скачать рефераты

МЕНЮ


Иностранные инвестиции

административно-правовой контракт, также отношения квалифицируют как

"транснациональный контракт об экономическом развитии". Положения

административного контракта признают односторонние действия правительства

(как стороны контракта) по контролю за исполнением условий контракта или по

изменению его условий в общественных интересах.

Подобные положения отсутствуют в других инвестиционных контрактах,

вследствие чего в них ограничено право правительств принимающих стран в

одностороннем порядке изменять условия контракта с иностранным инвестором.

Предметом контрактов является соглашение сторон о вложении

иностранного капитала в экономику принимающего государства инвестором и о

разрешении допустить этот капитал на территорию государства, в определенную

отрасль экономики. Контракт содержит положения о том, что любая

инвестиционная деятельность должна способствовать экономическому развитию,

увеличению занятости, обеспечению профессиональной подготовки местного

населения, передаче управленческого опыта, улучшению платежного баланса,

улучшению снабжения населения товарами первой необходимости и т.д.

Непременным условием инвестиционной деятельности является использование

местных ресурсов — сырья, материалов, рабочей силы и т.д. Контракт содержит

и положения-обязательства принимающего государства предоставить иностранным

инвестициям полное или частичное освобождение от налогов, экспортно-

импортных таможенных пошлин, свободу перевода прибылей и капитала в

соответствующей валюте за границу, не применять положения национального

законодательства, изменяющие правовой режим, льготы, привилегии до

истечения срока контракта. Контракты также содержат арбитражную оговорку и

условие, обязующее стороны на строгое соблюдение взаимных прав и

обязанностей[26].

Часто в соответствии с инвестиционными контрактами иностранным

инвестициям предоставляются более льготные режимы, чем те, которые

закреплены в инвестиционных кодексах и законах.

Правительства обычно заключают контракты с крупными компаниями, ТНК,

которые экологическом отношении иногда превосходят по мощи принимающие

государства. Это создает определенные сложности. Особенность контрактов

также в том, что они основываются на нормах международного права,

национальных законодательствах принимающей стороны и иностранного инвестора

одновременно.

Кроме того, тут присутствуют и отношения партнерства и подчинения: в

обмен на допуск в страну, предоставление определенных условий и гарантий от

политических рисков инвестор должен принять предлагаемые ему условия и

строго их соблюдать. А при нанесении ущерба инвестициям по вине принимающей

стороны, ущерб компенсируется не полностью, без учета упущенной выгоды.

В заключении можно отметить, что инвестиционные контракты-соглашения

играли и играют значительную роль в привлечении иностранных инвестиций в

экономику развивающихся государств.

3. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО

ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Для того, чтобы поощрить инвестиции друг друга, дать им

дополнительные льготы и гарантии, государства заключают между собой

соответствующие соглашения.

Выделяют 3 типа таких соглашений, оказывающих влияние на иностранное

инвестирование:

1) торговые договора;

2) соглашения о налогообложении;

3) договора и соглашения об иностранных инвестициях.

Торговые договора играют сегодня главную роль в регулировании

международной торговли, а также в значительной мере используются как форма

регулирования отношений, связанных с экспортом-импортом капитала. Такие

договора заключаются как между развитыми странами (США имеет договора с

Италией, Японией, ФРГ),

так и между развитыми и развивающимися странами (между США и Эфиопией

(1951 г.), Ираном (1955 г.), Никарагуа (1956 г.), Пакистаном (1959

г.))[27].

Договора имеют целью развивать и укреплять дружественные отношения

между народами, способствовать взаимовыгодной торговле и инвестированию. Но

из-за слабости источников инвестирования в развивающихся странах принцип

взаимности, взаимовыгодности соблюдается лишь в отношениях между развитыми

странами, а из договоров между развитыми и развивающимися странами выгоды

извлекают преимущественно развитые государства.

Торговые договора определяют принципы и нормы регулирования вопросов

в отношении инвестирования капитала. Они устанавливают общий правовой

режим, предоставляемый сторонами друг другу при инвестировании, допуск

иностранных физических и юридических лиц в страну, дают им свободу

передвижения по территории друг друга, взаимное признание иностранных

юридических лиц, право иностранных юридических и физических лиц на

обращение в суд за защитой, режим и гарантии иностранной частной

собственности на территории друг друга, вопросы налогообложения, перевода

прибылей и капиталов за границу, приобретения движимого и недвижимого

имущества. Эти договора часто создают основу регулирования отношений,

связанных с иностранным инвестированием.

