скачать рефераты

МЕНЮ


Управление предприятиями в условиях кризиса

Управление предприятиями в условиях кризиса

Содержание


Введение

1. Анализ деятельности предприятия

1.1 Организационно-правовая характеристика предприятия

1.2 Роль предприятия в инфраструктуре города

1.3 Структура управления

1.4 Характеристика персонала и оплата труда

1.5 Динамика основных показателей деятельности

1.6 Оценка технологии производства

2. Управление предприятиями в условиях кризиса: теория и практика

2.1 Понятие кризиса, виды и особенности управления деятельностью предприятия в условиях кризиса

2.2 Анализ кризисных тенденций в деятельности предприятия

3. Разработка и обоснование мероприятий по управлению ОАО "НефАЗ" в условиях кризиса

3.1 Сущность предлагаемых мероприятий

3.2 Оценка экономической целесообразности предлагаемых мероприятий

Заключение

Список использованной литературы

Приложения



Введение


Хотя первоначальный период становления рыночных отношений достаточно давно миновал, и большинство российских промышленных предприятий, выживших и укрепившихся в современных условиях, тем или иным образом прошли этот этап, вопрос о различных аспектах кризисного развития и тем более стратегических элементов его понимания по-прежнему не теряет своей актуальности и должен стоять в центре внимания как исследователей, так и практиков.

В настоящее время целый ряд отечественных предприятий, достаточно успешно прошедших этап послереформенных кризисов, вплотную столкнулся с необходимостью исключительно серьезных усилий в области реструктуризации своей деятельности и преодоления того, что можно назвать своего рода "кризисом второй волны". Конкретно речь идет о том, что те приемы, методы, структуры и процедуры, которые достаточно хорошо зарекомендовали себя в период после дефолта, в настоящее время перестали удовлетворять основным требованиям эффективности управления. В последние годы резко усложнились условия конкурентной борьбы, на рынок вышли новые игроки, жестко проявляется регулирующая роль различных государственных органов, а что особенно важно – российская промышленность испытывает на себе все более жесткое давление зарубежной конкуренции, и прежде всего – конкуренции со стороны промышленности развивающихся стран. Это – внешние факторы, но есть и важные внутренние, поскольку самое развитие весьма успешных российских предприятий четко подводит к необходимости адекватного развития их кадрового потенциала, информационной базы, компьютеризации, а более обще говоря – различных элементов системы управления фирмой. Иными словами, мы имеем дело все с теми же проявлениями кризисов, но уже имеющими существенно иную природу и требующими во многих случаях иных подходов к их разрешению. Поскольку же это так, то данный вопрос нуждается в особом изучении и прежде всего – в исследовании той специфики, которую несет с собой этот новый вид кризисов. Представляется, что такое исследование было бы весьма интересным и с корпоративной точки зрения. При этом вопрос мог бы ставиться следующим образом: насколько тот инструмент, которым работали в кризисных ситуациях менеджеры ранее, пригоден в контексте новой ситуации? По мнению автора, исследование как теоретических аспектов этой крайне важной для народного хозяйства и недостаточно изученной проблемы, так и формирование практических алгоритмов реализации эффективного подхода, может быть достаточно конструктивным и продуктивным, что и обусловливает актуальность настоящей диссертационной работы.

Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по управлению предприятием в условиях кризисных тенденций.

Указанная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

– уточнение сущности классификации кризисов предприятий; исследование проблем антикризисного управления в целом, а также вопросов стратегии развития промышленного предприятия в нормальных условиях и в периоды кризисов;

– оценка организационно-экономического состояния предприятия;

– анализ и оценка кризисных ситуаций в деятельности предприятия;

– разработка проекта развития кризисного предприятия;

– оценка эффективности предлагаемого проекта.

Объектом исследования выступает ОАО "НефАЗ".

Предметом исследования являются теоретические, методические и практические вопросы, связанные с формированием концепции стратегического развития кризисного предприятия.

Теоретической и методической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области антикризисного и стратегического менеджмента.

Информационной и эмпирической базой работы явились аналитические материалы и статистические данные, связанные с проблематикой исследования и опубликованные в монографиях и периодической печати, а также информация, собранная автором непосредственно на объектах исследования.

В процессе исследования были использованы системный подход, методы анализа и синтеза, логического, системного, сравнительного и фактографического анализа, логического моделирования и другие.

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.



1. Анализ деятельности предприятия

 

1.1 Организационно-правовая характеристика предприятия


Открытое акционерное общество "Нефтекамский автозавод" отсчитывает свой возраст с осени 1977 года - с момента пуска главного конвейера. Однако история рождения предприятия начинается гораздо раньше.

