скачать рефераты

МЕНЮ


Разработка стратегии развития города Сибай Республики Башкортостан

Разработка стратегии развития города Сибай Республики Башкортостан













Курсовая работа

по дисциплине: «Стратегический менеджмент»

на тему: «Разработка стратегии развития города Сибай Республики Башкортостан»


Содержание


Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы разработки стратегии развития региона

1.1 Понятие, сущность и основные характеристики стратегии развития

1.2 Маркетинговый подход к разработке стратегии развития региона

1.3 Республика Башкортостан как объект стратегического анализа

Глава 2. Стратегический анализ и направления развития города Сибай Республики Башкортостан

2.1 Социально-экономическая характеристика г. Сибай

2.2 Стратегический анализ г.Сибай

2.3 Перспективы стратегического развития г. Сибай

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение


Города играют важную роль в социально-экономическом развитии страны. В них сосредоточена значительная часть промышленных предприятий, научных и проектно-конструкторских организаций, высших и средних учебных заведений, медицинских учреждений, инженерной инфраструктуры.

Современные города, особенно крупные, являются лидерами научно-технического прогресса, инициаторами изменений во всех сферах жизни общества: социальной, экономической, культурной, научной, политической и т.п. Таким образом, развитие городов во многом определяет эффективность преобразований, осуществляемых в стране, и влияет на развитие государства в целом, что определяет актуальность данного исследования.

Исходя из того, что экономика является базисом жизнедеятельности городов, главное внимание органов местного самоуправления было сосредоточено на становлении рыночных основ хозяйствования. Жесткие условия рыночной экономики не позволяют сконцентрировать внимание на социальной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, общественном транспорте и т.п.

Анализ состояния современных российских городов показывает, что значительная часть социальных, экономических, экологических и других проблем в городах России сохранилась и даже обострилась. В результате проводимых реформ возникли такие новые негативные экономические явления как инфляция, неплатежи, бартер, дефолт, а также социальные явления – безработица, беспризорность, наркомания, бродяжничество и т.п. Рост городских проблем явился причиной резкого уменьшения рождаемости и увеличения смертности, приведших к общей депопуляции городского населения.

Целью работы является выявление особенностей стратегического планирования и перспектив развития г. Сибай.

Исходя из поставленной цели, были решены следующие задачи:

выявить понятие, сущность и функции стратегического планирования;

определить маркетинг стратегического планирования региона;

исследовать особенности социально-экономического развития Республики Башкортостан и г. Сибай;

выявить особенности стратегического планирования в г. Сибай.

Методы исследования:

анализ научно-методической, учебной литературы;

анализ материалов периодической печати;

анализ стратегического планирования организации.

Структура работы состоит из ведения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Теоретико-методологические основы разработки стратегии развития региона


1.1 Понятие, сущность и основные характеристики стратегии развития региона


Стратегическое управление (СУ) представляет собой деятельность по разработке и реализации миссии, важнейших целей организации и способов их достижения, обеспечивающих ее развитие в неопределенной, нестабильной внешней среде путем изменения и самой организации, и ее внешней среды. Стратегическое управление – это непрерывный процесс выбора и реализации стратегий системы на основе прогноза внешней среды, распознавания проблем и гибких экспертных решений, направленных на создание и поддержание конкурентного преимущества организации.

Стратегия – это комплекс установок, правил принятия решений и способов перевода системы из старого (существующего) положения в новое (целевое) состояние, обеспечивающее эффективное выполнение ее предназначения (миссии). Стратегия занимает двойственное положение. С одной стороны, она является последним звеном в цепочке целевых ориентиров: миссия – видение – цели –стратегия (целевой аспект), а с другой – начальным звеном в цепочке способов достижения целей: стратегия – стратегический план – программа – проект (реализационный аспект). С точки зрения целевого аспекта, стратегическое управление социально-экономическим развитием региона – это деятельность по разработке и реализации миссии, важнейших целей и способов хозяйственного развития, роста уровня и качества жизни населения территориального образования путем прогрессивного изменения потенциала и структуры региона в соответствии с изменениями внешней среды. С точки зрения реализационного аспекта, стратегическое управление развитием региона – это деятельность по целенаправленному изменению условий воспроизводства экономических и социальных процессов жизнеобеспечения в регионе в соответствии с его миссией и целями в изменяющейся внешней среде.

