скачать рефераты

МЕНЮ


Способы и методы управления конфликтной ситуацией на фирме

На предприятии созданы службы: производственно-техническая, технического контроля и безопасности движения. Службы укомплектованы квалифицированными специалистами. Средний разряд слесарей по ремонту подвижного состава равен 4,3.

Качество технического обслуживания и ремонта обеспечивается квалифицированными специалистами отдела технического контроля, работающими круглосуточно. Отдел имеет отдельную смотровую канаву для контроля состояния транспортных средств и укомплектован всем требуемым контрольно-диагностическим оборудованием.

Производственная база включает здания и сооружения для проведения ЕО, мойки, ТО-1, ТО-2 и текущего ремонта подвижного состава, участки: аккумуляторный, по ремонту электрооборудования, агрегатный, механический, моторный, топливный, обойный, шиномонтажный, оснащенные всем необходимым оборудованием, инструментом и приспособлениями. На предприятии имеются склады: центральный, для хранения новых запасных частей и материалов, и промежуточный, для хранения оборотно-ремонтного фонда. В помещении зоны ТО-1 имеется склад ГСМ, оснащенный системой автоматизированной выдачи масла. Профилакторий автобусов площадью 3000 м2 имеет 5 ремонтных канав и площадку для ремонта автобусов с напольным электромеханическим подъемником. В главном производственном корпусе площадью 1600 м2 имеются две ремонтные канавы, длиной 25 метров каждая. Все производственные помещения отапливаются, имеют освещение и вентиляцию.

Достижение целей организаций, предполагает совместную работу сотрудников данной организации, которые нуждаются в координации этого взаимодействия установление определенного внутреннего порядка. Этот порядок проявляется в форме организационной структуры.

В ОАО «РАТА» используется бюрократическая структура управления, а точнее такая ее разновидность, как линейно-функциональная система управления.

Линейно-функциональная структура управления, состоит из:

- линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу;

- специализированных обслуживающих функциональных подразделений.

Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.

Функциональные службы доводят свои решения до исполнителей либо через высшего руководителя, либо (в пределах специальных полномочий) прямо.

Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства; готовят варианты решения вопросов, связанных с руководством процессом производства; освобождают линейных руководителей от планирования, финансовых расчетов, материально-технического обеспечения производства и т. д.

Линейно-функциональная структура управления обладает целым рядом преимуществ: быстрое осуществление действий по распоряжениям и указаниям, отдающимся вышестоящими руководителями нижестоящим, рациональное сочетание линейных и функциональных взаимосвязей; стабильность полномочий и ответственности за персоналом. единство и четкость распорядительства; оперативное принятие и выполнение решений;

Но также линейно-функциональная структура имеет и ряд недостатков: дублирование функций руководителя и функциональных специалистов в процессе управленческой деятельности; медленное принятие решений; нежелание руководителей брать на себя ответственность за принимаемые решения; возникновение внутрипроизводственных барьеров, ограничивающих рамки заинтересованности функциональных подразделений в эффективном развитии производства; разногласия между линейными и функциональными службами; противодействие линейных менеджеров работе функциональных специалистов; неправильное толкование информации, передаваемой линейным исполнителям функциональными менеджерами. [5, 126]

Таким образом, отмечаемые недостатки лежат не в плоскости конкретной линейной организационной структуры управления, а в плоскости организации работ компании, и могут быть устранены заменой части бюрократических элементов.

Структуру ОАО «РАТА» можно представить в виде схемы (см. приложение 1).

 


2.2 Анализ количественно-качественного состава рабочих кадров ОАО «РАТА»


Проведём анализ количественного и качественного состава рабочих кадров на ОАО «РАТА» и дадим оценку их соответствия потребностям предприятия.

Изучение структурных сдвигов в составе персонала позволяет выявить основные тенденции в качественном изменении кадров (табл.2).


Таблица.2

Структура персонала ОАО «РАТА» на 2007-2009 г., человек

Категория занятых

2007

2008

2009

2009 г. в % к 2007 г.

