скачать рефераты

МЕНЮ


Проектирование организационных структур государственного управления

Проектирование организационных структур государственного управления

Федеральное агентство по образованию

Федеральное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Югорский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра менеджмента










ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ТЕМА: «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Выполнил: студент группы 7252

М.Р. Иксанов

Руководитель: к.э.н., доцент

И.А. Кислухина





Ханты-Мансийск – 2010


Содержание


Введение

Глава I. Содержание организационных структур управления

1.1 Понятие организационной структуры

1.2 Классификация структур управления

1.3 Типичные недостатки действующих структур управления

Глава II. Методический аспект проектирования организационных структур

2.1 Показатели оценки действующих структур управления

2.2 Механизм проектирования структуры управления

2.3 Тенденции проектирования структур управления

Глава III. Проектирование организационной структуры управления Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа - Югры

3.1 Анализ ранее действующей структуры управления Департамента образования и науки

3.2 Проектирование новой структуры управления Департамента образования и науки

3.3 Обоснование целесообразности проектирования структуры управления Департамента образования и науки

Заключение

Список использованных источников и литература


Введение


В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных качественно новой системой хозяйственных связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации хозяйствующих субъектов к условиям неопределенности является совершенствование стратегии и структуры организации управления производством. В новых условиях наметились основные тенденции и концепции управления, предъявляющие новые требования к организации управления предприятиями, заключающиеся, главным образом, в совершенствовании системы управления в целом и организационной структуры в частности как одной из важнейших ее составляющих. Необходимость изменения организационной структуры большинства российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей. В качестве приоритетного способа решения указанной проблемы предлагается разработка и внедрение механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Связь структуры с ключевыми понятиями управления - его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации.

Поскольку процесс управления информационный, то объект управления представлен в системе управления информационными связями с органом управления и окружающей средой. Можно дать следующее определение организационной структуры системы управления - это целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления.

В данной работе речь пойдет о Департаменте образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, на примере которого видно как важно совершенствовать структуру управления в сложившейся экономической обстановке. Изменение организационной структуры управления весьма сложный и болезненный процесс. От того на сколько своевременно производится изменение организационной структуры, зависит и эффективность работы предприятия и его аппарата управления.

Целью дипломной работы является исследование особенностей проектирования структуры управления Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

1.                Раскрыть понятие и содержание организационных структур управления.

2.                Рассмотреть классификацию структур управления и выявить типичные недостатки действующих структур.

3.                Рассмотреть показатели оценки действующих структур управления, проанализировать механизм проектирования структуры управления и исследовать тенденции проектирования структур управления.

4.                Проанализировать действующую структуру управления Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа - Югры и спроектировать новую структуру управления.

5.                Экономически оценить целесообразность проектирования структуры управления Департамента образования и науки.

Объектом исследования выступает Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Предметом исследования является процесс проектирования новой структуры управления.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений. Основная часть содержит в себе 3 главы: в первой главе дана характеристика организационной структуры, рассмотрена классификация структур, выявлены недостатки структур управления; во второй главе рассмотрены показатели оценки действующих структур управления, механизм и тенденции проектирования структуры управления; в третьей главе проанализирована действующая структура управления Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, спроектирована новая структура управления и проведена экономическая оценка целесообразности проектирования структуры управления.


Глава I. Содержание организационных структур управления

1.1 Понятие организационной структуры


Организационная структура включает в себя две составные части – структуру и организацию. Под структурой понимается форма упорядоченности элементов системы, совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему практически и независимо от ее элементов и целей, в то время как организация элементов системы внутри и вне ее непосредственно зависит от реализуемых целей и свойств самих элементов.[1] Организация не имеет самостоятельного воплощения, проявляясь через структуру. Организационные отношения имеют более существенное значение по сравнению с управленческими, т.к. последние действуют только в общественных системах и только при побуждении людей к целесообразному действию.

Термин «организация» с французского переводится как строение, устройство чего-либо. В менеджменте это понятие используется для обозначения совокупности людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели с использованием принципов разделения труда, обязанностей и на основе определенной структуры.

Понятие «структура» в переводе с латинского обозначает расположение и связь составных частей чего-либо, строение. В теории менеджмента словосочетание «организационная структура» чаще всего используется для обозначения внутреннего строения организации, совокупности взаимосвязей между подразделениями и членами организации.[2]

Структура - один из важнейших компонентов системы, отличающейся от структуры наличием целевой ориентации и придающей системе определенную направленность.

Организационная структура в системе управления имеет скелетообразующее значение, т.е. является хребтом организации. Она отражает уровень социально-экономического развития субъекта управления, степень технико-технологической зрелости, формы организации производства и другие объективные признаки развития объекта и субъекта управления, ее философию и стратегию.

