Управленческое консультирование: менеджмент-консалтинг
Управленческое консультирование: менеджмент-консалтинг
«Управленческое консультирование: менеджмент-консалтинг»
Оглавление
Введение........................................................................................................... 3
Глава 1.Управленческое консультирование:
понятие и принципы ................ 5
1.1.
Управленческое консультирование, как вид консультационной деятельности 5
1.2.
Научные принципы и современные модели консультирования............. 11
1.3.
Качество консультационных услуг: научно-методический подход....... 18
Глава 2. Характеристики состояния
Российского консалтинга.................... 21
2.1.
Основные виды консультационных организаций, существующих на современном этапе ........................................................................................................................ 21
2.2.
отраслевой спрос на консалнинг............................................................. 26
2.3.
Карта российского консалтинга на начало второго тысячалетия.......... 32
2.4.
Рейтинги консультационных компаний.................................................. 35
2.5.
Обзор выставки «Управление 2001»....................................................... 45
Глава 3. современные Проблемы и
инновации в консалтинге...................... 47
3.1.
Проблемы управленческого консалтинга............................................... 47
3.2.
Консалтинговая компания «Метод», как современное консультационное предприятие........................................................................................................................ 53
3.3.
Развитие концептуальных подходов к процессу консультирования...... 67
3.4.
Сертификация в консалтинге................................................................... 74
Заключение..................................................................................................... 87
Литература...................................................................................................... 89
научный паспорт
……………………………………………………………….92
Слово
«консалтинг» отсутствует в экономических словарях и словарях иностранных слов,
изданных в нашей стране в прошлое десятилетие. Такого понятия просто не было.
Те, кто в России рискнули заниматься консалтингом на профессиональной основе,
были первопроходцами. Буквальный перевод этого слова с английского языка
означает «оказание помощи», «советование», и даже «лечение». Таким образом, тот,
кто называет себя консультантом, является помощником, а также заинтересованным
попутчиком лидеров на пути непрерывной работы по усовершенствованию их
предприятий и организаций.
Рынок
консалтинговых услуг емкий и разносторонний, и было бы неправильно говорить,
что он окончательно сформировался. Растущая сложность и увеличивающийся темп
общих экономических изменений, условий ведения бизнеса порождают специфические
проблемы, при решении которых все чаще и чаще российские предприниматели
испытывают необходимость в помощи консультантов.
Цель
исследования данной работы очень актуальна, так как специфика управленческого
консультирования находится на неизученном до конца этапе. Информация не
систематизирована, небольшое количество информации, недостаток упорядоченной
научно – методической литературы.
В работе
необходимо раскрыть понятия управленческого консультирования как вида
консультационной деятельности, основные понятия консалтинга, научные принципы и
модели консультирования.
Задача
данного исследования состоит в том, чтобы рассмотреть основные,
методологические подходы к её изучению на теоретическом, концептуальном и
методическом уровне. Также следует систематизировать статистические данные, и
исследовать вид деятельности конкретной консультационной фирмы.
Глава 1.
Управленческое консультирование: понятие и принципы.
1. 1. Управленческое консультирование, как вид
консультационной деятельности
Деловые услуги –
новая отрасль знаний, формируемая с началом развития рынка и рыночных услуг.
Они создают необходимые условия для обслуживания различных сфер народного
хозяйства и способствуют формированию и тесному взаимодействию всех элементов
инфрастуктуры. Деловые услуги представляют собой вид деятельности, осуществляющий
макро- и микроэкономическое регулирование и поддержание оптимальных пропорций
экономики. Спрос на деловые услуги появляется по мере развития различных сфер
экономики в том или ином государстве.
Основные функции
деловых услуг следующие:
-
формирование компонентов системы управления: цели,
функций, кадры, структура, информация, техника, решения;
-
осуществление текущего обслуживания процессов
управления;
-
оказание услуг по управленческому консультированию
и внедрению управленческих нововведений.
Роль деловых услуг
в социально-экономическом развитии определяется тем, что эффективное управление
создает основы для роста экономического благосостояния и социальной
удовлетворенности населения.
