Предпринимательская деятельность на современном книжном рынке России
С другой стороны воспроизводство
культурного наследия вовлекает в бизнес-процесс книжного дела огромный массив
произведений прошедших эпох. Существует также возвратный рынок – рынок книг
прошлых лет изданий, формирующийся из книг, выставляемых на продажу их
владельцеами.
Двойственность книжного дела проявляется в
том, что его вклад во внутренний валовой продукт страны составляет менее 1%, но
оно занимает несопоставимое со своим экономическим потенциалом место в
социально-культурной жизни страны.
Книга относится к интеллектуальной продукции, поэтому с книжным
бизнесом за потребителя конкурируют другие виды бизнеса, также
производящие интеллектуальную продукцию и оказывающие услуги в этой сфере, и
тем самым сужающие емкость рынка книжного бизнеса. К конкурирующим бизнесам
относятся:
- аудиокнига и другая медиопродукция,
- рынок интернетресурсов,
- радио и телевидение,
- журнально-газетная продукция.
Основные пути вхождения в книжный бизнес:
- приобретение активов (в т.ч. приватизация),
- инвестирование,
- создание независимого субъекта книжного бизнеса.
Одним из важнейших источников предпринимательской идеи в
книжном бизнесе является автор. Существует авторский рынок, т.е.
рынок предпринимательских идей книжного бизнеса.
Книжный бизнес обладает привлекательностью для
предпринимателей и инвесторов на основании следующих присущих ему свойств:
- низкая капиталоемкость,
- устойчивый доход,
- рост рынка в стоимостном выражении в ближайшие 3-4 года[23],
- устойчивость спроса из-за слабого влияния инфляционных
процессов,
- мобильность бизнеса по отношению к меняющимся условиям рынка,
- неограниченность входа, отсутствие монополий,
- низкий уровень рисков,
- сравнительно небольшой инвестиционный цикл,
- наличие множества ниш для выбора.
Вместе с тем, как и всякая экономическая деятельность, книжное
предпринимательство является рискованной деятельностью. Основные
источники рисков:
- недополучение ожидаемой прибыли
(инвестиционный риск),
- несоответствие цен среднему ценовому
уровню рынка (ценовой риск),
- неплатежи получателей (финансовый риск).
Наиболее часто встречающийся риск связан с рисками
инвестиций в издательский проект: всегда существует непредсказуемость реакции
потребительского рынка на реализацию проекта практически любого нового издания.
В России в книжном бизнесе допускается как
собственность физических и юридических лиц, так и государственная и
муниципальная собственность. Вмешательство государства ограничивается
регулированием бизнеса через налоговую систему и ставку рефинансирования. Цены
устанавливаются бизнесом самостоятельно.
Главными субъектами книжного дела
являются издатель, полиграфист, книгораспространитель.
Ключевую роль в книжном бизнесе
играет издатель. Издательское предпринимательство является главным
инвестором, т.к. вкладывает средства в автора, подготовку оригинал-макета,
полиграфические материалы и услуги, в книжную торговлю. Издатель определяет
тираж книги, ее физические и художественные характеристики, отпускную цену.
Характерная особенность издательства, как производственного книжного
предпринимательства: бизнес-процесс разделяется на интеллектуальное
производство (отбор, редактирование) и организацию сбыта готовой продукции,
сосредоточенные в издательстве, и физическое производство (тиражирование),
осуществляемое типографиями в порядке оказания услуг.
Коммерческое (торговое)
предпринимательство в книжном деле через оптовые и розничные каналы
распространения осуществляет связь с потребительским рынком. Розничное звено
коммерческого предпринимательства имеет ключевое значение для формирования
финансового потока, компенсирующего затраты и образующего прибыль участников
производства и товародвижения книги.
Субъекты книжного дела могут объединяться на основе:
- вертикальной интеграции (фирм образующих «сквозную» технологию
бизнес-процесса книжного дела: издательство, полиграфия, оптовая и розничная
торговля, пример: издательство ЭКСМО);
- горизонтальной интеграции (объединение в один бизнес нескольких
однопрофильных фирм, например, издательств, магазинов - пример: ТОП-книга).
Возможна также смешанная интеграция (пример: группа АСТ).
Книжный бизнес может также входить в качестве самостоятельного
бизнеса в объединение фирм типа холдинга или конгломерата,
инвестирующего средства в самые различные сферы бизнеса (пример: группа А.Л.
Мамута).
