скачать рефераты

МЕНЮ


Стратегическое планирование муниципального образования

Стратегическое планирование муниципального образования

 

ИНСТИТУТ ………….

 












ДИПЛОМНАЯ РАБОТА


На тему: Стратегическое планирование муниципального образования (на примере МО «Город .... и .... район») 





Студент  ___                         _____________

                      (ф.и.о)                                                               (подпись)


Руководитель _____________                       _____________

                                        (ф.и.о.)                                                   (подпись)


Рецензент ________________                       _____________

                                        (ф.и.о.)                                                   (подпись)


Консультант _____________                         _____________

                                        (ф.и.о.)                                                   (подпись)




                                                       Допустить к защите

                                                      Научный руководитель  


                                                      _____________________

                                                      «____» ________ 2006 г.                                                         


…… 2006

                СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

    3

1. Стратегическое планирование как функция     менеджмента.

1.1 Понятие "стратегия" и сущность стратегического планирования



    7

1.2. Содержание стратегического плана развития города.

    15

1.3. Стратегический план – механизм ответственной власти.

    26

2. Стратегическое планирование в муниципальном     образовании «Город .... и .... район»


2.1. Характеристика муниципального образования «Город .... и .... район»

    39

2.2 Система стратегического планирования в муниципальном     образовании «Город .... и .... район»

    46

3. Направления совершенствования процесса стратегического планирования в муниципальном образовании «Город .... и .... район»

3.1. Недостатки и направления совершенствования стратегического   планирования.




   54

3.2. Стратегические направления реформирования и развития жилищно-комунального комплекса муниципального образования.

   60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   66

Список литературы

   71



В в е д е н и е


          Актуальность работы обусловлена тем, что переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Это  проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования.

          Более полный учет территориальных факторов хозяйствования чрезвычайно важен для нашей страны, обладающей громадной территорией, для которой характерны глубокие региональные и местные различия. Они проявляются в природно-климатических и национально-исторических особенностях, в достигнутом уровне социально- экономического развития, в профильности и специализации территории и т.п. Без научного обоснованного учета этих различий, без формирования научно-методических основ территориального самоуправления, без проведения активной региональной и местной социально-экономической политики существенные успехи на пути продвижения реформ и создания эффективной хозяйственной системы по проекту невозможны.

          Поэтому особое значение в настоящее время имеет создание правовой и социально-экономической базы устойчивого функционирования и динамического развития территории. Заметной вехой в решении данной задачи является инициирование процесса возрождения местного самоуправления в России, утраченного в период коммунистического правления.

          Правовой базой развития данного процесса  послужил федеральный закон "Об основных принципах местного самоуправления в Российской Федерации", принятой в 1995 году. В соответствие с ним в составе регионов выделяются муниципальные образования, в которых формируются местные органы власти, обладающие правом решения всех вопросов местного значения.

Выделенные территории имеют право формирования собственного бюджета и практически полные права для проведения местной социально-экономической политики. Но принятие данного закона явилось лишь отправной точкой становления местного самоуправления, так как после этого потребовалась разработка

соответствующих законов и положений на уровне регионов, проведение выборов в местные органы власти и, что самое главное формирование экономической базы местного самоуправления, без чего территориальная самостоятельность остается пустой формальностью.

          В свою очередь, для становления экономической основы самоуправления и проведения активной местной политики необходимо формирование эффективной системы планового регулирования развития территории, основу которой составляет муниципальное планирование. Муниципальные планы определяют важнейшие цели, задачи и ориентиры развития территории, а также механизмы их достижения и реализации.

          Как показывает опыт большинства развитых стран в Европе, Америке, Азии, их достижения в развитии экономики и решении социальных проблем во многом обусловлены успехами территориального развития, достигнутыми на основе устойчивых традиций регионального и местного самоуправления.[1]

Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования.

Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо было решение следующих задач:

1.     Изучение теоретических основ стратегического планирования.

2.     анализ и определения теоретического целеполагания или миссий в административной экономике.

3.     Разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне.

Объект исследования – стратегическое планирование в муниципальном     образовании "Город… ".

Предмет исследования – показатели социально-экономического развития  в муниципальном     образовании "Город …район".

В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, ………..кой области, муниципального образования «Город .... и .... район», монографии и  статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов.