Водители автобусов

68

68

66

97

Бригада грузовых ТО

5

4

4

80

Бригада легковых

2

2

1

50

Кондуктора

58

55

53

91,4

Кассиры

6

5

6

100

Контролеры СБ

10

10

11

110

Ремонтники

32

30

28

87,5

Подсобники

26

23

23

88,5

Итого рабочие

207

197

192

92,7

ИТР

41

41

39

95,1

ИТОГО

248

238

231

93,1


Из данных табл.2 видно, что численность персонала в 2009 году по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 17 человек или на 6,9 %. В том числе численность рабочих уменьшилась на 15 человек или на 7,3 %. Это свидетельствует о сокращении рабочих мест и, следовательно, о снижении производительности труда.

Более наглядна структура персонала ОАО «РАТА» на конец 2009 года представлена на рис.6.


Рис. 6. Структура персонала ОАО «РАТА» на конец 2009 года


Квалифицированный уровень рабочих кадров во многом зависит от их возраста, образования и опыта работы. Поэтому в процессе количественного анализа состава рабочих кадров рассмотрим изменение в составе рабочих кадров по возрасту, образованию и опыту. Представим возрастную структуру ОАО «РАТА» путём группировки (табл.3).


Таблица.3

Возрастная структура рабочих кадров ОАО «РАТА» 2007-2009 г.г.

(в % к общей численности)

Возраст, лет

2007 г.

2008 г.

2009 г.

20-29

11,9

11,4

10,6

30-39

35,2

36,5

36,4

40-49

36,1

36,6

37,8

50-54

10,8

9,5

9,4

55 и старше

6,0

6,0

5,8


Из данных табл.3 видно, что на предприятии наибольшая процентная доля приходится в возрасте от 40 до 49 лет, и она продолжает увеличиваться за счёт сокращения доли группы 20-29 и 50-55 летних рабочих кадров. Также значительно увеличивается доля группы 30-39 летних рабочих.

В дальнейшем это может положительно сказаться на эффективности работы предприятия, так как 40-49 летние рабочие – это люди с высокой степенью квалификации и с продолжительным стажем и опытом работы. Но с другой стороны, чем больше молодых кадров на предприятии, тем больше новых идей и предложений.

Изобразим возрастную структуру рабочей силы ОАО «РАТА» на конец 2009 года на рисунке 7.


Рис. 7. Возрастная структура пнрсонала ОАО «РАТА» на конец 2009 г.


Теперь проанализируем состав рабочей силы предприятия по опыту работы (см. рис. 8).

Рис. 8. Характеристика персонала ОАО «РАТА» по опыту работы


На рисунке 8 видно, что большинство сотрудников (46%) имеют опыт работы более 10 лет, 26% сотрудников имеют опыт работы от 5 до 10 лет, 20% сотрудников – менее 5 лет. И только 8% не имеют опыта вообще. Это говорит о высокой квалификации персонала на предприятии, и в то же время наглядно подтверждает отсутствие обновления кадрового состава.

Существует взаимосвязь образования и текучести рабочих кадров. Наблюдается тенденция сокращения размеров текучести с повышением образовательного ценза. По мере роста уровня общего образования изменяются мотивы текучести рабочих кадров.

Для характеристики движения рабочей силы рассчитаем и анализируем динамику следующих показателей [13, 297]:

- коэффициент оборота по приёму ():



2007 год: 14/253=0,05

2008 год: 15/241=0,06

2009 год: 18/234=0,08

- коэффициент оборота по выбытию():



2007 год: 24/253=0,09

2008 год: 21/241=0,09

2009 год: 25/234=0,11

Характеристика движения рабочих кадров по коэффициентам оборота не раскрывает причин выбытия. Поэтому движение рабочей силы следует анализировать ещё и с точки зрения текучести, которая характеризует уровень организации труда и быта рабочих кадров предприятия. Она характеризуется коэффициентом текучести():


[23, 142]


2007 год: 22/253=0,087

2008 год: 21/241=0,087

2009 год: 24/234=0,103


Таблица.4

Анализ движения рабочих кадров на ОАО «РАТА» за 2007 – 2009 г.г.

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2009 г.

в %

к 2007 г.

