скачать рефераты

МЕНЮ


Проектирование кадров на предприятии

Исходя из загруженности элементов управления цехом, можно судить о том, что существует недозагруженность элементов по времени, то есть идет неэффективное использование кадров. Исходя из этого, предлагается произвести изменения по отношению к персоналу цеха (см. таблица 6).


Таблица 6 Планирование изменений численности.

Кадры, используемые неэффективно

Загрузка (час)

Планирование изменений

Бухгалтер 1

5

Сократить бухгалтера 2. Бухгалтеру 1 добавить функции бухгалтера 2 и операции учета запрограммировать (работа с компьютером)

Бухгалтер 2

5

Диспетчер 1

4

Сократить диспетчера 1. Диспетчеру 2 добавить функции диспетчера 1

Диспетчер 2

4


2.7 Поиск персонала

 

Источники поиска могут быть как внешние, так и внутренние. Внешние источники – кандидаты, до этого не связанные трудовыми отношениями с данным предприятием. Внутренние источники – работники данного предприятия.

К внешним средствам привлечения персонала относятся:

-                     объявления о приеме через средства массовой информации и рекламу предприятия;

-                     предложения о приеме;

-                     организации, занимающиеся трудоустройством (биржи, бюро, консультационные центры);

-                     смежные по профилю предприятия;

-                     ВУЗы, колледжи, техникумы, профессиональные училища .

Внутренними средствами привлечения являются:

-                     объявление о найме на работу во внутрифирменных средствах информации ;

-                     резерв кадров на выдвижение;

-                     выпускники учебных заведений и центров, прошедшие подготовку и переподготовку по направлению предприятия

-                     переводимые и перемещаемые работники предприятия;

-                     внутрифирменное совмещение должностей.

Как внешний, так и внутренний источники набора имеют свои преимущества и недостатки. Их сравнительный анализ приведен в таблице 7.


Таблица 7 Сравнение источников набора.

источник

преимущества

недостатки

внутренний

Работники видят заразительный пример реализованных возможностей соседа по работе, лучшие возможности оценки рабочих качеств персонала, наиболее глубокое знание достоинств и недостатков работников, сокращение затрат на наем

Угроза накопления сложных личных взаимоотношений работников(«семейственность»), тормозящая появление новых идей и изобретательской мысли, плохое отношение к человеку со стороны его бывших коллег

внешний

Выбор из большого числа кандидатов, появление новых идей и приемов работы, меньшая угроза возникновения интриг внутри предприятия

Долгий период привыкания, ухудшение морального климата среди работающих, стиль работы новых работников точно еще не известен


Анализируя выше приведенную таблицу 7 , можно сказать, что кадровым службам разумно сочетать внутренние и внешние источники рабочей силы. При этом, важное значение имеет ознакомление кандидатов с профилем предстоящей работы, системой оплаты труда, социальными услугами предприятия, а также с некоторыми аспектами психологического климата в коллективе. Кроме того, кандидату можно предоставить и дополнительную информацию по интересующим его вопросам:

1.Каковы важнейшие измерители производительности и связанная с ней оплата труда (санкции)?

2.Кто и как определяет, каким образом должна быть обеспечена требуемая производительность и качество труда?

3. Как осуществляется обратная связь?

4.Кто те ключевые фигуры, с кем связана успешность выполнения работы?

5.Откуда и какую помощь можно ожидать?

6.Каковы важнейшие негласные формы, касающиеся работы и межличностных отношений сотрудников?

7.Что считается серьезным просчетом в работе?

8.Каким основным правилам должен следовать каждый на предприятии (стиль одежды, жизни, о чем говорят и не говорят и т.д.)?

Как обеспечивается на предприятии информированность персонала?

Помимо этого кандидат может иметь и другие потребности в информации о своей будущей работе. Поэтому для наибольшей информированности кандидатов кадровым службам необходимо:

-                     четко продумать организацию и порядок этой работы;

-                     сформировать и опубликовать все требования, предъявляемые к работнику;

-                     проинформировать кандидатов об условиях труда, его оплаты, достоинствах, недостатках будущей трудовой деятельности;

-                     ознакомить всех заявителей о дальнейших действиях кадровой службы после первичного отбора кандидата на предполагаемую должность.