Стратегия экономического развития региона – это система долговременных, наиболее важных целевых установок и мер в отношении уровня и качества жизни населения, производства и других отраслей народного хозяйства, формирующих валовой региональный продукт (ВРП) и его структуру, доходов и расходов, бюджета, налогов, инвестиций, цен и других элементов, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Сущность стратегического подхода к развитию региона заключается в следующем. Во-первых, регион рассматривается как организационная система, внешняя среда которой (национальная и зарубежная) становится не менее, а в ряде случаев более важной, чем внутренняя. Внешняя среда региона характеризуется неопределенностью и изменчивостью, неполнотой информации, таит угрозы и вызовы.

Во-вторых, чтобы выжить и развиваться в таких условиях, снизить неполноту информации, неопределенность и риски внешней среды, разрабатываются образ желаемого будущего (видение – vision, миссия, цели) региона и способы его достижения путем изменения региона и его окружения, т.е. стратегии. При этом цели соотносятся с ресурсами, возможностями, потенциалом региона.

В-третьих, поведение региона как организации направлено, главным образом, не на реагирование после случившегося, постфактум (устранение последствий, адаптацию к среде), а на предвидение, упреждающие действия. Поведение организации становится не только активным, но и проактивным.

В-четвертых, регион обеспечивает не просто экономический рост, а свое качественное изменение, т.е. социально-экономическое развитие.

Особенности стратегического управления регионом определяются его сущностными чертами, назначением, миссией в составе государства, определяемыми необходимостью выполнения социальной функции в широком смысле этого слова как организации социума, жизни сообщества людей на определенной части государства, территории.

Субъектно-функциональный подход к региону позволяет дифференцировать его функции и синтезировать следующее понятие: регион – это государственно-территориальное образование, имеющее административные границы (иногда и государственные границы для приграничных или эксклавных территорий) и органы управления, в котором обеспечиваются: качество и уровень жизни людей (населения); условия ведения и развития предпринимательства; использование, воспроизводство и обновление территориального потенциала (экономического, социального, природно-ресурсного, научно-технического, инновационного, культурного и других видов потенциала) в интересах живущего и будущего поколений в рамках единого национального пространства (Шеховцева, 2005).

Определение особенностей стратегического управления развитием региона основывается на исследовании его как системы и организации.

На базе системного подхода к региону можно выделить элементы региональной системы: – активные: население, бизнес-сообщество, органы управления; – пассивные: инфраструктура, институты, безопасность, экология. Первые элементы являются носителями целей региона, вторые – обеспечивают их выполнение.

Исследование взаимосвязей этих элементов позволяет установить, что в региональной системе осуществляется преимущественно косвенное (опосредованное) управление, т.е. воздействие на объект управления через среду его обитания, жизнедеятельности. Содержание и методы стратегического управления на уровне региона существенно отличаются от управления бизнес-системами. Управление последними называют бизнес-администрированием в связи с прямым воздействием на объект управления, предполагающим обязательное исполнение решений вышестоящего звена. Специфика государственного стратегического управления заключается в косвенном воздействии на независимые субъекты через их внешнее окружение (среду обитания).

Среда региона создает мотивацию и условия для развития населения и экономических субъектов и включает цели, стратегии, институты, инфраструктуру, факторы производства и другие элементы (Шеховцева, 2005). Она является средой развития и основным субъектом управления в региональной системе.

Организационный подход к региону дополняет и развивает системный подход, учитывает не только противоречивый характер целей его элементов, но и то, что в организационных системах управление осуществляется в трех формах: 1) как целевое воздействие; 2) как самоорганизация; 3) как организационный порядок.


1.2 Маркетинговый подход к разработке стратегии развития региона


В условиях возрастающей конкуренции территорий на рынках товаров, инвестиций, туризма и высококвалифицированной рабочей силы большую актуальность приобретает применение маркетингового подхода при продвижении товаров и услуг территории на внешние рынки. Маркетинговый подход предполагает [1, 5]:

анализ существующих и прогнозирование будущих потребностей представителей внешней среды и определение целевых рынков;

формирование “видения” оптимального будущего состояния территории, удовлетворяющего потребностям целевых рынков;

разработку целей развития для достижения оптимального состояния;

разработку стратегий развития территории, исходя из поставленных целей, а также специализированных маркетинговых стратегий, направленных на продвижение региона;

формирование механизма реализации каждой стратегии;

определение критериев оценки результатов реализации каждой стратегии.

