Разработка конкурентоспособной стратегии для ООО "СПМ"
Для
проведения анализа деятельности в области стратегического управления проводится
анализ стратегического управления предприятия, анализ организационной структуры
предприятия, оценка организационной культуры.
Оценка и
контроль выполнения стратегии являются логически завершающим процессом,
осуществляемым в стратегическом управлении. Стратегический контроль направлен
на выяснение того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию и
приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей.
Использование
данных методов позволит проанализировать текущее состояние предприятия, его положение и
сделать определенные выводы о его достоинствах и недостатках в сфере
стратегического управления.
Таким
образом, в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации
фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но
и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им
поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Если в прошлом многие
фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную
работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности
использования ресурсов в текущей деятельности, то сейчас исключительно важным
становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию
фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в
окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя,
возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление
новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и
техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное
распространение и получение информации, широкая доступность современных
технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин
привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ ООО «СПМ»
2.1 Краткая
организационно-правовая характеристика организации
Общество с
ограниченной ответственностью «СервисПроектМонтаж», в дальнейшем именуемой ООО
«СПМ», является самостоятельно действующим предприятием с правами юридического
лица согласно Гражданского кодекса РФ. Имеет обособленное имущество, учитываемое
на самостоятельном балансе, расчетный, валютный и другие счета в финансово-кредитных
учреждениях как в рублях, таки в иностранной валюте, имеет круглую печать со
своим наименованием, свой торговый знак и другие необходимые реквизиты.
Имущество предприятия составляют финансовые ресурсы и материальные ценности,
находящиеся на балансе и являются собственностью общества.
ООО «СПМ»
создано в 1995 году, действует на основании утвержденного Устава предприятия.
Общество
осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации, учредительным договором и уставом.
Общество
может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, быть
истцом и ответчиком в суде, арбитраже, третейском суде, в праве от своего имени
совершать на территории Российской Федерации и за рубежом любые сделки, не
противоречащие законодательству.
Права и
обязанности юридического лица общество приобретает с момента его
государственной регистрации.
Учредители
несут убытки по обязательствам Предприятия в пределах их вкладов. Учредители,
не полностью внесшие вклады, отвечают по обязательствам Предприятия невнесенной
частью вклада.
Прекращение
деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации и
реорганизации.
Имущество предприятия
ООО «СПМ» состоит из основных и оборотных фондов, а также иных ценностей,
стоимость которых отражена на самостоятельном балансе предприятия.
Структура организации - это логические взаимоотношения
уровней управления и функциональных обязанностей.
Организационная
структура управления - это форма разделения труда, закрепляющая определенные
функции управления за соответствующими структурными подразделениями аппарата
управления. Структура управления в значительной мере определяет результативность
взаимодействий и эффективность функционирования организационной структуры в
целом.
Предполагается
следующая структура предприятия (рисунок 2.1)
Рис. 2.1. Организационная
структура ООО «СПМ»
Структура
предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно, она
может изменяться во времени в соответствии с динамикой масштабов и содержания
функций управления.
Высшим
органом управления является общее собрание учредителей, в его ведении находятся
вопросы:
-
определение
стратегии развития предприятия;
-
внесение
изменений в Устав предприятия;
-
назначение
руководителя предприятия.
Директор Общества
избирается общим собранием Участников Общества на неопределенный срок.
Директор Общества
может быть избран не из числа Участников Общества. В случае выдвижения в
качестве кандидата на должность директора, одного из Участников Общества, этот Участник
в голосовании по утверждению его кандидатуры не участвует.
Договор между
Обществом и лицом, осуществляющим функции директора, может подписываться от
имени Общества всеми Участниками Общества или одним из участников уполномоченным
Общим собранием.
В качестве
единоличного исполнительного органа Общества - директора, может выступать как
физическое лицо, так и юридическое лицо получившее данные правомочия в связи с заключением
соответствующего договора.
Прием и
увольнение работников осуществляется в соответствии с законодательством РФ. При
этом предоставляются все социальные гарантии для работников.
Бухгалтерский
отдел представлен главным бухгалтером, котрый подчиняется директору
предприятия, также есть бухгалтер финансовой, материальной групп,
бухгалтер-кассир. Бухгалтерия организует учет поступающих денежных средств,
товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременное отражение всех
хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Осуществляет операции, связанные
с начислением и выплатой заработной платы.
