Управление персоналом в организации (на примере ООО "Дубль-Дон")
А профессор Школы бизнеса и государственных
административных систем при университете им. Джорджа Вашингтона Питер Вейл при
этом выделяет новые требования к руководителям (менеджерам) в современных
условиях: больше отчетности, больше лидерства, больше внимания к коллективной
работе, более тесный контакт с людьми, большая условность власти, больше
индивидуальности и самоотдачи, больше стрессов, новое сочетание интеллекта и
оперативных качеств[2].
Для эффективного управления организацией необходим
конструктивный идеалист, который должен отвечать определенным требованиям и
обладать рядом ключевых навыков /5/. Приведем некоторые характеристики
менеджера, составляющие основу новой модели:
1) Руководители (и, прежде всего, менеджеры высшего звена)
должны быть стратегами, и это уже понимают в российском бизнесе.
2) Он должен обладать приспособляемостью, которая
характеризуется способностью определять и реагировать на неожиданные изменения,
своевременно менять планы и действия, исходя из новых условий.
3) Должен использовать современные методы и технологии в
процессе управления организацией, в первую очередь информационные,
компьютерные.
4) Иметь развитое мышление в критических ситуациях, уметь
не только оценить, но и продумать аргументы, обладать здравым смыслом.
5) Проявлять созидательность в разработке новых программ
или интерпретации традиционных методов к новым условиям.
6) Должен уметь работать эффективно и как член и как лидер
команды (работа в команде). Как лидер команды менеджер несет ответственность за
ее формирование, подготовку участников. Почему необходима работа в команде:
многообразность и сложность стоящих перед организацией проблем, их комплексный
характер, растущие объемы новой информации в различных областях экономики,
науки, техники, законодательстве делают невозможным единоличное принятие
управленческих решений. Менеджер должен призвать в помощь мнения коллег,
отвечающих за различные направления деятельности в организации.
Опыт работы ООО «Дубль - Дон» показывает, что все
подразделения этой современной организации настолько тесно взаимосвязаны, что
другие стили работы, кроме команды, неэффективны.
Руководитель доверяет своей команде, считает ее членов
своими единомышленниками и они стараются оправдать его доверие. Кроме того,
улучшаются межличностные отношения, снижаются стрессы, возможность
возникновения разрушительных конфликтов. Работа в управленческой команде
помогает решить и такую важную проблему, как смена и преемственность в
руководстве организацией, а замена руководителя высшего ранга в условиях, когда
работает управленческая команда, как правило, сопровождается наименьшими
осложнениями в текущей управленческой деятельности, которую в период поиска кандидата
на руководящий пост с успехом выполняет команда.
Команда подбирается с учетом сильных и слабых сторон
лидера, опыта его работы.
Общеизвестна формула: без цели нет управления. Общая цель
требует совместных действий, и она должна быть принята каждым членом команды.
7) Менеджер-лидер является ключевой фигурой в управлении
организацией. Эффективный менеджер-лидер мотивирует людей на достижение
поставленных целей, предоставляет им самостоятельность в работе, контролируя ее
результаты.
Приведем сравнительный анализ характеристики «старых» и
«новых» менеджеров.
Таблица 7
Сравнение «старых» и «новых» менеджеров
«Старый» менеджер
|
«Новый» менеджер
|
Думает о себе как о менеджере или
боссе
|
Думает о себе как о помощнике,
лидере команды или внешнем консультанте
|
Использует цепь приказов
|
Общается со всеми, от кого зависит
выполнение работы
|
Действует в рамках установленной
организационной структуры
|
Изменяет структуру организации в
ответ на изменение рынка
|
Принимает большинство решений в
одиночку
|
Приглашает других присоединяться к принятию
решений
|
Имеет узкую специализацию,
например, в такой области как маркетинг, финансы
|
Имеет широкую специализацию
|
Социологические опросы топ-менеджеров России показали, что
по их мнению главные качества успешного руководителя-лидера скорее личностного,
«гуманитарного» свойства - -безупречная репутация, видение перспективы, умение
подбирать команду, брать ответственность.
Менеджерский профессионализм, методики и технологии
управления оказались менее важными[3].
