Процесс экспедирования транспортной компании ООО "Авелена Логистик"
К сожалению, и Программу
"Московский терминал", несмотря на большой интерес, проявленный к ней
со стороны представителей научных организаций, управленческих структур,
финансовых институтов и предпринимателей различного уровня, а также широкий резонанс,
который получила Программа в России и за рубежом (неоднократно представлялась
на международных выставках и форумах и освещалась в отечественной и зарубежной
прессе), в силу ряда причин объективного и субъективного характера постигла та
же судьба, что и предыдущие программы создания терминальных систем организации
комплексного транспортно-экспедиционного и логистического обслуживания в
Российской Федерации и ее регионах. Она так и не получила официального статуса
государственной или региональной целевой программы, но тем не менее не потеряла
своего значения и реализуется "снизу" в основном коммерческими
структурами.
Интермодальные технологии
организации смешанных перевозок грузов по международным транспортным коридорам.
В условиях глобализации
экономики, создания крупных транснациональных корпораций и интеграции
транспорта ряда государств в мировую транспортную систему идет интенсивный
процесс формирования международных транспортных коридоров (МТК), обеспечивающих
ускоренное продвижение крупных товароматериальных потоков между различными
странами и континентами на основе внедрения современных логистических
технологий доставки грузов, таких как организация интермодальных перевозок
грузов, основанных на реализации интегральной концепции логистики и создании интегрированных
транспортно-технологических систем.
В соответствии с
определением группы экспертов комитета по транспорту ЕЭК ООН, под МТК
понимается часть национальной или международной транспортной системы, которая
обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между
отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и
стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном
направлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых
условий осуществления этих перевозок.
Организация МТК ставит
своей целью унификацию национальных законодательств, гармонизацию транспортных
систем Востока и Запада, создание международной транспортной инфраструктуры,
имеющей единые технические параметры и обеспечивающей применение единой
технологии перевозок как основы создания глобальных логистических систем и
интеграции национальных транспортных систем в мировую транспортную систему.
Целью формирования и
развития международных транспортных коридоров на территории России является
обеспечение условий для повышения надежности и эффективности российских
внешнеторговых перевозок, вовлечения дополнительных транзитных грузопотоков на
транспортные коммуникации страны, привлечения отечественных и иностранных инвестиций
на развитие транспортной инфраструктуры, создания условий для ускорения
развития отдельных регионов страны, расположенных в зоне тяготения к трассам
международных транспортных коридоров, интеграции российского транспорта в
европейскую и мировую транспортные системы.
В соответствии с решением
Критской конференции по вопросам развития Трансъевропейской сети определена
система приоритетных МТК, которая включает в себя девять европейских
транспортных коридоров, три из которых N 1, N 2 и N 9 проходят по территории
России и используют российские транспортные коммуникации.
Несмотря на значительное
отставание от большинства европейских стран в области интермодальных перевозок,
Россия в настоящее время вплотную подошла к созданию интермодальных систем. От
уровня развития в России системы интермодальных перевозок грузов по проходящим
через ее территорию трансъевропейским и транснациональным транспортным
коридорам в решающей степени зависит увеличение внешнеторгового и
внутрироссийского грузооборота, рост экспортно-импортных перевозок грузов,
повышение конкурентоспособности федеральной и региональной транспортных систем,
вхождение транспортного комплекса России в мировую транспортную систему в
качестве равноправного партнера.
Развитие интермодальных
перевозок грузов по международным транспортным коридорам требует координации
работы различных видов транспорта и интеграции их в единую организационную
систему, функционирующую на основе формирования сквозных логистических
транспортно-технологических систем.
Транспортный процесс по
своей природе объективно является непрерывным. Соответственно и основной
задачей координации и взаимодействия видов транспорта является обеспечение
непрерывности транспортно-распределительного процесса, начиная от загрузки
подвижного состава у грузоотправителей, подвоза грузов по подъездным путям на
железнодорожную станцию, в порт, в транспортный узел, осуществление перевозки
грузов одним или несколькими видами магистрального транспорта и кончая
доставкой подвижного состава с грузом с транспортных узлов на подъездные пути и
к складам грузополучателей при соблюдении сроков доставки груза и его
сохранности.
Одним из наиболее
распространенных видов взаимодействия разных видов транспорта, требующим
соответствующей координации на всех стадиях перевозочного процесса, является
организация перевозок грузов в смешанном сообщении.
Перевозками грузов в
смешанном сообщении называют перевозки, выполняемые двумя и более видами
транспорта, работающими последовательно.
