скачать рефераты

МЕНЮ


Разработка стратегии развития бизнес-инкубаторов (на примере Новошахтинского зонального бизнес-инкубатора)

На схеме взаимодействия УДЦ с различными структурами представлен пример инфраструктурной поддержки предпринимателей в регионе.

Благодаря помощи дирекции Морозовского проекта и администраций регионов учебно-деловые центры имеют хорошую материальную базу, квалифицированные кадры преподавателей и консультантов.

За два года каждый УДЦ переподготовил от 30 до 70 специалистов на семинарах Морозовского проекта. Возможности сети позволяют УДЦ оказывать высококачественные услуги предпринимателям, которые позволяют им быть конкурентоспособными на рынке.

Многие УДЦ (в гг. Петрозаводске, Самаре, Боровиках, Красноярске и др.) имеют филиалы в городах, которые принято называть малыми. Таким образом, потенциал Морозовского проекта распространяется на периферию.

Наряду с программами подготовки предпринимателей УДЦ освоил консультирование по вопросам маркетинга, финансового и инвестиционного менеджмента, оценки недвижимости, корпоративного управления и многим другим.

Одной из приоритетных программ в рамках Морозовского проекта является программа «БИНК» – создание сети бизнес-инкубаторов в регионах России. Основной идеей программы «БИНК» является создание при УДЦ таких бизнес-инкубаторов, которые в непростых российских условиях уже в ближайшее время выйдут на самоокупаемость.

Региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса

Основной задачей Агентства является содействие развитию предпринимательской активности населения путем предоставления информации и деловых консультаций. Агентство стремится к внедрению в хозяйственную практику малого бизнеса цивилизованных предпринимательских отношений, повышению уровня компетентности и информированности представителей этого сектора экономики. С этой целью Агентство ведет работу по многим направлениям и предлагает услуги, среди которых основными являются:

– консультирование предпринимателей по вопросам экономической, финансовой, инвестиционной и налоговой политики;

– разработка и оформление учредительных документов создаваемых предприятий и фирм, их регистрация;

– обучение на основе разработанных Агентством программ практическим деловым навыкам, необходимым для успешного развития предпринимателем собственного дела (финансы, маркетинг, управление, реклама, этика предпринимательства и т.п.). По итогам обучения выдается международный, совместный с Лондонским предпринимательским агентством, сертификат;

– услуги информационно-справочного характера;

– рекламные, издательские, нотариальные услуги.

В конце 1993 года – начале 1994 гг. при содействии Фонда «Ноу-Хау» Правительство Великобритании и активной поддержке местной администрации в ряде регионов был осуществлен первый, предварительный этап работы по созданию агентств развития малого бизнеса в регионах.

Деятельность Агентства в данном направлении получила поддержку со стороны федеральных органов власти (Постановление Правительства РФ №1434 от 29.12.94 г.). Создание сети региональных агентств включено в Федеральную программу государственной поддержке малого предпринимательства на 1994–1997 гг.

Организация сети региональных агентств осуществляется на основе единых организационно-правовых и методических принципов, в которых учтен опыт деятельности Российского агентства, наличие и использование в процессе работы подготовленной методической и учебной литературы, возможности привлечения высококвалифицированных преподавателей и консультантов.

Региональные информационно-аналитические центры

Региональные информационно – аналитические центры создаются в рамках системы информационного обеспечения малого предпринимательства (СИОМП). Организационно СИОМП реализуется путем создания и развития сети региональных и отраслевых информационно – аналитических центров (РИАЦ и ОИАЦ). Центры на основе единых критериев интегрируют и производят информационные ресурсы. Координацию работ по реализации СИОМП осуществляет Государственный комитет РФ по промышленной политике. Непосредственную работу ведет специально созданное Агентство «Российские информационные системы». [33.C.18].

При создании системы информационного обеспечения малого предпринимательства предполагается использовать ранее созданные информационные ресурсы и программно-технические средства при максимальной их унификации.

СИОМП представляет предпринимателям информационные услуги, касающиеся коммерческой, адресной, юридической, статистической информации и информации по инвестиционным проектам, регистрации создаваемых предприятий, маркетингу, аудиту, возможностям материально – технического снабжения и сбыта продукции, установлению делового сотрудничества между возможными партнерами, осуществлению финансовых операций, поиску производственных мощностей, электронной почты, ведению бухгалтерской деятельности и т.д. Перечень информационных услуг уточняется в процессе организации информационно-аналитических центров на основе анализа потребностей конкретных пользователей.

