скачать рефераты

МЕНЮ


Управление группой на примере ОАО "Тайфун"

Организованные группы подразделяются на внешнеорганизованные (производственная, учебная, кооперация) и внутреннеорганизованные (корпорации, коллективы).

Межличностные отношения в группе строятся на обоюдном восприятии и понимании людей. Люди, объединенные в группу, оказывают друг на друга влияние, имеющее глубинные психологические механизмы. Эти механизмы используются для воздействия одного человека на другого, на группу людей, на социальные общности — общество в целом, толпу, публику, болельщиков и т.п.

Каждая организация, в которой происходит непосредственное взаимодействие работников, является малой социальной группой. Сплав организации и социальной группы составляет коллектив. Знание социально-психологических характеристик коллектива помогает ориентироваться в нем как рядовому члену, гак и руководителю любого ранга.

Далеко не каждая команда является эффективной Важнейший фактор эффективности — состав команды. Оптимальные размеры команды определяются поставленными задачами, сложностью и ответственностью выполняемой работы, нормой управляемости и другими параметрами.

Особое значение в команде имеет роль лидера. Для нее более всего пригоден успешный и эффективный руководитель.

Из всех проблем, с которыми сталкивается управление персоналом, вероятно, наиболее сложной и неизученной является природа самого человека.

Как личность человек формируется в социальной системе путём целенаправленного и продуманного воспитания.

Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нём жизнью и воспитанием.

Когда человек действует сам по себе, то он движется в желаемом направлении, куда хочет. На производстве человек перестает принадлежать сам себе, потому что здесь от результатов его индивидуального труда зависит общий результат. Процесс производства диктует свои параметры движения и предписывает человеку нужное для достижения результата направление.

Чтобы добиться общего результата, нужно сделать так, чтобы человек соотносил свои желания (а зачастую и поступался ими) с требованиями производства, прилагал свои усилия к достижению поставленных перед ним целей, двигался в нужном направлении.

Анализ и исследование управления группой и человеком проведен в ОАО «Тайфун». Калужский пpибоpостpоительный завод «Тайфун» основан в 1972 году и является современным, хорошо оснащенным промышленным предприятием центральной части России, специализирующимся на выпуске сложного навигационного и pадиотехнического оборудования.

Показатели основной производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Рост объема выпуска товарной продукции в действующих ценах в 2007 году произошел в основном за счет увеличения объема продукции НИИОКР, которая в 2009 году составила – 153 382 тыс. руб., против 45 807 тыс. руб. в 2008 году. Общий объем реализации товарной продукции предприятия в 2008 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 67,6%.

Основные технико-экономические показатели ОАО «Тайфун». Валовая прибыль увеличилась на 169108 тыс. руб., что составляет 308,7%. Чистая прибыль ОАО «Тайфун» возросла в 7 раз. Отрицательным моментом в деятельности предприятия снижение производительности труда и фондоотдачи.

Несмотря на стабильное финансовое положение предприятия в 2009 году, в течение всего года наблюдался постоянный дефицит денежных средств.

За три года численность работников увеличилась на 125 чел, что в процентном отношении составляет 25%. Объем денежных средств направленных на оплату труда увеличился в два раза.

На ОАО «Тайфун» невысокий коэффициент текучести кадров однако в 2008 году произошло его увеличение по сравнению с 2007 годом на 19,2% в 2009 году этот показатель снизился на 8,7%. Увеличение коэффициента текучести кадров в 2008 году было связано с недостаточно продуманной кадровой политикой организации и не эффективной мотивацией труда.

Положительным моментом является то, что персонал в ОАО «Тайфун» не только увольнялся, но и обновлялся в 2008 году отсюда следует вывод, что служба управления персоналом на предприятии стремилась к высоким показателям привлечения и удержания персонала. Коэффициент стабильности кадров за анализируемый период претерпел несущественные изменения.