При перевозке грузов в
смешанном сообщении появляются дополнительные грузовые операции по перевалке
или перегрузке грузов с одного вида транспорта на другой и связанные с этим
дополнительные транспортные расходы, которые при соответствующей координации
перевозочного процесса компенсируются за счет применения более рациональных
схем и маршрутов перевозок, уменьшения задержек грузов в пути и сокращения
простоев подвижного состава на основе внедрения единого технологического
процесса и синхронизации работы видов транспорта.
При перевозке грузов в
обычном смешанном сообщении транспортировка осуществляется каждым видом
транспорта по отдельному перевозочному документу - от грузоотправителя до
пункта перевалки и от пункта перевалки до потребителя.
При такой организации
перевозки грузополучатель или по его поручению экспедиторская компания должны
иметь в пункте перевалки складские емкости, погрузоразгрузочные механизмы,
перевозочные средства для доставки груза из пункта перевалки на склад
временного хранения и последующей перевозке в пункт перевалки для отправления
непосредственному получателю груза, а также содержать в местах перевалки
производственный и административно-управленческий персонал.
Наиболее эффективной
разновидностью смешанных перевозок грузов с участием нескольких видов
транспорта являются прямые смешанные перевозки, при которых транспортировка на
всем пути следования грузов осуществляется по единому перевозочному документу,
при этом передача груза с одного вида транспорта на Другой осуществляется в
перевалочных пунктах без участия грузоотправителя или грузополучателя.
Различают следующие
основные виды прямого смешанного сообщения: железнодорожно-водное;
железнодорожно-автомобильное; железнодорожно-водно-автомобильное;
водно-автомобильное; железнодорожно-воздушное и воздушно-автомобильное, а также
прямое смешанное сообщение "река-море".
Особый интерес
представляют прямые смешанные перевозки грузов в контейнерах, предусматривающие
отправление грузов в контейнерах с любой грузовой станции, порта или аэропорта,
открытых для их приема, оформление единого документа на весь путь следования и
составление грузоотправителем отдельной накладной на каждый контейнер.
В прямом смешанном
сообщении каждый вид транспорта осуществляет перевозку груза на своем участке
маршрута, продолжая процесс транспортировки, начатый первоначальным
предприятием транспорта. Это способствует рационализации
транспортно-экономических связей, позволяет использовать преимущества каждого
вида транспорта в соответствии с наиболее целесообразными сферами его
применения, создает дополнительные удобства клиентуре, освобождая ее от
необходимости составления сопроводительных документов на каждый вид транспорта
и также от непосредственного участия в операциях по передаче груза с одного
вида транспорта на другой.
К основным формам
координации и взаимодействия различных видов транспорта при осуществлении
перевозок грузов в смешанном сообщении, направленным на повышение общего
синергетического эффекта, следует отнести:
- скоординированную
работ/ видов транспорта в транспортных узлах и других стыковых пунктах на
основе единого технологического процесса;
- организацию сквозной
маршрутизации грузопотоков на всем пути следования грузов с участием нескольких
видов транспорта по взаимосогласованным расписаниям;
- синхронизацию подачи
подвижного состава в пунктах перевалки по периодам суток;
- организацию
централизованного завоза и вывоза грузов с транспортных узлов автомобильным
транспортом общего пользования и коммерческих структур;
- концентрацию грузовой
работы на меньшем числе опорных стыковых пунктов и в крупных транспортных
узлах, а также на крупных мультимодальных терминалах и
транспортно-распределительных центрах;
- оптимизацию работы
погрузо-разгрузочной техники при перевалке грузов, включая кооперированное
использование технических средств разными видами транспорта;
- оперативное
планирование контейнерных и других перевозок, подачи и сортировки подвижного
состава в узле;
- автоматизацию
оформления коммерческой документации, расчетов за выполнение перевозок грузов и
осуществление транспортно-экспедиционных операций, внедрение электронного
документооборота:
- информационное
обеспечение перевозок грузов в смешанном сообщении;
- внедрение комплексного
транспортно-экспедиционного обслуживания клиентуры на основе передовых методов
логистики и логистического сервиса;
- согласование
экономических интересов участников смешанных перевозок грузов и создание основ
единого транспортного законодательства.
В соответствии с
действующим законодательством работа предприятий и организаций различных видов
транспорта по передаче грузов с одного вида транспорта на другой
регламентируется узловыми соглашениями.
Условия работы
перевалочных пунктов и переработки грузов устанавливаются в узловых
соглашениях, заключаемых железной дорогой и пароходством или автотранспортным
предприятием сроком на 3 года. Порядок разработки и заключения узловых
соглашений устанавливается правилами перевозок грузов в прямых смешанных
сообщениях.