17 декабря 1970 года Совет Министров СССР издал Постановление "О строительстве и реконструкции заводов Министерства автомобильной промышленности для обеспечения Камского автомобильного завода запасными частями и комплектующими деталями". Как известно, в те годы КамАЗ - автогигант в городе Набережные Челны - был объявлен Всесоюзной ударной стройкой. Было решено строить и заводы-спутники, которые бы поставляли туда необходимую комплектацию.

25 декабря 1970 года Государственный Комитет Совета Министров по делам строительства издал приказ №65 "О создании завода по производству автосамосвалов и лебёдок" в городе Нефтекамске Башкирской АССР. Подобный же приказ №4 от 8 января 1971 года издал Министр автомобильной промышленности СССР.

Распоряжением Совета Министров БАССР от 19 января 1971 года была создана комиссия для выбора площадки под строительство завода. Комиссия обследовала три земельных площади. Выбор был сделан на участке вдоль автомобильной дороги Нефтекамск-Янаул. Совет Министров БАССР вынес решение о резервации 100 га земли для строительства завода.

13 июля 1972 года началось строительство завода.

Открытое акционерное общее и "НЕФАЗ" входит в группу предприятий "КАМАЗ" и является крупнейшим Российской Федерации производителе специализированных надстроек на шасси КАМАЗ.

Завод введен в действие в 1977 году.

В 1993 году преобразован в открыто акционерное общество "Нефтекамский автозавод".

Основные показатели собственного капитала предприятия отражены в табл. 1.


Таблица 1 Собственный капитал предприятия

Наименование

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Уставный капитал, руб.

 8039896

8039896

8039896

Количество выпущенных акций, шт.

 8039896

8039896

8039896

Номинальная стоимость акции, руб.

1

1

1


Распределение акций общества по группам акционеров отражено в табл. 2.


Таблица 2 Распределение акций общества по группам акционеров

Наименование

Количество штук

Доля в уставном капитале, %

Государство (субъект РФ)

2291095

28,50

Юридические лица

5247561

65,28

Физические лица

500240

6,22

Всего

8038896

100,00


Крупнейшими акционерами общества являются ОАО КАМАЗ (4 021 256 акций, 50,02%) и государство в лице Министерства земельных и имущественных отношении Республики Башкортостан (2 291 095 акции, 28,5 %). Доля физических лиц в уставном капитале составляет 6,22 %, это 500 240 акции. В соответствии с решением общего собрания акционеров по результатам 2006 года акционерам общества начислены дивиденды из расчета 9,69 рублей на одну акцию, в сумме 77 907 тыс. руб.

В течение 2007 года общество выплачивало акционерам дивиденды за 2006 год и за прошлые годы в общей сумме 77 1 28 тыс. руб.

Завод занимает территорию площадью 84 гектара.

К основным видам деятельности предприятия можно отнести производство:

- автосамосвалов на шасси "КАМАЗ";

- емкостно-наливной техники;

- транспортных полуприцепов и прицепов;

- пассажирских автобусов;

- сельскохозяйственной техники;

- запасных частей

Площадь производства автосамосвалов - 106 тыс. кв. м.

Номенклатура выпуска

- более 40 модификации самосвальных установок на шасси КАМАЗ различной грузоподъемности объема кузова и способа разгрузки;

- 10 модификации прицепов и полуприцепов самосвальных.

Производственная мощность в год:

-самосвальных установок 19 250 ед;

- гидроцилиндров 25 000 ед;

- прицепов самосвальных 3 000 ед.

Площадь производства прицепной техники - 75 тыс. кв. м.

Номенклатура выпуска;

- более 60 модификаций емкостно-наливной техники вместимостью от 5,6 до 38 куб м для перевозки нефтепродуктов и питьевой воды;

- 45 модификации прицепов и полуприцепов транспортных;

- 15 модификации вахтовых автомобилей.

Производственная мощность в год:

- емкостно-наливной техники 1 800 ед;

-транспортных прицепов и полуприцепов 3 800 ед;

- вахтовых автомобилей - 800 ед.

Площадь производства автобусов - 18 тыс. кв. м.

Номенклатура выпуска.

- более 30 модификации городских, пригородных и междугородных автобусов на шасси КАМАЗ;

- три модификации автобусов на шасси VDL (Бельгия-Голландия): городской, пригородный и туристический.

Производственная мощность в год: 1 500 ед.