Таблица 8
Важнейшие качества успешных
руководителей-лидеров России
(по трехбалльной шкале)
Хорошая деловая репутация среди
коллег и партнеров
|
2,9
|
Умение собрать команду и
делегировать ответственность
за важнейшие решения
|
2,7
|
Менеджерский профессионализм, умение
использовать менеджерские приемы, методики, технологии
|
2,6
|
Универсальность, способность
работать в разных отраслях
|
2,4
|
По данным литературного анализа аналогичные взгляды
господствуют и на Западе. Такое ранжирование качеств современных руководителей-лидеров
объясняется скорей всего тем, что опрос проводился среди современных
менеджеров-лидеров, опытных квалифицированных профессионалов, которым высокий
менеджерский профессионализм уже свойственен, они знакомы и с современными
технологиями управления (которыми, кстати сказать, должен владеть
менеджер-руководитель среднего и низшего звеньев).
Какая же отдача ожидается от менеджеров-лидеров на сегодня?
Данные социологического опроса ряда западных компаний свидетельствуют о
следующем.
Таблица 9
Важнейшая продукция, ожидаемая от
менеджеров-лидеров
(% от числа опрошенных, 1999 г.)
Долгосрочная стратегия
|
86
|
Краткосрочное планирование
|
40
|
Финансовые результаты
|
34
|
Корпоративная миссия и ценности
|
33
|
Продвижение новых товаров
|
25
|
Новшества в обслуживании клиентов
|
16
|
Предложения по слияниям и приобретениям
|
16
|
Управление активами
|
13
|
Анализ приведенных показателей еще раз свидетельствует о
том, что для перспективного Российского управляющего (менеджера) будут так же
важным являться способность и умение предвидеть изменения внешней среды,
вовремя на нее реагировать, поддерживая эффективное функционирование
организации и ее ресурсов. Для этого необходимо постоянно пополнять полученные
знания, развивать навыки и умения по управлению коллективом.
3.2 Критерии оценки руководителя (менеджера) организации
П. Друкер как-то сказал, что конечной целью деятельности
управляющих (менеджеров) должны быть оценка их деятельности в своих областях (в
т.ч. и персонала), что приводит, как правило, к уверенности, что намеченная цель
достигается, обеспечивается прибыль по организации /5/.
По его мнению, основными областями, в которых должны быть
заданы цели деятельности управляющих, являются в организации:
1) социально-психологические:
- удовлетворенность трудом, когда сотрудники удовлетворены
условиями труда, характером и содержанием выполняемой работы, степенью
самостоятельности и ответственности, заработной платой, отношением с коллегами
и руководителями и т.д.;
- мотивация членов коллектива, когда сотрудники
хотят работать в данном коллективе, быть его членами, имеют возможности для
саморазвития, повышения творческого потенциала, знают перспективы деловой
карьеры;
- авторитет руководителя в коллективе. Следует
оценить, каким авторитетом пользуется руководитель в коллективе:
• формальным, т.е. обусловленным набором властных
полномочий, которые дает руководителю занимаемый пост;
• моральным, т.е. приобретенным за счет нравственных
качеств личности;
• функциональным, основанным на профессиональной
компетентности, разнообразных деловых качеств руководителя;
- самооценка коллектива, которая касается целого
ряда его важнейших характеристик и представляет собой общий итог успешности
функционирования коллектива;
2) экономические:
- прибыльность;
- производительность;
-качество продукции, услуг;
-нововведения;
-стабильность существования организации.
Сказанное предопределяет новые требования к менеджерам
(управляющим), их образованию, навыкам, подготовке.
От профессионализма менеджеров зависят успех проводимых в
России реформ, перспективы развития нашей экономики. В связи с этим подготовка
высококвалифицированных менеджеров и приобретение ими навыков эффективной
управленческой работы (в т.ч. и с персоналом), навыков лидерства сегодня необычайно
важны. Переподготовка должна осуществляться систематически в различных формах,
в том числе и путем самообразования.
3.3 Система оценки и адаптации кадров
Оценка работников – это оценка итогов его работы. Но в силу
особенности деятельности кадров управления результаты эти выявить непросто.
