скачать рефераты

МЕНЮ


Особенности становления и развития предпринимательства в России и Республике Татарстан

г) Отсутствие необходимой инфраструктуры[51].

Часто препятствием для развития малых предприятий становится отсутствие необходимой инфраструктуры, например в городах и городских районах, имеющих блочную застройку 60-80х гг. очень мало приемлемых помещений под общепит или мелкие производства вне зданий бывших универсамов и торговых центров. Малые предприятия неспособны, даже частично, освоить тысячеметровые цеха закрытых заводов, а небольших промышленно-складских помещений нет.

д) Нехватка информации[52].

Несмотря на существование многих программ помощи малых предприятий, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным. Примером могут служить попытки получить информацию о создаваемых в данный момент в Москве  и Казани технопарках. Ни одной из фирм, с которыми мы общались, не удалось узнать путем простого телефонного звонка, на каких условиях могут быть предоставлены арендные площади. Только одной из фирм было сделано реальное предложение о сотрудничестве, причем поступило оно из г. Тутаева Ярославской области. Из него ясно следовало, что компания получит в этом городе определенные льготы, а некоторые услуги, такие как предоставление земельных участков на берегу Волги, были бы оказаны бесплатно[53].



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключении хотелось бы сказать следующее.

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической деятельности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель. Однако предприниматель не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом (- лицо или учреждение, берущее на себя определенные обязательства по договору), а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.

В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.

Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерским связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей.

Предпринимательство в рыночной экономике составляет ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях – этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры. Основные преимущества, характерные черты, присущие предпринимательству:

 - возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом предпринимательстве упрощена структура принятия управленческих решений, это дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

 - ориентация производителей преимущественно на региональный рынок.  предпринимательство идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

 - поддержание занятости и создание новых рабочих мест. Эта проблема чрезвычайно актуальна для нашей страны; процесс приватизации уберет балласт с предприятий и мелкий предпринимательство мог бы сыграть роль амортизатора, вобрав в себя свободную рабочую силу.

 -выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям. Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы  предприятиям на основе субкооперации. Мелкий предпринимательство улучшает общую структуру производства, так как облегчает адаптацию «неповоротливого» крупного производства к изменяющимся условиям, к новым требованиям научно-технического прогресса: способствует развитию специализации, освобождает крупные корпорации от производства мелкосерийной продукции, занимает поиском, доработкой и освоением новых изделий, охотнее идет на риск.

 - небольшой первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

 - экономическая эффективность производства в малых предприятиях.

 - инновационный характер малых предприятий. Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли  предпринимательства в развертывании научно-технической революции.

На современном этапе повышение роли предприятий  предпринимательства в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории.

Предпринимательство является важным фактором в решении экономических и социальных задач, таких как: формирование конкурентной среды, создание дополнительных рабочих мест, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемых товаров или предоставляемых услуг, содействие крупным предприятиям путем создания вспомогательных или обслуживающих производств, поддержание инновационной активности.

Вот почему становление и развитие  предпринимательства представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики и для России.

Учитывая проблемы и перспективы развития  предпринимательства в России, можно сделать вывод о том, что и в нашем государстве правительством должно быть сделано очень много для развития и закрепления этого рода деятельности. Это и различные государственные программы по поддержке  предпринимательства, и специальные фонды, созданные государством.

 В целом же российское  предпринимательство находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства.

И напоследок подчеркнём, что малое предпринимательство (предпринимательство) - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

        


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ

 

Источники

 

1.     Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке  предпринимательства в Российской Федерации» // газета "Российская Федерация" от 29 июня 1995 г. N 1348.

2.     Закон РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» // газета "Российская Федерация" от 29 марта 2002 г. N 1338.

 

Литература



1)                 Андерс Ослунд.  Условия развития малого предпринимательства // Человек и труд. – 2005. – № 12. С. 17 -19.

2)                 Баженов Б.С., Баженов Ю.А. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению  предпринимательства - М: ИВЦ «Маркетинг», 2004.- 104с.

3)                 Бондаренко В. Как поддерживают  предпринимательство в Америке / В. Бондаренко // Малое предприятие. - 2004. - № 11. - С. 8-9

4)                 Борисов С. Раньше малому бизнесу нужна была поддержка, теперь – опора // Человек и труд. – 2003. - № 7. – С. 25 -28.

5)                 Букамина М. А. Большая забота о малом предпринимательстве: Поддержка  предпринимательства "по-американски" / М. А. Букамина // Рос. предпринимательство. - 2005. - № 3. - С. 11-17.

6)                 Витале Дж.  Предпринимательство: Реклама. (Перевод с английского) - М.:  Издательский дом  «Довгань», 1998.- 224с.

7)                 Гнетов М. В нашем городе новые рабочие места обеспечиваются только малым бизнесом // Человек и труд. – 2004. - № 6. С. 32 - 34.

8)                 Гнилитская Е.В. Институционально-психологические основания успешного развития предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2006. -  апрель. – С. 45-49.

9)                 Государственная политика и  предпринимательство в США // Экономика и упр. в зарубеж. странах. - 2004. - № 9. - С. 38-44.

10)            Грузков А.П. Региональные программы развития: социально-экономический аспект // Российское предпринимательство. – 2006. -  февраль. – С. 32-41.

