Проектирование организационных структур государственного управления
Любая, даже самая
совершенная структура управления обречена на изменения и дальнейшее
совершенствование.
Чем раньше органы
управления определят необходимость этих перемен, тем эффективнее будет процесс
управления, тем меньше будет угроза стагнации, регресса системы.
Причина неизбежности
новых организационных отношений и соответствующих структур управления кроется в
постоянном развитии и перераспределении функций между элементами системы
управления, моральном старении структуры и в таком мощном катализаторе
социальных, экономических и управленческих изменений, как научно-технический
прогресс (замена оборудования, освоение новых изделий и технологий). Однако
большинство структурных преобразований встречает сопротивление со стороны
персонала, и эти преобразования будут иметь высокие шансы на успех, если самое
активное участие в них будут принимать высшие руководители организации. Важно,
чтобы необходимость структурных преобразований была ясна всем и каждое
нововведение было бы должным образом аргументировано. Руководители должны быть
морально готовы к возможным сбоям в работе, к нарушениям привычных ритмов
деятельности.
Опыт передовых компаний
России и успешно работающих, зарубежных фирм показывает, что наметилась стойкая
тенденция замены чисто инженерного, узкофункционального труда более творческим,
разнообразным, требующим самостоятельных управленческих решений.[56]
Все шире вовлекаются в процесс управления низовые структурные звенья, более
высокие иерархические уровни концентрируются на решении наиболее сложных,
стратегических задач. Эти изменения в содержании управленческого труда требуют
упрощения сложных иерархических структур.
Большинство
фирм непрерывно совершенствует свои организационные структуры.
Основными
направлениями совершенствования организационных структур управления, форм и
методов руководства являются:[57]
-
децентрализация организационных операций;
-
нововведенческая экспансия;
-
переход от узкой специализации к интеграции в содержании
и характере самой управленческой деятельности, в стиле управления;
-
отказ от использования административных рычагов
координации и контроля.
В заключении важно
подчеркнуть, что экспериментирование с разработкой и введением новых структур
управления стало характерной чертой последнего десятилетия XX
в.
В ходе этих
экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных
видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям
их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая
последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее
действовавшими.
Т.о.
успешное существование компании в значительной степени зависит от уровня
организации управления. Подбор новых людей идет с учетом их
профессиональных и деловых качеств. Подбор и расстановка кадров проводится с
целью достижения наиболее целесообразного использования трудовых качеств
работника, который обладает необходимыми знаниями и навыками для выполнения
порученной работы. Контроль исполнения на предприятии позволяет контролировать
процесс, своевременно реагировать на происходящие изменения. Важно, чтобы на руководящей работе были активные,
творчески мыслящие люди, волевые, с положительными чертами характера.
Глава
III. Проектирование
организационной структуры управления Департамента образования и науки Ханты -
Мансийского автономного округа – Югры
3.1 Анализ действующей
структуры управления Департамента образования и науки Ханты - Мансийского
автономного округа – Югры
Департамент образования и науки Ханты - Мансийского
автономного округа - Югры (далее - Департамент) является исполнительным органом
государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее –
автономный округ), обеспечивающим проведение единой государственной политики в
области образования и науки, а также координирующим деятельность в этой сфере
иных исполнительных органов государственной власти автономного округа в случаях
и порядке, установленных законодательством автономного округа.
Департамент подчинен Правительству автономного
округа, непосредственно курируется заместителем Председателя Правительства
автономного округа по вопросам образования, науки и внешним связям.
Основными задачами
Департамента являются:
- обеспечение проведения единой
государственной политики в области образования и науки в автономном округе;
- нормативно-правовое регулирование в
сфере образования и науки в автономном округе;
- осуществление отдельных полномочий в
сфере образования и науки, переданных Департаменту Правительством автономного
округа;
- осуществление общего руководства в
сфере образования и науки автономного округа, контроля над рациональным
использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; определение
приоритетных направлений развития образования и науки в автономном округе и их
реализацией;
- координация деятельности органов
исполнительной власти автономного округа, субъектов государственной,
муниципальной и частной систем образования и науки, иных хозяйствующих
субъектов в сфере образования и науки автономного округа.