Поэтому в оценку управленческих кадров включают два компонента: оценку труда данного
работника и оценку личных качеств работника /13/.
На практике существует подход, смысл которого состоит в
контроле за деятельностью работника, результатом которого являются поощрения,
наказание или продвижение по службе. При другом подходе делают акцент на поиске
путей совершенствования работы и самореализации сотрудника.
В первом случае оценка осуществляется в форме аттестации
членами экспертной комиссии, в сущности, наделенными судейскими функциями,
которые ограничиваются заслушиванием отчета и вынесением «приговора». Во втором
случае, работу оценивает непосредственный руководитель, выступающий, прежде всего,
как советник, пытающийся вместе с подчиненными найти ошибки, пути их
преодоления и решения задач.
Успех аттестации предопределяется объективным,
доброжелательным отношением к аттестуемым, хорошим знанием их, ясностью целей,
четкостью критериев и показателей оценки, которые сегодня часто определяются
совместно руководителем и подчиненными на основе перечня служебных обязанностей
и личных целей.
Показатели, с помощью которых
осуществляется оценка, могут быть количественными и качественными, причем
последние выражаются как в реальных величинах, так и в условных (баллах). К
показателям предъявляются требования полноты и достоверности отражения
результатов, индивидуальности, обеспечения сопоставимости как с предыдущим
периодом, так и с достижениями других лиц /8/.
Результатами оценки являются либо
присвоение определенной квалификации, либо признание работника соответствующим
или несоответствующим должности с определенными рекомендациями на будущее о
сохранении в ней, повышении, понижении, увольнении.
Затем, как правило, начинается
непосредственно процесс адаптации, то есть приспособление нового сотрудника к
содержанию и условиям труда, социальной среде.
Выделяют три вида адаптации:
профессиональную, психофизиологическую и социально-психологическую.
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей,
специфики, необходимых навыков, приемов, обусловленных техникой и технологией
деятельности, способов принятия решений, для начала в стандартных ситуациях.
Профессиональная адаптация начинается с
того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют
наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или
прикрепляют наставника. Поскольку обычно достаточный запас теоретических знаний
получен в учебном заведении, второй вариант часто оказывается более
предпочтительным.
Психофизиологическая адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха и прочим
особых сложностей не представляет и в большей мере зависит от здоровья человека,
его естественных реакций.
Социально-психологическая адаптация, напротив, может быть связана с немалыми
трудностями, и особенно трудна она бывает для руководителей. Прежде всего,
может иметь место несоответствие уровней руководителя и новых подчиненных. Если
менеджер оказывается на голову выше коллектива, последний не будет воспринимать
его требования. Руководитель, в сущности, окажется в положении генерала без
войска. В противном случае коллектив будет на положении «стада без пастуха».
Другой проблемой является нахождение общего
языка, ибо поначалу у обеих сторон отношение друг к другу может быть
настороженным. Новые сотрудники охотно демонстрируют положительные качества и
тщательно скрывают отрицательные, поэтому должно пройти немало времени, прежде
чем удастся составить о них правильное представление. Качества уже работавших
на данном предприятии хорошо известны, но выдвижение таких сотрудников на
руководящую должность может вызвать отчуждение и зависть бывших коллег, что
порой бывает очень трудно преодолеть.
Характер приема коллективом нового
человека нередко зависит и от того, кто был его предшественником. Легче
адаптация происходит в том случае, если предшественник ничем не выделялся,
тяжелее – если тот был «суперзвездой».
В период социально-психологической адаптации любого новичка
могут подстерегать разочарование, например, обманутые ожидания быстрого успеха,
обусловленные недооценкой многочисленных объективных и субъективных препятствий
на пути его достижения. Разочарование может быть так же связано с отсутствием
должного уважения к личности и знаниям нового сотрудника у членов коллектива.
Заключение
Принятие решений составляет основу
управления организацией и, в частности, управления ее персоналом. С этих
позиций управление персоналом можно определить как систему разработки и
организации взаимосвязанных, тщательно продуманных решений по регулированию
отношений труда и занятости на уровне организации. Качество принимаемых в этой
области решений оказывает непосредственное влияние на способность каждого
работника и организации в целом достигать поставленные цели и задачи.
