Управление медицинским персоналом
В таблице 4
приведены данные по стоимости единицы медицинской помощи.
Таблица 4
Стоимость
единицы медицинской помощи (руб.) (к/день, посещение - по ОМС, вызов - по
бюджету)
№ п/п
|
Наименова-ние
единицы помощи
|
Стоимость
единицы помощи (руб.)
|
Стационар
|
Поликлиника
|
Всего
(руб.)
|
По
статьям:
|
Всего
(руб.)
|
По
статьям
|
медикаменты
|
питание
|
мягк.
инвентарь
|
медикаменты
|
мягк.
инвентарь
|
1.
|
Койко-день
|
102,32
|
64,02
|
31,82
|
6,48
|
|
|
|
2.
|
Посещение
|
|
|
|
|
15,57
|
15,39
|
0,18
|
3.
|
Вызов
|
|
|
|
|
0,42
|
0,42
|
|
В таблице 5
приведены данные по сумме средств обязательного медицинского страхования,
полученных за 12 месяцев 2005 года.
Таблица 5
Средства
обязательного медицинского страхования
№ п/п
|
Наименование
статей расходов
|
Сумма
(тыс. руб.)
|
|
Всего
|
29649,2
|
|
Из
них направлено на:
|
|
1.
|
Заработную
плату с начислениями
|
21872,0
|
2.
|
Приобретение
медикаментов
|
5420,3
|
3.
|
Мягкий
инвентарь
|
203,4
|
4.
|
Продукты
питания
|
1342,3
|
5.
|
Приобретение
оборудования, средств оргтехники
|
|
6.
|
Ремонт
оборудования
|
811,20
|
В таблице 6
представлена средняя заработная плата персонала за 2004-2005 гг.
Таблица 6
Средняя
заработная плата
Должность
|
за 12 месяцев 2004 г.
|
за 12 месяцев 2005 г.
|
Врач
|
6638,83
|
8185,3
|
М/сестра
|
3755,52
|
4611,24
|
Младший
персонал
|
1461,68
|
2297,1
|
Из
представленной таблицы мы можем увидеть, что заработная плата медицинского
персонала в 2005 году выросла по сравнению с 2004 годом.
В таблице 7
показаны медицинские услуги за 12 месяцев 2005 года.
Таблица 7
Платные
медицинские услуги
Наименование
показателей
|
Сумма
(тыс. руб.)
|
Всего:
|
1205,5
|
В том
числе:
|
|
Оплачено
населением
|
100,2
|
Договоры
по добровольному медицинскому страхованию
|
940,3
|
Договоры
с предприятиями и организациями
|
165,0
|
Формирование
спроса и предложения на медицинские услуг, а также ценообразование находятся в
определенной зависимости от многих факторов. При этом охрана здоровья населения
зависит не только от эффективного функционирования рынка медицинских услуг, но
и от целого ряда других рынков, тесно связанных между собой. Если рассматривать
только функционирование медицинских учреждений, то они, прежде всего, выступают
на двух основных рынках: рынке ресурсов и рынке медицинских услуг.
Рынок
ресурсов включает в себя рынок трудовых ресурсов и рынок материальных ресурсов.
Этот рынок снабжает медицинские учреждения медицинским оборудованием,
лекарственными препаратами, инструментами. Действуя на этом рынке, медицинские
учреждения покупают необходимые ресурсы и совершают платежи, которые выступают
в виде заработной платы и доходов владельцев ресурсов. На рынке ресурсов
медицинские учреждения выступают в роли покупателей, на рынке медицинских услуг
- продавцами.
В условиях
широкого использования медицинского страхования рынок услуг может быть
представлен следующими видами: страховым рынком, рынком медицинских услуг по
системе страхования и свободным рынком медицинских услуг. Что же касается рынка
ресурсов, то он также может быть определенным образом классифицирован. Это
рынок медицинского оборудования, рынок лекарственных препаратов, рынок труда.