Департамент в
соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие полномочия
и функции:
- участие в реализации на территории автономного
округа федеральных целевых программ и приоритетного национального проекта
«Образование» в пределах своей компетенции;
- разработка проектов законов и иных
нормативных правовых актов автономного округа в сфере образования и науки,
организация их исполнения;
- определение содержания контроля
качества образования для проведения процедур государственной итоговой
аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, в том числе в форме ЕГЭ;
- обеспечение сохранения языков и
культур всех народов Российской Федерации;
- обеспечение сохранения и развития
значимости русского языка как одного из объединяющих факторов
многонационального Российского государства;
- разработка и осуществления мер по
работе с одаренными детьми, в том числе координация деятельности
образовательных учреждений в работе с одаренными детьми;
- содействие развитию международного
сотрудничества образовательных учреждений автономного округа и осуществление
мероприятий по международному сотрудничеству в сфере образования и науки в
соответствии с международными договорами Российской федерации и автономного
округа, в том числе разработка основных направлений международного
сотрудничества подведомственных образовательных учреждений, организация обмена
опытом их международной деятельности, реализации международных программ и
проектов по направлениям развития образования и науки;
- участие в организации летнего отдыха,
оздоровления и занятости детей, подростков и учащейся молодежи;
- организация и проведение в пределах
компетенции Департамента олимпиад, смотров, конкурсов, выставок, ярмарок,
фестивалей, семинаров и других мероприятий в сфере образования и науки
автономного округа;
- осуществление координации деятельности
учреждений, подведомственных Департаменту и многие другие.
Для достижения главной
цели деятельности Департамента реализована система тактических задач:
1.
повышение
доступности качественных образовательных услуг;
2.
повышение
эффективности управления в сфере образования;
3.
совершенствование
экономических механизмов в сфере образования;
4.
совершенствование
содержания и технологий образования;
5.
создание
региональной системы оценки качества образования, направленной на адекватную и
гласную оценку результатов работы образовательных учреждений;
6.
приведение
профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров на разных уровнях
профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда и
перспективами развития экономики;
7.
модернизация
системы мер адресной социальной поддержки и стипендиального обеспечения, обучающихся
в образовательных учреждениях;
8.
приоритетное
развитие фундаментальной науки, сохранение и поддержка ведущих научных школ,
содействие воспроизводству и повышению качества ее кадрового потенциала,
включая подготовку кадров высшей квалификации;
9.
информационная
и социологическая поддержка образовательной политики.
Таким образом, деятельность Департамента
образования и науки направлена на предоставление населению Югры качественных
образовательных услуг, отвечающих современным требованиям и условиям социально-экономического
развития региона в части обеспечения установленных действующим
законодательством полномочий органов государственной власти Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры в сфере образования.
Структура
Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
представлена в приложении 1.
Рассмотрим
организационные основы деятельности каждого отдела Департамента.
1.
Управление
по обеспечению прав детей на образование состоит из трех отделов:
-
отдел комплексного обеспечения соблюдения законодательства по обеспечению права
на образование;
-
отдел общего специального и дошкольного образования;
-
отдел координации систем сопровождения и обеспечения безопасности детей;
-
отдел организации деятельности по опеке и попечительству и охране прав детей.
Все
отделы данного управления находятся под подчинением начальника управления,
который, в свою очередь, подчиняется первому заместителю директора
Департамента.
Основными
функциями управления является обеспечение соблюдения законодательства по
обеспечению прав детей на получение общего, специального и дошкольного
образования, осуществление комплексных проверок образовательных учреждений, а
также обеспечение безопасности детей.
2.
Управление профессионального образования и науки состоит из двух отделов:
-
отдел высшего профессионального образования и науки осуществляет контроль
проверку и регулирование нормального функционирования высших учебных заведений;
-
отдел начального и среднего профессионального образования, функцией которого является
обеспечение работы и контроль за учебными заведениями начального и среднего
профессионального образования.
За
деятельностью данного управления следит заместитель директора Департамента –
начальник управления.
3.
Управление перспективного развития и координации программ обучения состоит из
четырех отделов:
-
отдел воспитательной работы и дополнительного образования, к нему относятся
различные секции, кружки, школы искусств;
-
отдел развития образования и реализации комплексных проектов;
-
отдел информационно-аналитического обеспечения;
-
отдел информатизации образования.
