Применение инструментария управленческого анализа в формировании тактики и стратегии коммерческой организации
План товарооборота ООО
«Монарх» перевыполнен на 18,16% или на 1280 тыс.руб. По сравнению с прошлым
годом его объем возрос на 1802 тыс.руб.,что составляет 27,61%. Рост оптового
товарооборота в динамике произошел в основном за счет повышения продажных цен
на товары. Индекс продажных цен по оптовому товарообороту в отчетном году к
прошлому составил 1,26 раза. Пересчитаем фактический его объем за отчетный год
в сопоставимые продажные цены: 8328: 1,26 = 6610 тыс.руб. Таким образом ,
повышение продажных цен на товары обеспечило прирост оптового товарооборота на
1718 тыс.руб. (8328-6610), что составляет 26,33% к фактическому его объему за
прошлый год.
Анализ выполнения плана и
динамики оптового товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам.
Это помогает установить, как ритмично развивается оптовая реализация, как
равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Для оценки
равномерности и ритмичности развития товарооборота следует изучить выполнение
плана и его динамику.
Для определения
равномерности и ритмичности развития товарооборота следует изучить выполнение
плана и его динамику по кварталам, составив аналитическую таблицу. Изучим
ритмичность и равномерность развития товарооборота ООО «Монарх», составим табл.
2.6.
Таблица 2.6
Ритмичность развития
оптового товарооборота ООО «Монарх» в действующих ценах, тыс. р.
Кварталы
Факти-чески за прош-лый год
Отчетный год
Отклонение
В % к прошло-му году
План
Факти-чески
% выпол-нения плана
От плана
От прошлого года
1 квартал
1631
1761
2082
118,23
+321
+451
127,65
2 квартал
1505
1625
1984
122,09
+359
+479
131,83
3 квартал
1832
1979
2201
111,22
+222
+369
120,14
4 квартал
1558
1683
2061
122,46
+378
+503
132,28
Всего за год
6526
7048
8328
118,16
+1280
+1802
127,61
Товарный баланс по ООО «Монарх»
по оптовой торговле характеризуется данными табл.2.7.
Таблица 2.7
Товарный баланс по ООО «Монарх»
,тыс. р.
Показатели
Факти-чески за прош-лый год
Отчетный год
Отклонение
Повлияли на
План
Фактиче-ски
От плана
от прошло-го года
Выполнение плана товарообо-рота
Динамику товароо-борота
Товарные запасы на начало года
812
875
898
+23
+86
+23
+86
Поступление товаров
6620
7105
8662
+1557
+2042
+1557
+2042
Прочее выбытие товаров
8
5
6
+1
-2
-1
+2
Оптовая реализация товаров
6526
7048
8328
+1280
+1802
+1280
+1802
Товарные запасы на конец года
898
927
1226
+299
+328
-299
-328
Прочее выбытие товаров в % к объему
их поступления
0,12
0,07
0,07
-----
-0,05
---------
---------
Оптовый товарооборот по
сравнению с планом возрос на 1280 тыс.руб. за счет сверхнормативных запасов на
начало года (+ 23 тыс.руб.) и перевыполнения плана поступления товаров (+1557
тыс.руб.). Возможности увеличения товарооборота уменьшились в связи с ростом
прочего выбытия товаров (-1 тыс.руб.) и завышенными товарными запасами на конец
года (-299 тыс.руб.). ООО «Монарх» в прочее выбытие товаров включает товарные потери,
бой, лом, порчу и уценку товаров. В связи с этим увеличение по сравнению с
планом и в динамике прочего выбытия товаров должно с отрицательной стороны
характеризовать его торговую деятельность.
По сравнению с прошлым
годом объем товарооборота увеличился за счет завышенных товарных запасов на
начало года (+86тыс.руб.), роста поступления товаров (+2042 тыс.руб.) и
уменьшения прочего выбытия товаров (+2 тыс.руб.). Возможности роста
товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов
на конец года (328 тыс.руб.).
Следовательно, на
выполнение плана и динамику товарооборота положительное влияние оказывает
завышенные (сверхнормативные) товарные запасы на начало изучаемого периода
(если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров и отрицательное –
увеличение прочего выбытия товаров, и завышенные товарные запасы на конец
анализируемого периода.
Важным вопросом анализа
является изучение эффективности использования товарных ресурсов, правильности
их распределения между магазинами и другими торговыми подразделениями. Основным
показателем оценки эффективности использования товарных ресурсов является объем
товарооборота на один рубль товарных ресурсов (Этов), который
определяется по формуле
Этов = Р / Зн
+ П – Зк
Этов показывает,
сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов.
Для анализа и оценки
эффективности использования товарных ресурсов предприятия ООО «Монарх»
составляют табл.2.8.
Таблица 2.8
Информация об
эффективности использования товарных ресурсов по ООО «Монарх».