При принятии принципиальных кадровых
решений необходимо проанализировать большое количество факторов: экономических,
социальных, правовых и др.
Возникновение и осуществление управления
обусловлены общественным устройством жизнедеятельности людей и его
иерархическим характером, разноуровневостью объективного и субъективного
сознания, наличием власти в широком и социологическом смысле.
Разные виды власти формируют разные виды
управления; там, где государственная власть, субъектом которой выступает
государство, - государственное управление; где власть олицетворяют жители
населенных пунктов и административных территорий, - местное самоуправление; где
власть сосредоточена в собственности, принадлежащей тем или иным собственникам
(капитала, производственных фондов, других ресурсов), - менеджмент (приращение
собственности).
Здесь важно подчеркнуть, что во всех
субъектах управления, к какому бы виду они ни принадлежали и как бы сами ни
были сложно организованы, всегда осуществляется одна и та же по смыслу
деятельность - реализация управляющих воздействий, что находит высшее
проявление в управленческих решениях и организационных действиях. Управляемые
объекты - центр приложения массовых усилий общества, поскольку именно ими создаются
все необходимые материальные условия для жизни людей.
Россия почти весь ХХ век управлялась
авторитарно, а уровень реальной управляемости общественных интересов как был,
так и остается предельно низким. Принятие решений составляет особую проблему
для российских предприятий и организаций. Положительный опыт в данной области
длительное время отсутствовал. Многие аспекты кадровой политики и работы
определялись государством централизованно и доводились до предприятий сверху.
В условиях рыночной экономики эффективное
хозяйствование становится необходимым условием экономического успеха
предприятия. Это обуславливает необходимость изменения отношения к принятию
кадровых решений, заставляет тщательно анализировать все имеющиеся в этой
области возможности, проводить оценку эффективности различных вариантов и на
этой основе выбирать наиболее удачные с экономической и социальной точки зрения
решения.
При разработке кадровых решений необходимо
соблюдать ряд требований, которые оказывают непосредственное влияние на
качество принимаемых решений:
• цели и
задачи кадровой работы должны быть четко определены и не противоречить друг
другу;
• принимающие
кадровые решения, должны как можно более полно определять все возможные
варианты решения проблемы и оценивать их достоинства и недостатки;
• критерии
оценки решений должны быть по возможности количественно измеримы, что облегчает
оценку различных вариантов и выбор альтернативного решения;
• критерии
оценки и их приоритеты должны быть относительно постоянны.
Менеджеры всех уровней принимают участие в
разработке и реализации кадровых решений. Необходимо сказать об ответственности
специалистов по управлению человеческими ресурсами за разработку кадровой
политики и стандартов ее осуществления.
Наличие в организации эффективного управления человеческими
ресурсами означает, что:
• привлечение работников, их
использование и развитие осуществляется не стихийно, а целенаправленно и
продуманно, в увязке с миссией и стратегическими целями развития организации;
• руководители высшего звена
принимают на себя ответственность за разработку, реализацию и оценку стратегии
человеческими ресурсами;
• существует взаимосвязь между
стратегией развития человеческих ресурсов и стратегией развития организации в
целом и ее отдельными компонентами;
• существует тесная взаимосвязь
различных компонентов внутри самой стратегии управления человеческими
ресурсами.
Представляет интерес в этом плане опыт ряда зарубежных
компаний США, Японии и Германии, которые для ознакомления работников с кадровой
политикой, с целью получения их поддержки в ее реализации, разрабатывают
специальные документы, знакомят с последними сотрудников при приеме на работу и
в процессе работы, что повышает эффективность управления персоналом, снижает
текучесть кадров организации.
Не отрицая опыта внедрения менеджмента и, особенно,
персоналом в США, Японии и других странах Европы, который, безусловно, имеет
свою специфику, его не следует отвергать, надо изучать и исследовать все
полезное, что необходимо в России с учетом наших национальных особенностей.
Мы должны выработать свою модель менеджмента персоналом
организации, вбирающую все ценное, что есть за рубежом.
