скачать рефераты

МЕНЮ


Управление внедрением нового вида продукции на предприятии

Процесс-инновации включает разработку и внедрение новых или значительно улучшенных производственных методов, предполагающих применение нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства уже существующей на предприятии продукции. Кроме того в процесс-инновации включаются: новые или усовершенствованные производственные методы, уже реализованные в производственной практике других предприятий и распространяемые через технологический обмен (беспатентные лицензии, ноу-хау, консультации и т.п.).

В инновации не включаются эстетические изменения в продуктах (в цвете,декоре и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменными его конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры (свойства, стоимость того или иного изделия, а также входящих в него материалов и компонентов); расширение номенклатуры продукции за счет ввода в производство не выпускавшихся ранее на данном предприятии (возможно непрофильных), но уже достаточно известных на рынке сбыта видов продукции, с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов предприятия.

В дополнение к выше перечисленным обобщающим показателям статистические органы ведут систематическое наблюдение за освоением новых видов промышленной продукции и производством сертифицированной продукции производственно-технического назначения.

В зарубежных странах разработка и использование технологических инноваций является решающим фактором устойчивого социально-экономического развития. Такие страны, как правило, обладают ограниченными запасами природных ресурсов, вследствие чего вынуждены развивать производство конечной продукции и сферу услуг. Для развивающихся стран, напротив, основой экономики является ресурсодобывающая и перерабатывающая промышленности. В результате, им не остается ничего другого, как открывать свои внутренние рынки для наукоемкой продукции промышленно развитых стран, таким образом лишь упрочняя их лидирующее положение. Для того, чтобы вырваться из замкнутого круга таким странам, как Россия необходима долговременная стратегия ресурсно-инновационного развития и устойчиво высокие инвестиции в эту сферу.

Однако, как показывает опыт зарубежных стран, в частности Швеции, в условиях глобальной конкуренции самое трудное – это не достичь статуса промышленно развитой страны, а удержать его.

Согласно данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) за период с 1981 по 2001 гг. Швеция переместилась с пятого на второе место в рейтинге стран, инвестирующих в исследовательскую деятельность и технологические разработки (R&D). Благодаря выпуску высокотехнологичной и наукоемкой продукции Швеции есть что предложить на международном рынке. Особо впечатляют успехи Швеции в области биомедицины и высоких технологий, что было бы недостижимо без тесного взаимодействия науки, в лице университетов, и промышленности как основного заказчика.

Однако в скором времени этот баланс может быть нарушен, считает ректор ведущего медицинского вуза Швеции, Karolinska Institutet, Харриет Уолберг-Хенрикссон (Dagens Nyheter, 08.08.2005). В результате слияния министерств осенью 2004 года, под ударом, по мнению ректора, более всех оказалась именно сфера исследований.

Стратегия, совместно разработанная министерствами в 2004 году, получила название «Инновационная Швеция» (“Innovativa Sverige”) и определила основные направления деятельности правительства в области инноваций. Данная стратегия содержит основные направления инновационной политики вплоть до 2010 года. Правительство выделяет четыре приоритетные области развития:

-                   Развитие базы знаний для разработки инноваций

-                   Развитие инновационного предпринимательства

-                   Государственные вклады в инновационную сферу

-                   Развитие людей в инновационной среде

“ Innovativa Sverige” есть не что иное, как отражение общеевропейского процесса: Швеция лишь старается послушно следовать Лиссабонской стратегии ЕС, по которой к 2010 году Европа должна стать регионом с самой конкурентоспособной экономикой в мире. Швеция же, в свою очередь, будет стремиться в границах Европы стать страной с самой конкурентоспособной экономикой, основанной на знаниях.

На этом разработка стратегических направлений исследовательской деятельности не останавливается. Весной 2005 года Правительство совместно с представителями шести ключевых отраслей шведской экономики и их профсоюзными организациями приступило к составлению новой стратегической программы их развития. К числу данных отраслей относятся: автомобилестроение, IT, лесная и деревообрабатывающая промышленность, металлургия, фармацевтическая промышленность и биотехническая отрасль. На предприятиях данных отраслей трудятся более 600 тысяч шведов, и на их долю приходится свыше 80% инвестиций, осуществляемых промышленностью в R&D в целом. Программа должна быть представлена в готовом виде до конца осени 2005 года; в ней будут определены конкретные мероприятия, которые позволят Швеции усилить свои позиции как производителя инновационных товаров и идей по шести обозначенным направлениям.

Финансирование исследований и развития осуществляется государством не только посредством статьи в бюджете, но и через исследовательские фонды. Основная цель таких фондов – содействие развитию контактов между высшими учебными заведениями и промышленными предприятиями. Несмотря на то, что средства на осуществление своей деятельности они получают от государства, оно никак не вмешивается в их деятельность и, в частности, в вопросы распределения средств. К наиболее известным относятся: Фонд знаний (KKS), Фонд интернационализации высшего образования и исследований (STINT), Фонд стратегических исследований (SSF) и др. Помимо них поддержку и финансирование исследовательской деятельности отказывают и различные министерские агентства: Агентство по инновационным системам (Vinnova), Агентство по энергетике (STEM), Фонды трансферта технологий (Teknikbrostiftelser), сеть агентств ALMI-group, Агентство по экономическому и региональному развитию (NUTEK). Еще одним влиятельным фондом является Промышленный фонд развития (Industrifonden), но финансирования из государственной казны он не получает. В 2005 году государство совместно с Industrifonden и сетью Teknikbrostiftelser учредило новую структуру – Innovationsbron AB. В ее распоряжение в течение десяти лет будет передано 1,8 млрд. крон, которые планируется потратить на содействие коммерциализации исследовательских идей и результатов исследований.

