скачать рефераты

МЕНЮ


Особенности становления и развития предпринимательства в России и Республике Татарстан

Важным элементом в системе государственного регулирования развития предпринимательства принадлежит Торгово-промышленной палате Республике Татарстан[44].

В 1992 году Указом Президента Республики Татарстан Шаймиева М.Ш. была поддержана идея дело­вых кругов Республики Татарстан о создании в республике Торгово-промышленной палаты.

11 ноября 1992 года Торгово-промышленная палата была зарегистрирована Министерством Юстиции РТ как общественная, независимая, некоммерческая организация.

Торгово-промышленная палата Республики Татарстан является некоммерческой негосударственной орга­низацией.

Членская база ТПП РТ – более 1000 организаций

Представительства в Чистополе, Зеленодольске, в Мамадыше В г. Альметьевске зарегистрирована Юго- восточная ТПП, в г..Набережные Челны  - ТПП г. Набережных Челнов и Закамского региона.

ТПП РТ входит как самостоятельная  организация в систему торгово – промышленных палат Российской Федерации.

Миссия ТПП РТ: "Быть независимым и компетентным голосом деловых людей Республики".

Торгово-промышленная  палата  Республики  Татарстан  создана  в целях  координации  деятельности  промышленников   и    предпринимателей Республики  Татарстан  в  осуществлении  ими  деятельности  по:

-  развитию экономики  Республики   Татарстан    и    Российской    Федерации,

-   ее интегрированию  в   мировую    хозяйственную    систему,    формированию современной  промышленной,  финансовой  и    торговой    инфраструктуры, созданию благоприятных  условий  для  предпринимательской  деятельности,

- урегулированию отношений предпринимателей с их  социальными  партнерами, всемерному    развитию     всех        видов  предпринимательства, торгово-экономических  и  научно-технических  связей    предпринимателей Республики Татарстан  с  предпринимателями  зарубежных  стран,  а  также согласования  и  представительства  интересов  всех  членов   ТПП    РТ, предпринимателей и их  объединений  независимо  от  форм  собственности, подчиненности и местонахождения на территории Республики Татарстан.

Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан:

§                     выражает и защищает интересы своих членов в органах государственной власти и местного самооуправления;

§                     участвует в становлении и развитии инфраструктуры предпринимательства;

§                     способствует продвижению товаров, услуг и объектов интеллектуальной собственности татарстанских предприятий на внутреннем и внешних рынках;

§                     распространяет цивилизованные принципы ведения бизнеса;

§                     способствует формированию позитивного делового имиджа татарстанских производителей товаров и услуг

§                     проводит политику социальной ответственности предпринимателей.

Торгово-промышленная палата Республики  Татарстан является  негосударственной  некоммерческой организацией, объединяющей  республиканские  предприятия  и республиканских предпринимателей, а также административно-территориальные  и межрайонные    торгово-промышленные палаты, образованные на территории Республики  Татарстан  в  соответствии с  Законом  Российской  Федерации  "О  торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"[45].

Торгово-промышленная палата Республики  Татарстан является  членом  ТПП    Российской Федерации.

Торгово-промышленная  палата  Республики  Татарстан    осуществляет функционально-методическую  координацию  и  руководство    деятельностью административно-территориальных  и   межрайонных    торгово-промышленных палат образованных на территории Республики Татарстан,  представляет  их интересы в ТПП Российской Федерации и республиканских органах власти.