Можно отметить, что на предприятии было принято в 2008 году работников на 15,5% больше чем в 2007, но в 2009 году показатель приема сократился. Основой управления персоналом является установление закономерностей процесса текучести кадров. Знание этих закономерностей дает возможность определить наиболее эффективные управленческие воздействия.

На основе анализа данных провели оценку показателей сплоченности различных подразделений организации. Было проведено исследование.

Цель исследования – определить социально-психологический климат в коллективе и уровень сплоченности. Под социально-психологическим климатом в данном случае понимается характер взаимоотношений и взаимодействий между сотрудниками. В исследовании приняли участие 60 человек, сотрудники одного из цехов и сотрудники финансового отдела. Исследование проводилось в несколько этапов. В качестве экспертов выступил коммерческий директор, директор по производству, менеджер по управлению персоналом, начальник цеха. Исследование проводилось в свободное от работы время.

Общий вывод из проведенного анализа движения кадров финансового отдела неутешительный. В исследуемом подразделении наблюдается высокая текучесть кадров. Анализ данных показал, что морально-психологическое состояние в производственном коллективе нормальное, ярко выраженные конфликтогенные зоны отсутствуют, производственный коллектив достаточно сплоченный, разногласия между участками носят рабочий, конструктивный характер, в наличии имеется механизм согласования между начальниками участков, систематических нарушений трудовой и производственной дисциплины нет.

Результаты анкетирования показывают достаточно высокую степень удовлетворенности работой на предприятии для «цеха» (3,5 балла), значительно меньше для финансового отдела (2 балла). Причем наблюдаются высокие показатели для факторов удовлетворенности, связанных с содержанием работы в производственном цехе (важность работы — 3,9 и 2,1 балла для «цеха» и фин. отдела соответственно, престижность компании — 2,9 и 2,1 балла, отношения в рабочей группе — 4,1 и 1,6 балла). Более низкие показатели были получены для факторов, связанных с условиями труда: условия работы — 1,9 и 1,4 балла, заработная плата — 2,5 и 1,8 балла, качество управления (организации труда) — 2,3 и 2 балла.

Таким образом, можно сделать вывод, что для разобщенного коллектива в данном случае решающими являются факторы оплаты труда, что возможно вызывает недовольство и зависть у отдельных работников коллектива. Также разобщенности способствует неправильное распределение труда, которое может выражаться в том, что некоторым сотрудникам приходится выполнять больше поручений, но при этом они получают меньше.


Библиографический список


1.     Абрамова С.Г. Психологические механизмы управления и о том, как их использовать. — М.. 2006.

2.     Аксененко Ю.Н.. Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. Социология и психология управления. — Ростов-на-Дону, 2007.

3.     Аникин Е.М. «Административное право», СПб., 2008г.

4.     Бабосов Е.М. Социология управления. — 4-е изд. — Минск, 2007.

5.     Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология. — М., 2009.

6.     Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. М, 2008.

7.     Горянина В.А. Психология общения. — М., 2007.

8.     Государственное управление: основы теории и организации. — М., 2006.

9.     Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб., 2005.

10.            Емельянов СМ. Технологии управления конфликтами. — СПб., 2007.

11.            Зинченко Г.П. Социология управления. — Ростов-на-Дону, 2008.

12.            Ильин Е.П. Мотивация поведения. — СПб., 2007.

13.            И.Калиниченко Л.А. Социальная организация государственной службы.М., 2007.

14.            Кишкель Е.Н. Управленческая психология. — М., 2008.

15.            Кравченко А.И. Социология менеджмента. — М., 2009.

16.            Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала. — СПб., 2006.

17.            Магомедов К.О. Социология государственной службы. — М., 2007.

18.            Максименко А.А. Организационная культура: системно-психологическое описание. Кострома, 2005.

19.            Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. — СПб., 2005.

20.            Михеев В.А., Михеев А.В. Социальное партнерство как механизм устойчивого социально-экономического развития // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 5.

