Управление медицинским персоналом
Мотивирование
— процесс воспитания в индивидууме внутренних побуждений к достижению
поставленных перед ним целей. В менеджменте используется также термин
«мотивация», имеющий более широкое значение - это и мотивирование (как процесс
воздействия) и совокупность сформировавшихся мотивов.
Мотивирование
отличается от стимулирования тем, что при стимулировании упор делается на
вознаграждении, а при мотивировании — на создании внутреннего убеждения.
Мотивация —
это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей
или целей организации[17].
С понятием
мотивации тесно связано понятие потребностей. Потребность — объективное
состояние нужды в чем-либо, нужды чего-либо.
Потребности в
первом приближении бывают низшие и высшие. На основании возникших потребностей,
под влиянием личностных особенностей социального окружения сложившиеся ситуации
формируются в те или иные мотивы, эти мотивы вызывают соответствующую
активность.
Побуждение,
или ощущение недостатка в чем-либо, является проявлением потребности через
формирование интереса, который рассматривается как осознанная потребность.
Мотив как побудительная причина, повод к деятельности непосредственно
связывается с поведением человека для достижения цели. Таким образом,
причинами, которые определяют участие человека в работе, являются не только его
желание, возможности и квалификация, но и мотивация (побуждение). Побудить к
деятельности можно, обогатив идеями, мобилизовав волю, знания, определив
величину вознаграждения и связав его с результатами деятельности, а также выяснив
систему его ценностей для человека, удовлетворяя потребность власти в
зависимости от способности человека влиять на других людей. В процессе
мотивации участвуют также и убеждения, взгляды человека, на которого она
направлена[18].
2.1. Основные подходы к оценке деятельности медицинского персонала
Здоровье
населения является самым ценным достижением общества, поэтому сохранение и
укрепление его - общегосударственная задача, в выполнении которой должны
принимать участие все без исключения. Не последняя роль в выполнении этой
задачи отведена нашему многочисленному, трудолюбивому и основному звену
здравоохранения - средним медицинским работникам. Численность средних
медицинских работников в России - около 1,5 млн., в том числе медицинских
сестер около 900 тыс., фельдшеров - более 239 тыс., акушерок - 95 тыс. и др.
Сознавая, что
долгие годы снижалась престижность медицинской сестры, ее социальный статус, в
России в настоящее время проводится активная целенаправленная работа по возрождению
сестринской профессии, ее значимости.
Анализ
сестринского дела показал отставание его в России по сравнению с развитыми
странами. Причины этого положения многообразны: традиционно сложившееся в нашей
стране представление о сестре, как помощнице врача, выполняющей только
вспомогательные медицинские функции; пренебрежение зарубежным опытом,
недооценка научных принципов и доходов к управлению и организации работы
сестринских кадров, их профессиональной подготовке.
Сестринское
дело не представляло особого социального института, а оставалась второстепенной
частью здравоохранения, технической деятельностью, лишенной самостоятельности.
Возможно, этому способствовала и сама система подготовки специалистов как по
продолжительности от одного до двух лет, так и по методическому обеспечению.
Радикальные социально-политические и экономические преобразования в России на
рубеже XX и XXI веков выдвинули целый ряд сложнейших организационно-правовых и
экономических проблем по реформированию системы здравоохранения.
Изменения
условий функционирования государственных структур, острота экономической
ситуации в стране, происходящий переход к рыночным отношениям, формирующаяся
многоукладность медицинской практики выдвигают новые подходы организации и
методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации
специалистов отрасли, их практическое использование.
Огромная
ответственность, обрушивающийся поток информации из-за рубежа, жесткие
рекомендации иностранных партнеров с указанием «как делать» и «только так»,
честность, консерватизм по отношению к «второстепенной проблеме» не давали
права на ошибку в определении стратегической линии в решении вопроса о путях
развития отечественного профессионального образования.
В процессе
бурных обсуждений рождалась новая система подготовки кадров, основанная на
достижениях российской медицинской науки, практики и образования.
Классические
теории в области управления персоналом, включающие принцип единоначалия
основаны на следующих положениях:
-
труд для большинства индивидов не
приносит удовлетворения; вознаграждение для них имеет гораздо большую
значимость, чем процесс работы;
-
сотрудников, которые хотят или могут
делать работу, требующую инициативы, творчества, самостоятельности,
самоконтроля, весьма немного;
-
главная задача руководителя – это
строгий контроль и наблюдение за подчиненными; он также должен разделять задачи
на простые, легко усваиваемые операции и следить за их выполнением
сотрудниками.