Рынок
медицинских услуг и рынок ресурсов связаны между собой самым тесным образом. С
одной стороны, спрос на рынке ресурсов является производным от спроса на
медицинские услуги, а с другой стороны, уровень цен и в целом конъюнктура на
рынке ресурсов определяют потенциальные возможности и границы развития
медицинских учреждений. Поэтому не случайно уровень профессиональной подготовки
медицинских работников, наличие лекарственных препаратов, низкий уровень
материально-технической базы здравоохранения стали наиболее острой проблемой
наблюдаемого у нас в стране кризиса здравоохранения. Господствовавший долгие
годы в этих сферах государственный монополизм, незначительная сумма средства,
выделяемая из государственного бюджета, преобладание экстенсивных методов
развития являются основными причинами возникших затруднений
Появившиеся в
этих условиях первые медицинские кооперативы, малые предприятия во многом имели
успех благодаря доступу к современному оборудованию, дефицитным лекарствам,
привлечению наиболее квалифицированных специалистов. Это привело к еще большей
дифференциации качества медицинского обслуживания, усилило социальную
напряженность в обществе. Поэтому государство было вынуждено пойти на усиление
государственного контроля в производстве лекарств и медицинской техники. В
частности, это выразилось в реорганизации Министерства здравоохранения России,
которое превратилось в Министерство здравоохранения и медицинской
промышленности Российской Федерации, а также в издании летом 1994 года
постановления Правительства Российской Федерации «О государственной поддержке
развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и
учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения».
В любом
случае большинство этих проблем могут быть успешно решены только с расширением
финансовой базы всей системы охраны здоровья в стране. Развитие рыночных
отношений сегодня делает эту возможность реальной. Наряду с традиционным
источником финансовых средства, каким является государственный бюджет,
возникают новые. Как определено в законе «О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации», ими могут быть средства государственных и общественных
организаций, предприятий, доходы от ценных бумаг, кредиты банков и других
кредиторов.
Для того
чтобы эти перечисленные источники реально функционировали, необходимы условия,
делающие финансовые инвестиции в охрану здоровья населения достаточно
привлекательным направлением. С этой целью, на наш взгляд, необходимо
дифференцировать инструменты финансового рынка и обеспечить им соответствующую
государственную поддержку. И хотя основную роль в этих процессах будут играть
государственные и частные страховые организации, все же медицинские учреждения
и соответствующие органы управления здравоохранением могут привлекать к себе
дополнительные свободные денежные средства. Это может достигаться различными
путями:
1.
Выпуск собственных долговых
обязательств;
2.
Участие в капитале и прибыли
медицинского учреждения, путем выпуска акций;
3.
Получение займов в коммерческом банке.
В настоящее
время, когда идет процесс формирования многоукладности в здравоохранении и
существует острая нехватка финансовых средств, создание лизинговых фирм, на наш
взгляд, могло бы заметно улучшить материально-техническую базу медицинских
учреждений. На первом этапе это могут быть государственные лизинговые фирмы,
которые могли бы выполнять своеобразную роль распределителя скудных объемов
современного медицинского оборудования, добиваясь, чтобы оно попало в хорошие
руки. К тому же, как показывает мировой опыт, применять лизинг предпочтительно
там, где имеется особенно сложное и редко оборудование, которое обслуживается
лизингодателями лучше, чем это может сделать использующее его медицинского
учреждение.
В
экономической литературе встречаются предложения об использовании в сфере услуг
такой специфической формы, как фэкторинг. Фэкторинг - это обычно осуществляемая
на договорной основе покупка требований по товарным поставкам фэкторинг-фирмой.
В результате подобной операции предприниматель, продающий требования, в течение
2-3 дней получает от 70-90% суммы требований в виде аванса. Остающиеся 10-30%
являются для фэкторинг-фирмы своего рода гарантийной суммой. Фэкторинг-фирма
взимает с предпринимателя определенные проценты за немедленное предоставление
эквивалента долговых требований, премию за риск и возмещение
административно-управленческих расходов. Фэкторинг эффективен, прежде всего, на
производственных предприятиях и оптовых фирмах, соответственно производящих и
сбывающих потребительские товары. Однако нам представляется возможным в
условиях обязательного медицинского страхования, когда многие предприятия не
осуществляют вовремя платежи в территориальные фонды обязательного медицинского
страхования, а многие из них находятся на грани банкротства, долговые
обязательства предприятий фондам и страховым организациям могли бы быть проданы
фэкторинг-фирмам. Это обеспечило бы большую равномерность в финансировании
медицинских учреждений.
3.2. Модель управления мотивацией медицинского персонала в
организации
Существуют
три группы принципов управления карьерой: общие, особенные и единичные.