Виды и содержание деловых
услуг
Основные
направления деятельности в сфере деловых услуг, сложившиеся несколько
десятилетий назад и активно развивающихся в настоящее время, следующие:
1)
Аудит – независимая проверка финансовой
(бухгалтерской) отчетности клиента с целью установления ее достоверности и
соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству и т. д.
2)
Бухгалтерское обслуживание – ведение,
восстановление и постановка бухгалтерского учета; выработка учетной политики;
составление учетной документации и анализ финансового состояния; консультирование
по вопросам ведения бухучета и т. д.
3)
Юридическое обслуживание – проверка соответствия
внутренних документов требованиям законодательства, подготовка договоров,
ведение претензионной работы; консультации по правовым вопросам, возникающим в ходе
деятельности клиента.
4)
Управленческое консультирование – предоставление
независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и
оценку проблем, возможностей.
5)
Деловая информация – это предоставление
юридической, экономической, технической и другой информации по заказу клиента;
публикация справочников, пособий, предоставление информации в электронном виде
и т.д.
6)
Реклама и отношения с общественностью – это
создание в общественном сознании положительного и специфического образа
(имиджа) фирмы или товара: объявления, интервью, презентации, конференции,
выставки и т. д.
7)
Тренинг – передача знаний и опыта: курсы,
конференции, семинары, направленные на повышение квалификации управленческой
команды.
9)
Рекрутмент – подбор и оценка управленческих кадров,
планирование их карьеры, анализ рынка труда и трудоустройство, кадровое
консультирование.
10)
Информационные технологии – разработка и
использование компьютерных программ, создание баз знаний, консультирование по
внедрению и эксплуатации информационных технологий.
11)
Инвестиционное обслуживание – консультирование в
сфере рынка ценных бумаг, по вопросам общего и финансового управления.
Понятие консультационной
деятельности
Исходя из того, что
консультация – это совет, определенная рекомендация, сложилось понимание
оказания деловых услуг именно как формирование чисто деловых услуг и
консультационных. Консультационные услуги – часть деловых услуг, а
управленческое консультирование выступает как один из видов консультационных
услуг. В качестве обобщенного определения можно принять следующее:
консультирование – деятельность, осуществляемая профессиональными
консультантами и направленная на обслуживание потребностей деятельности
коммерческих и некоммерческих организаций (независимо от размера, отраслевой
принадлежности, организационно-правовой формы), физических лиц в консультациях,
обучении, исследовательских работах по проблемам функционирования и развития
организаций.
Консультированию,
как виду деятельности, присущи следующие черты:
·
перечень клиентных организаций не имеет
ограничений;
·
основные функции консультирования как виды
деятельности – консультации, обучение, исследования;
·
консультант – это профессия, учитывающая
наработанные практикой критерии его профессионализма;
·
осуществляться консультирование может в двух
формах: в режиме "вопрос-ответ" как разовые, они непродолжительны по
времени из-за отсутствия необходимости диагностических исследований;
·
в режиме консультационных проектов, если необходим
анализ для проведения целенаправленных изменений в клиентной организации.
Управленческое
консультирование как один из видов консультационной деятельности.
Имеется множество
подходов к определению того, как применить консультирование к управлению,
наиболее часто используются два подхода. Первый подход – широкий
фундаментальный взгляд на консультирование, когда под процессом управленческого
консультирования понимается любая форма оказания помощи в отношении содержания,
процесса или структуры задачи. Второй подход рассматривает консультирование как
особую профессиональную службу, работающую по контракту и оказывающую услуги
организациям с помощью специально подготовленных лиц. Два подхода дополняют
друг друга, и можно управленческое консультирование рассматривать либо как
профессиональную службу, либо как метод обеспечения практических советов и
помощи. Управленческое консультирование – это предоставление независимых
советов и помощи по вопросам управления, включая оценку и определение проблем,
формулировку рекомендаций и помощь в их реализации1.
Характерные черты
управленческого консультирования следующие:
-
профессиональная помощь
руководящим работникам. Человек становится консультантом по вопросам
управления, когда накапливает навыки для решения проблем, сталкиваясь со
множеством различных ситуаций и действует как связующее звено между теорией и
практикой управления.
-
совещательная служба,
ибо задача управленческого консультирования – дать правильный совет нужному
лицу в нужное время, а клиенты должны уметь принять совет и реализовать его.