Общество создается
без ограничения срока.
Основной целью
деятельности Общества является:
-
наиболее
полное и качественное удовлетворение потребностей отечественных и иностранных
предприятий (учреждений, организаций), а также граждан в продукции (работах,
услугах), производимой Обществом в соответствии с уставными видами
деятельности.
-
получение
прибыли и на ее основе реализация социально-экономических интересов участника Общества.
-
Виды
деятельности общества:
-
Производство
металлопластиковых конструкций
-
Оптовая
и розничная торговля металлопластиковыми конструкциями
Для
характеристики эффективность экономической деятельности предприятия, рассмотрим
основные показатели торгово-хозяйственной деятельности предприятия (табл. 2.1)
Таблица
2.1
Основные показатели
торгово-хозяйственной деятельности ООО «СПМ» 2005-2006 гг.
Показатели
|
2005 год
|
2006 год
|
Отклонение,
(+,-)
|
2006 в % к 2005
|
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Объем продаж без
НДС, тыс. руб.
|
537531
|
617783
|
80252,00
|
114,93
|
Численность
работников, всего (чел.)
|
23
|
23
|
0,00
|
100,00
|
В том числе
торгово-оперативный персонал, чел.
|
12
|
12
|
0,00
|
100,0
|
Производительность
1 работника (тыс. руб./чел.)
|
23370,91
|
26860,13
|
3489,22
|
114,93
|
В том числе торгово-оперативный
персонал
|
44794,25
|
51481,92
|
6687,67
|
114,93
|
Продолжение
таблицы 2.1
|
Валовая прибыль
(тыс. руб.)
|
113885
|
135790
|
21905,00
|
119,23
|
Валовая прибыль
к объему продаж, %
|
21,19
|
21,98
|
0,79
|
-
|
Издержки обращения
(тыс. руб.)
|
54378
|
114794
|
60416,00
|
211,10
|
Издержки обращения
к объему продаж, %
|
10,12
|
18,58
|
8,47
|
-
|
Прибыль от
продаж, тыс. руб.
|
59507
|
20996
|
-38511,00
|
35,28
|
Операционные доходы,
тыс. руб.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Операционные расходы,
тыс. руб.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Внереализационные
доходы, тыс. руб.
|
-
|
35389
|
35389,00
|
-
|
Внереализационные
расходы, тыс. руб.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Прибыль до
налогообложения, тыс. руб.
|
59507
|
56385
|
-3122,00
|
94,75
|
Налог на прибыль
и иные платежи, тыс. руб.
|
10851
|
0
|
-10851,00
|
0,00
|
Прибыль от
обычной деятельности, тыс. руб.
|
48656
|
56385
|
7729,00
|
115,88
|
Чистая прибыль, тыс.
руб.
|
48656
|
56385
|
7729,00
|
115,88
|
Уровень чистой
прибыли, %
|
9,05
|
9,13
|
0,08
|
|
Рассмотренные
показатели торгово-хозяйственной деятельности позволяют сделать следующие
выводы:
-
Рост
товарооборота за анализируемый период составил 80252 руб., темп прироста
14,93%.
-
Численность
персонала предприятия и ТОП в том числе, не изменилась.
-
Производительность
труда персонала предприятия возросла на 3489,22 руб./чел, и составила 26860,13
руб. Производительность труда персонала в относительном выражении возросла на
14,93%.
-
Производительность
труда ТОП возросла на 6687,67 руб. и составила в 1-м полугодии 2005 года
51481,92 руб./чел. Производительность труда ТОП в относительном выражении
возросла на 14,93%.
-
Валовая
прибыль предприятия возросла на 21905 руб. и составила 135970 руб. в
относительном выражении рост валовой прибыли составил 19,23%.
-
Уровень
валовой прибыли возрос на 0,79%.
-
Издержки
обращения предприятия возросли на 60416 руб. и составили 114794 руб. Темп роста
издержек обращения составил 111,1%.
-
Уровень
издержек обращения возрос на 8,47%
-
Прибыль
от продаж предприятия снизилась на 38511 руб. или на 64,72%.
-
В
текущем году предприятия получило внереализационных доходов на сумму 35389 руб.
-
Прибыль
до налогообложения предприятия снизилась на 3122 руб. или 5,25%.
-
Прибыль
от конечной деятельности возросла на 7729 руб. или 15,88%.
