Особенности становления и развития предпринимательства в России и Республике Татарстан
г) Отсутствие
необходимой инфраструктуры[51].
Часто
препятствием для развития малых предприятий становится отсутствие необходимой
инфраструктуры, например в городах и городских районах, имеющих блочную
застройку 60-80х гг. очень мало приемлемых помещений под общепит или мелкие
производства вне зданий бывших универсамов и торговых центров. Малые
предприятия неспособны, даже частично, освоить тысячеметровые цеха закрытых
заводов, а небольших промышленно-складских помещений нет.
д) Нехватка
информации[52].
Несмотря
на существование многих программ помощи малых предприятий, содержание этих
программ остается для большинства компаний неизвестным. Примером могут служить
попытки получить информацию о создаваемых в данный момент в Москве и Казани
технопарках. Ни одной из фирм, с которыми мы общались, не удалось узнать путем
простого телефонного звонка, на каких условиях могут быть предоставлены
арендные площади. Только одной из фирм было сделано реальное предложение о
сотрудничестве, причем поступило оно из г. Тутаева Ярославской области. Из него
ясно следовало, что компания получит в этом городе определенные льготы, а
некоторые услуги, такие как предоставление земельных участков на берегу Волги,
были бы оказаны бесплатно[53].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы сказать
следующее.
Предпринимательство выступает в качестве особого вида
экономической деятельности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с
идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей
материализованную форму.
Основным субъектом предпринимательской деятельности
выступает предприниматель. Однако предприниматель не единственный субъект, в
любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его
контрагентом (- лицо или учреждение, берущее на себя определенные
обязательства по договору), а также с государством, которое в различных
ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.
В современных условиях хозяйствования каждый
предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации
производства, возникшей на основе разделения труда.
Любой предприниматель нуждается в эффективных
партнерским связях: только в таком случае он может эффективно действовать в
рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса.
Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно
изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей.
Предпринимательство в рыночной
экономике составляет ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста,
структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в
количественных показателях – этот фактор по самой своей сути является типично
рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры. Основные
преимущества, характерные черты, присущие предпринимательству:
- возможность более гибких и
оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом предпринимательстве
упрощена структура принятия управленческих решений, это дает возможность быстро
и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра
капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
- ориентация
производителей преимущественно на региональный рынок. предпринимательство
идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и
других характеристик местного рынка.
- поддержание занятости и создание
новых рабочих мест. Эта проблема чрезвычайно актуальна для нашей страны;
процесс приватизации уберет балласт с предприятий и
мелкий предпринимательство мог бы сыграть роль амортизатора, вобрав в себя
свободную рабочую силу.
-выполнение вспомогательных функций
по отношению к крупным производителям. Крупные фирмы децентрализуют
производственный процесс, передавая его фазы предприятиям на основе субкооперации. Мелкий предпринимательство улучшает общую
структуру производства, так как облегчает адаптацию «неповоротливого» крупного
производства к изменяющимся условиям, к новым требованиям научно-технического
прогресса: способствует развитию специализации, освобождает крупные корпорации
от производства мелкосерийной продукции, занимает поиском, доработкой и
освоением новых изделий, охотнее идет на риск.
- небольшой
первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки
строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться,
внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального
сочетания машинного и ручного труда.
- экономическая эффективность
производства в малых предприятиях.
- инновационный характер малых
предприятий. Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли
предпринимательства в развертывании научно-технической революции.
На современном этапе повышение роли
предприятий предпринимательства в экономике Германии, США и других развитых
странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом
истории.
Предпринимательство является важным
фактором в решении экономических и социальных задач, таких как: формирование
конкурентной среды, создание дополнительных рабочих мест, расширение
ассортимента и повышение качества выпускаемых товаров или предоставляемых
услуг, содействие крупным предприятиям путем создания вспомогательных или
обслуживающих производств, поддержание инновационной активности.
Вот почему становление и развитие
предпринимательства представляет собой стратегическую задачу реформационной
экономической политики и для России.
Учитывая
проблемы и перспективы развития предпринимательства в России, можно сделать
вывод о том, что и в нашем государстве правительством должно быть сделано очень
много для развития и закрепления этого рода деятельности. Это и различные
государственные программы по поддержке предпринимательства, и специальные
фонды, созданные государством.
В целом же российское
предпринимательство находится на начальном этапе своего развития, еще
далеком от потребностей реального рыночного хозяйства.
И напоследок подчеркнём, что малое
предпринимательство (предпринимательство) - это существенная составляющая
цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему
конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной
экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные
ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит
серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду
направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости
и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1.
Федеральный
закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке
предпринимательства в Российской Федерации» // газета "Российская
Федерация" от 29 июня 1995 г. N 1348.
2.
Закон РФ
«О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» // газета
"Российская Федерация" от 29 марта 2002 г. N 1338.
Литература
1)
Андерс
Ослунд. Условия развития малого предпринимательства // Человек и труд. – 2005.
– № 12. С. 17 -19.
2)
Баженов
Б.С., Баженов Ю.А. Малое предпринимательство: практическое руководство по
организации и ведению предпринимательства - М: ИВЦ «Маркетинг», 2004.-
104с.
