скачать рефераты

МЕНЮ


Современное положение женщин на рынке труда

- разработка комплексной программы по развитию женского предпринимательства в России, включающей различные модели взаимодействия государственных, общественных и коммерческих структур, реализующих на практике идею социально ответственного бизнеса;

- разработка проекта закона о поддержке женского предпринимательства в Российской Федерации;

- создание единого информационного пространства для визуализации коммерческой и общественно значимой деятельности женщин-предпринимателей как в России, так и в других странах СНГ;

- создание фонда женского предпринимательства, который после окончания проекта будет осуществлять поддержку социально значимых проектов деловых женщин России по развитию негосударственных социальных услуг и мобилизации необходимых ресурсов.

Глава 2. Опыт разработки модели женского предпринимательства

2.1. Анализ опыта разработки моделей женского предпринимательства

В России существует дискриминация - долговременное неравенство статусов индивидов, которое проявляется,   в частности, в неодинаковом вознаграждении одинаково продуктивных групп; в   практике найма, оплате, повышении квалификации, продвижении по службе. Таким образом, права и возможности женщин как работников ограничиваются. Проблема заключается в том,  что социальные группы, имеющие меньше возможностей устроиться на работу,  будут наниматься за меньшие деньги, поэтому бизнес, стремящийся снизить  расходы на рабочую силу, будет воспроизводить такой способ эксплуатации. Хотя социально-психологические предубеждения о превосходстве отдельных групп  над другими и вносят вклад в практики дискриминации, причиной же  дискриминации выступают экономические факторы.

В России обсуждается законодательство о равных правах и возможностях женщин и  мужчин , что предусматривает, в том числе,  антидискриминационные меры в сфере труда.   Необходимо: 

- экономически поощрять мужчин к занятиям детьми и домашним  хозяйством;

- доносить до населения смысл законодательных изменений;

- работать над антидискриминационным законодательством; исключить  дискриминацию по признаку пола, ограничивая законами поведение работодателей с момента подачи объявления о вакансиях;

- создать механизм установления факта дискриминации и возмещения ущерба гражданам,  подвергнувшимся дискриминации;

- реализовывать программы поддержки женского предпринимательства, профессиональной подготовки и переподготовки женщин.

Половые стереотипы оказываются центральным организующим принципом в мире занятости. И хотя при этом трудно отделить фактор пола от возраста, класса, расы и  этничности, можно утверждать, что дискриминация по признаку пола в сфере  труда в мире распространена очень широко.

2) История вопроса

Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах древнего мира. В наши дни многие государственные и общественные деятели, ученые и в их числе социологи выступают против самого понятия «социальная дискриминация женщины». Его подменяют призывами к борьбе за их равноправие с мужчинами. Но это не одно и то же. Необходимой прелюдией к равноправию полов является преодоление всех форм ущемления прав и интересов женщин особенно в сфере труда. Сам термин «социальная дискриминация женщин и девочек» сейчас общепризнан.

При всем плюрализме взглядов на проблему дискриминации женщин нельзя забывать факт исторической значимости: именно Октябрьская революция в России (1917 г.) дала толчок к решению ключевого вопроса о равенстве женщины и мужчины во всех сферах жизни, в т.ч. в гражданских и юридических правах, в труде и образовании, в семье.

Но дискриминация «слабого пола» сохранялась и при советском режиме.

Что касается постсоветской России, то, несмотря на все разговоры о ее демократизации, проблема социальной дискриминации женщин приобрела особую, исключительную злободневность в связи с распадом социалистического общественного строя, сменой всего социально-экономического уклада и фактической ликвидацией социальных гарантий для семьи, детей, женщин.

Таким образом, для социального анализа проблемная ситуация заключена в глубоком противоречии, которое сложилось между формальным курсом на демократизацию российского общества, на претворение в жизнь конституционного принципа «равных прав и возможностей» полов, - с одной стороны, и фактической дискриминацией женщин в сфере труда и занятости, ущемлением их социальных прав в экономической жизни, - с другой. Слово и дело, положение «де-юре» и ситуация «де-факто», как это часто бывает в российской действительности, находятся в вопиющем противоречии друг к другу.

В настоящее время  в рекламе о найме на работу работодатель не всегда обоснованно выдвигает как основное требование "пол и возраст". Такие объявления являются действительно дискриминационными, но доказать это на практике чрезвычайно сложно.

Согласно ч.5, ст.1 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» от 18.07.95 № 108 - ФЗ: «настоящий Федеральный закон не распространяется на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности». За публикации о вакансиях редакция ответственности не несет, так как работодатель практически покупает место в газете, где размещает платную информацию. Таким образом, механизм ответственности за размещение данной информации не отработан и требует внесения поправок в действующее законодательство.

Дискриминацию при приеме на работу правильнее назвать скрытой, так как при отборе соискателей работодатель формально в качестве причины отказа указывает деловые качества, но в действительности отбор идет по половому или возрастному принципу. Таким образом, ст.3 Трудового кодекса РФ хотя и провозглашает запрещение дискриминации в сфере труда, но механизм реализации этого принципа отсутствует. Насколько серьезна эта проблема, мы видим из материала, предоставленного  Клубом деловых и профессионально активных женщин Санкт-Петербурга, который осуществляют проект «Защита прав женщин на рынке труда». При официальном признании равенства мужчин и женщин, в России усиливаются дискриминационные тенденции в отношении женщин. Женщины постепенно вытесняются из престижных областей деятельности, понижается их статус и роль в обществе.

Выше приведенные данные свидетельствуют о том, какой потенциал теряет наше общество. По данным Госкомстата России, средняя продолжительность поиска работы у женщин составляет 9,1 месяца. Уже на первых этапах поиска работы женщины сталкиваются с дискриминацией по полу.