В узловом соглашении
определяются условия работы пунктов перевалки, порядок совместного планирования
их работы, места передачи грузов и оформления документов, установление сроков
погрузки и выгрузки, подачи транспортных средств на грузовую станцию или в
порт, порядок приема, сдачи, взвешивания грузов, порядок и сроки предоставления
взаимной информации о подходе грузов, а также оговариваются все организационные
и другие вопросы, которые могут возникнуть при совместной работе смежных видов
транспорта. При перевозках грузов в контейнерах дополнительно к узловому
соглашению заключаются специальные ежегодные соглашения, в которых регулируются
взаимоотношения транспортных организаций по осуществлению работ, связанных с
завозом и вывозом контейнеров, а также с передачей порожних контейнеров.
При наличии единых
технологических процессов работы перевалочных пунктов и транспортных узлов в
основу заключаемых узловых соглашений закладываются прогрессивные нормы,
обеспечивающие рациональную организацию перевалки грузов и обработки
транспортных средств (вагонов, судов, автомобилей и др.).
В соответствии с
Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 40 ст. 788. Прямое смешанное
сообщение) "Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов,
пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному
документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих
перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов
транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных
(комбинированных) перевозках".
В настоящее время проект
Федерального Закона "О смешанных (комбинированных) перевозках пассажиров,
багажа и грузов", так же как и проект закона Российской Федерации "О
транспортно-экспедиторской деятельности" находятся в стадии согласования.
Становление в России
многоукладной рыночной экономики, интенсивное развитие в Московском регионе
рынка транспортных услуг, создание конкурентной среды в сфере товародвижения и
международных перевозок грузов, существенные изменения в системе
организационно-экономических отношений между участниками транспортного
процесса, включая и грузовладельцев, требуют адекватного совершенствования
нормативно-правовой базы, регламентирующей работу различных видов транспорта и
других участников системы грузе- и товародвижения.
Особенно остро отставание
в России транспортного законодательства от изменяющихся социально-экономических
условий сказывается на функционировании транспортных узлов и развитии смешанных
перевозок грузов с участием нескольких видов транспорта, а также на уровне
конкурентоспособности российских предприятий и организаций транспорта при
осуществлении международных перевозок грузов.
В этой связи актуальность
и своевременность разработки и принятия новых Федеральных Законов "О
транспортно-экспедиторской деятельности" и "О смешанных
(комбинированных) перевозках пассажиров, багажа и грузов" трудно
переоценить.
Представляется, что в
подготавливаемых к принятию Законах должны найти отражение вопросы: координации
и регулирования работы разных видов транспорта в транспортных узлах и при
осуществлении международных смешанных перевозок грузов, включая интермодальные
перевозки по проходящим через территорию России трансъевропейским коридорам;
определения статуса оператора смешанной перевозки грузов: создания адекватной
системы ответственности за несохранные перевозки и нарушение сроков доставки;
регулирования Российского рынка перевозок грузов в международном сообщении и
обеспечения конкурентоспособности российских транспортных предприятий;
конкретизации ряда терминов и определений, включая понятия "интермодальная
перевозка", "транспортный коридор", "грузовой
терминал", "мультимодальный терминальный комплекс",
"логистическая система", "логистический сервис",
"транспортная логистика" и ряд других.
Особое место среди прямых
смешанных международных перевозок грузов занимают "интермодальные перевозки",
осуществляемые по международным транспортным коридорам с участием нескольких
видов транспорта на основе единого технологического процесса, по единому
транспортному документу на весь перевозочный процесс с полной ответственностью
одного оператора за всю логистическую цепочку от грузоотправителя до
грузополучателя, с использованием при перевозке грузов укрупненных
унифицированных грузовых мест, в частности, унифицированных контейнеров.
Интермодальная перевозка
грузов, осуществляемая по международным транспортным коридорам, предполагает
наиболее тесную интеграцию, основанную на единстве всех звеньев
транспортно-распределительной цепи в организационно-технологическом аспекте, на
единой форме взаимодействия, координации и кооперации всех участников транспортного
процесса, комплексном развитии инфраструктуры различных видов транспорта,
создании в узлах транспортной сети мультимодальных терминальных комплексов,
других объектов транспортной инфраструктуры, информатизации всего процесса
грузо- и товародвижения.
Основополагающими
элементами логистической инфраструктуры международных транспортных коридоров
являются мультимодальные терминальные комплексы, сооружаемые в узлах
транспортной сети, гарантированно обеспечивающие клиентуру
транспортно-экспедиционным обслуживанием с полным набором сервисных и
коммерчески-деловых услуг, выполняющие функции логистических
транспортно-распределительных центров.