В своей дипломной работе мы анализируем опыт работы с
персоналом на примере ООО «Дубль - Дон». Знакомим с ним читателя, делаем
определенные выводы, пытаясь показать эффективность управления персоналом в
условиях отдельной организации (предприятия).
Анализ показал, что одной из форм регулирования кадрового
менеджмента в условиях рыночной экономики является форма государственного
регулирования. С этой целью, например, в Ростовской области разрабатываются
пятилетние комплексные региональные (отраслевые) целевые программы кадрового
обеспечения в промышленности в условиях переходной экономики. Как правило, их
целью являются:
• формирование
высококвалифицированных кадров руководителей и специалистов различных уровней
управления;
• формирование
высококвалифицированных кадров массовых профессий;
• определение потребности в
квалифицированных кадрах с учетом восстановления и наращивания объемов
производства.
Опыт показал, что такой подход к решению проблемы повышения
эффективности управления персоналом является перспективным с экономической
стороны, а сами целевые региональные (отраслевые) программы стали реальным руководством
к действию, они позволяют также:
• организовать сотрудничество с
наукой по проблеме кадрового обеспечения;
• сориентировать молодежь на
получение специальностей, востребованных в условиях рыночной экономики;
• разработать оптимальный
баланс в потребности и подготовке кадров;
• организовать профессиональную
переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов;
• создать Центры по оценке
кадров, позволяющих на научной основе оценить кадры руководителей и
специалистов и использовать полезную информацию при подборе и расстановке
кадров;
• разработать и реализовать
механизм продвижения руководящих кадров и многое другое.
Проведенный в дипломной работе анализ по совершенствованию
системы управления персоналом организации «высветил» слабые стороны в работе
ООО «Дубль - Дон» на стадии разработки организационной структуры управления
организацией – как формы разделения и кооперации управленческой деятельности, а
так же на стадии подготовки перспективной модели руководителей (менеджеров) и работы
их в условиях рыночных отношений. В ближайшем будущем менеджерам предстоит
столкнуться с решением таких проблем как:
• глобализация экономик стран,
возрастание сложности и изменение рынков закупок сырья и сбыта;
• глобализация конкуренции;
• сходство стратегий развития
организаций, технологий производства, инновационных процессов;
• дальнейшее развитие НТП,
развитие быстрыми темпами информационных технологий;
• изменение критериев,
определяющих квалификацию работ.
Основную роль начнут играть работы, требующие, во-первых,
применения «прилежных» машин с широкими техническими возможностями, во-вторых,
сотрудников, оптимально сочетающих в себе гибкость и способность к творческой
деятельности. Наличие более квалифицированной рабочей силы позволит организации
лучше выдержать конкуренцию – работа менеджеров в будущем в команде будет
способствовать более эффективной работе, а менеджеры (руководители) будут
работать как члены и как лидеры команды.
Наличие управленческой команды – это признак сильного и
решительного стиля управления:
• эффективный менеджер-лидер,
мотивирует персонал на достижение целей, разделяя с ними свое видение;
• обеспечивается постоянное
самообучение и саморазвитие, пополнение полученных знаний, развитие навыков и
умения по управлению коллективом.
В результате анализа управления персоналом в организации по
литературным источникам и опыта работы с персоналом в ООО «Дубль - Дон»
выявилось отсутствие должных критериев оценки менеджеров и персонала
организации, в которых бы учитывались не только организационно-экономические,
но и социально-психологические аспекты оценки их деятельности. Назрела
необходимость наличия таких критериев оценки в деятельности организации.
Анализ научной литературы по управлению и в частности по
управлению персоналом показал, что единого системного подхода к оценке
эффективности управления персоналом нет. Данная проблема осложняется еще и
традиционной ограниченностью понимания оценки лишь как элемента процесса
управления персоналом в форме аттестации.
Российские специалисты в области менеджмента предлагают
следующие критерии оценки эффективности руководителей в организации: социально-психологические
(удовлетворенность трудом, мотивация членов коллектива, авторитет руководителя
в коллективе самооценка коллектива как итог успешности его функционирования),
а также экономические (прибыльность, производительность, качество
продукции, услуг, нововведения, стабильность существования коллектива
(команды)).