21.            Морозов А.В. Деловая психология. — СПб., 2008.

22.            Новокрещенов А.В. Социология управления. — Новосибирск, 2009.

23.            Организационная психология: Хрестоматия / Отв. Ред. Л.В. Винокуров, И.И. Скрипюк. — СПб., 2008.

24.            Розанова В.А. Психология управления. — М., 2009.

25.            Романов А.А., Ходырев А.А. Управление персоналом: Психология влияния. — М., 2009.

26.            Семенов А.К. Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса,— М, 2007.

27.            Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом, СПб., 2007.

28.            Тихонов А.В. Социология управления. Теоретические основы. — СПб., 2008.

29.            Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Социология и психология управления. — Ростов-на-Дону, 2007.

30.            Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)» //Российская газета, 2007.

31.            ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», М, 2004г.

32.            Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. — М., 2007.

33.            Шикун А.Ф., Филинова И.М. Управленческая психология. — М., 2008.

 

Приложение 1


Анкета «Оценка успешности выстраивания позитивных отношений в коллективе»

Хочу обратить Ваше внимание, что данный критерий не связан с профессионализмом ваших сотрудников!

Инструкция: оцените, пожалуйста, подразделения вашего предприятия по критерию сплоченности.

а) 3 балла - высокая сплоченность - преобладание делового, творческого настроения в течение рабочего дня; чувство групповой сплоченности и товарищества; высокий уровень профессиональной подготовленности работников; хорошие взаимоотношения между руководителями и подчиненными; своевременность и объективность разрешения конфликтных ситуаций; нежелание членов коллектива уходить из данного подразделения, даже на вышестоящую должность; использование возможностей неформального лидерства для решения служебных и воспитательных задач.

б) 2 балла - средняя сплоченность – в коллективе присутствуют вышеперечисленные тенденции и качества, но остаются вопросы, над которыми нужно работать.

в) 1 балл – низкая сплоченность – частые опоздания и длительное отсутствие на работе; обсуждение указаний руководителей в "кулуарах"; длительные перекуры во время работы; неточное выполнение решений и приказов руководства; распространение слухов друг о друге; скрытая критика условий труда; пустая трата рабочего времени; частые конфликты между работниками и устранение коллектива от их разрешения; частые нарушения дисциплины; высокая текучесть кадров, частые переходы в другие подразделения на равнозначные должности; низкая активность при обсуждении служебных и специальных вопросов; - отсутствие критики и самокритики. Т. е. требуется дополнительное развитие, нужно обучать, развивать у сотрудника качества характерные для успешного взаимодействия друг с другом.


Таблица оценки

Наименование подразделения

Высокая сплоченность

Средняя сплоченность

Требуется дополнительное развитие

1





2





3





4





5





6





7





8





9





10





11





12






Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2


Анкета на определение внутригрупповой сплоченности коллектива


Общие данные

Пол:

Мужской

Женский

Возраст:

менее 25 лет,

25-35 лет,

более 35 лет

Стаж работы в компании:

менее 6 месяцев,

от 6 месяцев до 2 лет,

более 2 лет

Образование:

среднее,

н/высшее,

высшее

1. Работа, которую я выполняю, является важной и интересной для меня лично:

ДА, согласен 5 4 3 2 1 0-1-2-3-4-5НЕТ, не согласен

2. Отношения в группе (отделе, подразделении), в которой я работаю, хорошие, коллектив дружный, сотрудники поддерживают друг друга в различных ситуациях:

ДА, согласен 5 4 3 2 1 0-1-2-3-4-5НЕТ, не согласен

3. Я удовлетворен условиями на моем рабочем месте: обстановка комфортная, имеется необходимое оборудование и техника, санитарные условия в норме:

ДА, согласен 5 4 3 2 1 0-1-2-3-4-5НЕТ, не согласен

4. Я считаю, что наша компании самая лучшая и работать в ней престижно:

ДА, согласен 5 4 3 2 1 0-1-2-3-4-5НЕТ, не согласен

5. Управление рабочим процессом в компании поставлено хорошо и рационально, руководители действуют эффективно и правильно:

ДА, согласен 5 4 3 2 1 0-1-2-3-4-5НЕТ, не согласен

6. Установленная мне заработная плата справедлива и полностью соответствует выполняемой работе:

ДА, согласен 5 4 3 2 1 0-1-2-3-4-5НЕТ, не согласен

7. Я считаю, что зарплата должна быть пусть и не очень большой, но стабильной и гарантированной:

ДА, согласен 5 4 3 2 1 0-1-2-3-4-5НЕТ, не согласен

8. Для меня важнее получать зарплату, которая зависит только от моих усилий, даже если есть риск вообще ее не получить:

ДА, согласен 5 4 3 2 1 0-1-2-3-4-5НЕТ, не согласен

9. Для меня наиболее важным и ценным в работе является (выберите три ответа):

Перспективы собственного развития, возможность личного и профессионального роста, карьеры.

Высокая заработная плата.

Хорошие условия труда: близость к дому, нормальные бытовые условия, приемлемый график рабочего времени и т.д.

Гарантия стабильности, постоянной занятости, социальной защищенности и уверенности в будущем.

Важная, осмысленная, содержательная и интересная работа, которую я выполняю.

Хорошие отношения с начальством и коллегами, возможность дружеского общения, принадлежность к известной, успешной, престижной компании.

Возможность самому определять методы и способы решения рабочих заданий, самостоятельно планировать время и усилия на их выполнение.

Признание моих успехов и достижений в работе со стороны коллег и руководства.

Развитая система социальных льгот, пособий и поддержки со стороны компании.

10. В общем, я удовлетворен работой в данном коллективе:

ДА, согласен 5 4 3 2 1 0-1-2-3-4-5НЕТ, не согласен

11. Я работаю:

На производстве

В офисе


Приложение 3


Цех

Процент выбравших

Отдел

Процент выбравших

Профессиональный рост и развитие: перспективы собственного развития, возможность личного и профессионального роста, карьеры

59,1%

Высокая заработная плата

80%

Гарантия стабильности: постоянной занятости, социальной защищенности и уверенности в будущем.

54,5%

Содержание работы: важная, осмысленная, содержательная и интересная работа, которую я выполняю

60%

Высокая заработная плата

50%

Гарантия стабильности: постоянной занятости, социальной защищенности и уверенности в будущем.

Социальные льготы: развитая система социальных льгот, пособий и поддержки со стороны компании.

Профессиональный рост и развитие: перспективы собственного развития, возможность личного и профессионального роста, карьеры.

Самостоятельность в работе: возможность самому определять методы и способы решения рабочих заданий, самостоятельно планировать время и усилия на их выполнение



40%

Хорошие условия труда: близость к дому, нормальные бытовые условия, приемлемый график рабочего времени и т.д.

45,5%

Содержание работы: важная, осмысленная, содержательная и интересная работа, которую я выполняю

Самостоятельность в работе: возможность самому определять методы и способы решения рабочих заданий, самостоятельно планировать время и усилия на их выполнение

22,7%

Социальные контакты: хорошие отношения с начальством и коллегами, возможность дружеского общения.

Социальные льготы: развитая система социальных льгот, пособий и поддержки со стороны компании

18,2%

Хорошие условия труда: близость к дому, нормальные бытовые условия, приемлемый график рабочего времени и т.д.

Социальные контакты: хорошие отношения с начальством и коллегами, возможность дружеского общения.

Признание со стороны коллег: Признание моих успехов и достижений в работе со стороны коллег и руководства

0%

Признание со стороны коллег: Признание моих успехов и достижений в работе со стороны коллег и руководства

4,5%


Приложение 4


Факторы удовлетворенности трудом


Трудовые ценности-мотиваторы


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.