скачать рефераты

МЕНЮ


Разработка стратегии развития бизнес-инкубаторов (на примере Новошахтинского зонального бизнес-инкубатора)


Сокращение числа подготовленных за год бизнес-планов обусловлено следующими факторами:

– повышение требований кредитных учреждений к качественной проработке бизнес-планов, к документальному подтверждению залогового обеспечения;

– повышение цены услуги с 350 руб. (декабрь 1998 г.) до 5380 руб.;

– увеличение затрат рабочего времени на разработку бизнес-плана.

Отсюда можно сделать вывод, что в денежном выражении доходов ИКЦ, как структурное подразделение НЗБИ, только выиграло. При это выросло качество выполнения услуг.

На рынке г. Новошахтинска НЗБИ занимает лидирующее положение в предоставлении вышеперечисленных услуг, что обусловлено:

– высокой квалификацией специалистов, прошедших обучение современным технологиям антикризисного управления;

– наличием продолжительного опыта по сотрудничеству с Администрацией города в вопросах разработки и реализации СПРГ;

– постоянным повышением квалификации и навыков сотрудников;

– отличным знанием рынка консалтинговых услуг;

– постоянными контактами с ведущими международными и российскими организациями, аккумулирующими передовой опыт поддержки предпринимательства и консалтинговых услуг;

– формированием предложений новых услуг, соответствующих самым современным потребностям рынка;

– богатым опытом работы с инициаторами инвестиционных проектов и с организациями, способствующими продвижению проектов и привлечению инвестиций.

Учитывая все особенности социально-экономического положения города с самого момента формирования НЗБИ, основной его задачей являлась разработка Стратегического Плана Развития города (СПРГ), а также его внедрение, мониторинг и корректировка, что предполагало тесное сотрудничество с Администрацией города, Наблюдательным Советом, городским Центром занятости, Попечительским Советом фонда, Конкурсной комиссией, Руководящим комитетом и рабочими группы по разработке СПРГ, представителями проекта МЕРИТ (TASIS) и Фондом местного развития.

В задачи НЗБИ как элемента системы развития территории входило:

– разработка, внедрение и мониторинг СПРГ;

– поддержка субъектов малого и среднего бизнеса;

– поиск инициаторов инвестиционных проектов;

– отбор и продвижение проектов;

– привлечение инвестиций;

– разработка предложений по реструктуризации действующих предприятий.

Таким образом, НЗБИ, после его объединения с АМР, является ключевым звеном – непосредственным разработчиком и исполнителем СПРГ, то есть механизмом реализации политики администрации города по развитию бизнеса и возрождению города. Отсюда исходит самый тесный характер взаимоотношений между НЗБИ и администрацией. При этом НЗБИ, в свою очередь, является одним из разработчиков этой же самой политики Администрации (и разработки СПРГ в целом).

Это обусловлено тем, что при разработке предложений по общей политике города в вопросах развития бизнеса НЗБИ опирается на предложения обширного круга предприятий, организаций, предпринимателей и физических лиц, как учредителей некоммерческого партнерства, так и клиентов НЗБИ, а также на мониторинг ситуации.

Равноправное участие учредителей некоммерческого партнерства НЗБИ в обсуждении всех возможных направлений по поддержке предпринимательства и развитию города, а также участие в деятельности рабочих групп по разработке СПРГ, еще более широкого круга юридических и физических лиц, обеспечивает в конечном итоге возможность консолидации интеллектуального потенциала и социальное партнерство всех социальных групп населения города

Самому тесному характеру взаимоотношений НЗБИ с Администрацией города, Администрацией Ростовской области и с Министерством Энергетики РФ, в лице государственного учреждения «Соцуголь» способствует тот факт, что именно НЗБИ является уполномоченным органом Администрации города, осуществляющим обслуживание средств государственной поддержки угольной отрасли, выделяемой городу, в связи с реструктуризацией этой отрасли по программам местного развития.

Важность этого момента заключается в том, что эти средства являются на данном этапе (с 1997 года по настоящее время) чуть ли не единственным реальным источником финансирования всех мероприятий по поддержке малого бизнеса и по реализации более крупных инвестиционных проектов.

