Особенности становления и развития предпринимательства в России и Республике Татарстан
Нарастает дифференциация и
индивидуализация спроса. В сфере личного потребления все большую роль играют
специфические потребности сравнительно небольших групп покупателей.
Удовлетворять такой спрос могут только небольшие фирмы, так как для
компаний-гигантов при выпуске многосерийной или даже заказной продукции это
может быть малорентабельным. Если речь идет о расширяющемся рынке нового
продукта, малая фирма может превратиться в крупную. Если спрос относительно
стабилен, она может контролировать свою нишу в течение достаточно долгого
времени.
Для крупных предприятий необходимы и
выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом; продукция
массового производства, соответствующая требованиям рынка; аккумулирование
значительных финансовых средств; дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют
возможность быстрее и лучше приспосабливаться к требованиям рынка и конкретных
потребителей благодаря простоте управленческой структуры, обеспечивающей
быстрое принятие решений, в том числе и по корректировке целей. Кроме того,
себестоимость продукции в малых предприятиях ниже, чем в крупных, при более
высоком качестве производимой продукции и услуг.
Малые предприятия и их техническое
оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных
комплексов. По отношению к ним малые предприятия выступают в качестве
поставщиков комплектующих изделий, что позволяет им использовать специализацию
и кооперирование не только в области производства, но и в сфере сбыта продукции
и ее технического обслуживания. Мелкие и средние предприятия — субподрядчики
крупных компаний работают на основе подетальной, поузловой, модульной или иной
специализации, где они достигают высоких результатов за счет эффекта
технологического разделения труда. Они часто берут на себя выполнение одной -
двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе
осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества крупные
фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на базе
комплектующих изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям в аренду
помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных
условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части комплектующей
продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на использование своей
торговой марки.
Широкое распространение в
сотрудничестве крупных и малых предприятий получила в современных условиях
система контрактных отношений на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том,
что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать
свой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма
обычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различного
рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг
способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого
бизнеса.
Поэтому особенностью малого бизнеса в
России можно назвать его интеграция в производственные сети крупных
промышленных структур. Примерами могут служить сеть магазинов «Пятерочка»,
«Магнит» и т.п.
9.Участие в
развитии инфраструктуры городов и районов.
10.Благотворительная
деятельность.
В заключении главы заметим, что на современном этапе повышение роли предприятий предпринимательства в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории.
Понимание
этих факторов привело к тому, что многие страны вплотную занялись разработкой
стратегий и программ, политики государственной поддержки, направленных на
развитие и среднего предпринимательства.
Государственная
политика поддержки, ее формы и содержание весьма многообразны. Отдельные из
использующихся экономических инструментов могли бы быть применены на практике в
нашей стране, но слепое копирование механизмов воздействия на развитие
предпринимательства может не только не дать положительные результаты, но
привести к отрицательным последствиям.
ГЛАВА
3. Государственная поддержка предпринимательства
в
Республике Татарстан
3.1.
Государственные органы,
регулирующие
предпринимательскую деятельность в РТ
Малые и средние
предприятия играют огромную роль в решении текущих социально-экономических
проблем и расширении занятости. Большое значение для обеспечения
конкурентоспособности российской экономики и экономического роста в будущем
имеет развитая культура предпринимательства. Малые и средние предприятия в
состоянии в самое короткое время создать значительное количество рабочих мест,
расширить налоговую базу, способствовать росту национального дохода и
обеспечить выпуск импортозамещающей продукции. Сегодня в странах с развитой
экономикой малые и средние предприятия являются важным «локомотивом»
экономического роста. Следовательно, создание благоприятных условий для
развития предпринимательства имеет важнейшее значение, как для малого
сектора, так и экономики в целом.
Сегодня важнейшей задачей
является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих
потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы
экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному
использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями. Необходимо создать
справедливую систему трудовых отношений и социальной защиты, соответствующую
рыночной среде.
В решении этих задач
важную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура
поддержки и развития предпринимательства: система государственных институтов
поддержки малого предпринимательства, система финансово-кредитного обеспечения
субъектов малого предпринимательства.
В регулировании
предпринимательства Республики Татарстан задействованы многие государственные
органы, в функции которых прямо не входит осуществлять процесс управления
предпринимательской системы.
Первая структурная
единица, которую мы рассмотрим, - это Республиканская межведомственная
комиссия по экономическим и социальным реформам, которая образована при
Госсовете РТ.
