скачать рефераты

МЕНЮ


Проектирование организационных структур государственного управления

Любая, даже самая совершенная структура управления обречена на изменения и дальнейшее совершенствование.

Чем раньше органы управления определят необходимость этих перемен, тем эффективнее будет процесс управления, тем меньше будет угроза стагнации, регресса системы.

Причина неизбежности новых организационных отношений и соответствующих структур управления кроется в постоянном развитии и перераспределении функций между элементами системы управления, моральном старении структуры и в таком мощном катализаторе социальных, экономических и управленческих изменений, как научно-технический прогресс (замена оборудования, освоение новых изделий и технологий). Однако большинство структурных преобразований встречает сопротивление со стороны персонала, и эти преобразования будут иметь высокие шансы на успех, если самое активное участие в них будут принимать высшие руководители организации. Важно, чтобы необходимость структурных преобразований была ясна всем и каждое нововведение было бы должным образом аргументировано. Руководители должны быть морально готовы к возможным сбоям в работе, к нарушениям привычных ритмов деятельности.

Опыт передовых компаний России и успешно работающих, зарубежных фирм показывает, что наметилась стойкая тенденция замены чисто инженерного, узкофункционального труда более творческим, разнообразным, требующим самостоятельных управленческих решений.[56] Все шире вовлекаются в процесс управления низовые структурные звенья, более высокие иерархические уровни концентрируются на решении наиболее сложных, стратегических задач. Эти изменения в содержании управленческого труда требуют упрощения сложных иерархических структур.

Большинство фирм непрерывно совершенствует свои организационные структуры.

Основными направлениями совершенствования организационных структур управления, форм и методов руководства являются:[57]

-                   децентрализация организационных операций;

-                   нововведенческая экспансия;

-                   переход от узкой специализации к интеграции в содержании и характере самой управленческой деятельности, в стиле управления;

-                   отказ от использования административных рычагов координации и контроля.

В заключении важно подчеркнуть, что экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия XX в.

В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими.

Т.о. успешное существование компании в значительной степени зависит от уровня организации управления. Подбор новых людей идет с учетом их профессиональных и деловых качеств. Подбор и расстановка кадров проводится с целью достижения наиболее целесообразного использования трудовых качеств работника, который обладает необходимыми знаниями и навыками для выполнения порученной работы. Контроль исполнения на предприятии позволяет контролировать процесс, своевременно реагировать на происходящие изменения. Важно, чтобы на руководящей работе были активные, творчески мыслящие люди, волевые, с положительными чертами характера.


Глава III. Проектирование организационной структуры управления Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа – Югры

3.1 Анализ действующей структуры управления Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа – Югры


Департамент образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ), обеспечивающим проведение единой государственной политики в области образования и науки, а также координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти автономного округа в случаях и порядке, установленных законодательством автономного округа.

Департамент подчинен Правительству автономного округа, непосредственно курируется заместителем Председателя Правительства автономного округа по вопросам образования, науки и внешним связям.

Основными задачами Департамента являются:

- обеспечение проведения единой государственной политики в области образования и науки в автономном округе;

- нормативно-правовое регулирование в сфере образования и науки в автономном округе;

- осуществление отдельных полномочий в сфере образования и науки, переданных Департаменту Правительством автономного округа;

- осуществление общего руководства в сфере образования и науки автономного округа, контроля над рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; определение приоритетных направлений развития образования и науки в автономном округе и их реализацией;

- координация деятельности органов исполнительной власти автономного округа, субъектов государственной, муниципальной и частной систем образования и науки, иных хозяйствующих субъектов в сфере образования и науки автономного округа.

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие полномочия и функции:

- участие в реализации на территории автономного округа федеральных целевых программ и приоритетного национального проекта «Образование» в пределах своей компетенции;

- разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов автономного округа в сфере образования и науки, организация их исполнения;

- определение содержания контроля качества образования для проведения процедур государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, в том числе в форме ЕГЭ;

- обеспечение сохранения языков и культур всех народов Российской Федерации;

- обеспечение сохранения и развития значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального Российского государства;

- разработка и осуществления мер по работе с одаренными детьми, в том числе координация деятельности образовательных учреждений в работе с одаренными детьми;

- содействие развитию международного сотрудничества образовательных учреждений автономного округа и осуществление мероприятий по международному сотрудничеству в сфере образования и науки в соответствии с международными договорами Российской федерации и автономного округа, в том числе разработка основных направлений международного сотрудничества подведомственных образовательных учреждений, организация обмена опытом их международной деятельности, реализации международных программ и проектов по направлениям развития образования и науки;

- участие в организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и учащейся молодежи;

- организация и проведение в пределах компетенции Департамента олимпиад, смотров, конкурсов, выставок, ярмарок, фестивалей, семинаров и других мероприятий в сфере образования и науки автономного округа;

- осуществление координации деятельности учреждений, подведомственных Департаменту и многие другие.

Для достижения главной цели деятельности Департамента реализована система тактических задач:

1.                повышение доступности качественных образовательных услуг;

2.                повышение эффективности управления в сфере образования;

3.                совершенствование экономических механизмов в сфере образования;

4.                совершенствование содержания и технологий образования;

5.                создание региональной системы оценки качества образования, направленной на адекватную и гласную оценку результатов работы образовательных учреждений;

6.                приведение профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров на разных уровнях профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда и перспективами развития экономики;

7.                модернизация системы мер адресной социальной поддержки и стипендиального обеспечения, обучающихся в образовательных учреждениях;

8.                приоритетное развитие фундаментальной науки, сохранение и поддержка ведущих научных школ, содействие воспроизводству и повышению качества ее кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации;

9.                информационная и социологическая поддержка образовательной политики.

