скачать рефераты

МЕНЮ


Управление государственным учреждением на примере учреждения "Военный комиссариат Кировской области"

Управление государственным учреждением на примере учреждения "Военный комиссариат Кировской области"

Содержание


Введение

Глава 1. Теоретические аспекты управления в государственном учреждении

1.1 Методы и функции управления в государственном учреждении

1.2 Система управления в государственном учреждении

1.3 Особенности управления в военной организации

Глава 2. Государственная служба: понятие, виды и правовые источники

2.1 Понятие и сущность государственной службы

2.2 Виды государственной службы

2.3 Сущность и правовой аспект военной службы

Глава 3. Организационно-правовая и экономическая характеристика Военного комиссариата Кировской области

3.1 История возникновения военного комиссариата

3.2 Военный комиссариат и его функции

3.3 Материальное и финансовое обеспечение деятельности ВКО

Глава 4. Основные направления деятельности Отделения по работе с гражданами

4.1 Основные направления деятельности Отделения по работе с гражданами

4.2 Система управления и реализация функций управления в Отделении по работе с гражданами

4.3 Проблемы и пути их решения в Отделении по работе с гражданами

Заключение


Введение


Актуальность темы. Управление в государственном учреждении является одновременно искусством управления и соответствующим набором навыков. Грамотное управление очень важно для эффективного функционирования организации. Именно в процессе управления происходит постановка цели, определяются приоритеты, составляются планы и программы, закрепляются управленческие процедуры, формируется и развивается организационная структура. Особенности управления в государственном учреждении проявляются проявляются в целях, методах, оценках результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов.

Организация работы в государственном учреждении основывается на государственной службе. В самом широком теоретическом понимании государственная служба - это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практическая деятельность всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета (т.е. от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянно, или временно должности в аппарате государственных органов.

Специфика управления в госслужбе часто обозначается такими терминами как: администрирование, бюрократия. Эти термины обозначают тяготение управления к автократичной модели управления, в которой ключевыми характеристиками является следование инструкциям, разделение на тех, кто выдает инструкции и тех, кто их выполняет, концентрация власти, административный контроль. В последнее время в России и во всем мире произошли большие изменения в условиях функционирования госсектора, что отражает общие тенденции развития всего общества. Наблюдается переход от иерархической авторитарной модели к новой, более гибкой, основанной на управлении участия, на современных управленческих технологиях, отработанных в рамках коммерческих организаций.

Целью исследования выпускной квалификационной работы является исследование системы управления организации, на примере учреждения "Военный комиссариат Кировской области" (Отделение по работе с гражданами).

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

изучить теоретические источники по выбранной теме;

дать социально-экономическую характеристику объекта;

исследовать особенности управления военного комиссариата;

предложить пути совершенствования управления в военном комиссариате.

Объект исследования - институт функционирования государственного учреждения и прохождения государственной службы.

Предметом исследования является система управления военного комиссариата.

При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы:

·                   метод нисхождения от абстрактного к конкретному, который предполагает установление логической связи между абстрактным рассмотрением особенностей системы управления и целостным представлением о конкретной системе (системе управления в Военном комиссариате Кировской области);

·                   метод абстрагирования, предполагающий мысленное отвлечение субъекта исследования от наименее значимых деталей объекта для изучения наиболее важных сторон объекта, в частности, в выпускной квалификационной работе рассматривается не вся система управления военным комиссариатом, а система управления в Отделении по работе с гражданами;

·                   методы анализа и синтеза помогают рассмотреть функциональные структурные особенности объекта, выработать и обосновать способы его реконструкции, то есть, рассматриваются особенности управления в отделении по работе с гражданами и пути совершенствования системы управления в данном отделении;

·                   методы дедукции и индукции предполагают получение знаний об объекте путем логических умозаключений, от частного к общему (индукция) или от общего к частному (дедукция), то есть изучалась система управления в конкретном отделении и переходила на всю систему правления государственным учреждением (индукция), и наоборот изучалась теоретическая основа системы государственного управления, а затем сопоставлялась с управлением в отделении (дедукция);

·                   метод наблюдения предполагает фиксирование показателей, параметров, свойств исследуемого объекта, то есть изучение справок, докладов, инструкций в отделении;

·                   метод моделирования предполагает исследование и анализ модели объекта, наиболее значимые для решения проблемы, с дальнейшим переносом выводов и рекомендаций на конкретный объект, в частности выявление проблем и пути их решения в отделении по работе с гражданами.