Именно за счет этих средств в свое время были созданы и НЗБИ и МФ ПМП и до настоящего времени часть средств господдержки город продолжает направлять на финансирование части затрат НЗБИ и на пополнение фонда.

Можно констатировать, что у НЗБИ тесные и выгодные для обеих сторон взаимоотношения, как с органами власти, так и с организациями-учредителями.

Это, конечно, важно для успешной текущей деятельности и стабильности в будущем. Однако не все так уж гладко, особенно с точки зрения стабильности. Тот факт, что основным внешним источником для НЗБИ являются средства господдержки, которые выделяются Администрацией и Наблюдательным Советом города для софинансирования его текущей деятельности, имеет и отрицательные стороны:

– во-первых, средства господдержки в ближайшем будущем перестанут поступать в город;

– во-вторых, так как это не бюджетные средства города, а все-таки внешние средства для города, все эти годы отсутствовало четкое определение соразмерности объемов средств, выделяемых НЗБИ, с объемом работ, выполняемых им для города или с размером убытков НЗБИ, из-за того, что он вынужден в своей ценовой политике учитывать интересы города.

Все средства выделяются, конечно, строго по сметам, заранее просчитанным и согласованным, но все же это не одно и то же, если бы город оплачивал Бизнес-инкубатору из своих средств по конкретным договорам за конкретные услуги или за конкретный вид разработок.

Сейчас, по прошествии более 5-ти лет видятся другие схемы взаимоотношений и уже готовится обоюдное предложение по их изменению, а именно созданию Бизнес-центра на базе НЗБИ, где Администрация будет выглядеть уже как один из клиентов Бизнес-центра.

При этом Администрация не потеряет своего влияния на Бизнес-центр, но это позволит более четко разграничить услуги на требующие и не требующие финансовой поддержки муниципалитета.

В случае перехода на такую схему взаимоотношений возможно и сокращение объемов софинансирования и степени самих взаимоотношений.

Но все же общее понимание важности совместно проводимой работы по поддержке предпринимательства и развития города должны сохранить основы сотрудничества, а более четкое разделение функций по источникам финансирования будет способствовать быстрейшему переходу НЗБИ на самофинансирование.

Этому естественно уже в большей мере способствует и сама социально-экономическая обстановка в городе.

Как бы там ни было, уже проделанная работа и общее улучшение экономической ситуации в стране приносят реальные результаты. Потенциальных клиентов НЗБИ, которым требуется его услуги, а главное способных и готовых за них платить становится все больше.

В новых условиях появляется необходимость в новых видах услуг НЗБИ, в изменении приоритетов осуществляемых услуг, в изменении услуг, в изменении структуры НЗБИ и опять же во взаимоотношениях с органами власти и организациями – учредителями.

Состояние рынка


Таблица 7. Динамика экономических показателей г. Новошахтинска (1 пол. 2001 г. – 1 пол. 2002 г.)

№ п/п

Показатели

I полугодие

2002 г.

I полугодие 2001 г.

I полугодие 2002 г. к I полугодию 2001 г

1.

Общий объем выпуска продукции, работ, услуг по полному кругу предприятий, (млн. руб.)

871,5

451,5

193,0%

2.

Объем выпуска продукции, работ, услуг по крупным и средним предприятиям (млн. руб.)

755,2

393,0

192,2%


Удельный вес в общем объеме, (%)

86,7%

87,1%


3.

Объем выпуска продукции, работ, услуг по Малым предприятиям и предпринимателям, (млн. руб.)

116,2

58,5

198%


Удельный вес в общем объеме (%)

13,3%

12,9%


4.

Выпуск промышленной продукции, (млн. руб.)

650,4

301,9

215,4%


Удельный вес в общем объеме (%)

74,6%

66,9%


5.

Индекс физического объема по выпуску промышленной продукции

193,3%

100,1%

193%


Трудовые ресурсы:

Постоянное население города составляет – 117,8 тыс. человек

I. Занято в народном хозяйстве – 28,1 тыс. чел., в том числе:

1.     В материальном производстве – 14,9 тыс. человек, из них в промышленности – 11,2 тыс. чел.