 

2.8 Отбор персонала


После изучения представленных кандидатами анкетных данных м принятия решения о приглашении на собеседование кандидата начинается самый ответственный момент для кадровых служб - период отбора персонала, включающий несколько последовательных ступеней.

Ступень1

Оформление в установленном порядке анкетных и автобиографических данных.

Претенденты, прошедшие предварительный отбор, оформляют в установленном порядке личный листок по учету кадров (резюме), автобиографию и заполняют анкету. Число пунктов анкеты должно быть минимальным, и они должны содержать информацию, более всего влияющую на производительность и качество будущей работы претендента. Пункты анкеты должны быть сформулированы в нейтральном стиле и предполагать любые возможные ответы, включая возможность отказа при ответе на вопрос. Анкета должна быть адаптирована для каждого рабочего места, должности. Примерная анкета кандидата представлена в приложении

Ступень2.

Анализ рекомендаций и послужного списка.

Тщательно изучается и анализируется послужной список каждого претендента и подготавливаются вопросы для собеседования. Эта работа проводится как отделом кадров так и руководством отдела, производства, участка, где планируется трудовая деятельность претендентов.

Ступень3.

Собеседование.

Для одних видов деятельности предпочтительно, чтобы кандидаты приходили в отдел кадров, для других - к руководителю будущей работы. По результатам собеседования отбираются лица, удовлетворяющие по формальным показателям определенным квалификационным требованиям.

Цель собеседования - сбор необходимых сведений о личностно-деловых качествах кандидата, проверка документальной информации в непосредственном контакте. Обмен информации при этом обычно происходит в форме вопрос - ответ. Собеседование обычно проводится представителем службы управления персоналом фирмы и представителем управления, отдела, участка, Службы на которую подбирается работник.

При проведении собеседования следует придерживаться таких социально-психологических требований:

-                     иметь заранее подготовленный план беседы;

-                     в самом начале беседы постараться снять возможное напряжение кандидата, стиль беседы должен быть доброжелательным, ободряющим;

-                     дать возможность кандидату высказаться (желательно чтобы кандидат говорил больше чем проводящий беседу), стараться не отклонять тему беседы от основного направления;

-                     быть объективным, стараться не принимать во внимание первое впечатление о кандидате (оно может быть ошибочно), делать заключение только после окончания собеседования.

Во время собеседования следует обратить внимание на внешний вид кандидата (стиль одежды, умение держаться, осанка), культуру поведения (жестикуляция, мимика, жесты), культуру речи ( умение формировать и формулировать мысли), умение слушать, общую стратегию поведения при собеседовании (активность и заинтересованность; зависимость от собеседника и неуверенность в себе; независимость и доминирование).

Ступень4.

Освидетельство профессиональной пригодности.

Профессиональная пригодность- соответствие работника по профессиональным качествам требованиям конкретного рабочего места, должностным обязанностям. Обоснованному профессиональному отбору должна предшествовать:

1. Профессиографические исследования.

Профессиографические исследования состоят в изучении и анализе условий, содержания и опасностей определенного вида работ или определенной профессии.

Профессиографические исследования для водителей транспортного цеха представлены в таблице 8.


Таблица 8. Профессиографические исследования, проведенные непосредственно для водителей транспортного цеха.

работы

условия

содержание

опасность

Вождение машины

Знание правил дорожного движения, навыки вождения

Выносливость, внимательность, здоровая реакция, правильный анализ цвета, ориентир на местности

Дорожно- транспортные происшедствия, пожаро-и взрывоопасность

Ремонт машины

Знание технических характеристик машины, навыки ремонта

Внимательность, умение найти причину неполадки и средства ее устранения

Пожаро- и взрывоопасность, опасность повреждения частей тела из-за неправильного течения ремонта

Погрузочно-разгрузочные работы

Знание правил погрузочно-разгрузочных работ на кранах, погрузчиках…

Внимательность, здоровая реакция, правильный анализ цвета, ориентир

Повреждение частей тела из-за неправильного течения работ


2.Определение списка профессионально важных качеств; необходимых для выполнения соответствующей профессиональной деятельности и подлежащих измерению и оценке.