Для осуществления функций,  предусмотренных  Уставом, ТПП  РТ  имеет    право    в    порядке,    установленном    действующим законодательством:

     1) осуществлять независимую экспертизу проектов  нормативных  актов в области экономики,  внешнеэкономических  связей,  а  также  по  другим вопросам,  затрагивающим  интересы  предприятий    и   предпринимателей, принимаемым,  в Российской Федерации и Республике Татарстан;

     2) вносить предложения субъектам права законодательной инициативы по изменению федеральных и республиканских законов и иных нормативных актов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательской деятельности;

     3) участвовать в подготовке и обсуждении проектов федеральных и республиканских программ в области государственного регулирования вопросов предпринимательской деятельности;

     4)  представлять  и  защищать  законные  интересы  своих  членов  в государственных органах;

     5) совершать всякого  рода  сделки  с  юридическими  и  физическими лицами и иные юридические акты;

     6) приобретать и  отчуждать  всякого  рода  движимое  и  недвижимое имущество;

     7)  создавать,  реорганизовывать  и  ликвидировать  в    Республике Татарстан и за ее пределами предприятия и учреждения;

     8) определять порядок образования и размеры  формируемых  в  Палате специальных  фондов  и   основные    направления    их    использования; устанавливать цены и тарифы на услуги, оказываемые Палатой;

     9)  самостоятельно   определять    методы    осуществления    своей хозяйственной    деятельности,    устанавливать    структуру,    штатное расписание,  численность  работников,  формы  и   размеры    оплаты    и материального стимулирования их труда;

     10) открывать свои филиалы и представительства; 

     11)  входить  в  состав  союзов,  ассоциаций,  федераций  и   других объединений, взаимодействие с которыми может  служить  более  полному  и всестороннему  выполнению  функций  Палаты.

ТПП  РТ   состоит    из    административно-территориальных   и межрайонных  торгово-промышленных  палат,  образованных  на   территории Республики Татарстан и созданных ею предприятий и  учреждений,  а  также организаций, объединяющих предприятия и предпринимателей.

Административно-территориальные и межрайонные торгово-промышленные  палаты,  образованные  на  территории   Республики Татарстан осуществляют свою  деятельность  в  пределах  подведомственных им территорий.

 Торгово-промышленные  палаты  образуются  на  основе  принципа добровольного объединения их учредителей.

   На одной и той  же  территории  может  быть  образована  только одна торгово-промышленная палата.

Торгово-промышленные  палаты   административно-территориальных образований Республики Татарстан  и  их  члены  в  обязательном  порядке являются членами ТПП РТ и ТПП РФ.

В заключении параграфа отметим, что регулирующая роль государства является неотъемлемым атрибутом любой развитой рыночной экономики. Система органов государства непосредственно осуществляет политику в области регулирования общественных отношений, в нашем случае в области предпринимательства.


3.2. Нормативно-правовое регулирование предпринимательства в РТ

Уровень развития общества, как известно, во многом определяется эффективностью правового регулирования общественных отношений, потому что именно правовой элемент государственного регулирования предпринимательства создает то поле, на котором функционируют другие составляющие этой системы; он ограничивает их излишнюю активность, закладывает основу для дальнейшего развития и совершенствования всей системы воздействия на общество[46].

Нормативно-правовая поддержка  предпринимательства со стороны государства заключается в создании такой нормативно-правовой базы, которая, регулируя деятельность малых предприятий на всех этапах его жизненного цикла, обеспечивала бы при этом наиболее благоприятные возможности для развития этого сектора экономики[47].

Безусловно, реализация правового регулирования предпринимательства в Республике Татарстан происходит на едином правовом пространстве Российской Федерации. Но так как целью нашего исследования в этой главе является анализ правового регулирования предпринимательства в РТ. Поэтому российское законодательство не исследуется в данной работе.

Итак, в систему правового регулирования предпринимательства в Республике Татарстан входят в первую очередь Программы поддержки  предпринимательства в Республике Татарстан.

Последняя подобная программа  - «Программа поддержки  предпринимательства в Республике Татарстан на 2005-2010 годы».

 Программа направлена на реализацию комплекса мероприятий, направленных на повышение благосостояния граждан, формирование экономически активного среднего класса, обеспечение устойчивого социально-экономического развития республики, увеличение удельного веса  предпринимательства в экономике,

В целом по Программе можно отметить  следующее.