2. В непроизводственной сфере занято – 9,7 тыс. человек, в том числе:

– жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание – 1,4 тыс. человек;

– образование – 3,3 тыс. чел. (из них 1317 чел. – педагоги);

– здравоохранение и спорт – 2,8 тыс. чел. (из них 255 чел. – врачи);

– культура – 0,4 тыс. чел.

– частные предприниматели – 3,5 тыс. человек.

II. Незанятое население города составляет – 89,7 тыс. человек, в том числе:

1.     Нетрудоспособное население – 53,8 тыс. человек, из них:

– дети и подростки (до 16 дет) – 17,5 тыс. человек;

– неработающие пенсионеры – 36,3 тыс. человек.

2.     Трудоспособное население – 35,9 тыс. человек, из них:

– школьники, учащиеся ПТУ, студенты – 3,4 тыс. чел.;

– желающие и готовые приступить к работе – 9,2 тыс. чел. (из них 0,5 тыс. чел. признаны безработными);

– незанятые в отраслях экономики города – 23,3 тыс. чел., т.е. это люди, работающие в личном хозяйстве или за пределами города и при благоприятных условиях могут быть задействованы в экономике города.


Земельные ресурсы:

Свободные земли под жилую застройку, из них:

69,8 га

-под многоэтажную застройку

54,8 га

-под низкоплотную застройку

9,5 га

-под коттеджную застройку

5,5 га

Земли, временно отданные под огороды горожан и подсобные хозяйства предприятий, использование которых возможно для растениеводства

593 га

Земли, закрепленные за сельхоз. Предприятиями и фермерами (возможно частичное использование по договору аренды для растениводства)

6 569 га

Свободные земли под промышленную застройку (3 промзоны)

149 га


Промышленные зоны:

1. Промзона №1 – в северо-западной части города прилегает с юга к промплощадке шахты «Западная-Капитальная», площадью – 25 га, в 750 метрах от Федеральной автодороги (Ростов-Харьков).

Имеются железнодорожные подъездные пути в 700 метрах от площадки.

Возможна газификация строящихся объектов.

2. Промзона №2 – в юго-западной части города в районе бывшей шахты им. Горького. Площадь участка – 24 га.

Расстояние до основных транспортных магистралей города 1500 метров.

Возможна газификация строящихся объектов.

3. Промзона №3 – юго-восточная часть города, в пос. им. Кирова площадью 100 га (возможна для размещения вредного производства) расстояние до жилья 2 км. Расстояние до Федеральной автодороги 3,5 км.

В перспективе возможна газификация строящихся объектов.

Экспертная оценка компонентов внутренней и внешней среды НЗБИ

В качестве экспертов для оценки компонентов внутренней и внешней среды были привлечены: Налесный А.И. (руководитель НЗБИ), Пиляев П.В. (руководитель Консалтингового центра), Щербаков А.И. (руководитель бизнес-парка), Седегов А.В. (консультант по вопросам организации и ведения бизнеса), Шопен Н.А. (руководитель учебного центра).

При оценке компетентности экспертов были учтены следующие факторы: специализация эксперта, стаж работы, опыт работы в данной области, научная классификация, широта кругозора

Экспертам были предложены специально разработанные анкеты, содержащие перечень оцениваемых компонентов. В процессе заполнения анкет были соблюдены необходимые требования: обеспечена взаимная независимость суждений экспертов, однозначное понимание экспертами оцениваемых компонентов.

По результатам анкетного опроса были получены средние оценкикомпонентов внутренней и внешней среды бизнес-инкубатора.




Таблица 8. Оценка компонентов внутренней среды НЗБИ


Таким образом, результаты анкетного опроса показали, что состояние внутренней среды бизнес-инкубатора оценивается как «хорошее», удовлетворяющее нормативной модели, не требует изменений.

К наиболее сильным сторонам внутренней среды можно отнести:

– результаты деятельности организации (качество, оказываемых услуг);

– трудовые ресурсы (высокая квалификация специалистов);

– организационная культура (богатый опыт работы с организациями, способствующими продвижению проектов и привлечению инвестиций);

– организационная структура (хорошо развита система использования инструментов PR).

