скачать рефераты

МЕНЮ


Управление на малых предприятиях

Управление на малых предприятиях




Управление на малых предприятиях.



(тема работы)







ДИПЛОМНАЯ РАБОТА


 
 



 

5                 финансово-экономического

 
студента_________________________________________________________________курса______________________________________________факультета

____________________________________________________формы обучения



 
 


 
 
Руководитель_______________________________

___________________________________________






«Допустить к защите»

(подпись)

 
заведующий кафедрой___________

«______»_______________200___г.






Москва


Оглавление.

Введение…………………………………………………………………………….2

Глава 1. Общие вопросы управления малым предприятием………………6

1.1.          Какие предприятия являются малыми……………………………………..6

1.2.          Руководство предприятия…………………………………………………...9

1.3.          Общие вопросы регулирования хозяйственной и иной деятельности предприятия…………………………………………………………………..……10

1.4.          Менеджмент на малом предприятии……………………………………...11

1.4.1.   Управление, направленное на результаты………………………………..11

1.4.2.   Предпринимательское управление………………………………………..14

1.4.3.   Организационная структура малого предприятия……………………….15

1.4.4.   Факторы, определяющие особенности менеджмента на малом предприятии……………………………………………………………………….17

1.5.          Прошлое и настоящее малого предпринимательства в России. Основные проблемы становления малого бизнеса, с которыми сталкиваются управляющие на малых предприятиях…………………………………………..20

Глава 2. Управление персоналом.……………………………………………..25

2.1.          Руководитель малого предприятия……………………………………….25

2.1.1.   Функции руководителя…………………………………………………….25

2.1.2.   Методы и стиль руководства…………………………………...…………27

2.2.          Взаимодействие предпринимателя (руководителя малого предприятия)  и наемного работника…………………………………………………………….29

2.3.          Критерии подбора персонала…………………………………….………..31

2.4.          Подбор и обучение кадров……………………………………….………..33

2.5.          Формирование работоспособной группы………………………..……….34

Глава 3. Управление финансами малого предприятия………….…………37

3.1.          Финансово-экономическая деятельность малой фирмы………….……..37

3.2.          Информационная база для принятия финансово-экономических управленческих решений…………………………………………………………39

3.3.          Управление затратами……………………………………………………..41

3.4.          Управление оборотным капиталом малого предприятия……………….51

3.4.1.   Общие положения………………………………………………………….51

3.4.2.   Управление денежными средствами……………………………….……..53

3.4.3.   Управление дебиторской задолженностью………………………………56

3.4.4.   Управление запасами………………………………………………………58

3.4.5.   Регулирование объемов незавершенного производства…….….….……61

Заключение……………………………………………………………………….62

Список использованной литературы…………………………………………64


Введение.


Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит предпринимательству, нашедшему отражение, прежде всего в малом бизнесе, который в значительной степени способствует созданию конкурентной атмосферы (среды) на потребительском рынке. В мировой практике малый бизнес влияет на темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Малый бизнес России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является неотъемлемой ее частью.

На начало 2000 г. в России насчитывалось 890,6 тыс. малых предприятий, на которых работало 6,5 млн. человек, а с учетом вторичной занятости общая численность работающих в малом бизнесе превышала 12 млн. человек.

Малые предприятия следующим образом распределились по отраслям народного хозяйства: торговля и общественное питание - 44,5%, строительство - 15,8, промышленность - 15,7, наука и научное обслуживание - 4,5, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка - 4,0, транспорт - 2,1, другие отрасли - 13,4% общего количества малых предприятий.

Наибольшее число малых предприятий сосредоточены в следующих субъектах РФ: г. Москва - 175,2 тыс., г. Санкт-Петербург - 111,8 тыс., Ростовская область - 27,3 тыс., Свердловская область - 25,9 тыс., Краснодарский край - 24,5 тыс., Самарская область - 21,7 тыс.

Особая роль в развитии малых предприятий принадлежит Москве, где сосредоточено каждое пятое малое предприятие страны, возможно, поэтому в данном регионе один из самых низких уровней безработицы в стране.

Рост малого бизнеса в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства.

В условиях переходной экономики и становления малого бизнеса возрастает роль его поддержки государством.

Динамика развития малого бизнеса зависит от многих факторов, в том числе уровня подготовленности предпринимателей к ведению бизнеса, так как недостаточная их профессиональная подготовка является одной из важных причин интенсивного банкротства малых фирм.

Специфика успешного предпринимательства в малом бизнесе заключается в многогранной деятельности бизнесмена, рискнувшего открыть и вести свой бизнес и готового отвечать за результаты своей деятельности. Предприниматель (он же собственник), во многих случаях может является одновременно менеджером, экономистом, маркетологом, финансистом, производственником, юристом и должен уметь самостоятельно принимать решения с учетом каждой из перечисленных ролей, если на малом предприятии нет отдельных специалистов занимающих все эти должности или некоторые из них.

Управление на малых предприятиях имеет некоторые тонкости по сравнению с менеджментом среднего и тем более крупного бизнеса. Это объясняется особыми нормами права, регулирующими деятельность субъектов малого предпринимательства, особыми формами учета, другими уровнями денежного и товарного оборота, численностью персонала (ведь, чем меньше людей работает на предприятии, тем, во многих случаях легче организовать быстрое и плодотворное взаимодействие между ними. Или, например, до персонала, тем более до управленческого,  легче донести мотивацию успешной работы).

Малое предпринимательство по накопленному в нем человеческому потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан.

Особо отметим следующие социальные факторы этого сектора.

Во-первых, развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Во-вторых, малый бизнес - не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности.