-
консультирование – это
независимая служба: финансовая, административная, политическая, эмоциональная;
никто не может влиять на консультанта по управлению, используя свою власть.
Однако консультирование не есть панацея от всех бед, может сложиться ситуация,
когда требуется сложная, длительная и систематическая работа всего коллектива
организации.
Консультационные услуги –
особенности и виды
Продуктом
консультационной деятельности является услуга, оказываемая клиенту. Услуга, как
и любой другой продукт, имеет свой жизненный цикл, в котором выделяются этапы:
исследований, разработки, апробации, выхода на рынок, роста, зрелости,
насыщения, спада. Исходя из этого, появляются услуги с различной перспективой,
им дают название шутливое. Одни услуги относятся к звездным (информационные
технологии, финансовое управление, организационное развитие, реструктуризация);
к диким кошкам или трудным детям (стратегическое планирование, логистика и т.
д.); дойным коровам (оценочная деятельность, маркетинг, налогообложение и др.);
к собакам (расшивка платежей). У услуг разные расходы на освоение, разные темпы
осуществления. Покупая услугу, клиент должен знать и учитывать ее особенности,
ибо ценность их сразу оценить невозможно:
а) любую услугу
клиент может получить впрок, т. е. сегодня получить, а воспользоваться в
будущем: многовариантные стратегии, прогнозы и т. д.;
б) особенностью
консультационной услуги является ее относительно низкая капиталоёмкость, даже с
учетом внедрения информационных технологий;
в) качественные
параметры услуг продолжают улучшаться, формироваться и после реализации
проекта.
Виды консультационных услуг
Жизненный цикл
услуг имеет и временное измерение: одни услуги устаревают, другие появляются.
Классификация услуг необходима для идентификации новых, для выбора видов услуг
клиентной организацией. В Европейском справочнике – указателе консультационных
услуг, выделяются их 84 вида, объединенных в 8 групп: общее управление,
администрирование, финансовое управление, менеджмент персонала, маркетинг,
производство, информационные технологии, специализированные услуги.
Наиболее
распространенные виды консалтинговых услуг в России в настоящее время:
-
услуги в области
стратегического планирования и организационного развития;
-
услуги в области
финансового управления;
-
налоговый консалтинг;
-
консалтинг в области
управления персоналом;
-
консалтинг в области
производства товаров и услуг;
-
консалтинг в области
маркетинга;
-
информационные
технологии – управленческий консалтинг;
-
информационные
технологии – системная интеграция;
-
юридический консалтинг;
-
оценочная деятельность.
Принципы организации отношений
между клиентом и консультантом
Процесс
консультирования включает двух партнеров, консультанта и клиента, значит между
ними надо выстроить эффективные взаимоотношения. Что они предусматривают:
а) совместную
формулировку проблемы
б) согласование
того, что надо достичь и как измерять достигнутое
в) участие сторон
в выполнении задания: кто, что, когда и как будет делать
г) выполнение
«золотого правила» консультирования – создание истинного отношения
сотрудничества.
Активное
сотрудничество необходимо: а) для получения объективной и полной информации по
проблеме; б) для выявления и использования творческих способностей клиентов; в)
клиент должен «заболеть» проблемой; г) при сотрудничестве клиент обучается
решению проблем; д) сотрудничество проясняет, кто обладает реальной властью
принятия решений, кто наиболее заинтересован в успехе или неудаче1.
Общепринятые
принципы организации отношений:
а) независимость
и объективность по отношению к клиенту;
б)
конфиденциальность получаемой от клиента информации;
в) согласование
гонорара до начала работы.
Десять заповедей
клиента:
1.
Узнайте о
консультировании и консультантах все.
2.
Определите
свою проблему.
3.
Определите
свою цель.
4.
Выберите
наиболее подходящего консультанта.
5.
Разработайте
совместную программу.
6.
Активно
участвуйте в проекте.
7.
Привлекайте
консультанта к внедрению его предложений.
8.
Следите
за ходом выполнения задания.
9.
Оценивайте
полученные результаты и работу консультанта.
10.
Остерегайтесь
попасть в зависимость от консультанта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|