скачать рефераты

МЕНЮ


Современное положение женщин на рынке труда

741

461

283

305

1155

7,8

 

2006г., тыс. человек

.

Всего

Из них ищут работу, месяцев

Среднее время поиска работы, месяцев

.

.

менее 1

от 1

до 3

от 3

до 6

от 6

до 9

от 9

до 12

12 и более

.

Безработные - всего

6153

605

1061

927

612

564

2386

8,6

в т.ч. женщины

2831

255

431

437

295

260

1153

8,9

в т.ч. мужчины

3322

350

630

490

316

303

1233

8,3

 

 

 

Таблица 4.

Регистрируемая безработица среди женщин

На конец года

1999

2000

2001

2002*


1

2

3

4

1

Безработных - всего, чел.

1263412

1036972

1123

1499749

2

в т.ч. женщин - всего, чел.

880284

714755

763213

1012560

3

в % к общему числу безработных (стр.2/1х100)

69,7

68,9

68,0

67,5

4

Из них: до 30 лет, чел.

292406

238425

254049

333658

5

в % к общему числу безработных женщин

33,2

33,4

33,3

33,0

6

от 30 до 55 лет, чел.

587878

476330

509164

678902

7

в % к общему числу безработных женщин

66,7

66,6

66,7

67,0

8

Уровень безработицы - всего, в %

1,7

1,4

1,6

2,1

9

Уровень безработицы женщин - всего, в %

2,5

2,1

2,2

2,9

10

в том числе : до 30 лет

3,6

2,9

3,1

3,9

11

от 30 до 55 лет

2,5

2,0

2,1

2,8

* информация с Чеченской Республикой

Основной целью социальной адаптации  на рынке труда является обучение безработных граждан навыкам активного, самостоятельного поиска работы в целях минимизации сроков поиска работы, преодоления последствий длительной безработицы и возвращения мотивации к трудовой деятельности. Реализация мероприятий по социальной адаптации осуществляется преимущественно в рамках программ «Клуб ищущих работу» и «Новый старт» в рамках программ работы Центров занятости населения.


Участники данных программ обучаются принципам и технологии поиска работы, самопрезентации, навыкам делового общения, методам собеседования с работодателями и  кадровыми службами.

Преимущественное право участия в программах предоставляется длительно не работающим безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы. При проведении занятий используются программы, ориентированные на запросы разных категорий  безработных граждан: молодежи, женщин, военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил,  и членов их семей, инвалидов и др. 

В течение 2006 года органами службы занятости населения Российской Федерации было заключено 3,7 тыс. договоров с предприятиями и организациями на проведение мероприятий по социальной адаптации на рынке труда, в рамках которых 158,4 тыс. безработных граждан получили данный вид услуг.

Наибольшая численность безработных  граждан, охваченных  этими услугами, отмечается в Свердловской области (19,3 тыс. человек), в Республике Татарстан (9,4 тыс. человек), Краснодарский край (7,7 тыс. человек), Челябинская область (6,0 тыс. человек) и др.




Диаграмма 1. Наибольшая численность безработных граждан, охваченных услугами социальной адаптации по РФ за 2006 г., тыс. чел.

 

В постсоветских условиях многие женщины испытывают трудности интеграции в новую экономическую систему. Малое предпринимательство могло бы стать способом социальной адаптации для многих из них.  

Между тем, сегодня доля участия женщин в частном бизнесе остаётся крайне низкой: 0,6 процента женщин против 6,2 процента мужчин, то есть в десять раз меньше. В первую очередь это связано с крайне низкой самооценкой женщин. По данным ФОМС, доля мужчин, считающих себя способными стать «новыми русскими», составила 24%, а доля женщин почти в два раза меньше. Примерно половина российских предпринимательниц выкупили предприятия у государства, лишь 27% начали дело «с нуля».

Во властных структурах, где в большинстве работают мужчины, до сих пор продолжают доминировать устаревшие представления о женщинах только как о жёнах и матерях, но не как о лидерах, способных поставить на ноги предприятие: малое, среднее или крупное. По уровню гендерного развития Россия занимает 53-е место в мире. Поэтому «наши» женщины должны консолидировать свои усилия, чтобы отстоять свои интересы на уровне государственных структур и переломить существующее в обществе «недоверие к женщине-предпринимательнице».