Глава 1. Теоретические аспекты управления в государственном учреждении


1.1 Методы и функции управления в государственном учреждении

Учреждение - это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (п.1 ст.120 ГК).

В настоящее время учреждение является довольно распространенным субъектом гражданско-правовых отношений и включает в себя органы государственной власти и управления, медицинские учреждения, учреждения просвещения, вузы, учреждения культуры (музеи, картинные галереи), правоохранительные органы (суды, прокуратуры, арбитражные суды), учреждения в системе внутренних дел и т.п. [32]

На основе анализа всех разновидностей учреждений можно выделить несколько критериев классификации учреждений: в зависимости от формы собственности, лежащей в основе учреждения; в зависимости от выполняемых функций и целей деятельности; в зависимости от обладания правом вести самостоятельную деятельность, приносящую доход.

Согласно данной классификации, наибольшую группу учреждений составляют бюджетные (государственные) учреждения.

Значение деления учреждений на государственные и частные заключается в том, что государственные учреждения в своей деятельности должны преследовать общегосударственные интересы и расходовать выделяемые средства исключительно в пределах сметы, что и определяет специфику их деятельности, частные же учреждения освобождены от такого рода обязательств, их деятельность может осуществляться в различных направлениях, с целью выполнения различных задач, которые предусмотрены учредительными документами и не противоречат основному законодательству.

Термин "управление" в русском значении означает процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимого для того, чтобы достичь поставленных целей. Это также вид деятельности человека, возникший в ее структуре по мере ее оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, производительную и целенаправленную группу. [44]

Государственное управление - это направленная, организованная, упорядоченная деятельность государства с использованием всех ветвей власти, всех государственных органов, должностных лиц и служащих.

Основные принципы государственного управления:

Ø    Принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении.

Ø    Принцип органической взаимообусловленности и целостности субъекта и объекта управления. Управление как процесс целенаправленного и организованного воздействия субъекта (управляющей подсистемы) на объект (коллектив, организация, техническая система, информация и т. т.) должно составлять единую комплексную систему, имеющую одну цель, связь с внешней средой, обратную связь от цели к действию, направленную на ее достижение.

Ø    Принцип государственной законности системы управления организаций, учреждений.

Ø    Принцип обеспечения внутренней правовой регламентации создания, функционирования и развития организации, учреждения.

Ø    Принцип единства специализации и унификации процессов управления. Специализация повышает его эффективность. Однако это не всегда можно использовать из-за низкой повторяемости управленческих процессов. Поэтому специализация должна дополняться универсализацией управления, выработкой общих методов.

Ø    Принцип многовариантности управленческих решений диктуется необходимостью осуществлять выбор одного рационального и эффективного решения из множества возможных, в том числе и альтернативных решений по выполнению функций системы и достижению ею поставленной цели.

Ø    Принцип обеспечения устойчивости системы по отношению к внешней среде. Устойчивость и стабильность управленческой системы определяется качеством стратегического управления и оперативного регулирования, приводящего к лучшей приспособляемости системы (организации) к изменениям во внешней среде, в том числе и к неблагоприятным.

Ø    Принцип мобильности процесса управления. Наряду с устойчивостью управление должно быть мобильным, т.е. быстро и без особых трудностей приспосабливаться к изменению внутренней среды организации и внешней среды - потребителей товаров и услуг, конъюнктуры рынка, к научно-техническим изменениям.