3)
Бондаренко
В. Как поддерживают предпринимательство в Америке / В. Бондаренко // Малое
предприятие. - 2004. - № 11. - С. 8-9
4)
Борисов
С. Раньше малому бизнесу нужна была поддержка, теперь – опора // Человек и
труд. – 2003. - № 7. – С. 25 -28.
5)
Букамина
М. А. Большая забота о малом предпринимательстве: Поддержка
предпринимательства "по-американски" / М. А. Букамина // Рос.
предпринимательство. - 2005. - № 3. - С. 11-17.
6)
Витале Дж. Предпринимательство: Реклама. (Перевод с английского) - М.: Издательский дом «Довгань», 1998.- 224с.
7)
Гнетов М.
В нашем городе новые рабочие места обеспечиваются только малым бизнесом //
Человек и труд. – 2004. - № 6. С. 32 - 34.
8)
Гнилитская Е.В.
Институционально-психологические основания успешного развития
предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2006. - апрель. – С.
45-49.
9)
Государственная
политика и предпринимательство в США // Экономика и упр. в зарубеж. странах. -
2004. - № 9. - С. 38-44.
10)
Грузков
А.П. Региональные программы развития: социально-экономический аспект //
Российское предпринимательство. – 2006. - февраль. – С. 32-41.
11)
Дацко
С.Н. Социальная ответственность предпринимательства // Российское
предпринимательство. – 2006. - февраль. – С. 18-24.
12)
Ковалёв
В.В. Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М., 2004. -
416с.
Колесникова О. О совершенствовании
правовой базы обеспечения занятости населения // Человек и труд. 1999. - № 2.
-С. 33 - 35.
13)
Корчагин
А. Д. Значение и роль предпринимательства в инновационном процессе / А. Д.
Корчагин, Ю. Г. Смирнов // Инновации. - 2004. - №5.-С. 23-29.
14)
Кузьмичев
А.Д. Предпринимательство: взгляд из прошлого в настоящее
15)
Кулапина
Г.М. Организация консалтинговых услуг для малого и среднего бизнеса региона //
Российское предпринимательство. – 2006. - январь. – С. 38-41.
16)
Курс
экономики: Учебник / Под редакцией Б.А. Райзберга.-
М.: Высшая школа, 2000. - 226с.
17)
Лапуста М.Г. Старостин Ю.А. Малое предпринимательство.- М: ИНФРА-М,
2000. - 320с.
18)
Лебедева
Л. США: малое предпринимательство
как образ жизни // Человек и труд. – 2005. - №9. – С. 23.
19)
Лебедева
И. Тенденции научно-технического развития предпринимательства в Японии / И.
Лебедева // Проблемы теории и практики упр. - 2004. - № 3. - С. 74-79.
20)
Левкин Н. В. Национальные особенности и
организационная культура российского предпринимательства // Российское
предпринимательство. – 2006. - апрель. – С. 55-59.
21)
Макинтайр
Р. Местные власти - стимуляторы предпринимательства // Проблемы теории и
практики упр. - 2005. - № 3. - С. 56-60.
22)
Масленников
М. Н., Правовое регулирование предпринимательства в Экономике развитых стран
// Экономика и жизнь. – 2004. - № 10. ‑ С. 23-26.
23)
Мельников
О.Н., Абрамов Е.Г. Повышение эффективности предпринимательской деятельности как
функция эволюции стадий экономического развития организации // Российское
предпринимательство. – 2006. - февраль. – С. 38-41.
24)
Мир на
рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.) – М.:
Издательский дом НОВЫЙ ВЕК, 2004.
25)
Морозов
В. А. Большая забота о малом предпринимательстве: зарубежный опыт поддержки
предпринимательства // Рос. предпринимательство. - 2004 .- № 8. - С. 81-88; №
10 .- С. 99-104.
26)
Мягков
П., Фесенко Е., Еремина О. Н. Малое предпринимательство: государственная
поддержка обязательна. 2000. ‑ с. 561.
27)
Нерсисян
Т.Я. Совершенствование государственного регулирования предпринимательской
деятельности на региональном уровне // Российское предпринимательство. – 2006.
- февраль. – С. 13-17.
28)
Новости
Предпринимательства. Электронный журнал. Выпуск №35 2005.
29)
Нойбауэр
Х. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях // Проблемы
теории и практики упр. - 2004. - № 3. - С. 62-67.
30)
О
программе правительства ФРГ по поддержке и среднего предпринимательства //
Бюл. иностран. коммер. информ. - 2005. - № 74 (3 июля). - С. 4.
31)
Оноприенко
В. И. Малые предприятия: Опыт, проблемы -М.: Профиздат, 2004. ‑ с. 615.
32)
Опыт
зарубежных стран в развитии конкурентоспособного экспортно-ориентированного и
среднего предпринимательства//Российская ассоциация развития среднего и
предпринимательства//26 апреля 2005 // #"#">#"#">#"#">#"#">www.worldbank org /data/wdi
62)
#"#_ftn54"
name="_ftnref54" title="">[54]
|