1. Основная цель Программы сформулирована достаточно абстрактно.

Целью Программы должно быть – создание правовых и экономических условий, стимулирующих деятельность субъектов  предпринимательства, обеспечивающих увеличение количества субъектов  предпринимательства, численности занятых в сфере  предпринимательства, а также увеличение объемов выручки субъектов  предпринимательства и налоговых поступлений от деятельности субъектов  предпринимательства в доходную часть бюджета Республики Татарстан.

2. В разделе «Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами» в основном рассмотрены мероприятия, реализованные в рамках Государственной комплексной программы Республики Татарстан по развитию предпринимательства на 2001-2004 годы, и динамика развития  предпринимательства.

Вместе с тем анализ результатов, достигнутых (не достигнутых) в ходе реализации названной программы, а самое главное – проблемы  предпринимательства и необходимость их решения программными способами рассмотрены недостаточно.

Так, отсутствует оценка эффективности созданной инфраструктуры (представительства Агентства по развитию предпринимательства, центры поддержки предпринимательства, технопарки), мероприятий по реализации приоритетных направлений развития предпринимательства, по научно-методическому и кадровому обеспечению предпринимательства и ряду других.

3. В разделе «Направления решений поставленных задач» реализация мер государственной поддержки основывается на принципах, определенных органами исполнительной власти Российской Федерации и Республики Татарстан.

Вместе с тем Программа, утверждаемая Государственным Советом Республики Татарстан, по нашему мнению, должна основываться на приоритетах, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан.

4. Исходя из ключевых мероприятий Программы, в ходе ее реализации предполагается ежегодное использование средств бюджета республики и внебюджетных источников.

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 55 Бюджетного кодекса Республики Татарстан устанавливается, что долгосрочная целевая программа, подлежащая утверждению и финансированию за счет бюджетных средств, должна содержать сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам действия Программы.

Вместе с тем информация о необходимых объемах средств с указанием источников их привлечения в Программе отсутствует.

5. В целом по содержанию Программы необходимо отметить, что представленный документ ближе к понятию «концепция», так как содержит только направления поддержки предпринимательства, без их качественной или количественной оценки.

Эффективность Программы должна характеризоваться отношением полученного экономического эффекта к ресурсным затратам.

В то же время в разделе «Оценка эффективности Программы» показатели оценки эффективности подменены ожидаемыми количественными результатами реализации Программы.

Так, заложенные в Программе критерии оценки эффективности не позволят в перспективе провести аудит эффективности ни по годам, ни в целом по Программе.

Дополнительно необходимо отметить, что обоснованность роста планируемых налоговых поступлений от субъектов  предпринимательства в общей сумме доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан к 2010 году до 32%, предусмотренного Программой на 2005-2010 годы, вызывает сомнение.

Темп роста налоговых поступлений от субъектов  предпринимательства в доходах консолидированного бюджета Республики Татарстан в среднем на протяжении последних четырех лет составляет 1% в год (в 2002 году – 4%, в 2003 году – 5%, в 2004 году – 6%), что позволяет спрогнозировать рост данных поступлений к 2010 году в пределах 12-15% к общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан.

Степень проработки мероприятий Программы, а именно отсутствие указания на объемы и источники финансирования, показателей результативности, перечня конкретных предпринимательских проектов, которые предполагалось финансировать в рамках определенных приоритетов, обтекаемость сроков реализации (по ряду мероприятий 2005-2010 годы) ставят под сомнение как качество Программы, так и возможность ее выполнения.

При осуществлении анализа Программы можно сделать следующие выводы.

Проводимая Правительством Республики Татарстан государственная поддержка  предпринимательства, в том числе на перспективу до 2010 года, в целом соответствует общегосударственной политике Правительства

В современных условиях с точки зрения снижения бюджетной нагрузки и исключения непосредственного финансирования субъектов предпринимательства наиболее оптимальным видом стимулирования и поддержки  предпринимательства является предоставление государственных гарантий.