Стало нормой при публикации объявлений в средствах массовой информации о приеме на работу работодателями и кадровыми агентствами указывать пол, возраст, семейное положение, внешние и физические данные и т. д. Незнание законных прав и способов защиты ведет к принятию женщинами дискриминации как нормы. Среди объявлений о вакансиях, которые печатаются от имени агентств по подбору персонала, открыто дискриминационных объявлений значительно меньше. Отсутствие этого фактора может быть хорошим индикатором высокого профессионального уровня агентства, указывая на то, что качество работы специалистов позволяет точно выполнить заказ по подбору персонала без нарушения законодательства.

Иногда говорят, что наличие дискриминационных объявлений в СМИ - это мелочь, не стоящая внимания. Но эта «мелочь» ежедневно воспроизводит миллионными тиражами устаревшие стереотипы, которые наносят вред одновременно и тем, кто ищет работу, и тем, кто ищет нужный персонал. К тому же "мелочь" является открытым нарушением Конституции РФ, статьи 3 Трудового кодекса (запрещение дискриминации в сфере труда), а также международных документов, подписанных Российской Федерацией. Такая открытая дискриминация должна быть ликвидирована. Даже беглый анализ газет, специализирующихся на публикации объявлений на рынке труда ("Вакансия", "Профессия", "Работа для вас", "Подбор персонала" и др.), свидетельствует об их некорректности, а точнее, практически в каждом объявлении присутствует дискриминация по признаку пола и возрасту. Работодатель при предоставлении рабочих мест, в качестве первых требований указывает пол и возраст, оставляя профессиональные качества на третьем месте. Судя по этим объявлениям, нашей стране не нужны женщины старше 35 лет. Зачастую работодатель не стесняется указывать, что на одну и ту же должность требуются мужчины и женщины и им предоставляется разная зарплата. Что подтверждают и статистические данные - женщины в нашей стране имеют зарплату на 30-50% меньше, чем мужчины.

В этой связи предусматривается разработка и реализация превентивных мер по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в частности женщин, что предполагает:

- внедрение эффективных механизмов профилирования безработных женщин. Необходимо развивать практику профилирования зарегистрированных безработных - деления их на половозрастные, социально-профессиональные группы, группы, различающиеся по степени активности и методам поисков работы;

- ориентацию политики содействия занятости (профориентацию, переподготовку, психологическую поддержку и другие) на каждую такую группу безработных женщин, закрепляя за группами специально подготовленных сотрудников службы занятости;

- реализацию принципа адресности в работе служб занятости, которая означает, в первую очередь, ориентацию государственной политики содействия занятости (в отличие от общеэкономической политики рынка труда) на слабо защищенные категории населения - женщин, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, что предусматривает:

- обеспечение возможности для наименее социально защищенных категорий женщин получения в полном объеме услуг, предоставляемых органами службы занятости, по повышению их конкурентоспособности на рынке труда. С этой целью необходима разработка и реализация специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучения, внедрение новых социально ориентированных технологий, внедрение современных форм обучения (таких как дистанционное и модульное), развитие специальной инфраструктуры органов службы занятости;

- развитие клубной работы по социально-трудовой адаптации безработных женщин, имеющих длительный перерыв в работе или отсутствие опыта работы;

- развитие различных форм семейного бизнеса;

- создание экономических и социальных условий для ликвидации факторов, обуславливающих элементы дискриминации на рынке труда по половому признаку.

Таблица 1.

Занятость женщин


2003

2004

2005

2006


1

2

3

4

1

Занятое население - всего,
тыс. чел.

63082

64465

64664

65766

2

в т.ч. занято женщин - всего,
тыс. чел.

30244

31091

31229

32151

3

в % ко всему занятому населению

47,9

48,2

48,3

48,9

4

из них в возрасте: до 30 лет

6511

6924

7014

7307

5

от 31 до 55 лет

20832

21769

21949

22295

6

Уровень занятости - всего, %

57,2

58,4

58,6

59,6

7

в т.ч. женщин, %

52,2

53,7

53,8

55,4

Таблица 2.

Безработица среди женщин


2003

2004

2005

2006


1

2

3

4

1

Безработных - всего, тыс. чел.

9094

6999

6303

6153

2

в т.ч. женщин - всего, тыс. чел.

4293

3219

2893

2831

3

в % к общему числу безработных (стр.2/1х100)


47,2


46,0


45,9


46,0

4

Из стр.2: до 30 лет, тыс. чел.

1513

1169

1097

1151

5

в % к общему числу безработных женщин

35,2

36,3

37,9

40,7

6

Из стр.2: от 30 до 55 лет, тыс. чел.

2507

1865

1653

1549

7

в % к общему числу безработных женщин


58,4


57,9


57,1


54,7

8

Уровень безработицы - всего, в %

12,6

9,8

8,9

8,6

9

Уровень безработицы женщин - всего, в %

12,4


9,4


8,5


8,1

10

В том числе в возрасте: до 30 лет

18,9

14,4

13,5

13,6

11

от 30 до 55 лет

10,7

7,9

7,0

6,5

Примечание: По данным обследований рабочей силы, проведенных Госкомстатом России на последнюю неделю ноября 2006 г.

 

Таблица 3.

Численность безработных женщин по продолжительности поиска работы в 2005-2006 гг.  
2005 г., тыс. человек

.

Всего

Из них ищут работу, месяцев

Среднее время поиска работы, месяцев

.

.

Менее 1

от 1

до 3

от 3

до 6

от 6

до 9

от 9

до 12

12 и более

.

Безработные - всего

6303

771

1187

883

537

600

2326

8,2

в т.ч. женщины

2893

305

446

423

254

295

1171

8,8

в т.ч. мужчины

3411

466

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.