В отчетном году предприятие продолжило реализацию и совершенствование политики и целей в области качества, соответствующих требованиям национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 и международного стандарта ИСО 9001 версии 2000 года. Специалисты общества особое внимание уделили решению ключевых задач по выполнению мероприятии программы "Качество", ежегодно утверждаемой генеральным директором приказом под номером один.

Реализация Политики ОАО "НЕФАЗ" через достижение установленных целей в области качества на 2007 год позволила снизить уровень рекламации с 085 % (в 2006 году) до 0,82 % (в 2007 году), уровень дефектности поступивших на завод шасси с 1 2,6 % (в 2006 году) до 8,2 % (в 2007 году), уровень дефектности поставленной заводом в ОАО ТФК КАМАЗ автотехники с 5,9 % в 2006 году) до 1,5 % (в 2007 году).

Выполнение Программы качество обеспечило:

- повышение результативности большинства ключевых процессов системы менеджмента качества;

- сдачу автотехники в ОАО ТФК "КАМАЗ" с первого предъявлении до 98,6 % при плане 98 %;

- достижение удельного веса поставщиков автокомпонентов с сертифицированной системой менеджмента качества до 61 %;

- заключение дополнительных договоров о гарантийном и послегарантийном сервисе автотехники ОАО "НЕФАЗ" с автоцентрами ОАО Камазтехобслуживание. Общее количество автоцентров составляет 118, в том числе в странах ближнего зарубежья 12.

Внедрение корректирующих и предупреждающих мероприятий позволило кардинально улучшить качество изготовления изделий в механосборочных, сварочных и окрасочных производствах.

В 2007 году на всероссийском конкурсе 100 лучших товаров России ОАО НЕФАЗ присужден Диплом лауреата который завоевал городской автобус НЕФАЗ 52997 (Транзит совместного производства с корпорацией VDL (Голландия). Это уже шестой автобус производства ОАО НЕФАЗ, который получает высокое признание на всероссийском профессиональном уровне. В прошлые годы лидерами Программы "100 лучших товаров России" становились городской, пригородный, междугородный, туристический и автобус для перевозки пассажиров с ограниченными физическими возможностями.


1.2 Роль предприятия в инфраструктуре города


Размещению машиностроительных заводов в РБ благоприятствуют рост местного спроса на оборудование и машины, а также наличие здесь высокоэффективной системы топливо- и энергоснабжения, предприятий по производству пластмасс, резинотехнических и лакокрасочных изделий и технического стекла, которые необходимы для многих отраслей машиностроения.

Важно и то, что в республике создана разветвлённая сеть научно-конструкторских учреждений и учебных заведений по подготовке кадров для машиностроения. Важную роль в машиностроении играет наукоемкость, металлоёмкость, трудоёмкость и ориентация на потребителя.

По экспорту машиностроение РБ занимает 2 место после ТЭК. По итогам 2008 года предприятия увеличили общий объем экспорта на 22%. При этом поставки в Россию выросли на 18%, в другие страны СНГ увеличение объема экспорта составило около 30%. По итогам года положительное торговое сальдо по министерству промышленности составило более 1 миллиарда долларов.

Тенденции прошедшего года свидетельствуют об опережающем росте поставок промышленной продукции в другие страны СНГ по сравнению с Россией, отметил он. По его данным, в 2008 году значительно увеличен объем экспорта в Украину, которая охотно покупает белорусские двигатели, тракторные машинокомплекты и др.

Повышение конкурентноспособности отечественного машиностроения по сравнению с импортными аналогами по уровню цен стимулировало расширение выпуска оборудования для отраслей потребительского комплекса; 58 предприятий республики экспортировали машиностроительную продукцию в 50 стран мира.

Ведущим предприятием автомобилестроения является ОАО "НефАЗ" — крупнейший в России производитель специализированных надстроек на шасси КамАЗа. Вся самосвальная техника, городские и вахтовые автобусы, а также цистерны для перевозки светлых нефтепродуктов, изготавливаемые на шасси КамАЗа, детище Нефтекамского автозавода.

Буквально за два последних года объем выпускаемой продукции вырос на заводе более чем в 8 раз. Появились новые виды продукции — нефтевозы объемом 30 кубических метров на двухосных и трехосных тележках, автосамосвалы с трехсторонней разгрузкой, городские и пригородные автобусы, прицеп "Акбузат" для перевозки лошадей.

Увеличение поставок на внешний рынок наблюдается почти практически у всех ведущих предприятий отрасли. Определяющим фактором роста экспорта стало заключение выгодных контрактов ОАО "НефАЗ" и ряда иных предприятий республики.