При доработке Программы поддержки  предпринимательства Республики Татарстан на 2005-2010 годы предлагаем:

·        четко сформулировать цель Программы;

·        провести анализ результатов, достигнутых (не достигнутых) в ходе выполнения ранее реализованной программы, а также, исходя из содержания раздела, более подробно рассмотреть существующие проблемы  предпринимательства;

·        подготовить технико-экономическое обоснование Программы, определить объемы и источники финансирования Программы по годам, а также дополнить Программу разделом «Объемы и источники финансирования Программы»;

·        определить и указать в Программе показатели эффективности;

·        указать промежуточные (по годам) ожидаемые показатели реализации Программы (объемы выручки субъектов  предпринимательства, налоговые поступления от деятельности субъектов  предпринимательства в доходную часть бюджета Республики Татарстан, добавленную стоимость на одно малое предприятие и т.д.);

·        в разделе «Направления решений поставленных задач» меры государственной поддержки в сфере  предпринимательства определить исходя из задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации и Послании Президента Республики Татарстан, а также направлений, определенных в Программе социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы;

·        определить государственного заказчика – Кабинет Министров Республики Татарстан;

·        в разделе «Система организации контроля за выполнением Программы» в качестве органа, осуществляющего контроль за выполнением Программы на 2005-2010 годы, следует включить Счетную палату Республики Татарстан;

·        в разделе «Механизм контроля за реализацией Программы» также необходимо предусмотреть контроль за ходом выполнения Программы на 2005-2010 годы со стороны Счетной палаты Республики Татарстан.

Таким образом, в параграфе была рассмотрена Программа поддержки  предпринимательства в Республике Татарстан на 2005-2010 годы, были проанализированы ее положения и сделаны выводы.

3.3 Проблемы в области развития предпринимательства

и основные пути их решения

Развитие малого и среднего предпринимательства в России и Республике Татарстан сталкивается с множеством проблем, ликвидация которых является стратегической задачей государства.

Итак, в данном параграфе дипломного исследования содержится перечень основных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели при осуществлении своей деятельности.

а) Кредитование[48].

Многим  предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками. Во-первых, обеспечение кредита – как таковое банки рассматривают зачастую только недвижимость, иномарки, золото и драгоценности. Во-вторых, оценка вышеуказанного имущества предприятия осуществляется обычно на 50% ниже ее реальной рыночной стоимости, что сильно снижает сумму возможного кредита. В-третьих, процент по кредитам непомерно высок и примерно в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год. При этом срок рассмотрения запроса на кредит может доходить до нескольких месяцев и потребовать предоставления большого количества документов.

б) Наличие административных барьеров[49].

Количество административных барьеров постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени. Пример: чтобы организовать выезд представителя СЭС для получения согласования на создание производства в Московской области уходит до 1,5 месяцев. Причем это при условии, что вы сами уже подготовили все необходимые проекты документов, а подобных контролирующих организаций десятки. Затраты на преодоление административных барьеров зачастую превышают многие расходы, связанные с деятельностью фирмы. В качестве примера можно привести одно малое московское предприятие, действующее уже в течение десяти лет. Для того, чтобы складировать все бухгалтерские архивы необходима площадь не менее двадцати квадратных метров, а, так как минимальная арендная плата составляет не менее 200-300 долл. за квадратный метр офисных помещений в год, то затраты составят соответственно от 4 до 6 тыс. долл. в год. Хранить эти данные в электронной форме невозможно.

в) Недостаточная подготовка руководителей[50].

Значительная часть новых малых предприятий создается людьми, не имеющими опыта ведения своего предпринимательства или поменявшими его направление, например, от торговли к производству. Часто эта причина ведет предприятия к разорению из-за отсутствия даже общего, на уровне научно-популярных изданий, понимания бухгалтерского и управленческого учета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.