Как видим, за будущее инновационной сферы в Швеции сильно тревожиться не стоит. Но критика нет-нет да появится, цель – не дать властям расслабиться. И это вполне оправданно, поскольку то, что сегодня страна вкладывает в область исследовательских разработок, с лихвой окупится на международном рынке не в таком уж далеком будущем. Правительство Швеции, 40% национального дохода которой приносят экспортеры, это прекрасно понимает и активно поддерживает имидж своей страны как мирового лидера в сфере инноваций.

Но это в развитых зарубежных странах. В России ситуация обстоит совсем по-другому.

В соответствии с проектом Федерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ выделяются основные направления поддержки государственной инновационной политики:

-          содействие увеличению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции;

-          ориентация на всемирную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

-          сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма и защиты интеллектуальной собственности;

-          содействие развитию инновационной деятельности в регионах России международному и межрегиональному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защите интересов национального инновационного предпринимательства.

Основные направления Российской инновационной политики:

-          поддержка фундаментальных исследований, направленных на получение результатов, качественно меняющих науку и технику;

-          финансирование поисковых НИОКР для создания новых продуктов и технологий с опережающими техническими решениями для последующей передачи результатов в сферу материального производства;

-          создание законодательной и информационной базы, обеспечивающей экономическую заинтересованность производителей в осуществлении инноваций и, как следствие, радикальные изменения технического уровня производства и экономики в целом.

Проблемы формирования инновационной политики особенно важны при выборе перспективной стратегии. В настоящее время особую актуальность приобретает разработка стратегии и тактики реформирования внутрифирменной науки как элемента инновационной политики. Необходимо поддерживать совместные исследования внутрифирменных научных подразделений с академическими институтами, вузами и ГНЦ. Такая целенаправленная мера позволит обеспечить трансферт технологий по стадиям инновационного цикла, и «компенсировать» недостаток кадров высшей квалификации и исследовательской базы этого сектора науки.

Формирование стратегии происходит с учетом существующих условий, собственных интересов инноваций предприятия, перспектив развития инновационных процессов на длительную перспективу. Это обусловлено следующими причинами:

1.       Сформулированные в конкретный момент цели и приоритеты инновационной политики отражают только субъективное осознание действительности. По мере развития предприятий, отраслей и экономики в целом цели и возможности их реализации будут существенно меняться по мере осознания новых факторов и условий развития.

2.       Инновация не является разовым мероприятием, воспроизводственные процессы в экономике должны носить постоянный характер, поэтому все инновационные мероприятия должны быть взаимоувязаны не только технологически, но и по времени.

3.       В современных условиях основную роль в создании новой инновационной политике должно играть федеральное правительство и его органы. В частности министерство науки и новых технологий.

В ближайшей и долгосрочной перспективе максимизация инновационного фактора становится решающим условием устойчивости развития современных экономических систем.

За последние 20 лет понятие «стратегия» широко вошло в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента как набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений[16]. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Автор считает, что многие ошибки, провалы и неудачи российских фирм заключаются именно в том, что высшее руководство данных фирм не понимает и не хочет понять преимуществ использования планирования и, в частности, стратегического.

Сегодня, в эпоху глобализации экономики, ни одна компания не может существовать без четко сформулированной стратегии развития. Времена, когда можно было создать преуспевающую компанию, основываясь исключительно на здравом смысле и минимуме специальных знаний, канули в Лету[17]. Теперь даже малый бизнес рискует быть уничтоженным, если не осознает своего положения в отрасли и не определит своих долгосрочных перспектив с учетом действий соперников, не только ближайших, но и находящихся на другой стороне планеты, ведь Интернет и web-технологии превратили весь мир в «большую деревню» и не оставили шансов на выживание тем, кто упускает связанные с этим фактом возможности.

С середины 90-х гг. наблюдается тенденция к усилению непредсказуемости предпринимательской среды и риска, связанного с функционированием компаний[18]. В этих условиях особую актуальность приобретает такой вид долгосрочного планирования как стратегическое планирование (СП). Основной целью СП в фирме является создание долгосрочного преимущества, основным методом – постоянная адаптация к рыночным условиям и предвидение изменений во внешней среде.

Современное СП инноваций охватывает период от 3 до 10 лет (в зависимости от отрасли) и заключается в разработке комплекса мероприятий компании по адаптации, предвидению и конструированию изменений во внешних условиях путем внедрения инновационных проектов.