Так, в Москве о дискриминации говорят около 40 процентов женщин, а в регионах - 45 процентов. Между тем, в Европе женщина-бизнесмен - традиционная фигура. В США почти половина малого бизнеса принадлежит женщинам. В 2006 году в общемировом масштабе женщины владели третью всех предприятий, в семьях с двумя работающими четверть женщин зарабатывает больше мужчин.

Исследователи отмечают, что женщины вообще лучше управляют коллективом, в кризисных ситуациях они принимают более верные решения. Они склонны к созданию хорошего микроклимата в коллективе, менее расположены брать и давать взятки, заниматься рэкетом. К тому же женщины более тщательно прорабатывают бизнес-планы, более рачительно тратят средства, затрачивают меньше усилий на ту же самую работу, чем мужчины. 

Среди женщин-предпринимателей преобладают женщины с высшим и средним специальным образованием, высококвалифицированные специалисты среднего и зрелого возраста (группа потенциального риска по безработице).

Московская область по своему геополитическому и интеллекту­альному потенциалу, развитию инфраструктуры занимает особое ме­сто среди субъектов Российской Федерации. Расположена на площа­ди 46 тыс.кв.км. Численность постоянного населения 6,5 млн.человек, в т.ч. 3,5 млн. женщин (54%), плотность населения 142 чел. на кв.км. В ее составе 74 города, 111 поселков городского типа, множество сель­ских поселений. Около 80% составляет городское и 20% сельское на­селение.

В 2000 году трудовой деятельностью было занято около 2,4 млн.человек, что составляет 85% экономически активного населения. Численность работающих женщин составляет 52% от численности за­нятых. Согласно экспертным оценкам, на начало 2001 года более 280 тыс.человек или 7,8% от экономически активного населения не имели занятия или активно его искали и в соответствии с методологией МОТ классифицировались как безработные.

Распространено упрощенное представление о женском предпринимательстве, ограничивающее эту сферу деятельности мелкорозничной торговлей, различными видами рукоделия и т.п. В то же время в России активно развиваются женские инициативы в области современных информационных технологий, образования, формирования новых видов социальных услуг. Это предпринимательство современного типа - требующее высокой квалификации, ориентированное на рынок социальных, информационных, образовательных и других услуг. Оно создает новые высококвалифицированные рабочие места для женщин, помогает решать многие социальные проблемы семьи и общества, пробуждает инициативу и выступает в роли своеобразного «инкубатора идей» для развития рынка в целом.

Женское предпринимательство страдает от тех же проблем, что и малый бизнес России в целом. Вместе с тем, у женского предпринимательства есть и специфические проблемы:

• низкий статус женщин в политике, обществе и культуре и связанные с этим ограниченные возможности;

• неравный доступ к кредитным и финансовым ресурсам.

Во многих странах (Франция, США, Юго-Восточная Азия) эти специфические проблемы решаются за счет государственной поддержки женского предпринимательства, что обеспечивает не только рост занятости, но и развитие современного высокотехнологического производства. 

Во многих регионах России для решения проблем женского предпринимательства создаются социально-деловые центры поддержки женщин и семьи.

Центр социальной поддержки женщин и семьи в городе Иванове открыт в 1994 году с целью профессиональной переподготовки безработных женщин, создания для них новых рабочих мест и повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда. За период работы Центр обучил 250 женщин, из которых до 90%, в зависимости от специальности, получили работу или оформили патент на трудовую деятельность. В связи с сокращением средств на обучение по линии службы занятости, в текущем году ГКРП России за счет средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства выделил Центру 210млн.рублей для обучения женщин специальностям в сфере бытового обслуживания населения.

Социально-деловой центр в г.Шлиссельбург Ленинградской облает, осуществляет социально-психологическую реабилитацию жителей города, особенно женщин, исследует их возможности участия в малом предпринимательстве в качестве организаторов, лидеров или исполнителей и дает рекомендации по организации своего дела или участию в работе малых предприятий. Центр разработал и реализует программу занятости безработных женщин. В 1997 году ею будет охвачено более 600 женщин.

Расширяется сеть, бизнес-инкубаторов в регионах.

Специальный проект создания бизнес-инкубаторов для женщин-предпринимателей предложен Краснодарским институтом международного бизнеса. Реализация проекта начинает осуществляться в текущем году.

Во многих городах (Москве, Иванове и др.) проводятся межрегиональные ярмарки, отражающие женское творчество и способствующие включению женщин в предпринимательскую деятельность, развитию российских традиционных промыслов и ремесел, насыщению рынка отечественными конкурентоспособными товарами и услугами.