Ø    Принцип автоматизации управления. Чем выше уровень автоматизации управления, тем выше качество процесса управления ниже затраты. Условием автоматизации управления является развитие унификации и стандартизации элементов управленческой системы, производства, специализации выполняемых функций.

Ø    Принцип единства руководства, сущность которого можно выразить так: в одной организации, будь то промышленное предприятие, торговая фирма, научное учреждение или армия, должны функционировать один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.

Ø    Принцип мотивирования труда (стимулирования) труда.

Ø    Принцип ответственности за результаты социального управления.

Ø    Принцип рационального подбора кадров, их подготовки, расстановки и использования.

Ø    Принцип экономичности и эффективности управления.

Ø    Принцип системности.

Ø    Принцип иерархичности.

Ø    Принцип обязательности обратной связи.

Ø    Публичная власть управляющего субъекта.

Ø    Единство распоряжений по определенному кругу вопросов и конкретность исполнения.

Ø    Подчинение интересов государства интересам общества.

Ø    Постоянство управленческого персонала.

Ø    Необходимая степень централизации и иерархии в управлении. [24]

Успешное выполнение задач управления в учреждении во многом зависит от квалифицированного использования методов управления ("метод" - способ познания, образ действия, порядок исследования).

Методы государственного управления - это осознанный способ воздействия управляющего субъекта на объект с помощью легитимных (законных) средств, а также совокупность приемов, благодаря которым достигается планомерное развитие и эффективное функционирование учреждения и его подразделений.

Методами государственного управления могут быть:

1. Экономические методы - это воздействие путем использования экономических стимулов и рычагов для формирования экономического механизма, заинтересовывающего работников и коллектив действовать в соответствии с целями и задачами учреждения (планирование, систематический экономический анализ, развитие организации оплаты труда).

2. Административные (организационно-распорядительные) методы - способы воздействия на объект управления, основанные на использовании обязательных для исполнения предписаний и рекомендаций.

Особенности административных методов:

·                   это средства волевого воздействия;

·                   предопределяют однозначное решение вопроса и не предоставляют исполнителю большой самостоятельности;

·                   оказывают конкретное воздействие, определяют цели и задачи, порядок, сроки их выполнения, ресурсы, условия;

·                   акты административного воздействия характеризуются обязанностью выполнения и подкрепляются дисциплинарными требованиями;

·                   являются наиболее сильным средством поддержания дисциплины и порядка в работе. [40]

3. Социально-психологические - это воздействие на базе духовных стимулов, моральных интересов, повышения общей культуры труда, налаживание социально-психологического климата, внушение, использование личного примера руководителя.

4. Идеологические методы - это технология административного командования и правового принуждения, сориентированная на активизацию общественного сознания. Формами использования данного метода являются: пропаганда общественно-значимых идей и духовных ценностей в рамках установок, лозунгов, призывов.

Независимо от направления и содержания всякий метод управления при его реализации проявляется в определенной организационной форме в виде совета, решения, приказа, распоряжения. Все группы методов управления взаимосвязаны, при выборе средств взаимодействия на конкретного человека учитывают его индивидуальные, особые мотивы к труду, что для него предоставляется ценным из материальных и духовных благ. Однако, следует учитывать, что при выборе методов управления в государственном учреждении чаще всего используются административные методы, что объясняется зависимостью учреждения от приказов, распоряжений вышестоящих органов и исполнения функций государства.

Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций:


Рис.1 Функции управления

Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения. [40]

Реализация каждой функции управления в государственной службе обладает соответствующей спецификой. Планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно исходит из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а в конечном счете - народа на основе демократического выбора. Организация госслужбы, как правило, имеет более иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры, поэтому в рамках госслужбы складывается особый административно-бюрократический стиль управления. Мотивация в госслужбе - в меньшей степени основывается на денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах неденежного характера (престиж, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры). Контроль и оценка результатов в рамках государственного учреждения осуществляется вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми с помощью СМИ и общественных организаций. Контроль в госслужбе носит более широкий и более объемный характер, чем в коммерческой организации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.