В-третьих, объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

В-четвертых, сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

В-пятых, массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной установки и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

Малое предпринимательство есть вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.

Малое предпринимательство за последние годы стало важнейшим сектором народного хозяйства, который оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в России. Именно в этом секторе экономики динамично создаются новые рабочие места.

Данный сектор образует разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В нем создается и циркулирует основная масса национальных продуктов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Для законодательного обеспечения развития и эффективной деятельности малых предприятий на различных этапах социально-экономических реформ в России были приняты нормативные правовые акты (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, региональные правовые акты и др.), которые в совокупности образуют законодательство о малых предприятиях.

В представленной работе освещены основные вопросы и направления управленческой деятельности малой фирмы в России.

Особенностью данной работы является то, что в ней автором аккумулируются, собираются воедино полученные экономические знания по специальным учебным дисциплинам – экономике, менеджменту, финансовому менеджменту, управлению персоналом, управлению инвестициями, маркетингу и др.

В работе описаны различные аспекты управления с учетом того, что управление  осуществляется на российских малых предприятиях. Дается характеристика наиболее актуальных для современного российского малого предприятия объектов и субъектов. И предлагаются механизмы совершенствования управленческой деятельности.
































Глава 1. Общие вопросы управления малым предприятием.


1.1. Какие предприятия являются малыми.


Прежде чем преступить к работе над вопросами управления на малом предприятии неплохо будет разобраться какие же предприятия согласно российскому законодательству являются малыми. Как будущим, так и настоящим руководителям (собственникам) малых предприятий необходимо точно знать попадает ли их предприятие в разряд малых. Это необходимо, чтобы определится со стратегией управленческой деятельности на предприятии и с его финансово-экономической политикой. Ведь отнесение предприятия к разряду малых изменяет для него как внешние так и внутренние условия хозяйствования.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ) субъекты малого предпринимательства для получения соответствующего статуса обязаны пройти специальную государственную регистрацию в органах исполнительной власти, установленных законодательством.

Однако, в связи с тем что Правительство РФ не разработало образцы документов, необходимых для такой регистрации, в большинстве субъектов РФ она не осуществляется и статус малого предприятия определяется исходя из критериев, установленных ст.3 Закона N 88-ФЗ.

В соответствии с указанной статьей к малым предприятиям относятся коммерческие организации. Это означает, что некоммерческие организации не могут быть признаны малыми предприятиями.

Кроме того, доля участия государственных органов РФ или субъектов РФ, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных или иных фондов в уставном капитале (фонде) малого предприятия не может превышать 25 процентов. Также не должна превышать 25 процентов доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства.

В связи с этим не относятся к малым предприятиям организации, единственными учредителями которых являются административные органы муниципальных образований (мэрии, городские, районные и поселковые администрации) или доля их участия в уставном капитале названных организаций превышает 25 процентов.

При этом следует иметь в виду, что к малым предприятиям могут относиться только предприятия, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ.

Таким образом, если доля участия в российской организации иностранного юридического лица превышает 25 процентов, то эта организация не относится к малым предприятиям, даже если учредитель имеет такой статус по зарубежному законодательству.

Например, если доля участия в российской организации предприятия, зарегистрированного в Украине и имеющего статус малого предприятия по законодательству Украины, составляет 26 процентов, то российская организация не может быть отнесена к субъектам малого предпринимательства.

Кроме ограничения по долевому участию учредителей в уставном капитале (фонде) малого предприятия, установлены и предельные размеры численности их работников, которые за отчетный период не должны превышать:

в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Многопрофильные малые предприятия (осуществляющие несколько видов деятельности), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года.

Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем выручки от реализации или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.

Пример отнесения организации к малым предприятиям.

Организация выполняет строительно-монтажные работы (СМР) и осуществляет торговую деятельность.

За 9 месяцев 2001 года выручка от реализации СМР составила 800 000 рублей, а от реализации товаров - 200 000 рублей.

Средняя численность работников составляет 90 человек.

В данном случае организация может быть отнесена к малым предприятиям, поскольку в общем объеме выручки от реализации удельный вес выручки от реализации СМР превышает удельный вес выручки от реализации товаров (80 процентов против 20). Численность же работников организации (90 человек) не превышает предельную численность работников, установленную для малых предприятий в строительстве (100 человек).

При определении средней численности работников малого предприятия следует учитывать всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, с учетом реально отработанного времени. Учитывается также численность работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений организации.

При этом необходимо руководствоваться Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 7 декабря 1998 г. N 121 (далее - Инструкция N 121).

Согласно названной Инструкции Госкомстата РФ средняя численность работников организации за какой-либо период (месяц, квартал, год) включает:

среднесписочную численность работников;

среднюю численность внешних совместителей;

среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Следует иметь в виду, что работник, получающий в одной организации две, полторы, менее одной ставки или оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается в списочной численности работников как один человек (целая единица).

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на противоречивое содержание п.1.1.5 Инструкции МНС РФ от 15 июня 2000 г. N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 62) о порядке определения численности работников малого предприятия.

В этом пункте указывается, что средняя численность работников малого предприятия определяется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным органом исполнительной власти (то есть Госкомстатом РФ).

В то же время содержится указание со ссылкой на постановление Совмина СССР от 22 сентября 1988 г. N 1111 "О работе по совместительству", что к совместителям следует относить как работников предприятия, работающих по совместительству в свободное от основной работы время, так и сторонних работников, работающих по совместительству на данном предприятии.

По мнению автора, при определении численности работников малого предприятия целесообразно руководствоваться Инструкцией N 121, не предусматривающей включения в численность работников организации внутренних совместителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.