В региональные программы развития и поддержки малого предпринимательства внесены подпрограммы переподготовки женщин в Республиках Бурятия, Чувашия, Калмыкия, Адыгея, Краснодарском крае. Магаданской, Волгоградской, Ульяновской, Смоленской, Ивановской, Нижегородской областях, Коми-Пермяцком АО и Еврейской автономной области и других, которые предусматривают также меры по повышению занятости женщин, в частности, по льготному кредитованию малых предприятий, организации выставок по пропаганде выпускаемой ими продукции, налоговым льготам и др.

В региональную программу государственной поддержки малого предпринимательства в Новгородской облает включен проект программы "Женщины Новгорода - деловой старт!", разработанный Общественным региональным движением "Новгородский женский парламент". Его цель - реальная помощь новгородским женщинам в формировании активного экономического мировоззрения, получение ими доступа к обучению основам малого предпринимательства, оказание финансовой поддержки в решении вопросов малого предпринимательства путем самозанятости. Проект предусматривает обучение различным специальностям, что позволит обеспечить занятость около 400 женщин.

Расширяются рамки женской предпринимательской инициативы и за пределы Российской Федерации. Создается немало совместных предприятий, возглавляемых женщинами в сфере оказания туристических услуг, в организации проведения международных конкурсов сотрудничества в области малого предпринимательства, выставок, ярмарок, смотров, благотворительных акций.

Женщины-предприниматели участвуют в международных симпозиумах и конференциях.

В феврале 1997 года при участии ГКРП России состоялся первый международный форум делового партнерства малого предпринимательства государств-участников СНГ - "СНГ-Партенариат", в котором приняли активное участие женщины-предприниматели. В основном женщины-предприниматели представляли продукцию текстильной, швейной и трикотажной отраслей промышленности.

В апреле 1997 года ГКРП России совместно с представителями Центра делового сотрудничества принял участие в международной конференции "Женское предпринимательство в малом и среднем бизнесе - главная сила в инновациях и получении работы", проводившейся под эгидой Организации экономического сотрудничества и развитая. Рекомендации конференции используются ГКРП России и общественными объединениями предпринимателей при подготовке мероприятий по подожке малого бизнеса.

В марте 1997 года ГКРП России оказал содействие спортивному обществу "Спартак" и принял участие в культурно-спортивном мероприятии "Деловая женщина". В соревнованиях по лыжам, плаванию, волейболу приняли участие 200 представительниц малого бизнеса из разных регионов России.

ГКРП России считает, что положительную роль в поддержке малого женского предпринимательства могут и должны сыграть уже существующие женские организации:

центры социальной поддержки женщин и семьи, социально-предпринимательские центры, центры надомного труда, клубы ищущих работу и др., но работающих не "на себя", а реально помогающих женщинам приспособиться к новым условиям. В настоящее время ГКРП России вырабатывает необходимые приемы работы с этими организациями.

Выполняя решение Комиссии Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам от 21.02.97., ГКРП России и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства осуществляют поддержку Ивановской областной программы развития женских социальных технологий, которой охвачены пятнадцать наиболее социально значимых малых предприятий и их общественных объединений, использующих эти технологии.

Сумма финансовой поддержки вместе со средствами областного бюджета составляет 3,285 млрд. рублей, в том числе Федерального фонда поддержки малого предпринимательства - 2,0 млрд. рублей. Использование этих средств позволит обучил? более 200 человек умению организовать свое дело или выполнять работу по новой специальности, расширить сферу услуг, художественных промыслов, производство различных швейных изделий, создать 470 новых рабочих мест для женщин.

Женские предпринимательские инициативы смогут внести значительный вклад в реализацию новых приоритетов социально-экономического развития, в частности, при проведение жилищно-коммунальной реформы и реформы управления городским хозяйством. Для этого сейчас необходимы специальные образовательные программы для женщин, которые сориентируют их на разработку бизнес-проектов по введению новых экологически чистых и экономичных технологий водоснабжения, отопления, уборки мусора, сохранения и ремонта жилого фонда. 

Женское предпринимательство - бизнес, который возглавляется женщинами. Массовый выход женщин в предпринимательство в ХХ веке называют тихой революцией. В условиях постиндустриального общества для женского предпринимательства складываются особые предпосылки - происходит переход от производства товаров к производству услуг, и женщина в такой ситуации особо востребована обществом. Находят применение благоприятные социально-психологические качества женщин: умение моделировать новые идеи в нестандартных условиях, способность вызывать доверие, интуиция и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.