|
||||||||||||||||||||||||||||||||
В в е д е н и е Актуальность работы обусловлена тем, что переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования. Более полный учет территориальных факторов хозяйствования чрезвычайно важен для нашей страны, обладающей громадной территорией, для которой характерны глубокие региональные и местные различия. Они проявляются в природно-климатических и национально-исторических особенностях, в достигнутом уровне социально- экономического развития, в профильности и специализации территории и т.п. Без научного обоснованного учета этих различий, без формирования научно-методических основ территориального самоуправления, без проведения активной региональной и местной социально-экономической политики существенные успехи на пути продвижения реформ и создания эффективной хозяйственной системы по проекту невозможны. Поэтому особое значение в настоящее время имеет создание правовой и социально-экономической базы устойчивого функционирования и динамического развития территории. Заметной вехой в решении данной задачи является инициирование процесса возрождения местного самоуправления в России, утраченного в период коммунистического правления. Правовой базой развития данного процесса послужил федеральный закон "Об основных принципах местного самоуправления в Российской Федерации", принятой в 1995 году. В соответствие с ним в составе регионов выделяются муниципальные образования, в которых формируются местные органы власти, обладающие правом решения всех вопросов местного значения. Выделенные территории имеют право формирования собственного бюджета и практически полные права для проведения местной социально-экономической политики. Но принятие данного закона явилось лишь отправной точкой становления местного самоуправления, так как после этого потребовалась разработка соответствующих законов и положений на уровне регионов, проведение выборов в местные органы власти и, что самое главное формирование экономической базы местного самоуправления, без чего территориальная самостоятельность остается пустой формальностью. В свою очередь, для становления экономической основы самоуправления и проведения активной местной политики необходимо формирование эффективной системы планового регулирования развития территории, основу которой составляет муниципальное планирование. Муниципальные планы определяют важнейшие цели, задачи и ориентиры развития территории, а также механизмы их достижения и реализации. Как показывает опыт большинства развитых стран в Европе, Америке, Азии, их достижения в развитии экономики и решении социальных проблем во многом обусловлены успехами территориального развития, достигнутыми на основе устойчивых традиций регионального и местного самоуправления.[1] Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования. Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо было решение следующих задач: 1. Изучение теоретических основ стратегического планирования. 2. анализ и определения теоретического целеполагания или миссий в административной экономике. 3. Разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне. Объект исследования – стратегическое планирование в муниципальном образовании "Город… ". Предмет исследования – показатели социально-экономического развития в муниципальном образовании "Город …район". В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, ………..кой области, муниципального образования «Город .... и .... район», монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов. Данная дипломная работа состоит из трех основных разделов. Первый посвящен рассмотрению теории и методам стратегического планирования. Второй – вопросам стратегического планирования на примере развития муниципального образования "Город …". Третий – основным направлениям совершенствования процесса стратегического планирования в муниципальном образовании "Город …и ….. район". Методы исследования. В дипломной работе были использованы следующие методы: теоретический метод; метод анализа документов и нормативно-правовых актов; экспертная оценка; метод факторного анализа. 1.Стратегическое планирование как функция менеджмента. 1.1 Понятие "стратегия" и сущность стратегического планирования Стратегия – это наука и искусство принятия важнейших управленческих решений. Термин стратегия был известен еще в древности и применялся для управления войсками. Именно стратегия позволила Александру Македонскому завоевать мир. В настоящее время ХХI век дает уже другое определение стратегии, как искусство руководства стратегическим управлением, представляя собой …………., где основные элементы стратегии: цели, пути их достижения и механизм реализации, стоящие перед любой организацией и сферой государственного или муниципального управления. Основными видами управления служат инновационный и персональный менеджмент, …………………является стратегический менеджмент (стратегическое управление). Стратегическое планирование – это важнейший вид управленческого процесса в социально-экономической сфере, когда активно происходит формирование рыночных и конкурентных отношений.[2] Суть стратегического планирования состоит в определении приоритетной сферы хозяйственной деятельности с учетом факторов внешней среды и имеющихся ресурсов. В процессе стратегического управления необходимо ответить на важнейшие вопросы ………. обосновать способ организации выбранного дела, включая источники и механизмы привлечения ресурсов, применяемые технологии, технические средства и т.д. … Целеполагание начинается с обоснования и выбора наиболее общей цели, выражающей предназначение управленческой системы. В литературе она называется по разному: политика фирмы, философия организации, миссия в административной экономике определение миссии ………………. территории и организации определяло государство с помощью мощного управленческого аппарата. При переходе к рыночной экономике миссию необходимо определять на всех уровнях управления, включая региональный и муниципальный. От обоснования и формулировки миссии во многом зависит успех организации на рынке. Все фирмы, добившиеся успеха, удачно определяли свою миссию (например, Мак Дональде, Майкрософт, Кодак и другие). Но есть многочисленные примеры и неудачных стратегических установок, особенно в России. Применительно к муниципальному управлению миссия должна быть ориентирована на социальные установки, а также обязательно включать в себя экономические аспекты функционирования предприятий и организаций города. Схема процесса стратегического управления. Рисунок 1.