Данная дипломная работа состоит из трех основных разделов.

Первый посвящен рассмотрению теории и методам стратегического планирования.

Второй – вопросам стратегического планирования на примере развития муниципального образования "Город …".

Третий – основным направлениям совершенствования процесса стратегического планирования в муниципальном образовании "Город …и ….. район".

Методы исследования. В дипломной работе были использованы следующие методы: теоретический метод; метод анализа документов и нормативно-правовых актов; экспертная оценка; метод факторного анализа.

1.Стратегическое планирование как функция     менеджмента.

1.1 Понятие "стратегия" и сущность стратегического планирования

Стратегия – это наука и искусство принятия важнейших управленческих решений. Термин стратегия был известен еще в древности и применялся для управления войсками.

          Именно стратегия позволила Александру Македонскому завоевать мир.

          В настоящее время ХХI век дает уже другое определение стратегии, как искусство руководства стратегическим управлением, представляя собой …………., где основные элементы стратегии: цели, пути их достижения и механизм реализации, стоящие перед любой организацией и сферой государственного или муниципального управления.

          Основными видами управления служат  инновационный и персональный менеджмент, …………………является стратегический  менеджмент (стратегическое управление).

          Стратегическое планирование – это важнейший вид управленческого процесса в социально-экономической сфере, когда активно происходит формирование рыночных и конкурентных отношений.[2]

          Суть стратегического планирования состоит в определении приоритетной сферы хозяйственной деятельности с учетом факторов внешней среды и имеющихся ресурсов.

В процессе стратегического управления необходимо ответить на важнейшие вопросы ………. обосновать способ организации выбранного дела, включая источники и механизмы привлечения ресурсов, применяемые технологии, технические средства и т.д.

          …

Целеполагание начинается с обоснования и выбора наиболее общей цели, выражающей предназначение управленческой системы.

          В литературе она называется по разному: политика фирмы, философия организации, миссия в административной экономике определение миссии ………………. территории и организации определяло государство с помощью мощного управленческого аппарата.

При переходе к рыночной экономике миссию необходимо определять на всех уровнях управления, включая региональный и муниципальный.

          От обоснования и формулировки миссии во многом зависит успех организации на рынке. Все фирмы, добившиеся успеха, удачно определяли свою миссию (например, Мак Дональде, Майкрософт, Кодак и другие). Но есть многочисленные примеры и неудачных стратегических установок, особенно в России. Применительно к муниципальному управлению миссия должна быть ориентирована на социальные установки, а также обязательно включать в себя экономические аспекты функционирования предприятий и организаций города.

          Схема процесса стратегического управления.

                                                                                                Рисунок 1.







 
 

 



 

 


 

 

 


……

          По мнению тех же авторов, существует два типа стратегии: прямая (или целенаправленная); косвенная (или стратегия последовательного внедрения). Для фирмы или организации применяющей прямую стратегию, она является планом или программой, устанавливающей цели и пути их достижения как способ воплощения мысли.

          В учреждениях этого типа управленцы сочетают различные подходы к формулировке стратегии.

          Косвенная стратегия, напротив,  является "способом реагирования на внешнее воздействия".

          В большей или меньшей степени каждая фирма или организация применяет стратегию приспособления к внешнему влиянию.

 

          Сущность стратегического планирования развития города.

          В  системе управления социально-экономическими процессами особую значимость имеет функция планирования.

          Разрабатываемые планы и программы развития страны и территорий являются важнейшими …………… представляет собой деятельность по определению целей и задач управленческого процесса и разработку мер по их достижению.

          Важность и актуальность данной функции определяется следующими обстоятельствами:

-       во-первых, именно с .. работы во многом зависит качество управленческих решений и их результативность;

-       в-третьих, плановые решения обеспечивают взаимосвязь всех функций управленческого процесса, так как управление и сводится к разработке и реализации плановых решений.

…. – громадная территория страны, отдельные регионы которой значительно отличаются друг от друга по природно-климатическим и социально-экономическим факторам, по уровню и качеству жизни населения. Но преобладающим подходом к управлению народным хозяйством оставался ведомственно - отраслевой. И поэтому длительное время государственное планирование реализовывалось лишь в отраслевом аспекте. Это было связано с тем, что именно ведомственно – отраслевое планирование в наибольшей степени отвечало духу административного управления.