В данном
случае стоит обратить внимание именно на то, что руководитель сам решает, кто и
какую работу будет выполнять. Поэтому вопросы, связанные с той или иной
работой, которую определяет руководитель без участия кадровых служб, можно
считать проведением принципов единоначалия.
Основные
проблемы, связанные с этим можно разделить на две группы:
-
недопонимание трудящихся в связи с
отсутствием информации;
-
недопонимание руководителя[19].
Современный
менеджмент вбирает в себя достижения различных подходов, продолжает пополняться
новыми знаниями. В 80-е годы в центре внимания оказались проблемы культуры
организации. Значение организационной культуры как сильного инструмента
управления возросло. Исследования доказали, что главный потенциал прогрессивных
изменений заложен в самом человеке, в его сознании и культуре. А культурные
стереотипы поведения человека в организации оказывают непосредственное
воздействие на конечные результаты производственной деятельности.
В 90-е годы
на первое место вышли разработки по лидерству. Ряд вопросов ставит перед
теорией и практикой управления международный менеджмент, в связи с чем
рассматриваются вопросы определения общих (универсальных) и специфических форм
и методов управления, приспособления к национальной местной среде и ряд других.
Основные
моменты современной системы взглядов на менеджмент в отличие от классической
модели управления следующие:
-
организация — это открытая система;
-
успех зависит от того, насколько удачно
фирма «вписывается» во внешнюю среду и приспосабливается к ее изменениям;
-
организации должно быть присуще
постоянное обновление, приспособление к внешним факторам;
-
ставка делается на человека
самореализующегося. Отсюда необходимость внимания к таким факторам, как
организационная культура, различные формы демократизации управления;
-
признание социальной ответственности
менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми,
работающими в организации;
-
ориентация на новую социальную группу —
когнитариат, мощь которого основывается на знании и использовании интеллекта, а
не мускульной силы.
Новая система
взглядов на управление известна как «тихая управленческая революция», ибо она
не разрушает сложившиеся системы и методы менеджмента, а, дополняя их,
постепенно приспосабливает к новым условиям[20].
Одной из
глобальных проблем современного развития экономики России, а также большинства
стран мира является проблема в области работы с персоналом. Подходы к этой
проблеме разнообразны. Несомненно, огромное внимание уделяется структуризации
методов и систем кадрового отбора, размещению, комплектации, оптимизации,
обучению и выдвижению кадровой составляющей организации. При становлении
рыночной экономики в отечественной практике должны учитываться все
перечисленные аспекты.
Одной из
важнейших задач службы управления персоналом является анализ и регулирование
групповых и личных взаимоотношений. Нельзя недооценивать значимость данной
проблематики, ведь от качества работы отдельных групп и зависит, в конечном
итоге, эффективность организации.
Определение
понятий категорий «показатель» и «критерий» имеет важное значение для оценки
функционирования как профессиональных групп, так и службы персонала в целом. По
мнению Л. И. Абалкина[21],
в процессе трудовой деятельности человек получает определенный результат,
который может быть выражен как количественно, так и качественно. Под критерием
эффективности понимается главный отличительный признак экономического явления,
который наиболее полно выражает его сущность, состояния и свойства, присущие
данному явлению. Показатели — это величины, отражающие размеры и количественные
соотношения признаков экономических явлений. Критерий находится в единстве с
показателями, так как через показатели обнаруживается, существует и действует.
Для
эффективности управления персоналом, а также для выявления оценки деятельности В.С.Липатов[22] предлагает установление следующих
критериев. Первые — относящиеся к объекту управления, общий и частный критерии.
Вторые — относящиеся к эффективности работы персонала.
Назначение
проводимого исследования состоит в том, чтобы на основе полученных фактов:
-
определить мероприятия по
совершенствованию работы профессиональных групп, внедрение которых позволит
улучшить систему коммуникаций в группе;
-
разработать рекомендации по содержанию
труда членов профессиональных групп;
-
изменить требования к профессиональному
квалификационному уровню состава профессиональной группы;
-
выявить основные факторы, влияющие на
успешное функционирование профессиональных групп;
-
разработать оптимальную систему
группового подбора, учитывая всевозможные факторы внешнего и внутреннего
воздействия на профессиональную группу.
Для
разработки организационных мероприятий важно проанализировать содержание труда
сотрудников профессиональной группы. При этом необходимо учесть, что работа в
группе от каждого члена требует умственного труда[23].
Различия
между членами группы выражаются в уровне образования, способе поступления на
службу, построении карьеры и местом, которое сотрудник занимает в служебной
иерархии.
На этапе
формирования методики приходится согласовывать противоречивые требования,
предъявляемые к плану с различных направлений. Поэтому необходимо учитывать
воздействие на профессиональную группу многочисленных экономических, мотивационных,
психологических и социальных факторов.