…… По мнению тех же авторов, существует два типа стратегии: прямая (или целенаправленная); косвенная (или стратегия последовательного внедрения). Для фирмы или организации применяющей прямую стратегию, она является планом или программой, устанавливающей цели и пути их достижения как способ воплощения мысли. В учреждениях этого типа управленцы сочетают различные подходы к формулировке стратегии. Косвенная стратегия, напротив, является "способом реагирования на внешнее воздействия". В большей или меньшей степени каждая фирма или организация применяет стратегию приспособления к внешнему влиянию.
Сущность стратегического планирования развития города. В системе управления социально-экономическими процессами особую значимость имеет функция планирования. Разрабатываемые планы и программы развития страны и территорий являются важнейшими …………… представляет собой деятельность по определению целей и задач управленческого процесса и разработку мер по их достижению. Важность и актуальность данной функции определяется следующими обстоятельствами: - во-первых, именно с .. работы во многом зависит качество управленческих решений и их результативность; - в-третьих, плановые решения обеспечивают взаимосвязь всех функций управленческого процесса, так как управление и сводится к разработке и реализации плановых решений. …. – громадная территория страны, отдельные регионы которой значительно отличаются друг от друга по природно-климатическим и социально-экономическим факторам, по уровню и качеству жизни населения. Но преобладающим подходом к управлению народным хозяйством оставался ведомственно - отраслевой. И поэтому длительное время государственное планирование реализовывалось лишь в отраслевом аспекте. Это было связано с тем, что именно ведомственно – отраслевое планирование в наибольшей степени отвечало духу административного управления. ….. Значительным этапом на пути развития территориальных форм управления стало образование региональных совнархозов на рубеже 50-60-х гг.[3] На уровне страны сохранялись лишь несколько важнейших министерств, которые …………….. была невелика. Совнархозы занимались текущими вопросами, а стратегические задачи оставались нерешенными. В результате усилились экономические диспропорции, возникли кризисные явления в экономике страны. - После ликвидации совнархозов и возвращения к ведомственно-отраслевому управлению и планированию в 60-е годы проблемы территориального планирования возникли вновь. …. - В-третьих, комплексные территориальные планы ориентировались на приказные, …………… в территориальных планах. Более того, эти плановые документы фактически выпадали из сложившейся системы пятилетних и текущих ведомственно-отраслевых планов. Данный анализ и анализ мирового опыта территориального управления убедительно подтверждает, что разумное сочетание централизованного планового управления и рыночных механизмов саморегулирования не только возможно, но и даже необходимо. …. балансовых расчетов, современных методов принятия управленческих решений. В связи с этими обстоятельствами закономерным явилось принятие Федерального закона "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического ………………, до сих пор существенных перемен в организации планирования на региональном и муниципальном уровнях не произошло. Обусловлено это следующими причинами. …..окументов (концепции и комплексной программы развития), определении важнейших целей, задач и приоритетов, в стратегическом выборе наилучших направлений развития города, обосновании первоочередных и стратегических мероприятий и формировании механизма реализации принимаемых плановых решений.
1.2 Содержание стратегического плана развития города. Содержание системы планового регулирования во многом зависит от особенностей объекта планирования. В крупных городах её состав может существенно видоизменяться при условии сохранения важнейших параметров ……………, имеющих уникальный исторический и архитектурный характер, эти особенности могут привести к изменениям в …. Принципиальная схема планового регулирования развития города Рисунок 2
- Отличие стратегического плана города РФ от аналогичных документов для западных городов состоит в необходимости учета особенностей ….сочетание долгосрочного видения и конкретности первоочередных действий; - непрерывность работы, что выражается в организации мориторинга и ежегодных ……….. внешних и внутренних факторов развития; - наличие специальных органов стратегического планирования, экспертный совет, рабочие группы; - …. Основные цели и задачи на среднесрочную перспективу. Главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу являются формирование такой ……………… повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство, постоянную модернизацию производственного аппарата, укрепление Конкурентоспособности и безопасности страны. Для этого должны быть решены ряд крупных социальных, макроэкономических, структурно-инвестиционных, институционных, финансовых и других задач. …. Для этого необходимо изменение пропорций между первичными и конечными секторами экономики, обеспечивающее ускоренное формирование накоплений в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, создание условий, при которых конечные отрасли имели бы возможность привлечения заемных средств, а энергосырьевой сектор, располагающий в настоящее время "избыточными" финансовыми ресурсами, имел бы мощные стимулы для инвестирования в российскую экономику. Важным фактором повышения общей эффективности экономики будет устранение диспропорций в системе относительных цен, снижение энергоемкости производства, сокращение косвенного субсидирования хозяйствующих субъектов государственными и муниципальными органами власти. Учитывая ограниченность ресурсов, которые государство сможет направлять на цели структурной политики, выбор приоритетов имеет первоочередное значение. ……..производственно-технического аппарата. Необходимо расширение внутренних финансовых источников инвестиций, прежде всего, за счет роста доходов и накоплений реального сектора и привлечения сбережений населения, а также создание …………….. секторах экономики, т.е. создание условий для повышения инвестиционной активности в секторах, производящих конечную продукцию. Четвертая задача – формирование институционной среды, которая бы стимулировала экономический рост на основе притока капитала в реальный сектор экономики, в том числе за счет существенного роста капитализации российского фондового рынка. Необходимо внедрение действенных механизмов защиты прав собственности, развитие ………….. распространение лучшей практики корпоративного управления (в том числе в государственном секторе), повышение роли малого и среднего предпринимательства. |
|
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.