Количество частных фирм в книжном деле
оценить сложно из-за отсутствия статистики. Основной организационно-правовой
формой книжного бизнеса является Общество с ограниченной ответственностью
(ООО). Выбор этой формы связан с преобладанием в книжном бизнесе малых
предприятий, для которых эта форма наиболее подходит по следующим причинам:
·
Возможность мобилизации сравнительно небольших
индивидуальных капиталов.
·
Ограниченная ответственность по финансовым обязательствам.
·
Возможность выделения единоличного руководителя, который
чаще всего и является основным вкладчиком.
·
Отсутствие необходимости в публичной отчетности,
законодательно требуемой от акционерных обществ.
В книжном бизнесе частный капитал может
принимать и другие организационно-правовые формы. В настоящее время, как
показывает Таблица 2.1, частный капитал занимает лидирующие позиции в книжном
деле.
Таблица 2.1.
Выпуск книг частными издательствами России в %% в 1991-2003 гг.[24]
Год
выпуска
|
Названий Тираж % %
|
1991
1993
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
|
8,0 21,2
28,0 52,9
43,0 68,1
46,0 78,8
46,0 80,5
47,5 78,5
54,0 81,9
62,3 84,8
66,0 87,4
67.2 89.6
68.2 91.3
|
В 2002 г. лицензии на издательскую деятельность имели около 17
тыс. юридических и физических лиц. По данным Российской книжной палаты в 2004
г. в стране действовало 5 388 издательств, которые в соответствие с Федеральным
законом об обязательном экземпляре документа представили свои издания в
Российскую книжную палату[25].
К началу 2000-х гг. в Российской федерации насчитывалось около 3
тыс. полиграфических предприятий. 40% из них, главным образом самые крупные,
оставались в собственности государства. На производство книг уходило 19%
потребляемой в стране бумаги[26].
В связи с многообразием каналов распространения (оптовая торговля,
магазиы, супермаркеты, киоски, книга-почтой, интернет-продажи, книжные клубы,
библиотеки и т.д.) статистические данные о книжной торговли отсутствуют. С
уверенностью можно сказать, что в этом виде российского книжного бизнеса
господствует частный сектор.
Как и в любом бизнесе, предприниматель книжного дела, потребляя
ресурсы, принадлежащие обществу, несет перед обществом социальную
ответственность: его деятельность не должна противоречить интересам
общества и должна быть направлена на устойчивое удовлетворение его интересов в
книжной продукции на основе эффективного использования ресурсов. Книжный бизнес
должен поддерживать социальную политику государства. Для книжного бизнеса,
результаты деятельности которого в той или иной форме оказывают влияние на
разум людей и его развитие, принцип социальной ответственности особенно
актуален.
2.2 Книжный рынок
В современной экономической науке под
рынком понимаются экономические отношения возникающие при обмене товаров и
услуг[27].
Основные элементы рынка: предложение, спрос, цена, совокупности формирующие конъюнктуру
рынка.
Экономическая теория рассматривает
несколько типов рыночных структур: совершенная конкуренция, чистая монополия,
олигополия, монополистическая конкуренция и ряд других[28].
Книжный рынок относится к рынкам монополистической
конкуренции. Рынок монополистической конкуренции самый распространенный
тип рыночной структуры[29]. Для
него характерно наличие множества фирм и большая дифференцированность внутри
товаров одной группы (например, книги, одежда, ткани, розничная торговля,
парикмахерские услуги и т.п.). Дифференцированность товаров внутри группы
предоставляет каждой фирме возможность предлагать на рынке уникальный товар в
группе товаров. Вход и выход на такой рынок неограничены.
В долгосрочном периоде прибыль фирм,
выступающих на рынке монополистической конкуренции, стремится к нулю, т.к.
фирмы не могут независимо от конкурентов устанавливать цену на свою продукцию
(если она, конечно, не уникальна, но уникальность в большинстве случаев
возможна только в краткосрочном периоде). Поэтому в этом случае
конкурентоспособность фирм обеспечивается комплексом неценовых факторов:
рекламой, системой маркетинга, каналами распространения, культурой
обслуживания, информационным обеспечением потребителей, сервисом.
В отдельных случаях для книжного рынка
возможна монополия, например, единственный книжный магазин в городе.
Издательская фирма может стать монополистом на авторское произведение путем
покупки эксклюзивных прав на его издание. Покупка прав на издание обеспечивает
издательству эксклюзивное право на пользование интеллектуальной собственностью
– правовой основы предпринимательской деятельности в книжном деле. Однако,
монопольная прибыль, как известно, привлекает других предпринимателей.