При этом сеть информационно-аналитических центров формируется по региональному и отраслевому принципам и базируется на имеющемся в настоящее время работы в области информационных услуг.

В настоящее время РИАЦ созданы более чем в 20 регионах. Развитие системы предусматривает создание таких структур в каждом регионе.

Торгово-промышленные палаты

Торгово-промышленные палаты в настоящее время действуют во всех регионах России. Объединение местных палат формирует Торгово-промышленную палату РФ. В 1991 году был принят закон «О торгово-промышленной палате РФ». В законе закреплены и функции торгово-промышленных палат. Торгово-промышленные палаты лоббируют интересы предпринимателей и товаропроизводителей в органах власти, развивают систему информационного обмена, ведут подготовку и переподготовку кадров для членов организации, организуют выставки-ярмарки и проводят другую работу, связанную с поддержкой производителей товаров и услуг. Традиционно торгово-промышленные палаты активно ведут работу по сертификации товаров и услуг, поддержке международных контактов предприятий-участников.

В последнее время торгово-промышленные предприятия все большее время уделяют поддержке малого бизнеса. Особенно эта работа активизировалась после 1 Всероссийского съезда представителей малых предприятий. Торгово-промышленная палата РФ является учредителем Морозовского проекта и Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса.

Помимо основной деятельности палаты обеспечивают связь работодателями и государственными структурами, что крайне важно для формирования в стране и регионе сбалансированной экономической политики.

Региональные фонды поддержки малого предпринимательства

Региональные фонды поддержки малого предпринимательства (РФПМП) развиваются в регионах по инициативе местных администраций с целью формирования механизма финансово-кредитной поддержки малых предприятий. В настоящее время фонды созданы в 73 регионах. Многие из них стали реальным инструментом финансовой поддержки. В большинстве своем фонды действуют как юридические лица, созданные администрацией. Так, например, Тульский региональный фонд поддержки малого предпринимательства во взаимодействии с банком-агентом Европейского банка реконструкции и развития сумели профинансировать некоторое количество предпринимательских проектов.

В большинстве регионов фонды не являются юридическими лицами. Средства аккумулируются на счету администрации либо комитета по экономике. В регионах, где нет отдельных департаментов по поддержке и развитию малого предпринимательства, на фонды возлагаются функции координации всех действий по поддержке малого предпринимательства.

Во многих регионах действуют структуры, объединяющие все или часть вышеприведенных функций.

Так, например, в Екатеринбурге давно и успешно действует Центр содействия предпринимательству. Администрация Новгородской области предоставила АО «Новгородский бизнес-парк» комплекс заданий, находящихся в областной собственности в г. Туле. В Московской области в 1994 г. создан бизнес-центр в г. Щелкове; в Иркутской области в 1994 г. создан «Иркутский бизнес-парк». Приступили к экономической деятельности Московская лизинговая компания, научные парки в Санкт-Петербурге, Москве, Томске, Ярославский социально-предпринимательский центр и др.

Бизнес-инкубатор в региональной инфраструктуре

Вышеперечисленные структуры поддержки малого предпринимательства в той или иной степени занимаются «выращиванием», «инкубированием» малых предприятий, т.е. выполняют часть функций бизнес-инкубатора.

Многие отечественные и зарубежные специалисты считают, что именно бизнес-инкубатор как элемент инфраструктуры поддержки малого бизнеса на местах позволит объединить в России усилия и возможности заинтересованных в развитии малого бизнеса сторон: государственных организаций, органов власти, коммерческих структур, различных фондов, а также предпринимателей, желающих реализовать свою идею. Решать ли бизнес-инкубаторы все проблемы, связанные с развитием предпринимательства? Наверное, нет. Но они могут ускорить появление новой волны отечественных цивилизованных предпринимателей. Бизнес-инкубатор реально содействует становлению и выживанию в жесткой конкурентной борьбе малых предприятий, а это означает, как минимум, создание новых рабочих мест и увеличение налоговых поступлений в местный бюджет.


1.3 Бизнес-инкубаторы и содержание их деятельности


Бизнес-инкубатор – это общее название для организаций, развивающих предпринимательство путем создания условий, оказания комплекса услуг и предоставления, ресурсов для ускорения роста предприятий на ранней инкубационной стадии их развития. [13.C.6].

Инкубаторы малого бизнеса помогают молодому бизнесу вырасти и выжить в стартовый период, т.е. в период наибольшей уязвимости с финансовой точки зрения. Предприятия, расположенные вне инкубатора, также могут пользоваться всеми его услугами.