Это произошло признанию высокого качества выпускаемой продукции ОАО "НефАЗ" посредством вручения автозаводу Международного Золотого Кубка Европейского центра стандартизации и контроля качества, приза "Золотой Меркурий".

Продукция ОАО "НефАЗ" пользуется спросом в промышленных центрах и регионах Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья.

ОАО "НефАЗ" активно осваивает новую продукцию. Изготавливается и реализуется 10 новых видов моделей автотехники, продолжаются работы по модернизации базовых моделей пассажирских автобусов и грузовых автомобилей, осваивается производство низкопольных пассажирских автобусов, городских автобусов и автобусов класса "Турист" на шасси нидерландской корпорации VDL.

Сегодня Нефтекамск крупный промышленный и культурный центр северо-западного региона Башкортостана, расположенный в 250 километрах от столицы республики. Город четвертый по численности населения после города Уфы, Стерлитамака и Салавата.

Нефтекамск имеет удачное географическое расположение на пересечении автомобильных, железнодорожных, водных путей, что позволило выгодно расположить ОАО "НефАЗ" и развивать экономические, культурные и деловые контакты с дружественными соседними городами и регионами республики и страны.

Следует отметить, что ОАО "НефАЗ" является достаточно крупным работодателем на рынке труда г. Нефтекамска. Отразим в табл. 3 данные по удельному весу работников ОАО "НефАЗ" в среднесписочной численности работников по полному кругу организаций г. Нефтекамска.

Данные табл. 12 свидетельствуют, что в 2007 г. наблюдается увеличение удельного веса численности персонала ОАО "НефАЗ" в общей численности работников по всем предприятиям г. Нефтекамска на 0,99 % за счет дополнительного приема 810 чел.


Таблица 3 Доли численности персонала ОАО "НефАЗ" в среднесписочной численности работников по полному кругу организаций г. Нефтекамска

Показатель

2006 г.

2007 г.

Изм. цепные

абс.

относ.

Среднесписочная численность работников по полному кругу организаций, тыс. чел.

61,62

62,81

1,19

101,93

Среднесписочная численность работающих в ОАО "НефАЗ", тыс. чел.

9,77

10,58

0,81

108,29

Удельный вес численности персонала ОАО "НефАЗ" в общей численности работников по всем предприятиям г. Нефтекамска, %

15,86

16,84

0,99

106,24


В целом среднесписочная численность работников по полному кругу организаций г. Нефтекамска была увеличена на 1190 чел. Таким образом, роль предприятия представляется довольно весомой, его можно отнести к градообразующим.


1.3 Структура управления


Руководство текущей деятельностью Общества осуществляют единоличный исполнительный орган в лице Генерального директора Общества и коллегиальный исполнительный орган - Правление. Генеральный директор Общества одновременно осуществляет и функции председателя Правления Общества. Генеральный директор Общества может быть избран в Совет директоров Общества. Исполнительные органы подотчетны Совету директоров Общества и общему собранию акционеров. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется Генеральным директором и Правлением Общества в пределах компетенции, установленной настоящим Уставом, а также прав и обязанностей, определенных Федеральным законом "Об акционерных обществах", правовыми актами Российской Федерации, Республики Башкортостан, настоящим Уставом, внутренним Положением и трудовым договором (контрактом), заключаемым каждым из них с Обществом. Трудовой договор (контракт) от имени Общества подписывается председателем Совета директоров Общества или лицом, уполномоченным Советом директоров Общества. По решению Общего собрания акционеров Общества полномочия исполнительного органа могут быть переданы по договору управляющей организации. Такое решение принимается Общим собранием акционеров только по предложению Совета директоров Общества. На отношения между Обществом и Генеральным директором и членами Правления Общества действие законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан о труде распространяется в части, не противоречащей положениям Федерального закона "Об акционерных обществах". Генеральный директор назначается Советом директоров Общества сроком на 5 лет. Правление Общества формируется Советом директоров Общества. Количественный и персональный состав Правления Общества утверждается Советом директоров Общества. Совет директоров вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий Генерального директора и членов коллегиального исполнительного органа Общества (Правления) и об образовании новых исполнительных органов. Решение о досрочном прекращении полномочий Генерального директора принимается Советом директоров единогласно всеми избранными членами Совета директоров, при этом не учитываются голоса выбывших членов Совета директоров Общества. Данное решение может быть принято только на очном заседании Совета директоров. Совмещение лицом, осуществляющим функции Генерального директора Общества и членами Правления, должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия Совета директоров Общества, зафиксированного в протоколе заседания Совета директоров Общества. Генеральный директор Общества в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.