Все
вышеперечисленные отделы находятся под управлением заместителя директора по
перспективному развитию и координации программ обучения.
4.
Управление финансово-экономического обеспечения включает в себя два отдела:
-
отдел информирования и финансово-экономического обеспечения;
-
отдел финансово-экономического мониторинга целевых программ и госзаказа.
Во
главе – заместитель директора – начальник управления.
5.
Управление бюджетного учета, отчетности и финансового контроля состоит из двух
отделов:
-
отдел бюджетного учета и отчетности;
-
отдел финансового контроля.
Существует
еще три невзаимосвязанных отдела, которые подчиняются помощнику директора
Департамента, это:
-
отдел государственной гражданской службы и кадров (занимается подбором
персонала, учетом рабочего времени, отпусками, больничными, военной службой,
увольнениями и т.д.)
-
общий отдел;
-
отдел государственно-правовых и договорных отношений.
Рассматриваемая
организационная структура является линейно – функциональной
ступенчато-иерархической структурой организации управления. При таком виде
организации линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают
помощь функциональные подразделения. Структура в значительной степени отражает
штатное расписание организации.
Преимуществом
данной структуры управления является возможность получить высокую степень
профессиональной специализации сотрудников; точно определить места и
необходимые ресурсы (особенно кадров); способствует стандартизации,
формализации и программированию процесса; а так же простота и привычность,
четкость распределения функций управления между руководящим персоналом.
Таким образом, проанализировав действующую
организационную структуру Департамента образования и науки Ханты - Мансийского
автономного округа - Югры, можно выделить ряд недостатков:
1.
данная
структура не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует
только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру
выполняемой работы;
2.
невозможность
управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы;
3.
дублирование
функций управления в разных отделах, что приводит к росту затрат на содержание
управленческого аппарата.
Для
устранения выявленных недостатков структуры департамента образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры необходимо спроектировать новую
организационную структуру. Об этом подробно будет написано в следующей главе.
3.2 Проектирование
новой структуры управления Департамента образования и науки Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
В
современных условиях процесс реструктуризации организации становится
объективной необходимостью, обеспечивающий конкурентоспособность предприятия и
его выживание. За последнее десятилетие практически ни одна ведущая корпорация
в мире не смогла избежать рискованной и болезненной процедуры радикального
реструктурирования. Промедление и попытка обойтись без серьезных изменений
привели к исчезновению каждой четвертой компании из списка 500 ведущих
корпораций мира.
При
проектировании организационной структуры управления необходимо обеспечить
эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом
требовалось выполнить следующие условия:
·
решение
одних и тех же вопросов не должно находиться в ведении разных подразделений;
·
все
функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений;
·
на
данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые
эффективнее решать в другом подразделении.
Согласно
классической теории организации, структура предприятия должна разрабатываться
сверху вниз. Последовательность разработки организационной структуры схожа с
последовательностью элементов процесса планирования.
Процесс
формирования организационной структуры включает в себя формулировку
целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное
обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих
процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы,
процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.
Весь
этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям[58]:
1.
Формирование
общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное
значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а
также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование
как организационной структуры, так и др. важнейших аспектов системы.
2.
Разработка
состава основных подразделений и связей между ними
– заключается
в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в
целом по крупным линейно-функциональным и программно – целевым блокам, но и
вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения
конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под
базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы
(отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно
разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые
подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.
3.
Регламентация
организационной структуры – предусматривает
разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур
управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних
элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение
проектной численности подразделений; распределение задач и работ между
конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение;
разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчёты
затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях
проектированной организационной структуры.
На
основе вышесказанного предлагается новая структура Департамента образования и
науки Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, которая представлена в
приложении 2.
Рассмотрим
подробно преобразования, которые были проведены относительно старой
организационной структуры Департамента.
1.
Управление по обеспечению прав детей на образование было переименовано в управление
реализации государственной политики в сфере общего образования.
Был
ликвидирован отдел организации деятельности по опеке и поручительству и охране
прав детей в связи с наделениями данными полномочиями департамента труда и
социальной защиты населения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|