          …..

          Значительным этапом на пути развития территориальных форм управления стало образование региональных совнархозов на рубеже 50-60-х гг.[3]

          На уровне страны сохранялись лишь несколько важнейших министерств, которые …………….. была невелика.

          Совнархозы занимались текущими вопросами, а стратегические задачи оставались нерешенными.

          В результате усилились экономические диспропорции, возникли кризисные явления в экономике страны.

-            После ликвидации совнархозов и возвращения к ведомственно-отраслевому управлению и планированию в 60-е годы проблемы территориального планирования возникли вновь. ….

-       В-третьих, комплексные территориальные планы ориентировались на приказные, …………… в территориальных планах. Более того, эти плановые документы фактически выпадали из сложившейся системы пятилетних и текущих ведомственно-отраслевых планов.

          Данный анализ и анализ мирового опыта территориального управления убедительно подтверждает, что разумное сочетание централизованного планового управления и рыночных механизмов саморегулирования не только возможно, но и даже необходимо.

….

балансовых расчетов, современных методов принятия управленческих решений.

          В связи с этими обстоятельствами закономерным явилось принятие Федерального закона "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического ………………, до сих пор существенных перемен в организации планирования на региональном и муниципальном уровнях не произошло. Обусловлено это следующими причинами.

          …..окументов (концепции и комплексной программы развития), определении важнейших целей, задач и приоритетов, в стратегическом выборе наилучших направлений развития города, обосновании первоочередных и стратегических мероприятий и формировании механизма реализации принимаемых плановых решений.

         

1.2 Содержание стратегического плана развития города.

          Содержание системы планового регулирования во многом зависит от  особенностей объекта планирования. В крупных городах её состав может существенно видоизменяться при условии сохранения важнейших параметров ……………, имеющих уникальный исторический и архитектурный характер, эти особенности могут привести к изменениям в ….

Принципиальная схема планового регулирования

                   развития города

                                                                                                Рисунок 2


         


         







 



-       Отличие стратегического плана города РФ от аналогичных документов для западных городов состоит в необходимости учета особенностей ….сочетание долгосрочного видения и конкретности первоочередных действий;

-       непрерывность работы, что выражается в организации мориторинга и ежегодных ……….. внешних и внутренних факторов развития;

-       наличие специальных органов стратегического планирования, экспертный совет, рабочие группы;

-       ….

Основные цели и задачи на среднесрочную

перспективу.

          Главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу являются формирование такой  ……………… повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство, постоянную модернизацию производственного аппарата, укрепление

Конкурентоспособности и безопасности страны. Для этого должны быть решены ряд крупных социальных, макроэкономических, структурно-инвестиционных, институционных, финансовых и других задач.

….

          Для этого необходимо изменение пропорций между первичными и конечными секторами экономики, обеспечивающее ускоренное формирование накоплений в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, создание условий, при которых конечные отрасли имели бы возможность привлечения заемных средств, а энергосырьевой сектор, располагающий в настоящее время "избыточными" финансовыми ресурсами, имел бы мощные стимулы для инвестирования в российскую  экономику.

          Важным фактором повышения общей эффективности экономики будет устранение диспропорций в системе относительных цен, снижение энергоемкости производства, сокращение косвенного субсидирования хозяйствующих субъектов государственными и муниципальными органами власти.

          Учитывая ограниченность ресурсов, которые государство сможет направлять на цели структурной политики, выбор приоритетов имеет первоочередное значение.

……..производственно-технического аппарата. Необходимо расширение внутренних финансовых источников инвестиций, прежде всего, за счет роста доходов и накоплений реального сектора и привлечения сбережений населения, а также создание …………….. секторах экономики, т.е. создание условий для повышения инвестиционной активности в секторах, производящих конечную продукцию.

          Четвертая задача – формирование институционной среды, которая бы стимулировала экономический рост на основе притока капитала в реальный сектор экономики, в том числе за счет существенного роста капитализации российского фондового рынка.

          Необходимо внедрение действенных механизмов защиты прав собственности, развитие ………….. распространение лучшей практики корпоративного управления (в том числе в государственном секторе), повышение роли малого и среднего предпринимательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.