21
Кудряшова Л.Д.
Каким быть руководителю. Л. 1986, с.164.
22
Кузьмин Е.С.
Основы социальной психологии. Л. 1967., с. 129.
23
Кузьмин Е.С.,
Волков И.Б., Емельянов Ю.Н. Руководитель и коллектив. Л.: Лениздат. 1974. с.
167.
24
Майерс Д. Социальная
психология. Интенсивный курс - СПБ.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.
25
Немов Р.С. Психология
– М.; гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
26
Парыгин Б.Д.
Социально-психологический климат коллектива : пути и методы изучения. /Под ред.
Ядова В.А. Л., Изд-во "Наука" 1981. 192 с.
27
Петpовский А.В.,
Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978. – 600
с.
28
Познанский Д.П.
Педагогические проблемы управления системой воспитания в полке. – М.: Наука,
1980. – 280 с.
29
Пугачев В.П.
Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М.: Аспект Пресс,
2003. – 285 с.
30
Пугачев В.П. Руководство
персоналом организации, - М.: Аспект –Пресс, 1999. – 470 с.
31
Пустовалов С.Б.
Настольная книга психолога – практика. – М.: Военный университет, 1996. – 560
с.
32
Розанова В.А.
Психология управления.– М.: ЗАО "Бизнес – школа" Интел-Синтез. –
2002. – 400с.
33
Ромашов О.В.,
Ромашова Л.О. Социология и психология управления. М.; Изд. "Экзамен",
2002. – 512 с.
34
Сухов А.Н.,
Деркач А.А. Социальная психология. – М.: Издательский центр "Академия",
2003. – 600 с.
35
Самыгин С.И.,
Столяренко Л.Д. Психология управления. – Ростов-на-Дону; Издательство "Феникс",
1997. – 512 с.
36
Столяренко Л.Д.
Основы психологии - Ростов на Дону: Издательство "Феникс", 1997. –
460 с.
37
Тютченко А.М.
Морально-психологическое состояние сотрудников: оценка и пути формирования. –
М.: ГА ВС, 1994. – 120 с.
38
Управление
персоналом. Учебник для ВУЗов./Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л., М:Банки и
биржи. ЮНИТИ. 1998. 423 с.
39
Урбанович А.А.
Психология управления – МН.: Харвест, 2001. – 640 с.
40
Утлик Э.П.
Психология дисциплины. - М.: ГАВС, 1992. – 400 с.
41
Феденко Н.Ф.,
Галицкий А.Н. Психологические аспекты преодоления конфликтов. - М.: ВПА, 1982.
– 136 с.
42
Хаханьян Г.Д.
Основы психологии. - М.: Госиздат, 1924. 289 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Психологическая структура
управленческих способностей
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Сравнительная характеристика трех
стилей управления
Формальная
сторона
Содержательная
сторона
Авторитарный
стиль
Деловые,
краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык,
неприветливый тон. Похвала и порицание субъективны. Эмоции не принимаются в
расчет. Позиция лидера – вне группы.
Дела в
группе планируются заранее (во всем объеме). Определяются лишь
непосредственные цели, дальние – неизвестны. Голос руководителя – решающий.
Демократический
стиль
Распоряжения
и запреты – с советами. Позиция лидера – внутри группы.
Мероприятия
планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все.
Все разделы работы не только предлагаются, но и собираются.
Либеральный
стиль
Тон –
конвенциальный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества.
Позиция лидера – незаметно в стороне от группы.
Дела в
группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются
из отдельных интервалов или исходят от нового лидера.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Основные параметры трех стилей
управления
Параметры стилей управления
Виды
стилей управления
Авторитарный
Демократический
Либеральный
1. Принятие решения и определения задач
Лично руководителем
С учетом предложений подчиненных
Одобрение и согласие с мнением подчиненных
2. Способ доведения решения
Приказ, категоричное требование
Совет, рекомендация, намек
Просьба, упрашивание
3. Степень регламентации действия
Высокая
Оптимальная
Низкая (максимальная свобода подчиненных)
4. Характер общения руководителя с подчиненными
Короткое, деловое, сухое
Более продолжительное, не только деловое, но и личностное
Может не вступать в общение, если подчиненные не обращаются
к нему
5. Характер регуляции поведения и деятельности подчиненных
Делает упор на взыскания
Делает упор на поощрения
Воздерживается от регуляции поведения и деятельности
подчиненных
6. Мнение руководителя о подчиненных
Категоричность, разделение на плохих и хороших, перевода из
одной категории в другую практически не делает
Считает всех подчиненных изначально хорошими, гибкость в
измерении оценок
Оценок подчиненным практически не дает
7. Отношение руководителя к инициативе подчиненных
Недоверчивое, негативное
Поощрение проявления инициативы
Переоценка возможностей инициативы подчиненных
8. Морально-психологический климат в организации.
Напряженный
Оптимальный
Крайне изменчив.