11)            Дацко С.Н. Социальная ответственность предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2006. -  февраль. – С. 18-24.

12)            Ковалёв В.В. Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М., 2004. - 416с.

Колесникова О. О совершенствовании правовой базы обеспечения занятости населения // Человек и труд. 1999.  - № 2. -С. 33 - 35.

13)            Корчагин А. Д. Значение и роль  предпринимательства в инновационном процессе / А. Д. Корчагин, Ю. Г. Смирнов // Инновации. - 2004. - №5.-С. 23-29.

14)            Кузьмичев А.Д. Предпринимательство: взгляд из прошлого в настоящее

15)            Кулапина Г.М. Организация консалтинговых услуг для малого и среднего бизнеса региона // Российское предпринимательство. – 2006. -  январь. – С. 38-41.

16)            Курс экономики: Учебник / Под редакцией Б.А. Райзберга.- М.: Высшая школа, 2000. - 226с.

17)            Лапуста М.Г. Старостин Ю.А. Малое предпринимательство.- М: ИНФРА-М, 2000. - 320с.

18)            Лебедева Л. США: малое предпринимательство как образ жизни // Человек и труд. – 2005. - №9. – С. 23.

19)            Лебедева И. Тенденции научно-технического развития  предпринимательства в Японии / И. Лебедева // Проблемы теории и практики упр. - 2004. - № 3. - С. 74-79.

20)            Левкин Н. В. Национальные особенности и организационная культура российского предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2006. -  апрель. – С. 55-59.

21)            Макинтайр Р. Местные власти - стимуляторы  предпринимательства // Проблемы теории и практики упр. - 2005. - № 3. - С. 56-60.

22)            Масленников М. Н., Правовое регулирование  предпринимательства в Экономике развитых стран // Экономика и жизнь.  – 2004. - № 10. ‑ С. 23-26.

23)            Мельников О.Н., Абрамов Е.Г. Повышение эффективности предпринимательской деятельности как функция эволюции стадий экономического развития организации // Российское предпринимательство. – 2006. -  февраль. – С. 38-41.

24)            Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.) – М.: Издательский дом НОВЫЙ ВЕК, 2004.

25)            Морозов В. А. Большая забота о малом предпринимательстве: зарубежный опыт поддержки  предпринимательства // Рос. предпринимательство. - 2004 .- № 8. - С. 81-88; № 10 .- С. 99-104.

26)            Мягков П., Фесенко Е., Еремина О. Н. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна. 2000. ‑ с. 561.

27)            Нерсисян Т.Я. Совершенствование государственного регулирования предпринимательской деятельности на региональном уровне // Российское предпринимательство. – 2006. -  февраль. – С. 13-17.

28)            Новости  Предпринимательства. Электронный журнал. Выпуск №35 2005.

29)            Нойбауэр Х. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях // Проблемы теории и практики упр. - 2004. - № 3. - С. 62-67.

30)            О программе правительства ФРГ по поддержке  и среднего предпринимательства // Бюл. иностран. коммер. информ. - 2005. - № 74 (3 июля). - С. 4.

31)            Оноприенко В. И. Малые предприятия: Опыт, проблемы -М.: Профиздат, 2004. ‑ с. 615.

32)            Опыт зарубежных стран в развитии конкурентоспособного экспортно-ориентированного  и среднего предпринимательства//Российская ассоциация развития среднего и  предпринимательства//26 апреля 2005 // #"#">#"#">#"#">#"#">www.worldbank org /data/wdi

62)            #"#_ftn54" name="_ftnref54" title="">[54]

 

Сельское хоз-во

Произ-водство

Строитель-ство

Транспорт

Оптовая торговля

Розничная торговля

Финансы

Снабжение

Мотор.

Услуги

0,2

28,8

46,1

30,4

27,3

-2,2

86,4

9,2

18,4

100,5

Таблица 2

Доля предприятий различных размеров в объеме продукции[55]


Отрасль

Предприятия

Крупные

средние

мелкие

Машиностроение

60

19

Металлургия

51

39

Обувная

4

73

Швейная

7

53

Резинотехническая и пластмассовая

34

43


 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Развитие инновационного и экспортного потенциала сектора МП

в США в 2003 г.[56]

 

ВВП страны $10,77трлн; доля МП в ВВП 52%

$ 5,6 трлн. в 2003 г

Государственный бюджет $2,21трлн, доля расходов на инфраструктуру поддержки МСП в госбюджете 0,036%

$0,8 млрд. в 2003 г.

Доля МП в общей занятости

50,1%

Доля МП в количестве всех предприятий (97,6%)

22,9 млн. предприятий

Объём госзаказов размещенных в МП

$ 40 млрд

Количество экспортно-ориентированных МП (~1%)

231 тыс. предприятий

Объём экспорта США $ 1146 млрд. в 2004 г, в т.ч.

продукты $ 807,6 млрд.

услуги $ 338,4 млрд

Доля МП в общем объёме экспорта ( ~30%)

$ 343 млрд .

Критерии отнесения к МП:

количество работающих

объём годового дохода

По видам деятельности:

до 100; 500; 750; 1000; 1500.

от $0,75 млн. ----- до$20 млн.


 

 

 

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.