               с                  1                          3

                        н                                                                           4

н                         с                           в                    Забота о

                        производстве


Руководитель может находиться в любой из зон. Нахождение в зоне определяет стиль руководства.

Ситуационная модель Фидлера


Фидлер выделил 3 системы, фактически влияющие на поведение руководителя:

1)                       Взаимоотношения между руководителем и подчиненными (определяется доверием, привлекательностью общения, уважением, авторитетом).

2)                       Структура задания рабочего (определяется привлекательностью задания, чёткостью постановки задания, понятностью). Задание структурировано (чётко поставлено), либо не структурировано.

3)                       Должностные полномочия руководителя (определяется объёмом законной власти).

Оказалось, что комбинации этих факторов определяют стили поведения руководителей, его требовательность, уровень критики подчинённого, жесткость в работе. Поведение руководителя меняется часто не осознанно в зависимости от изменения этих ситуационных факторов. Фидлер выявил зависимость изменения поведения руководителя в зависимости от ситуации. Поведение руководителя он измерил через показатель – наименее предпочтительный коллега. Уровень критики, требовательность к коллегам, представления о своих подчинённых оказались в прямой зависимости от этих трёх факторов. Графически он выразил это следующим образом:


       Наименее

предпочтительный

        коллега

                                   В





                                   С






                                   Н

                                                              1                2                3                4                 5                6               7               8

  

      Взаимоотношения                         Хор.          Хор.          Хор.          Хор.          Плох.        Плох.        Плох.       Плох.


    Структурировано ли

              задание                                     Д                Д              Н              Н                 Д               Д               Н               Н

 


Должностные полномочия               Сильн.      Слаб.        Сильн.       Слаб.        Сильн.       Слаб.        Сильн.       Слаб.


 



Способы побуждения:

1)        Доверительное разъяснение цели (объяснение, зачем нужно это сделать);

2)        Оказание поддержки в работе (наставничество);

3)        Направление инициативы подчинённых;

4)        Создание новых потребностей подчинённых;

5)        Удовлетворение потребностей подчинённых (денежное вознаграждение, повышение по службе).

Теория «жизненного цикла». Поля Херси и Кена Бланмара.


Суть теории состоит в том, что наибольшая эффективность стиля лидерства (руководства) зависит от зрелости исполнителя. Под зрелостью нужно понимать:  а) способность брать ответственность на себя;  б) уметь разумно рисковать;  в) опыт в работе;  г) уровень интеллекта. Образование и опыт являются вторичными факторами зрелости. Поведение руководителя может быть ориентировано на человеческие отношения и на работу. В зависимости исполнителей можно выбрать по графику наиболее предпочтительный стиль.




Ориентация на человека


                                                                                          S3                                           S2

 







                                                                                          S4                                           S1






                                                                                                                                                          Зрелость работника

                                                              Высокая                         Средняя                          Низкая



                                                                                                                                                          Ориентация на задачу

                                                                            Низкая                         Средняя                            Высокая



S1: при низкой зрелости работников руководителю целесообразно вести себя формально, давать чёткие, понятные указания и контролировать их выполнение, ориентируясь на задачу и не придавая особой роли работе с людьми.

S2: по мере роста зрелости исполнителя руководитель должен постепенно переориентироваться с задачи на человека.

Граница S2 и S3: при средней зрелости необходима интенсивная работа с человеком.

S4: при высокой зрелости работников целесообразно делегирование им ответственности и переориентация своего поведения с задачи и человека на развитие организации.

 

Модель принятия решений Врума-Йеттона


В модели Врума-Йеттона имеется 5 стилей руководства: 1) Вы сами решаете проблему или принимаете решения на основе имеющейся у Вас информации;  2) Информацию получаете от подчинённых, а потом сами решаете проблему;  3) Излагаете проблему некоторым подчинённым индивидуально, а затем, выслушав их идеи и предложения, принимаете самостоятельные решения;  4) Излагаете проблему другим подчинённым, а потом, после коллективного обсуждения, самостоятельно принимаете решения;  5) Излагаете проблему группе подчинённых, а потом, после коллективного обсуждения принимаете коллегиальное решение без Вашего влияния.

Чтобы выбрать один из стилей руководства необходимо ответить на следующие вопросы:

1)      Значимо ли для Вас качество решения?

2)      Располагаете ли Вы достаточной информацией?

3)      Структурирована ли проблема?

4)      Значимо ли для Вас согласие подчинённых с выбранным решением?

5)      Вероятно ли то, что автократичное руководство получит поддержку у подчинённых?

6)      Согласны ли подчинённые с целью организации? Мотивированы ли они?


Конфликт. Управление конфликтом в организации.


Конфликт – это ситуация, когда отсутствует согласие между двумя или более сторонами.

Модель конфликта:


 





















Управление конфликтом

 
           



 



Функциональный конфликт ведёт к увеличению эффективности работы организации (часто возникает в рабочих спорах, полемике, на научных совещаниях и т.д.). Дисфункциональный конфликт снижает эффективность группового сотрудничества и, как следствие, снижает эффективность работы организации. Дисфункциональный конфликт ведёт к враждебности между людьми, несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает часто поступать против своей воли и разума,  в пользу одной из сторон.

Типы конфликтов: а) внутриличностный;  б) межличностный;  в) конфликт личность–группа;  г) межгрупповой.

Причины конфликта:

1)      распределение ресурсов;

2)      различие целей в подразделениях;

3)      разные стоящие задачи;

4)      различные представления и ценности у работников;

5)      различия в манере поведения;

6)      разный жизненный опыт;

7)      плохие коммуникации.



Структурные методы разрешения конфликтов:

–        через разъяснение требований к работе;

–        с помощью создания новых координационных и интеграционных механизмов;

–        установление общей цели для всех подразделений и организаций;

–        через систему вознаграждений.


Межличностные стили разрешения конфликтов:

–        уклонение от конфликта;

–        сглаживание причин конфликта;

–        принуждение одной из сторон;

–        компромисс;

–        решение проблемы.


                                                                                                    Область компромисса

                  Степень внимания к себе

                                                 В

 


                                                 С


                                                 Н

                                                                                                            Степень внимания к другим

                                        Н                     С                     В


Часто конфликты приводят к необходимости изменения организационной структуры. Организационное развитие – это долговременный процесс обновления организации, её структуры, коммуникационных связей в соответствии с новыми целями и задачами. Организационное развитие происходит посредством организационных изменений как правило каждые 1-5 лет. Умеренная реорганизация происходит раз в год, коренная – раз в 4-5 лет.

Организационные изменения происходят через:

–        изменение целей работы организации;

–        изменение структуры работы и структуры управления;

–        изменение технологии производства;

–        изменение методов решения задачи;

–        изменение кадровой политики (кого и сколько принимать).



Управление организационными изменениями Лерри-Грейнера:

1)      Анализ внешней среды и внешних факторов.

2)      Посредничество и переориентация внимания руководства на новые цели, задачи, проблемы. Важно выделить критические факторы успеха работы организации.

3)      Диагностика организации и осознание необходимости перемен. Производится сбор информации, её обработка, подготавливается общественное мнение. Процесс идёт сверху вниз.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.