9. Показатели деятельности организации
Высокие количественные, средние качественные
Средние количественные, высокие качественные
Нестабильные показатели
10. Контроль руководителя за деятельностью подчиненных
Повышенный
Средний
Отсутствует
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Формы власти
Примеры различных форм власти
В общем виде
Управление в условиях рынка
Власть по должности
Административная власть
Управляющий. Начальник, руководитель по проекту и т.д.
Личная власть
Исполнительная власть
Мастер, специалист
Экономическая власть
Правовая
Финансовые работники, контролеры и т.д.
Экспертная власть
Бюрократия
Администрация и т.л.
Психологическая власть
Группы заинтересованных лиц
Рабочая группа, производственное собрание
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Рисунок 1 – График, отражающий выявленные лидерские качества
Таблица 1 - Результаты исследования
Тестовые методики
ГД
ЗГД
НОП
НОЗ
НСХ
ПНСХ
НФБ
ВБД
СДП
СМБ
СЗП
СРТА
Способность к лидерству
39
40
24
28
25
36
35
30
28
23
30
25
Эффективность лидерства
34
33
10
25
20
31
29
31
25
9
32
29
ПРИМЕЧАНИЕ:
генеральный директор – ГД;
заместитель генерального директора - ЗГД; начальник отдела продаж-НОП;
начальник отдела закупа продукции-НОЗ; начальник складского хозяйства - НСХ;
помощник начальника складского хозяйства – ПНСХ; начальник склада филиала по
ул.Брянская –НФБ; супервайзер "Вимм Билль Дан" -ВБД; супервайзер
"детское питание" -ДП; супервайзер направления "Mars"
и "Билтимор" - СМБ; полуфабрикатов и мороженного-СЗП; супервайзер
районных торговых агентов- СРТА.
ПРИЛОЖЕНИЕ З
Рисунок – 2 – График,
отражающий выявленные способности к руководству
Шкала количественных оценок к методике "Какой вы руководитель?".
0-5 – больше специалист, чем руководитель;
6-10- слабый руководитель;
11-15-хороший организатор и исполнитель;
16-20- ярко выражены управленческие способности, хороший организатор,
направлен на карьерный рост.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Генеральный директор – ГД;
заместитель генерального директора - ЗГД; начальник отдела продаж-НОП;
начальник отдела закупа продукции-НОЗ; начальник складского хозяйства - НСХ;
помощник начальника складского хозяйства – ПНСХ; начальник склада филиала по
ул.Брянская –НФБ; супервайзер "Вимм Билль Дан" -ВБД; супервайзер
"детское питание" -ДП; супервайзер направления "Mars"
и "Билтимор" - СМБ; полуфабрикатов и мороженного-СЗП; супервайзер
районных торговых агентов- СРТА.
ПРИЛОЖЕНИЕ И
Рисунок – 3 – График по результатам выявленных стилей руководства
В зависимости от полученных сумм
ответов степень выраженности будет различной по шкале количественных оценок:
минимальной (0 – 7); средней (8 – 13); высокой (14 – 20).
ПРИМЕЧАНИЕ:
Генеральный директор – ГД;
заместитель генерального директора - ЗГД; начальник отдела продаж-НОП;
начальник отдела закупа продукции-НОЗ; начальник складского хозяйства - НСХ;
помощник начальника складского хозяйства – ПНСХ; начальник склада филиала по
ул.Брянская –НФБ; супервайзер "Вимм Билль Дан" -ВБД; супервайзер
"детское питание" -ДП; супервайзер направления "Mars"
и "Билтимор" - СМБ; полуфабрикатов и мороженного-СЗП; супервайзер
районных торговых агентов- СРТА.
ПРИЛОЖЕНИЕ
К
Рисунок – 4 – График, отражающий результаты исследования
коммуникативно-организаторских способностей
ПРИМЕЧАНИЕ:
Генеральный директор – ГД;
заместитель генерального директора - ЗГД; начальник отдела продаж-НОП; начальник
отдела закупа продукции-НОЗ; начальник складского хозяйства - НСХ; помощник
начальника складского хозяйства – ПНСХ; начальник склада филиала по ул.Брянская
–НФБ; супервайзер "Вимм Билль Дан" -ВБД; супервайзер "детское
питание" -ДП; супервайзер направления "Mars" и "Билтимор"
- СМБ; полуфабрикатов и мороженного-СЗП; супервайзер районных торговых агентов-
СРТА.
ПРИЛОЖЕНИЕ Л
Таблица 3.1 - Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей.
Кк коммуникативные
Ко организаторские
Шкальная оценка по баллам
0.10-0.45
0.20-0.55
1
0.46-0.55
0.56-0.65
2
0.56-0.65
0.66-0.70
3
0.66-0.75
0.71-0.80
4
0.76-1.00
0.81-1.00
5
Таблица 3.2 - Подсчет
результатов по вопроснику КОС