Система стратегического планирования охватывает:

-        анализ рынка;

-        постановку целей;

-        разработку альтернативных стратегий;

-        составление стратегического плана.

При разработке стратегии достижения целей фирма опирается на изучение шансов, опасностей и возможных вариантов развития (SWOT-анализ), а также динамики оборота по изделиям и их видам, клиентам, секторам рынка.

Понимая под инновационной стратегией ту или иную модель поведения компании в новых рыночных условиях, можно выделить две группы стратегий – активные и пассивные. Первый вид (активные) часто именуемый технологическим, представляет собой реагирование на происходящие и возможные изменения о внешней среде путем внедрения постоянных технологических инноваций. Избрав одну или несколько активных стратегий, фирма предпочитает в качестве главного фактора успеха использование новой технологической идеи. Пассивные или маркетинговые инновационные стратегии представляют собой постоянные инновации в области маркетинга. Фирма может выбрать стратегию нововведений в области дифференциации товара, выделяя все новые и новые его конкурентные преимущества. Избрание компанией пассивных инновационных стратегий может означать и такой способ реагирования на изменения во внешних условиях как постоянные нововведения в области форм и методов сбыта продукции, коммуникационной политики.

На определенном этапе своей деятельности любая компания выбирает ту или иную инновационную стратегию. Следуя принципу комплексного подхода к инновациям, можно предположить, что наиболее оптимальным решением является сочетание активных и пассивных стратегий в рамках осуществления инновационной политики. Данный подход дает уникальное конкурентное преимущество новаторам, т.к. предполагает не только научно-техническое первенство, но и наличие сильных маркетинговых позиций.

Для отечественных компаний возможны следующие варианты развития:   1)         развивать самостоятельно и производство, и инжиниринг;

2) отказаться от большей части собственного производства и сосредоточиться на инжиниринге продуктов;

3) отказ от собственного инжиниринга и переход на позицию изготовителя[19].

Продуктом компании будет являться услуга по изготовлению какого-либо изделия. Т.е. технологические инновации одновременно являются и инновациями в продукт компании-изготовителя.

Для долгосрочной перспективы лучше первые два варианта. Владение инжинирингом обеспечивает больший контроль над добавленной стоимостью. Но у большинства российских компаний мало ресурсов и перспектив самостоятельно развивать свой инжиниринг до мирового уровня.

В плане разработки инновационных идей наши компании в целом идут в русле мировых тенденций:   

1) снижается доля НИИ;      

2) усиливается влияние в науке учебных заведений;                  

3) российские предприятия стали больше покупать лицензий; 

4) многим удалось кардинально сократить сроки разработок.

Подводя итоги, можно заметить, что у российских компаний по большому счету есть только одна проблема – не осознанная стратегия развития, что во многом лишает инновационный процесс смысла. Все остальные проблемы – производные.

Для определения наиболее эффективного пути инновационного хозяйствования предлагается использовать накопленный опыт в области систем стратегического и тактического планирования деятельности предприятия, в том числе инновационной[20]. Суть «скользящего» планирования инновационной деятельности заключается в непрерывном пересмотре задач временных приоритетов, согласованности и «накрытия» плановых задач, в интенсивной увязке планов на базе всего арсенала известных методов планирования с учетом вновь появившихся концепций.

В работе предлагается деление эффективности инновационных инвестиционных проектов на эффективность инновационного проекта в целом и эффективность участия в проекте. В свою очередь, эффективность проекта в целом предусматривает общественные и коммерческие интересы, которые трансформируются через интересы акционеров, юридических лиц любого уровня и государства.

Придя к выводу, что инновационное планирование в организации должно осуществляться комплексно и по скользящему во временном аспекте характеру, автор остановился на новом принципе управления и планирования инновационного пути развития как отдельного проекта, так и предприятий (корпораций) – нелинейности. Исходя из принципа нелинейности хозяйственных систем, процесс планирования можно моделировать. В работе предлагается использовать модель, предложенную японским экономистом Т. Коно. Данная модель способно использовать все прогрессивные существующие методы отечественной и зарубежной практики планирования. Для обеспечения надежности и качественности планов, конкурентоспособности фирмы необходимо сформулировать такой портфель новшеств и инноваций, который отвечал бы стратегии организации.

Исследование показало, что в бизнес-планах инвестиционных проектов все-таки не учитываются современные методы определения факторов внешней и внутренней среды особенно нелинейных систем, к которым относится и объект исследования.

Бизнес-планирование открывает путь к приоритетному инвестированию нужных инноваций, поэтому предприятия должны уделять этому направлению планирования особое внимание. В бизнес-планах инновационного развития надлежащее отражение должен найти раздел анализа окружающей предприятие внешней среды и анализа внутренней среды. В диссертации предложена уточненная структура содержания и целей инновационного бизнес-плана.

Бизнес-план – это документ, на основании которого инвестор или кредитор составляют свое мнение о фирме и принимают решение о предоставлении ей средств[21]. Поэтому при составлении бизнес-плана надо прежде всего представлять, кому он будет адресован: кредитору или инвестору, поскольку у этих двух групп заимодавцев различные цели, а следовательно, и различные принципы оценки бизнес-плана.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.