Для принятия и
переработки грузов, следующих в интермодальном сообщении по российской части
международных транспортных коридоров, и обеспечения соответствующего уровня
сервисного обслуживания первостепенное значение наряду с развитием транспортных
коммуникаций с соответствующим обустройством имеет создание в крупных
транспортных узлах вдоль трассы МТК мультимодальных терминальных комплексов и
логистических транспортно-распределительных центров, функционирующих на основе
передовых логистических технологий и обеспечивающих интеграцию
товароматериальных, информационных, сервисных и финансовых потоков.
В крупных общесетевых
узлах и морских портах, таких как Московский, Ленинградский, Новосибирский,
Горьковский, Свердловский транспортные узлы, Новороссийский,
Санкт-Петербургский, Владивостокский морские порты целесообразно создание сети
региональных терминалов и логистических центров, объединенных в региональные
логистические транспортно-распределительные системы (РЛ ТРС) на основе
формирования единой системы организационно-экономического, информационного и
нормативно-правового обеспечения управления системой грузо-и товародвижения.
2.
Анализ процессов экспедирования в Компании "Авелана Логистик"
В таблице 1 приведен
вертикальный анализ баланса ООО "Авелена Логистик" по укрупненной
номенклатуре статей. Рассматривается баланс на 1 Января 2006 года.
Таблица 1 Анализ баланса
ООО "Авелена Логистик"
Показатели
|
На 01.01.05
|
На 1.01.06.
|
На 01.01.07
|
Изменения
|
Т.р
|
%
|
Т.р.
|
%
|
Т.р.
|
%
|
Т.р.
|
%
|
АКТИВ
1.Внеоборотные активы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные средства
|
10240
|
58,38
|
10272
|
49,19
|
10179
|
31,18
|
-61
|
-27,2
|
Нематериальные активы
|
___
|
___
|
___
|
___
|
1
|
0,003
|
1
|
0,003
|
Незавершенное производство
|
16
|
0,09
|
16
|
0,08
|
130
|
0,4
|
114
|
0,31
|
Прочие внеоборотные активы
|
___
|
___
|
___
|
___
|
____
|
___
|
___
|
___
|
Итого:
|
10256
|
58,47
|
10288
|
49,27
|
10310
|
31,58
|
54
|
-26,89
|
2. Оборотные активы
Запасы
|
3386
|
19,3
|
4267
|
20,43
|
2569
|
7,87
|
-817
|
-11,43
|
НДС по приобретен. Ценностям
|
378
|
2,16
|
246
|
1,18
|
531
|
2,63
|
153
|
-0,53
|
Расчеты с дебиторами
|
3411
|
19,45
|
4681
|
22,42
|
19236
|
58,92
|
15825
|
39,47
|
Денежные средства
|
___
|
___
|
___
|
___
|
___
|
___
|
___
|
___
|
Краткосрочные финансовые вложения
|
109
|
0,62
|
1399
|
6,7
|
___
|
___
|
-109
|
-0,62
|
Прочие оборотные активы
|
___
|
___
|
___
|
____
|
____
|
____
|
___
|
___
|
Итого:
|
7284
|
41,53
|
10593
|
50,73
|
22336
|
68,42
|
15052
|
26,89
|
Баланс
|
17540
|
100
|
20881
|
100
|
32646
|
100
|
15106
|
___
|
ПАССИВ
1. Собственный капитал
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фонды собственных средств
|
11195
|
63,83
|
10957
|
52,47
|
10957
|
33,56
|
-238
|
-30,27
|
Прибыль
|
___
|
___
|
2866
|
13,73
|
5517
|
16,9
|
5517
|
16,9
|
Убыток
|
___
|
___
|
(151)
|
-0,72
|
___
|
___
|
___
|
___
|
Итого:
|
11195
|
63,83
|
13672
|
65,48
|
16474
|
50,46
|
5279
|
-13,37
|
2. Привлеченные средства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Долгосрочные ссуды и займы
|
___
|
___
|
___
|
___
|
___
|
___
|
___
|
___
|
Краткосрочные ссуды и займы
|
350
|
2
|
75
|
0,36
|
75
|
0,23
|
-275
|
-1,77
|
Расчет с кредиторами
|
5995
|
34,17
|
7134
|
34,16
|
16097
|
49,31
|
10102
|
15,14
|
Прочие пассивы
|
___
|
___
|
___
|
___
|
___
|
___
|
___
|
___
|
Итого:
|
6345
|
36,17
|
7209
|
34,52
|
16172
|
49,54
|
9827
|
13,37
|
Баланс
|
17540
|
100
|
20881
|
100
|
32646
|
100
|
15106
|
___
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|