Сказанное предопределяет новые требования к менеджерам
(руководителям), их образованию, навыкам, подготовке. Подготовка
высококвалифицированных управленцев (менеджеров), приобретение ими навыков
эффективной работы (в т.ч. персоналом), навыков лидерства сегодня необычайно
важны. Переподготовка должна осуществляться систематически в различных формах,
в том числе и путем самообразования.
Нынешние структуры управления персоналом в организациях
только складываются, формируются. Необходимо и дальше изучать и внедрять
зарубежный и передовой российский опыт развития управления персоналом. Мы все
же уверены, что у нас будет выработана своя модель управления персоналом на
уровне организации (предприятий), впитывающая все ценное наработанное зарубежной
и отечественной наукой и практикой.
Литература
1.
Веснин В.Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин – 4-е изд., доп. и испр. – М.: ООО
«Изд-во Элит», 2004. – 560 с.
2.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия. организация,
процесс: Учебник для экономических специальностей ВУЗов. – М.: НОРМА-ИНФРА,
2001. – 215 с.
3.
Воробьев Л.А. Основы управления производством: Учебн. пособие / Л.А. Воробьев.
– Мн.: НПЖ «Финансы. Учет. Аудит», 1997. – 200 с.
4.
Гринь А.П., Бирман В.Ф., Вороной Н.С. Основы менеджмента в АПК. Учебное
пособие. – Зерноград: ФГОУ ВПО АЧГАА, 2004. – 130 с.
5.
Друкер П.Ф. Практика менеджмента / Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2000. – 570 с.
6.
Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для ВУЗов. – 3-е изд. – Н.
Новгород: НИМБ, 2001. – 720 с.
7.
Казначеская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие / Изд. 2-е, доп. и перераб. –
Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 352 с.
8.
Комисарова Г.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. – М.:
Дело, 2002.
9.
Королев Ю.Б., Коротнев В.Д., Кочетова Г.Н., Никифорова Г.Н. Менеджмент в АПК.
Под ред. Ю.Б. Королева. – М.: Колос С, 2003. – 304 с.
10.
Кочеткова А.И. Основы управления персоналом. Академия народного хозяйства при
правительстве РФ. Российско-немецкая школа управления. Серия «Основы
современной экономики». – М.: Пресс, 2000. - -380 с.
11.
Лафта Дж.Х. Менеджмент: Учебное пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК
Велби, 2004. – 592 с.
12.
Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.:
Дело, 2001.
13.
Одегов Ю.Г. Управление персоналом. Оценка эффективности. Российская экономическая
Академия им. Г.В. Плеханова / Ю.Г. Одегов. – М.: «Экзамен», 2002. – 300 с.
14.
Попов Д.Е. Мотивация руководителей как фактор выполнения стратегии предприятия
/ Менеджмент в России и за рубежом, 2003, № 3.
15.
Рыночная стратегия предприятия: Монография / Под ред. доц. Л.Ю. Питерской. – Невинномысск:
НИЭУП, 2001. – 160 с.
16.
Румянцева З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы:
17-модульная программа для лидеров «Управление развитием организации». Модуль
3. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 288 с.
17.
Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой,
Н.А. Саломатина, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002.
18.
Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учебник для ВУЗов / Э.А. Уткин. – М.: Эксмо, 2001.
– 240 с.
19.
Федорова Н.В. Управление персоналом организации: Учебное пособие. – 2-е изд.,
перераб. / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. – М.: КНОРУС, 2005. – 416 с.
20.
Ходеев Ф.П. Менеджмент (Серия «Учебники и учебные пособия») / Ф.П. Ходеев. – Ростов
н/Д: «Феникс», 2002. – 224 с.
21.
Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: Интел-Синтез,
2002.
[1] Генкин Б.М. Экономика и социология труда:
Учебник для ВУЗов. 3-е изд. доп. – М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2001. – с. 139.
[2] Вейл П. Искусство менеджмента. Новые идеи
мира хаотических перемен. М., 1993. – с. 34
[3] Эксперт. 2000. - № 18. – с. 29
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|