3.Разработка методик и организационных процедур определения профессиональной пригодности претендентов при отборе в процессе найма.

4.Организация специального кабинета и подготовка специалистов для проведения профессионального отбора.

5. Проверка достоверности документальной информации.

Анализ результатов испытаний и вынесение заключения о профессиональной пригодности.

На этой стадии специальной комиссией по профессиональному отбору, которая создается на предприятии из работников кадровой службы, опытных производственников и психологов, тщательно анализируются оценки предыдущих ступеней и подготавливаются заключения о профессиональной пригодности кандидатов по всем параметрам, включая личностные.

Ступень 5.

Принятие решения о найме на работу.

На данной стадии отбора службой управления персоналом совместно с руководством подразделения и отдела, куда должен быть принят работник, анализируются и сопоставляются результаты профессионального отбора всех претендентов на должность, прошедших требуемые ступени отбора. Исходя из проведенного анализа выбирается наиболее пригодный кандидат на вакантную должность (рабочее место), принимается окончательное решение о его найме и оформляются все необходимые документы (контракт, приказ, др.)

Процедура профессионального отбора кандидатов, впервые принимаемые извне, и кандидатов, работающих на данном предприятии, имеют существенные различия, связанные с тем, что у вновь принятых работников не могут быть определены деловые качества.

Профессиональное освидетельствование при отборе персонала проводится в полном соответствии с Трудовым кодексом РФ и отраслевыми нормативными актами и должно отражаться в ежегодном коллективном договоре предприятия.

Аттестация работников.

Аттестация работников подразумевает соответствие человека, занимающего ту или иную должность, квалификационным требованиям. Также на стадии найма происходит контент - анализ анкет и психологическое тестирование, что выявляет психологическую совместимость кандидата с командой, где ему придется работать, мотивацию кандидата и другое.

Проведение аттестации дает возможность:

1.                Разработать комплекс мер по ликвидации рабочих мест, рационализация которых неэффективна, и, следовательно, нецелесообразна; создавать новые рабочие места на основе прогрессивных решений и мирового опыта.

2.                Учитывать рабочие места, где применяется малоквалифицированный ручной, и, особенно, тяжелый физический труд, разработать программу механизации производственного процесса.

3.                Более четко установить численность персонала и улучшить контроль за использованием рабочей силы.

4.                Создавать предпосылки для целенаправленной системы подготовки и повышения квалификации кадров с учетом реальных потребностей предприятия.


2.9 Наём персонала

 

Наем персонала является заключительной фазой поиска и отбора персонала. В процессе найма происходит окончательное выяснение отношений между работодателем и наемным работником. Оно предполагает строгое соблюдение законов РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных и других актов, касающихся трудовых отношений. Кроме того следует учитывать, что в условиях рынка функционируют предприятия различной формы собственности и что статус работника в них может быть различный. Он может быть акционером общества и здесь же работать, то есть быть или работающим собственником, или наемным работником. Работник как собственник имеет как минимум три основных права:

-                     на участие в управлении делами общества ( в соответствии с видом и количеством имеющихся у него акций) ;

-                     на дивиденды;

-                     на ликвидационную квоту.

Как наемный работник он подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, выполняет возложенные на него служебные обязанности в соответствии с установленными требованиями.

Наем персонала оформляется в соответствии со статьей 58 Трудового Кодекса РФ, которая предусматривает три разновидности трудового договора (контракта):

-                     трудовой договор (контракт) на неопределенный срок, по которому обычно принимают на работу на государственных и муниципальных предприятиях;

-                     срочный трудовой договор (контракт), заключающийся на определенный срок и становящийся все более распространенным в условиях складывающегося рынка;

-                     трудовой договор (контракт) на время выполнения определенной работы.

Каждое предприятие (фирма) в соответствии со статьей 189 Трудового Кодекса РФ для установления собственного трудового режима, четкой регламентации взаимоотношений между работником и работодателем, улучшения своего имиджа и возрастания своей привлекательности на рынке труда разрабатывает правила внутреннего трудового распорядка со следующими разделами:

-                     общие положения;

-                     порядок приема и увольнения работников;

-                     права и обязанности работодателя и работника;

-                     рабочее время и время отдыха;

-                     поощрения за успехи в работе;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.