В рамках данной работы мы рассмотрим понятие и виды маркетинговых стратегий территории и определим их место в общей стратегии развития региона.

Существуют различные подходы к определению общего понятия “стратегия”. В работе А.П. Панкрухина стратегия определяется как комплекс принципов деятельности организации и ее отношений с внешней и внутренней средой, перспективных целей организации, а также соответствующих решений по выбору инструментов достижения этих целей. Указывается, что стратегия проявляется в конкурентной позиции, структуре организации, ее системе ценностей, особенностях мотивации и т.д. [2, с.41-42]. В работе Г.М. Самостроенко [3, с.245] отмечается, что стратегия в широком смысле представляет собой синтез следующих определений, затрагивающих аспекты формирования и реализации стратегии:

план, ориентир или направления развития;

принцип поведения или модель поведения;

уникальная и ценная позиция на рынке;

перспектива или основной способ действия организации;

особые приемы и маневры для достижения цели.

Подчеркнем, что стратегия носит, как правило, долгосрочный характер, а процессы разработки, реализации оценки и при необходимости корректировки стратегии, должны происходить непрерывно. То, что является стратегией на текущем уровне управления, на вышестоящем уровне является средствами, а на нижестоящем – целью.

Переходя к определению стратегии маркетинга, кратко остановимся на стратегиях маркетинга коммерческих предприятий. А.П. Панкрухин указывает, что в маркетинге принято рассматривать те или иные стратегии в координатах “продукт-рынок” [4, с.159]. Соответственно, выделяются четыре вида стратегий маркетинга, связанных с поведением на рынке:

стратегия более глубокого проникновения на рынок (старый продукт - старый рынок);

стратегия развития продукта или расширения номенклатуры (новый продукт - старый рынок);

стратегия расширения границ рынка (новый рынок – старый продукт);

стратегия диверсификации (новый продукт – новый рынок).

Традиционно стратегии маркетинга предприятий были направлены на целевые рынки и продвижение на них соответствующих продуктов. Т.е. стратегии маркетинга вырабатывались в зависимости от продукта и целевого рынка (рис.1):

региональное развитие, маркетинг региона, стратегии маркетинга региона.



Со стратегиями маркетинга территории ситуация обстоит сложнее. Можно выделить два подхода к определению понятия, места и роли маркетинга территории. Первый подход исходит из “классического” определения маркетинга территории как процесса проектирования места, которое будет удовлетворять потребностям целевых рынков. Маркетинг достигает успеха, когда жителям нравятся их места, а ожидания туристов и инвесторов оправдываются. Продвижение территории также входит в задачи маркетинга, но занимает второстепенное положение. [5, с.161]. Разработанная на основе этого определения стратегия маркетинга, по сути, отождествляется со стратегией развития территории и включает в себя формирование видения, целей, направлений деятельности, механизм реализации и т.д. Верно и обратное: если стратегия развития разработана на основе маркетингового подхода, исходя из текущих и прогнозируемых потребностей внешней среды, она может трактоваться как маркетинговая стратегия развития. Однако на практике при определении стратегий маркетинга территории чаще всего используется второй подход. В рамках второго подхода стратегии маркетинга понимаются более узко: как способы продвижения на целевые рынки отдельных продуктов территории и самой территории [6, 7] (рис.2).



Таким образом, в рамках данного подхода стратегии маркетинга выступают двояко:

как средство реализации стратегии комплексного социально-экономического развития региона (стратегия маркетинга региона в целом);

как средство реализации “общих стратегий развития”, ориентированных на отдельные внешние целевые рынки региона. (“Общие стратегии развития” определены, в частности, в работе Ф. Котлера [5, c.290]).

Далее по каждой стратегии маркетинга следует определить один из вариантов действий (альтернативных стратегий поведения на рынке) [8]:

стратегия дифференциации – основана на осознании и наличии конкурентных преимуществ и уникальности территории, позволяющих захватить обширную часть рынка;

стратегия фокусирования – фокусирование на специфических целевых рынках, узких сегментах рынка, потребности которых может удовлетворить территория;

стратегия проникновения – проникновение имиджа территории на новый целевой рынок для продвижения уже разработанных товаров;

стратегия кооперации – планирование и осуществление совместных рекламных действий заинтересованными хозяйствующими субъектами региона при представлении общих интересов.