К общим принципам
управления карьерой следует относить четыре фундаментальных принципа
управления:
-
принцип единства экономики и политики
при приоритете политики;
-
принцип единства централизма и
самостоятельности;
-
принцип научной обоснованности и
эффективности управленческих решений;
-
принцип сочетания общих и локальных
интересов при приоритете интересов более высокого ранга[39].
Единичные
принципы определяют требования, присущие только управлению карьерой. Среди них
- принципы маркетинга рабочей силы, риска карьерного развития, инструментарного
обеспечения управления карьерой, конкурентного преимущества,
конкурентоспособности рабочей силы.
Методы
управления карьерой - это совокупность действий и способов достижения цели,
определенным образом упорядоченная деятельность по повышению ценности
человеческого капитала в организации.
Управление
развитием персонала как элемент системы рыночных отношений в организации
создает условия для приспособления структуры совокупного работника к структуре
производства и к структуре рыночного спроса в товарах и услугах, координирует
деятельность субъектов управления по повышению конкурентоспособности персонала.
Особенные
принципы управления карьерой характеризуют требования, присущие управлению социально-экономическими
системами вообще. Это - принципы системности, комплексности, прогрессивности,
перспективности, нормативности, целостности, процессности, функциональности,
экономичности, измеримости, администрирования, равного партнерства,
оптимальности и т.д.
В системе
методов необходимо различать методы науки управления карьерой, под которыми
следует понимать совокупность целенаправленных действий и способов получения
новых знаний об управленческих отношениях и системе управления карьерой и
методы непосредственного управления карьерой[40].
Методы науки
управления карьерой объединяются в две группы: первая - общенаучные методы
познания, которые применяются практически во всех теоретических исследованиях.
К данной группе относятся метод материалистической диалектики, научная
абстракция, логический и исторический методы отображения действительности в
мышлении, анализ и синтез, индукция и дедукция и т.д.
Вторую группу
методов науки управления карьерой образуют специальные методы познания -
особенные и единичные. Специальные методы науки управления карьерой объединяют:
-
методы сбора первичной информации и
методы первичной обработки конкретных данных об управлении;
-
методы изучения, оценки и обобщения полученной
информации с целью выработки и принятия управленческого решения;
-
методы стратегического анализа и
прогноза.
Методы
непосредственного управления карьерой опираются на познание законов
общественного развития, интересов субъектов рынка труда, на правовые нормы,
регламентирующие основные принципы поведения этих субъектов в сфере использования
возрастающего человеческого капитала. Среди этих методов различают методы
прямого и методы гибкого воздействия.
Рассмотрим те
методы управления карьерой, которые используются руководством Колыванской ЦРБ.
Рассмотрение
карьеры как процесса, обусловленного воздействием на него людей и событий,
ведется в рамках двух принципиально отличных подходов. Первый - личностный,
ставящий во главу угла личные склонности, предпочтения и способности индивида,
и второй подход, акцентирующий процессы общения и социализации, как факторы
формирования специалиста.
В рамках
личностного подхода основное внимание уделяется изучению того, как в результате
различных поощрений, мотивации и контактов с другими людьми формируется решение
избрать карьеру, в какой мере это решение отражает те виды деятельности,
которые приносили удовлетворение в раннем возрасте, и каковы ожидания,
связанные с этим выбором. При втором подходе весьма важен социальный статус
данной профессии, ожидаемые социальные вознаграждения и поощрения, ждущие
индивида на этом пути. В процессе социализации первоначальные цели и ожидания
подвергаются постоянной корректировке в свете нового опыта, знаний и
изменяющихся условий.
В Колыванской
ЦРБ работает стабильный высокопрофессиональный коллектив, члены которого
постоянно совершенствуют свое профессиональное мастерство. Руководство создает
благоприятные условия для карьерного роста персонала. В-первую очередь, это
естественно обязательное прохождение курсов повышения квалификации, посещение
семинаров и других мероприятий, способствующих профессиональному и личностному
росту.
К некоторым
видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные
требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс
труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое
внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом
распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но
и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей.
Трудовая
деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается
предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций.
Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения, и
к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами
деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение.
Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих
элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть
конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его
профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в
единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики
сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот.
Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям
представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в
конечном счете, и к деградации самой личности. В современном обществе
личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения
к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную
актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики.
Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг,
честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за
результаты своего труда. Каждому роду человеческой деятельности (научной,
педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды
профессиональной этики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|