Таким образом,
можно говорить о том, что, не смотря на рост чистой прибыли, предприятие имеет
негативные тенденции. Это связано, в первую очередь, с резким ростом издержек
обращений. Их темп роста намного выше темпа роста товарооборота, что привело к
повышению уровня издержек обращения почти в два раза. Резкий рост издержек
обращения привел к снижению прибыли от продаж и прибыли до налогообложения.
Целевой
подход анализа организационной среды заключается в анализе целей предприятия
составлении их иерархии.
Текущими
целями деятельности предприятия являются:
- Увеличение рынка сбыта продукции;
- Повышение качества обслуживания покупателей;
- Повышение финансовой устойчивости;
- Снижение издержек.
Для
увеличения рынка сбыта товаров предприятие стремится:
- Повышать
информированность потенциальных потребителей;
- Расширять
ассортимент;
- Увеличивать
торговые площади;
- Проводить
гибкую ценовую политику.
Для повышения
качества обслуживания предприятие ставит следующие текущие цели:
- Приведение
предложения в соответствие к спросу
- Повышение
квалификации персонала
-
Использование новых методов продаж
Для повышения
финансовой устойчивости предприятие ставит следующие текущие цели:
-
Отслеживание негативных тенденций в развитии предприятия и их устранение;
- Эффективное
управление ресурсами.
Для снижения
издержек предприятие ставит следующие текущие цели:
- Заключение
договоров с выгодными условиями поставки;
-
Своевременность поставок;
- Внедрение
системы управления затратами.
На рисунке
2.2 представлено дерево целей предприятия.
Анализ
внешней среды начнем со SPACE-анализа. Матрица стратегического положения и
оценки действий (SPACE) используется для определения наиболее выгодного
стратегического положения для фирмы, а также отдельных областей ее
деятельности. Реально она является средством, которое помогает организации
оценить в целом привлекательность сферы производства, в которой она действует,
а также способность организации конкурировать на рынках.
2.2 Анализ бизнес – среды
Финансовые
возможности и конкурентные преимущества являются двумя важнейшими определяющими
стратегического положения организации, в то время как возможности отрасли и
стабильность обстановки характеризуют стратегическое положение области в целом.
В матрице SPACE эти факторы ранжированы по шкале от +6 до -6.
Оценка
факторов стабильности приведена в таблице 2.2.
Таблица
2.2
Факторы стабильности
обстановки (ES)
Факторы
стабильности обстановки
|
Балл
|
Технологические
изменения
|
3
|
Темпы инфляции
|
5
|
Изменчивость
спроса
|
4
|
Диапазон цен
конкурирующих продуктов
|
3
|
Препятствия для
выхода на рынок
|
4
|
Давление
конкурентов
|
3
|
Ценовая
эластичность спроса
|
1
|
Средний балл
|
3,29
|
Оценка
факторов промышленного потенциала приведена в таблице 2.3.
Таблица
2.3
Факторы промышленного
потенциала (IS)
Факторы
стабильности обстановки
|
Балл
|
Потенциал роста
|
4
|
Потенциал
прибыли
|
4
|
Финансовая
стабильность
|
5
|
Уровень
технологии
|
5
|
Степень
использования ресурсов
|
4
|
Капиталоинтенсивность
|
5
|
Легкость выхода
на рынок
|
4
|
Производительность,
использование мощностей
|
5
|
Средний балл
|
4,5
|
Оценка
факторов конкурентных преимуществ приведена в таблице 2.4
Таблица
2.4
Факторы конкурентных
преимуществ (CA)
Факторы
стабильности обстановки
|
Балл
|
Доля рынка
|
3
|
Качество
продукции
|
5
|
Жизненный цикл
продукта
|
5
|
Цикл замены
продукта
|
3
|
Лояльность
покупателей
|
4
|
Использование
мощностей конкурентами
|
5
|
Вертикальная
интеграция
|
4
|
Средний балл
|
4,14
|
Оценка
факторов финансового потенциала приведена в таблице 2.5.
Таблица
2.5
Факторы финансового
потенциала (FS)
Факторы
стабильности обстановки
|
Балл
|
Прибыль на
вложения
|
3
|
Финансовая
зависимость
|
2
|
Ликвидность
|
3
|
Необходимый/
имеющийся капитал
|
4
|
Поток средств
|
3
|
Легкость ухода с
рынка
|
3
|
Риск предприятия
|
4
|
Средний балл
|
3,14
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|