1

Состояло по списку на начало года

258

244

238

92,2

2

Принято

14

15

18

128,6

3

Выбыло

24

21

25

104,2


В том числе:






3.1. неинтересная работа

4

2

2

50


3.2. переезд на другое предприятие

1

0

1

100


3.3. неудовлетворительная заработная плата

7

8

9

128,6


3.4. нарушение трудовой дисциплины

10

11

12

120


3.5. по сокращению штатов

2

0

1

50

4

Состояние по списку на конец года

248

238

231

93,1

5

Среднесписочная численность рабочих кадров

253

241

234

92,5

6

Коэффициент оборота по приёму

0,05

0,06

0,08

7

Коэффициент оборота по выбытию

0,09

0,09

0,11

8

Коэффициент текучести


0,087

0,087

0,103


Коэффициент текучести кадров в ОАО «РАТА» невысок (10,3%), но, как видно из таблицы, с каждым годом этот показатель увеличивается (по сравнению с 2007 годом он изменился на 1,6%). Это может плохо сказаться на дальнейшей деятельности предприятия.

 

2.3 Анализ причин возникновения организационных конфликтов в ОАО «РАТА»


Для выявления причин организационных конфликтов в данном отделе было проведено анкетирование сотрудников (см. приложение 2), в котором приняло участие 85 человек. [17, 175]

Частота возникновения конфликтных ситуаций в организации представлена на рисунке 9.


Рис. 9. Динамика трудовых споров в ОАО «РАТА»


Таким образом, согласно проведенному анкетированию, мы видим, что 15 человек (18% работников) указали, что конфликтные ситуации возникают очень часто, 41 человек (48%) – часто, 22 человека (26%) отметили, что конфликтные ситуации достаточно редки, и 7 человек (8%) утверждают, что столкновения очень редко возникаю в процессе работы.

Делаем вывод, что конфликтные ситуации между работниками предприятия возникают достаточно часто.

По итогам анкетирования мы выяснили, что в ОАО «РАТА»:

-  75% подчеркнули наличие противоречий интересов работников, их функций в трудовой деятельности;

-  68% сотрудников отметили неэффективность организации трудовой деятельности;

-  25% сотрудников недовольны условиями труда;

-  8% опрошенных недовольны нынешним руководителем.

Данные анкетирования представим в виде рисунка (см. рис.10).

Рис. 10. Результаты анкетирования

Таким образом, мы видим, что большинство сотрудников (75%) считают главной причиной организационных конфликтов противоречие интересов работников, их функций в трудовой деятельности. И 68% отметили неэффективность организации трудовой деятельности.

Это могут быть конфликты между начальниками отделов и заместителями генерального директора. Данные конфликты появляются часто из–за недостатка времени у начальников на выполнение возложенной на них работы. Этот конфликт разрешается распределением работы между всеми начальниками отделов. Но чаще на предприятии возникают конфликты между отделом эксплуатации и техническим отделом. Это вызвано тем, что технический отдел не может оперативно выполнять свою работу, так как большинство деталей (например, для починки автобусов) поставляется из г. Москва, и часто их нет в резерве. А отделу эксплуатации срочно необходим исправный автотранспорт. Между группами или личностью и группой конфликты возникают, как правило, редко, поскольку обычно внутри коллектива царит полное взаимопонимание.

Таким образом, на основе конфликта, связанного с неэффективной организацией труда персонала, возникает совсем другое противоречие: сталкиваются интересы работников, и их функций в трудовой деятельности.

25% опрошенных недовольны условиями труда:

-  устаревшее оборудование;

-  неудовлетворительное состояние рабочих мест;

-  возможность травматизма в процессе работы.

8% опрошенных работников недовольны руководителем. Причинами этого могут быть:

-                   личные амбиции работника;

-                   недовольство заработной платой;

-                   недовольство стилем руководства.

Проведем анализ документов организации за три последних года. Для начала рассмотрим заработную плату сотрудников. Представим резульаты анализа в виде таблицы 5.


Таблица 5

Средняя заработная плата сотрудников (тыс. руб.).

Сотрудники

2007

2008

2009

Водители автобусов

6,8

7,0

7,2

Кондуктора

5,9

6,4

7,6

Кассиры

6,2

7,1

7,8

Ремонтники

8,3

9,1

9,7

Подсобники

6,3

7,8

8,8

Контролеры СБ

9,6

9,9

10,2

Инженерно-технические работники

13,4

14,2

15,6

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.