Итак,
в целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства и частного
бизнеса в Республике Татарстан, повышения конкурентоспособности товаров,
производимых в республике, а также реализации Государственной комплексной
программы по развитию малого предпринимательства на Республиканскую
межведомственную комиссию по экономическим и социальным реформам возложены
функции по координации работ в области развития частного бизнеса и поддержки
предпринимательства в Республике Татарстан, включая проведение комплексной
экспертизы нормативных документов в этой области[42].
При
Республиканской межведомственной комиссии по экономическим и социальным
реформам создан экспертный совет с участием представителей частного бизнеса,
который выполняет функции анализа действующих и разработки новых нормативных
документов, обеспечивающих равную доступность для всех предпринимателей
помещений и оборудования, земельных участков, установление соразмерной арендной
платы, проведение аукционов, выделение дотаций субъектам хозяйственной
деятельности независимо от форм собственности в агропромышленном комплексе,
жилищно-коммунальном хозяйстве и осуществление других мер поддержки.
Также
Республиканской межведомственной комиссии в праве вносить предложения согласно
Указу Президента РТ следующего характера:
·
о внесении изменений в нормативные акты, предусматривающие
поддержку частного бизнеса и предпринимательства;
·
о механизме государственной финансово-кредитной поддержки частного
бизнеса при производстве товаров, преимущественно экспортоориентированных и
импортозамещающих;
·
о порядке продажи предпринимателям по квотам продукции,
реализуемой республиканскими предприятиями;
·
о совершенствовании порядка проведения аукционов по продаже
государственного имущества с целью расширения возможности предпринимателей для
участия в таких аукционах;
·
о введении в действие механизма регистрации заявок
предпринимателей в одном центре, исключающего необходимость их обращения в
различные инстанции;
·
о введении механизма комплексной плановой проверки хозяйствующего
субъекта надзорными органами не чаще одного раза в год, взяв при этом за основу
план годовых проверок налоговой службы;
·
о завершении приватизации в отраслях торговли, бытовых услуг,
пищевой переработки, строительства, дорожного сервиса, малой химии,
предусмотрев в 2001 году продажу доли государства в уставном капитале частному
бизнесу;
·
о совершенствовании порядка сертификации товаров и услуг, в первую
очередь розничной торговли;
·
об ответственности должностных лиц, включая руководителей
министерств и ведомств, глав администраций, препятствующих хозяйственной
деятельности субъектов частного бизнеса.
Следующей
структурной единицей, которая оказывает регулирующее воздействие на
предпринимательство, является Кабинет Министров Республики Татарстан.
Данный государственный орган призван:
·
обеспечить завершение инвентаризации и паспортизации всех
производственных площадей, разработку механизма подбора производственных
площадок для частного бизнеса без финансовых затрат за эту услугу со стороны
предпринимателей, создать республиканский банк данных незадействованных
площадей и оборудования;
·
информировать предпринимателей о свободных производственных
площадках, о емкости рынка товаров и услуг и рынка трудовых ресурсов,
обеспечивать их участие в реализации государственного заказа;
·
подготовить предложения о создании Фонда государственного
имущества, предусмотрев передачу на его баланс неиспользуемого имущества
государственных предприятий с последующим использованием исключительно в сфере
частного бизнеса;
·
ввести в государственный заказ на информационный статистический
ресурс мониторинг состояния частного бизнеса, в основе которого лежит анализ
добавленной стоимости;
·
внести предложения по поддержке государственными финансовыми
ресурсами системы подготовки кадров в сфере частного бизнеса;
·
внести предложение по дальнейшей демонополизации отраслей
экономики, за исключением предприятий, отнесенных к стратегически важным для
экономики республики;
·
принять иные решения, обеспечивающие реализацию законов, указов и
иных нормативных актов в сфере развития частного бизнеса и поддержки
предпринимательства.
Министерство
внутренних дел Республики Татарстан активизирует деятельность по защите
субъектов предпринимательства, частных предпринимателей от воздействия
криминальных структур.
Министерство
по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Республики
Татарстан, Государственной телерадиовещательной компании
"Татарстан" организует в средствах массовой информации освещение мер
по развитию частного бизнеса и предпринимательства, способствующих формированию
положительного образа предпринимателя, а также пропаганду качественных товаров,
производимых в республике.