Показатели
Фактически за прошлый год
Отчетный год
Отклонение
В % к прошлому году
план
факт
%выполнение плана
от плана
От прошлого года
1.Оптовый товарооборот, тыс.р
6526
7048
8328
118,16
+1280
+1802
127,61
2.Объемтовар-ных ресурсов, тыс.руб.
6534
7053
8334
118,16
+1281
+1800
127,55
3.Прочее выбытие товаров, тыс.руб.
8
5
6
120
+1
-2
75
4.Объем товарных ресурсов на один рубль оптового
товарооборота, руб
0,9988
0,9993
0,9993
100,00
--------
+0,0005
100,05
5.Прочее выбытие товаров к объему оптово го товарооборота
,%
0,12
0,07
0,07
100,00
---------
-0,05
58,33
6.Прочее выбытие товаров к объему товарных ресурсов, %
0,12
0,07
0,07
100,00
---------
-0,05
58,33
Анализ эффективности
использования товарных ресурсов показал, что товарооборот по сравнению с планов
вырос на 1280 тыс.руб., а по сравнению с прошлым годом на 1802 тыс.руб.. Объем
товарных ресурсов вырос по сравнению с планом на 1281 тыс.руб., а по сравнению
с прошлым годом на 1800 тыс.руб. Объем товарных ресурсов на 1 рубль оптового
товарооборота не изменился по сравнению с планом, а по сравнению с прошлым
годом увеличился на 0,0005. Основные показатели торговой деятельности ООО «Монарх»
показаны в табл. 2.9.
Таблица 2.9
Основные показатели
хозяйственной деятельности ООО «Монарх» за 2003 – 2004 г.
Показатели
2003 г.
2004 г.
2004 к 2003 в %
Отклонение 2004 от 2003 г
Сумма
В %
Товарооборот
6526,0
8328,0
127,61
+1802,0
27,61
Себестоимость
4895,0
6246,0
127,60
+1351,0
27,60
Валовой доход
1631,0
2082,0
127,65
+451,0
27,65
В % к товарообороту
24,99
25,00
100,04
+0,01
0,04
Валовой доход без НДС
1359,17
1735,00
127,65
+375,83
27,65
В % к товарообороту
20,826
20,833
100,03
+0,007
0,03
Издержки обращения
680,65
969,94
142,50
+289,29
42,50
В % к товарообороту
10,43
11,65
111,70
+1,22
11,70
Прибыль от реализации
678,52
765,06
112,75
+86,54
12,75
В % к товарообороту
10,40
9,17
88,17
-1,23
-11,83
Налог на прибыль прибыль
237,48
267,77
112,75
+30,29
12,75
В % к товарообороту
3,64
3,22
88,46
-0,42
-11,54
Среднесписочная численность
торговых работников
8
11
137,5
+3
37,5
Товарооборот на одного торгового
работника
815,75
757,09
92,81
-58,66
-7,19
Фонд оплаты труда
252,00
408,00
161,90
+156
61,90
В % к товарообороту
3,86
4,90
126,84
+1,04
26,84
Средняя заработная плата в месяц
2,63
3,09
117,49
+0,46
17,49
Из данных таблицы 2.9
видно, что объем оптового товарооборота является результатом продаж всех
работников.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МОНАРХ»
3.1 Мероприятия
для улучшения управления товарными запасами на фирме ООО «Монарх»
Даже лучше всего
подготовленные стратегии и тактики управления товарами требуют постоянных
усовершенствований, которые связаны с изменениями, которые постоянно происходят
во внешней среде.
Рассмотрим возможность
предприятия привлекать заемные средства для увеличения оборотных активов. ООО
«Монарх» при формировании товарных запасов использовало исключительно
собственное средства предприятия. Если заимствования и имели место, то они были
настолько краткосрочными, что не осуществляли значительного влияния на
финансовое состояние предприятия. В среднем по 2004 году скорость обращении
товарных запасов составляет 149,1 дней, поэтому следует рассмотреть два варианта
займа: на 90 дней и на 160 дней. Фирма имеет расчетный счет в банке «Центр-Инвест»,
поэтому используем процентные ставки этого банка. Фирма проводит
внешнеэкономическую деятельность, и возникает необходимость в займах в
“твердой” валюте (американских долларах или евро). Применим в расчетах ставку
банка «Центр-Инвест» на 04.11.2004 г.: на срок 90 дней – 30%, на 160 дней –
40%. Рентабельность оборота составляет приблизительно 10%, что обусловлено
политикой низких торговых наценок, которая направлена на быстрое завоевание рынка.
Поэтому в данной ситуации по вышеуказанным процентным ставкам применение
заемных средств является экономически нецелесообразным. Но при условиях
повышения рентабельности автоматически поднимается вопрос о применение заемных
средств. Также существует возможность участия в программах финансирования
экспорта стран, из которых фирма импортирует товары, но на данный момент такое
участие является условным.