Далее каждая стратегия распадается на 4 традиционные “широкие стратегии маркетинга региона” [5, с.75] (в скобках – примечания автора настоящей работы – уточнение возможного наименования стратегий в зависимости от конкретного продукта и целевого рынка):

маркетинг имиджа (региона или продукта);

маркетинг достопримечательностей (ведущих предприятий);

маркетинг инфраструктуры;

маркетинг людей (в том числе, руководителей региона, руководителей ведущих предприятий, знаменитостей, проживающих в регионе, ученых и т.д.).

Таким образом, можно предложить следующую блок-схему стратегий маркетинга и их взаимосвязи со стратегиями развития региона (рис. 3):

 Далее по каждой широкой стратегии маркетинга для ее реализации определяются соответствующие методы и инструменты маркетинга.

Возможна и дальнейшая детализация стратегий. В частности, общую стратегию развития отраслей экономики целесообразно разделить на стратегии развития ведущих кластеров и стратегию развития прочих отраслей и малого бизнеса.


Рис. 3. Взаимосвязь маркетинга со стратегиями развития региона


Предложенный подход к определению видов, места и роли стратегий маркетинга в региональном развитии позволяет добиться строгой иерархии и целевой фокусировки стратегий маркетинга, а также выбора оптимальных направлений воздействия. Соответственно, по каждой стратегии маркетинга появляется возможность сформировать эффективный механизм реализации, закрепить финансовые ресурсы, определить ответственных исполнителей и критерии оценки результатов ее осуществления. При этом, еще раз подчеркнем, что все стратегии развития территории должны строиться на основе маркетингового подхода, исходя из текущих и прогнозируемых потребностей целевых рынков и должны обеспечивать “подстраивание” территории под будущие потребности. В противном случае может возникнуть ситуация, когда частным маркетинговым стратегиям, акцентированным на “продвижение” территории и ее продуктов, будет нечего предложить целевым рынкам.


1.3 Республика Башкортостан как объект стратегического анализа


Республика Башкортостан (РБ) – суверенная республика, субъект Российской федерации (РФ), функционирующая в едином политическом, экономическом (рыночном), правовом и социально-экологическом пространстве великой России. На основании федеральной (РФ) и республиканской (РБ) Конституций Башкортостан обладает комплексом полномочий, имеет для их реализации, закрепленные действующим законодательством права, обязанности и необходимые ресурсы, разрабатывает и исполняет свой консолидированный бюджет, несет в пределах собственных полномочий ответственность перед народами России и Башкортостана. Следовательно, в настоящее время имеются все необходимые объективные условия для Башкортостана, чтобы разрабатывать и проводить в жизнь самостоятельную социально-экономическую политику. Главной целью этой политики должно стать неуклонное наращивание уровня реальных доходов населения РБ. обеспечение безопасности жизни граждан республики и подъем их культуры на основе динамичного развития региональной экономики, расцвета всех социальных сфер и развития отраслей инфраструктуры.

Для реализации этих масштабных и исключительно сложных долгосрочных целей нужны эффективно действующие системы государственного управления и местного самоуправления, демократия и институты гражданского общества, укрепляющийся национальный капитал. При этом должно обеспечиваться взаимовыгодное социальное партнерство бизнеса, общества и государственных структур власти и управления. Ключевым звеном, на которое может и обязана опираться совокупность социальных групп и хозяйствующих субъектов РБ, как крупной социально-экономической реальности, призвана стать система государственного управления Башкортостаном, опирающаяся на новейшие управленческие технологии и высоко профессиональный аппарат.

Сегодня республика представляет собой один их высоко развитых индустриально-аграрных регионов России, обладающий в экономике рядом признанных всеми достижений. Имея территорию всего 144 тыс. кв. км, или 0,84% от территории России, а население – около 4,1 млн. человек, или 2,84% от числа жителей России, Башкортостан производит свыше трех процентов промышленной и до 4-х процентов сельскохозяйственной продукции РФ. Наша республика имеет надежную энергетическую базу, неплохую инфраструктуру (трубопроводы, линии связи и передачи энергии, автомобильные и железные дороги, банки и страховые организации), развитое жилищно-коммунальное хозяйство. Можно уверенно утверждать, что в Башкортостане сложился весьма неплохой структурно институциональный, научно-интеллектуальный, кадровый и финансовый стартовый потенциал для осуществления серьезного социально-экономического рывка. Который, как в наши дни признано большинством специалистов по макроэкономике и управлению, как раз и потребуется от России и от каждого из субъектов РФ, чтобы успешно развиваться в 21 веке.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.