Опыт развития мировой экономики показывает, что в условиях экономического кризиса политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию малого предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста. В этой связи выявления проблем становления малого бизнеса в России и поиск наиболее эффективных путей его поддержки имеет чрезвычайное значение.

Стремительное развитие и бурный рост числа БИ во многих странах мира доказывает эффективность использования этой модели для решения целого ряда задач, среди которых можно выделить следующие:

– оздоровление экономической активности регионов, развитие внутренних рынков, диверсификация регионов;

– рост числа малых предприятий, повышение их жизнеспособности и, следовательно, расширение налогооблагаемой базы регионов и государств;

– наиболее полное использование ресурсов регионов, включая трудовые, производственные, технологические, природные и пр.;

– повышение инновационной активности бизнеса в целом, внедрение новых технологий и «ноу-хау»;

– создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими сторонами экономики (крупным бизнесом, государственным, финансовым сектором и пр.), а также межрегиональных и международных связей, способствующих укреплению экономических систем;

– рост занятости уровня жизни населения.

Инкубаторы малого бизнеса, являющиеся частью инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, могут выступать как самостоятельно, так и как часть единой системы развития малых предприятий наряду с техническими и научными парками, инновационными и бизнес-центрами и пр., в которой бизнес-инкубатору отводится одна из ранних фаз развития малого предпринимательства.

В мире не существует одинаковых бизнес-инкубаторов, но в целом набор услуг, оказываемых ими малым предприятиям, довольно стандартен. Ниже приведен наиболее полный перечень, причем все услуги БИ разбиты на 4 категории:

– сдача в аренду помещений и офисное обслуживание;

– обучение предпринимателей;

– консультационные услуги;

– продвижение проектов к инвестициям.

Все эти услуги оказываются на льготных условиях.

1. Сдача в аренду помещений и офисное обслуживание

1) Сдача в аренду помещений под офисы

В США существует норматив, согласно которому требуемая офисная площадь рассчитывается исходя из 14 кв. м на сотрудника. На практике все определяется возможностями бизнес-инкубатора и МП-арендатора и решается при их обоюдном согласии. При этом стоимость арендной платы изменяется в зависимости от качества офисного помещения.

Обычно арендная плата дифференцируется также в зависимости от времени пребывания малого предприятия в бизнес-инкубаторе. Она, как правило, ниже рыночной на начальном этапе (иначе теряется смысл инкубирования) и увеличивается до среднерыночной, а иногда и превышает ее к моменту завершения пребывания малого предприятия в БИ. И, конечно, арендная плата рассчитывается с учетом надбавок за долевое использование мест общего пользования (лестницы, холлы и т.п.).

2) Пользование коммунальными услугами

3) Охрана и уборка помещений (как правило, осуществляется централизованно)

4) Мебель. Возможны самые разнообразные варианты:

– БИ сдает в аренду обставленные мебель офисы;

– БИ помогает малому предприятию взять на прокат или дешево купить необходимую мебель;

– если учредителем БИ является крупная организация, имеющая избыток мебели (университет), то вполне реально организовать бесплатное пользование мебелью.

5) Телефонная сеть и оборудование

С самого начала следует предусмотреть вариант, когда на все звонки в бизнес-инкубатор будет отвечать секретарь. Это предполагает наличие в БИ собственной телефонной сети или подключение его абонентов в уже действующую телефонную сеть. В этом случае все арендаторы должны использовать совместимые телефонные аппараты, которые обеспечивает БИ.

Кроме обычной городской необходимо обеспечить МП-арендаторам возможность пользования междугородней и международной связью, а также факсами.

6) Компьютерное оборудование

Здесь политика БИ определяется исключительно его финансовыми возможностями. Если они ограничены, то несколько персональных компьютеров (ПК) с принтерами и, возможно, сканер располагаются в отдельной комнате. Комната открыта для всех арендаторов бизнес-инкубатора в течение определенного времени каждый рабочий день.

Если ресурсы бизнес-инкубатора достаточно велики, то он может обеспечивать МП-арендаторов компьютерным оборудованием на определенных условиях по их заявкам.

Сейчас достаточно распространена электронная почта. Бизнес-инкубатор должен обязательно иметь свой электронный адрес, а по возможности – наделить персональными адресами и предприятия-арендаторы.