Издательство может монополизировать отдельные авторские произведения, получив
на них эксклюзивные права по условиям договора с авторами, но издательство не
может монополизировать тематику. Успешное произведение на книжном рынке
часто порождает целые «клоны» аналогов, которые умело дублируют сюжетные
коллизии, образы главных героев, формат. Достаточно вспомнить многочисленные
клоны Гарри Поттера и Кода да Винчи. Точно также успех единственного книжного
магазина обязательно привлечет в книжную торговлю города другие фирмы.
Книжный рынок характеризуется следующими
особенностями:
¨
постоянным обновлением книжного ассортимента;
¨
широким ассортиментом по сравнению с ассортиментом других
сегментов товарного рынка;
¨
в производство книг включаются не только новые
произведения, но и произведения созданные задолго до появления печатного
станка;
¨
на розничный книжный рынок поступают книги прошлых лет
изданий (вторичный рынок, букинистический рынок).
Для книжного рынка России характерны:
-
моноцентричность:
большинство книг издается в Москве и Санкт-Петербурге;
-
региональные
различия, отражающие степень доступности региона для поставки;
-
дифференцированность
регионов по платежному спросу населения;
-
сезонность
спроса;
-
ограниченная
доля государственного сектора (около 15%);
-
косвенное
государственное регулирование через систему налогообложения, кредитных ставок,
арендной платы, стоимости энергоносителей;
-
преобладание
муниципальной собственности на здания и сооружения, что ограничивает по
сравнению с развитыми странами возможности размещения офисов, магазинов,
складов;
-
наличие
большого количества рыночных сегментов ограниченной емкости, ориентированных на
читательские потребности малых языковых групп и религий, интересов.
Розничный книжный рынок сегментирован по
видам литературы и по целевому назначению книги. Наибольшую долю выпускаемых
книг составляют художественная литература и учебники для школ, пользующиеся
большим спросом и выпускающиеся относительно большими тиражами. Наименьшую долю
по тиражам (но не по названиям) составляет малотиражная литература, выпускаемая
издательствами университетов, учебных организаций и научных институтов,
государственными организациями и ведомствами. Она практически не имеет выхода
на потребительский рынок.
В 2006 г. по оценке ряда экспертов объем
предложения книг составил примерно $2 млрд[30].
Производство книг в Российской Федерации в 1990-2007 гг. характеризуется
следующими цифрами[31]
(Таблица 2.2.).
Таблица 2.2.
Производство книг в России в 1990-2007 гг.
Год
|
Количество наименований
|
Тираж тыс.экз.
|
Листаж тыс. листов-оттисков
|
Средняя тиражность одного наим., тыс.
экз.
|
Средний листаж одного экз., листов-оттисков
|
1990
|
47 733
|
421 496
|
6 427 437
|
8,8
|
15,2
|
1991
|
34 050
|
1 629 960
|
21 071 198
|
47,9
|
12,9
|
1992
|
28 716
|
1 312 964
|
19 658 156
|
45,7
|
15,0
|
1993
|
29 017
|
949 861
|
17 466 922
|
32,7
|
18,4
|
1994
|
30 390
|
594 323
|
10 335 697
|
19,6
|
17,4
|
1995
|
33 623
|
475 040
|
7 163 587
|
14,1
|
15,1
|
1996
|
36 237
|
421 387
|
6 220 614
|
11,6
|
14,8
|
1997
|
45 026
|
435 973
|
6 822 483
|
9,7
|
15,6
|
1998
|
46 156
|
407 576
|
6 276 187
|
8,8
|
15,4
|
1999
|
47 733
|
421 496
|
6 427 436
|
8,8
|
15,2
|
2000
|
59 543
|
471 192
|
6 906 082
|
7,9
|
14,7
|
2001
|
70 332
|
542 336
|
7 661 353
|
7,7
|
14,1
|
2002
|
69 749
|
591 338
|
8 785 382
|
8,5
|
14,9
|
2003
|
80 971
|
702 307
|
10 240 828
|
8,7
|
14,6
|
2004
|
89 066
|
685 881
|
9 610 590
|
7,7
|
14,0
|
2005
|
95 498
|
669 402
|
8 811 525
|
7,0
|
13,2
|
2006
|
102 268
|
633 524
|
|
6,2
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|