Главы
администраций районов и городов Республики Татарстан призваны осуществлять
помощь в развитии предпринимательства следующего характера:
·
при заключении договоров аренды производственных площадей
практиковать, по желанию предпринимателей, заключение долгосрочных (до 5 лет)
договоров аренды, в том числе с правом выкупа;
·
привлекать предпринимателей к выполнению заказов
жилищно-коммунальной сферы, в том числе на основе семейного подряда;
·
принимать действенные меры по реализации Государственной
комплексной программы по развитию малого предпринимательства, поддержке
частного бизнеса в республике.
На наш взгляд, одну из
самых значительных ролей в области развития предпринимательства в Республике
Татарстан, играют Агентство по развитию предпринимательства РТ и
Торогово-промышленная палата РТ.
Агентство по
развитию предпринимательства Республики Татарстан создано Указом
Президента Республики Татарстан от 5 января 2002 г.Целью функционирования
агентства является повышение эффективности реализации государственной политики
по поддержке предпринимательства в Республики Татарстан[43].
С момента своего создания
Агентство участвует в реализации программ поддержки малого предпринимательства,
осуществляемых Правительством Республики Татарстан. В Агентстве можно получить
информацию о льготах и преимуществах, предоставляемых малым предприятиям
Республики Татарстан, порядке их получения, в том числе о программах обучения,
проводимых для малых предприятий бесплатно, источниках и процедурах получения
финансовой поддержки.
Сотрудники Агентства
проводят консультирование и по другим вопросам, возникающим у предпринимателей,
готовят и предоставляют предпринимателям необходимый информационный и
справочный материал. Желающие начать свой бизнес могут получить информацию
об адресах и телефонах налоговых, лицензирующих органов и других структур,
регулирующих предпринимательскую деятельность.
Основными задачами
Агентства являются:
·
создание организационных, экономических и иных условий,
необходимых для реализации государственной политики в области поддержки малого
и среднего бизнеса, а также для обеспечения выполнения нормативных актов РТ в
этой области;
·
оказание информационной и методической поддержки субъектам малого
предпринимательства;
·
представление интересов малого предпринимательства в
государственных органах;
·
содействие в финансировании и участии субъектов малого
предпринимательства в реализации государственного заказа и заказов от крупных
предприятий;
·
участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные
условия и возможности для осуществления деятельности малого и среднего
предпринимательства.
На сегодняшний день
в Агентстве работают квалифицированные специалисты в сфере экономики,
юриспруденции, социологии, программировании, информации и анализа. В рамках
своей деятельности Агентство выполняет следующие функции:
·
осуществляет сбор, анализ и рассмотрение в пределах своих
полномочий предложений и жалоб субъектов малого предпринимательства;
·
предоставляет в установленном порядке в правоохранительные органы
материалы о выявленных нарушениях для принятия соответствующих мер;
·
взаимодействует с Татарстанским территориальным органом управления
министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;
·
участвует в работе по снижению административных барьеров,
регулирующих отношения лицензирования, сертификации товаров и услуг и т.д.;
·
участвует в подготовке и реализации целевых программ в области
поддержки предпринимателей и других основных направлений деятельности
Агентства;
·
разрабатывает и вносит в установленном порядке в Кабинет Министров
РТ проекты решений по вопросам малого предпринимательства;
·
взаимодействует с кредитными организациями и Министерством
финансов РТ по вопросам кредитования субъектов малого предпринимательства;
·
доводит до широких слоев предпринимателей механизм получения
кредита под государственные гарантии, получения субсидий на оплату части
процентов по кредитам, приобретения оборудования и автотранспорта в лизинг;
·
создает в районах представительства-Центры, осуществляет контроль
за их деятельностью;
·
разрабатывает методические материалы и рекомендации по вопросам
малого предпринимательства;
·
проводит консультации, обучение, семинары и тренинги по вопросам
ведения бизнеса;
·
взаимодействует со средствами массовой информации в целях
пропаганды предпринимательской деятельности;
·
содействует в установленном порядке правоохранительным органам РТ
в создании системы защиты предпринимательства;
·
осуществляет международное и межрегиональное сотрудничество в сфере
малого предпринимательства.
Выполнение функций и
задач Агентства позволит обеспечить условия для сохранения действующих и
создания новых малых предприятий, что дает возможность увеличить число рабочих
мест в сфере малого предпринимательства.
В целях развития
инновационного предпринимательства Агентство является ответственным за создание
и развитие инновационно-производственного технопарка «Идея».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|