Конечно, бизнес-инкубатору целесообразно иметь свою компьютерную сеть, к которой могут подключаться все малые предприятия-арендаторы. Кроме того, следует учесть, что за рубежом все большее число МП-арендаторов бизнес-инкубаторов проявляют заинтересованность в подключении к сети «Интернет». Выход в «Интернет» позволит войти во многие базы данных, в том числе, в базы данных Морозовского проекта, которые содержат немало полезной для малых предприятий информации.

7) Пользование множительной техникой

Возможность коллективного использования множительной техники позволяет, как это уже отмечалось выше, существенно снизить издержки малого предприятия на копирование документов и регулярно обновлять это оборудование.

8) Библиотека

Речь не идет о традиционной библиотеке. Однако бизнес-инкубатору необходимо выписывать несколько центральных и наиболее влиятельную региональную газеты. Правилом должно стать и для штатных сотрудников бизнес-инкубатора и для предпринимателей регулярно пополнять библиотечку БИ новыми брошюрами по предпринимательству, материалами семинаров, круглых столов, конференций, стажировок.

2. Обучение предпринимателей

Для России эта услуга является весьма актуальной. Недостаточно иметь коммерчески значимую идею и большое желание ее реализовать. Необходимо еще иметь определенные знания в области экономики, менеджмента, маркетинга, уметь разработать бизнес-план, разбираться в бухгалтерском учете и т.д. Для этого может быть рекомендована программа «Основы предпринимательства», разработанная в рамках Морозовского проекта.

Образовательной деятельностью в той или иной степени занимается большинство бизнес-инкубаторов. Большой популярностью также пользуются семинары, круглые столы и т.п. мероприятия. Появился даже новый термин для обозначения такого обучения – «оперативное консультирование». Проведение подобных мероприятий еще очень возможно с точки зрения дополнительного финансирования бизнес-инкубатора, а также его популяризации. Такие мероприятия, как известно, способствуют завязыванию контактов, знакомству, расширению связей БИ с внешней средой.

Целесообразно заключение договоров с соответствующими образовательными структурами, имеющими опыт и доброе имя. Так, например, в г. Петрозаводске бизнес-инкубатор заключил договор о подготовке кадров с учебно-деловым центром Морозовского проекта, действующим на базе учебного Центра непрерывного образования «КарелНОК».

3. Консультационные услуги

1)     Консультация в сфере бухгалтерского учета, аудит.

2)     Консультации в налоговой и правовой сферах.

3)     Секретарские услуги.

4)     Консультации в сфере ведения бизнеса.

5)     Услуги в области маркетинга и рекламы.

6)     Услуги переводчика.

7)     Услуги в области патентования и лицензирования продукции.

8)     Издательские и полиграфические услуги.

1.                 Продвижение проектов к инвестициям

Эта услуга совершенно нетипична для бизнес-инкубаторов развитых стран. Вообще эту услугу можно отнести к вышеприведенному перечню консультационных услуг. Но реальная деятельность в области инкубирования малых предприятий и поддержки предпринимательства в России показала, что продвижение проектов к инвестициям в условиях, когда число потенциальных организаций-инвесторов крайне ограничено, и финансовый рынок далек от совершенства, является важнейшей и неудовлетворенной потребностью предпринимателей.

Вероятнее всего то, что бизнес-инкубатор, особенно в начале своей деятельности, будет действовать как бесприбыльный или с минимальной прибылью. Основными источниками финансирования БИ являются: доход от сдачи в аренду офисов, государственные вложения и финансовая поддержка организаций-учредителей. Но очень часто эти источники дохода не покрывают расходов бизнес-инкубатора.

Увеличить доход бизнес-инкубатор может за счет сдачи в аренду или продажи недоиспользуемых ресурсов. Речь идет и об офисных площадях, и об оборудовании, и о возможностях персонала. Например, это сдача в аренду сторонним потребителям конференц-зала или какого-то специфического оборудования. Если в штате БИ есть профессиональные консультанты, то они по договоренности с руководством, могут участвовать в консультировании и внешних фирм. При этом свои услуги они оценивают с учетом обязательных отчислений БИ.

Выше уже говорилось о выгодности для бизнес-инкубатора проведения различных семинаров, учебных курсов и т.п. по целевому заказу различных организаций. Постепенно БИ, зная ситуацию в регионе, сам начнет проводить подобные мероприятия с платным участием для внешних организаций. Конечно, для своих МП-арендаторов участие в подобных мероприятиях будет бесплатным или льготным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.