Слабые стороны внутренней среды НЗБИ:

– отсутствие обычной электросвязи в районе размещения бизнес-парка;

– ограниченность учебного центра оборудованным помещением;

– отсутствие соразмерности объемов средств, выделяемых НЗБИ, с объемом работ, выполняемых им для города.


Таблица 9. Оценка компонентов внешней среды


Состояние внешней среды оценивается как «ненадежное», т.е. требуется наблюдение за ее динамикой. Количество угроз, создаваемых внешними факторами, значительно превышает количество возможностей.

Возможности:

– повышение спроса на консультационные услуги и услуги учебного центра;

– формирование устойчивого положительного мнения у населения города о деятельности НЗБИ.

Угрозы:

– неготовность потенциальных клиентов оплачивать рыночную стоимость услуг (слабая покупательная способность населения);

– низкий уровень компьютеризации малых и средних предприятий;

– «утечка молодых умов»;

– средства господдержки в ближайшем будущем перестанут поступать в город.


3.3 Рекомендации новых стратегий


Примененный для анализа среды метод SWOT-анализа является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями.

В результате построения матрицы SWOT – анализа (см. прил. 3) сформулированы основные проблемы и предпосылки развития НЗБИ, осуществлено обоснование рекомендаций по основным стратегическим направлениям развития бизнес-инкубатора.

Главной задачей для Бизнес-инкубатора на сегодняшний день является переход к самофинансированию. К основным препятствиям на этом пути относятся:

1. В сфере информационных и консультационных услуг, в бизнес-планировании

а) Неготовность потенциальных клиентов оплачивать рыночную стоимость услуг

Предоставление услуг по льготным тарифам, которые на порядок ниже рыночной стоимости, создало у потенциальных клиентов впечатление, что такое положение будет продолжаться всегда, никто из них не задумывался о реальной стоимости услуг. Резкий переход на увеличенные тарифы очень может оказаться весьма болезненным как для клиентов, так и для Бизнес-инкубатора.

Поэтому, необходим переходный период, в который стоимость услуг придётся повышать поэтапно, сначала до уровня окупаемости затрат, а затем до рыночной их стоимости. Также, будет необходимо временное разделение клиентов условно на тех, кто способен оплачивать полную стоимость услуг, и на тех, кто действительно нуждается в поддержке в виде льготных тарифов. Этот этап может продлиться около 6 месяцев.

б) Низкий уровень компьютеризации малых и средних предприятий города затрудняет распространение современных видов услуг.

Сотрудникам НЗБИ необходимо прилагать максимальные усилия, чтобы убедить возможных клиентов в необходимости тех или иных видов услуг, и ещё больше нужно усилий, чтобы убедить клиента потратить средства на приобретение компьютеров.

В целях развития новых видов услуг планируется приобретение переносного компьютера (ноутбука), позволяющего наглядно демонстрировать возможности и выгоды услуг с выездом на предприятия.

2. В сфере услуг бизнес-парка.

а) Из-за недостаточности средств у Бизнес-инкубатора для восстановления помещений бизнес-парка в полном объёме, большая часть помещений сдавалась и сдаётся в настоящее время в аренду с условием, что арендатор часть затрат по восстановлению помещений несёт сам, а затем предъявляет их Бизнес-инкубатору в счёт оплаты за аренду.

б) Отсутствие обычной электросвязи в районе размещения Бизнес-парка.

Для возможности предоставления таких видов услуг арендаторам бизнес-парка, как факсимильная связь, междугородние переговоры, электронная почта и поиск информации в Интернете, Бизнес-инкубатор вынужден был в своё время с участием проекта МЕРИТ (Тасис) установить радиотелефон с факсом и радиодоступ к Интернету со сравнительно высокими затратами, как первоначальных, так и постоянных эксплуатационных, что затрудняет их окупаемость за счёт клиентов, особенно, в первоначальный период, когда клиентов очень мало.

Бизнес-инкубатор вынужден предоставлять эти услуги по льготным тарифам. Необходимо усиленно пропагандировать эти услуги среди всех возможных клиентов этого района города, чтобы за счёт увеличения числа клиентов снизить фактическую стоимость единичной услуги каждому.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.