Таким образом, деятельность Департамента образования и науки направлена на предоставление населению Югры качественных образовательных услуг, отвечающих современным требованиям и условиям социально-экономического развития региона в части обеспечения установленных действующим законодательством полномочий органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере образования.

Структура Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представлена в приложении 1.

Рассмотрим организационные основы деятельности каждого отдела Департамента.

1.                Управление по обеспечению прав детей на образование состоит из трех отделов:

- отдел комплексного обеспечения соблюдения законодательства по обеспечению права на образование;

- отдел общего специального и дошкольного образования;

- отдел координации систем сопровождения и обеспечения безопасности детей;

- отдел организации деятельности по опеке и попечительству и охране прав детей.

Все отделы данного управления находятся под подчинением начальника управления, который, в свою очередь, подчиняется первому заместителю директора Департамента.

Основными функциями управления является обеспечение соблюдения законодательства по обеспечению прав детей на получение общего, специального и дошкольного образования, осуществление комплексных проверок образовательных учреждений, а также обеспечение безопасности детей.

2. Управление профессионального образования и науки состоит из двух отделов:

- отдел высшего профессионального образования и науки осуществляет контроль проверку и регулирование нормального функционирования высших учебных заведений;

- отдел начального и среднего профессионального образования, функцией которого является обеспечение работы и контроль за учебными заведениями начального и среднего профессионального образования.

За деятельностью данного управления следит заместитель директора Департамента – начальник управления.

3. Управление перспективного развития и координации программ обучения состоит из четырех отделов:

- отдел воспитательной работы и дополнительного образования, к нему относятся различные секции, кружки, школы искусств;

- отдел развития образования и реализации комплексных проектов;

- отдел информационно-аналитического обеспечения;

- отдел информатизации образования.

Все вышеперечисленные отделы находятся под управлением заместителя директора по перспективному развитию и координации программ обучения.

4. Управление финансово-экономического обеспечения включает в себя два отдела:

- отдел информирования и финансово-экономического обеспечения;

- отдел финансово-экономического мониторинга целевых программ и госзаказа.

Во главе – заместитель директора – начальник управления.

5. Управление бюджетного учета, отчетности и финансового контроля состоит из двух отделов:

- отдел бюджетного учета и отчетности;

- отдел финансового контроля.

Существует еще три невзаимосвязанных отдела, которые подчиняются помощнику директора Департамента, это:

- отдел государственной гражданской службы и кадров (занимается подбором персонала, учетом рабочего времени, отпусками, больничными, военной службой, увольнениями и т.д.)

- общий отдел;

- отдел государственно-правовых и договорных отношений.

Рассматриваемая организационная структура является линейно – функциональной ступенчато-иерархической структурой организации управления. При таком виде организации линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные подразделения. Структура в значительной степени отражает штатное расписание организации.

Преимуществом данной структуры управления является возможность получить высокую степень профессиональной специализации сотрудников; точно определить места и необходимые ресурсы (особенно кадров); способствует стандартизации, формализации и программированию процесса; а так же простота и привычность, четкость распределения функций управления между руководящим персоналом.

Таким образом, проанализировав действующую организационную структуру Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, можно выделить ряд недостатков:

1.                данная структура не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы;

2.                невозможность управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы;

3.                дублирование функций управления в разных отделах, что приводит к росту затрат на содержание управленческого аппарата.

Для устранения выявленных недостатков структуры департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры необходимо спроектировать новую организационную структуру. Об этом подробно будет написано в следующей главе.


3.2 Проектирование новой структуры управления Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры


В современных условиях процесс реструктуризации организации становится объективной необходимостью, обеспечивающий конкурентоспособность предприятия и его выживание. За последнее десятилетие практически ни одна ведущая корпорация в мире не смогла избежать рискованной и болезненной процедуры радикального реструктурирования. Промедление и попытка обойтись без серьезных изменений привели к исчезновению каждой четвертой компании из списка 500 ведущих корпораций мира.

При проектировании организационной структуры управления необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом требовалось выполнить следующие условия:

·                   решение одних и тех же вопросов не должно находиться в ведении разных подразделений;

·                   все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений;

·                   на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом подразделении.

Согласно классической теории организации, структура предприятия должна разрабатываться сверху вниз. Последовательность разработки организационной структуры схожа с последовательностью элементов процесса планирования.

Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.

Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям[58]:

1.                Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование как организационной структуры, так и др. важнейших аспектов системы.

2.                Разработка состава основных подразделений и связей между ними – заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно – целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

3.                Регламентация организационной структуры – предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчёты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.

На основе вышесказанного предлагается новая структура Департамента образования и науки Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, которая представлена в приложении 2.

Рассмотрим подробно преобразования, которые были проведены относительно старой организационной структуры Департамента.

1. Управление по обеспечению прав детей на образование было переименовано в управление реализации государственной политики в сфере общего образования.

Был ликвидирован отдел организации деятельности по опеке и поручительству и охране прав детей в связи с наделениями данными полномочиями департамента труда и социальной защиты населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.