Процессы,
протекающие в профессиональных группах, отражают динамику организационной
системы. Поэтому они должны быть управляемыми. Коммуникация как организационный
процесс является ключевым процессом. Построение и оптимизация коммуникационных
сетей позволяет организовать их наиболее эффективным образом в соответствии со
сложившейся ситуацией. Учет психологического и социального факторов в
управлении персоналом является одним из важнейших моментов функционирования
организации. Психология — это наука, занимающаяся человеческими проблемами и
специфическими особенностями управления. Объектами изучения здесь выступают
взаимоотношения людей между собой в коллективе. Основными психологическими
проблемами Э. А. Уткин[24]
определяет структурно-функциональный анализ управленческой деятельности;
психологический анализ построения и использования рабочих мест, социально-психологический
анализ производственных и управленческих коллективов, взаимодействия в них
людей, факторов формирования благоприятного морально-психологического климата;
исследование психологии руководства и лидерства, личности и деятельности, отношений
между руководителем и подчиненными, психологических аспектов подбора и
расстановки кадров, психологических аспектов управления персоналом, факторов,
влияющих на процессы принятия и реализации решений.
Теории
человеческих отношений стали применяться с начала 1930-х гг. Они основаны на
следующих положениях:
-
индивиды стремятся быть полезными и
значимыми, испытывая желание быть причастными к общему делу и признанными как
личности;
-
реализация этих потребностей не менее
важна для них, чем высокий уровень заработной платы;
-
главная задача руководителя – сделать
так, чтобы каждый трудящийся чувствовал себя полезным и нужным; руководитель
должен информировать подчиненных и учитывать их предложения по улучшению работы
организации; подчиненным предоставляется определенная самостоятельность,
предполагающая самоконтроль над исполнением текущей работы.
По мере
своего развития теории управления персоналом становятся все более гуманными.
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук предполагает:
-
Использование приемов управления
межличностными отношениями.
-
Применение наук о человеческом
поведении[25].
Использование
психологии труда в школе человеческих отношений позволяет разрабатывать теорию
мотивации исходя их того, что на первом месте в данной школе стоит индивид и
именно его потребности учитываются в первую очередь.
Трудовая
мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей
к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному
выполнению принятых решений или намеченных работ.
Это
определение показывает тесную взаимосвязь управленческого и
индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том
обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличие от
управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент согласование
цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение
объектом управления и в конечном итоге определенный результат трудовой
деятельности.
Мотивационные
аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой
рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда в экономическом
смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства.
Ранее оно употреблялось, в основном, в промышленной экономической социологии,
педагогике, психологии. Это объяснялось рядом причин. Во-первых, экономические
науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными
науками, и, во-вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени
понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирования». Такая «усеченность»
понимания мотивационного процесса приводила к ориентации на краткосрочные
экономические цели, на достижение сиюминутной прибыли. Это разрушительно
действовало на потребностно-мотивационную личности работника, не вызывало заинтересованности
в собственном развитии, самосовершенствовании, а ведь именно эта система
сегодня наиважнейший резерв повышения эффективности производства.
В. И.
Столяров[26]
предлагал в качестве методов оценки деятельности: сравнение, использование
шкалы, пробное описание, нормативы на выполнение работы, способности, характер,
приспособляемость. Широко освещены различные методы индивидуальной оценки,
предложенные Дж.Иванцевичем: метод внутреннего выбора, описательный метод,
управление по целям, по решающей ситуации, анкеты, шкала рейтингов,
поведенческих установок, шкала наблюдения за поведением, метод классификаций,
сравнение по парам, заданного распределения[27].
Наиболее предпочтительным методом оценки указывается анкетирование, которое
охарактеризовано надежностью в получении оценки текущей деятельности
профессиональных групп и их мотивации.
Независимо от
типа группы, организации в которой она сформирована и функционирует, а также
того, кто конкретно входит в группу, можно указать на некоторые общие моменты и
факторы, характеризующие настроение группы, ее структуру и процесс
функционирования, ее окружение.
О. С.
Виханский и А. И. Наумов[28]
утверждают, что жизнь группы, ее функционирование находятся под влиянием трех
факторов: характеристики членов групп; структурных характеристик группы;
ситуационных характеристик.
Они считают,
что все эти факторы не только находятся во взаимодействии, взаимовлиянии, но и
испытывают сильное обратное воздействие со стороны функционирования группы, так
как в результате жизнедеятельности группы происходят изменения характеристик
человека, изменяется построение группы, и наблюдаются трансформации в ее
окружении.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|