В современной специальной литературе можно встретить около трех десятков определений организационной структуры управления. Среди них имеются и специальные исследования, посвященные разработке понятийного аппарата данного явления. Анализ проведенных исследований позволяет выделить четыре сформировавшихся подхода к определению организационной структуры управления. [3]

Сторонники первого подхода характеризуют организационную структуру управления как состав или единство некоторой совокупности органов управления. Концентрацией исходной позиции сторонников данной точки зрения можно считать определение, сформулированное в ГОСТ 24.525. 0-80 «Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения», в соответствии с которым под организационной структурой управления производственным предприятием понимается упорядоченная совокупность органов, управляющих деятельностью производственного предприятия.

Сторонники второго подхода характеризуют организационную структуру не только как состав, но и как взаимосвязь структурных элементов. Примером подобного подхода может служить определение, сформулированное И.И. Корольковым, который рассматривает организационную структуру как отражение состава ее элементов в единстве с их расположением в системе и способом взаимосвязей и взаимодействий.

Сторонники третьего подхода акцентируют внимание исключительно на закрепляемых организационной структурой связях между элементами. Так, В. Г. Афанасьев указывает, что организационная структура - это специфический способ взаимосвязи и взаимодействия образующих ее компонентов.

Четвертую группу специалистов объединяет позиция, согласно которой наиболее важным при определении понятия организационной структуры считается отражение ее инвариантного аспекта. Необходимые предпосылки для такого понимания организационной структуры формулирует, в частности, Н. Ф. Овчинников, выделяя в этом понятии устойчивое единство элементов и их отношений в целостной системе.

Характерной особенностью имеющихся подходов к вопросу понятия организационной структуры управления является внутреннее разнообразие предлагаемых определений при сохранении принципиального положения об устойчивом единстве структурных элементов.[4] Это разнообразие отражает либо функциональный, либо информационный, либо правовой подход к организационной структуре. Другими словами, в понятии организационной структуры закрепляется устойчивость распределения функций управления между звеньями управления либо распределения прав в системе управления.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных подходов, к сторонникам первого подхода можно отнести Веснина В.Р., т.к. он характеризует организационную структуру как состав или единство некоторой совокупности органов управления.

Веснин В.Р. дает определение управленческой структуре как совокупности органов управления (должностей, подразделений и служб), находящихся в определенной взаимной связи, соподчинении и объединенных коммуникационными каналами.[5] При этом управленческие структуры он классифицирует по следующим основаниям:

1.                по степени сложности, которую характеризуют:

-                   число подразделений и мест расположения;

-                   среднее количество подчиненных у одного руководителя;

-                   количество уровней управления;

-                   важность принимаемых решений и др.

2.                по принципам разбиения (функциональный, объектный и др.);

3.                по степени централизации (централизованные или децентрализованные);

4.                по целевому назначению (стратегические, оперативные, информационные и др.).

К сторонникам второго подхода можно отнести Исаеву Е.Д., Казанцеву С.М., а также Акбердина Р.З. и Кибанова А.Я., они характеризуют организационную структуру не только как состав, но и как взаимосвязь структурных элементов.

По мнению Акбердина Р.З. и Кибанова А.Я под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.[6] Организационная структура управления (ОСУ) определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия.[7] Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента.

Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Между всеми названными выше составляющими ОСУ существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных.[8]

Увеличение количества элементов и уровней в ОСУ неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

Согласно Исаевой Е.Д., «организационная структура - это главный инструмент управления, регламентирующий состав, величину, размещение, профиль деятельности, ответственность, подчиненность производственных и обслуживающих подразделений, объединяемых общим аппаратом управления для выполнения всех целевых функций, зафиксированных в уставе компании».[9]

На взгляд Казанцевой С.М., организационная структура – это внутреннее строение любой производственно-хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними.[10] Организационная система управления является не только основой существования количественно определенной системы управления, но и формой, в рамках которой протекают изменения, зреют предпосылки для перехода системы в целом в новое качество. Вместе с тем ОСУ является наиболее консервативным элементом системы управления. Этот консерватизм объясняется не только тем, что изменения ОСУ затрагивают интересы целых коллективов, но и объективными требованиями сохранения устойчивости системы. Вместе с тем история развития менеджмента в XX веке показывает, что консерватизм этот относителен. В XX веке ОСУ претерпели значительную эволюцию.

Таким образом, при рассмотрении сущности организационной структуры управления, исходят из положения, согласно которому она представляет собой внутреннюю структуру организации: определяет состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение функций по подразделениям и органам управления. В рамках структуры протекает управленческий процесс – движение информации и принятие управленческих решений. Определение организационной структуры включает систему целей и их распределение между различными подразделениями, отношения между структурными звеньями, распределение ответственности, полномочий и прав. Наконец, организационная структура - это поведенческая система, это люди и их группы, вступающие во взаимоотношения для решения поставленных целей.


1.2 Классификация структур управления


В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития. Исторически первым сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер[11]. В основе этой модели - представление о предприятиях как об "организованных организациях", предъявляющих жесткие требования как к людям, так и структурам, в рамках которых они действуют. Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы[12]:

1.                четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.