Обычно иностранным инвестициям в соответствии с договором

предоставляется "национальный режим", но может устанавливаться и "режим

наиболее благоприятствуемой нации", когда иностранные инвестиции получают

более благоприятные условия по сравнению с национальными компаниями.

Споры между договаривающимися сторонами должны разрешаться по

дипломатическим каналам, если же это не удается, то рассмотрение спора

может быть передано в Международный суд ООН.

Соглашения о налогообложении заключаются между государствами в целях

регулирования вопросов налогообложения при экспорте-импорте капитала между

ними. Государства, подписавшие подобное соглашение принимают на себя

обязательство полностью или частично освободить предприятия, контролируемые

иностранным капиталом от налогообложения.

Многие развивающиеся государства, заинтересованные в притоке

иностранного капитала, предоставляют ему льготы налогового характера в силу

постановлений национального законодательства об иностранных инвестициях,

т.е. необходимости в заключении соглашений о налогообложении вроде бы нет.

Но, не несмотря на это, такие соглашения заключаются с целью избежания

двойного налогообложения инвесторов.

Вопросом налогообложения иностранных инвестиций занимались эксперты

финансового комитета ООН, Международной Торговой Палаты, ОЭСР. Они

рекомендовали при заключении налоговых соглашений или в одностороннем

порядке предусмотреть положения, в силу которых доходы от иностранных

инвестиций облагались бы только первоначально в той стране, где они были

получены. Надо сказать, что в некоторых странах (например в Великобритании)

национальное законодательство предусматривает избежание двойного

налогообложения по некоторым видам доходов.

В двухсторонних договорах об избежании двойного налогообложения этот

вопрос решается двумя способами:

1) полное или частичное освобождение от подоходного налога частных

инвесторов. При этом налогами облагаются доход и прибыль частного инвестора

только один раз, т.е. в развивающихся странах или по месту получения

дохода;

2) некоторые страны предоставляют кредит инвесторам для уплаты

налогов, взимаемых в развивающихся странах. При этом прибыль, поступающая

из-за рубежа облагается налогами в зависимости от ее налогообложения за

рубежом. Такая практика применяется в США, Англии, Японии.

В некоторых развитых в промышленном отношении странах

предусматривается освобождение от налогов иностранных источников дохода:

постоянно получаемые из-за рубежа доходы, дивиденды и т.п. не подлежат

обложению.

В соглашения о налогообложении включаются положения о том, в каких

случаях и какой вид налога взымается с дохода, прибыли или сверхприбыли,

дивидендов, а также положения о снижении или освобождении от налогов.

Главная цель двухсторонних договоров об инвестициях состоит в том,

чтобы обеспечить в условиях социально-экономического и политического

кризиса относительную стабильность воспроизводства и свободу движения

капитала, обеспечить приток иностранного частного капитала в страну,

предоставив ему гарантии от политических или некоммерческих рисков.

В понятие "гарантии от некоммерческих рисков" входит:

1) гарантии от национализации и экспроприации предприятий с иностранным

капиталом;

2) от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибылей[28];

3) от ущерба инвестициям в случае войн, революций, других социальных

потрясений.

Договоры и соглашения об инвестициях в практике США, ФРГ, Японии и

др. вытекают из государственной системы страхования заграничных частных

инвестиций, существующей в этих государствах. Эта система заключается в

том, что частные инвесторы страхуют свои капиталы перед тем как вложить их

в развивающиеся страны. Страхование возможно лишь при наличии договоров или

соглашений с теми государствами, куда инвестор намерен поместить капитал.

Первоначально такая система страхования возникла в США в связи с

планом Маршалла, в 1952 г. она была дополнена принятием закона "О взаимной

безопасности", а в 60-х - закона "О международном развитии". В ФРГ

государственная система страхования заграничных инвестиций была введена в

1959 г. на основе бюджетного закона. Широко используется практика

заключения соглашений об инвестициях и в Японии. Но в отличие от практики

США наличие такого соглашения не является обязательным условием в Японии и

ФРГ для предоставления гарантий экспортеру капитала. В Японии и ФРГ

действуют национальные законодательства о гарантиях инвесторам, они

предусматривают в качестве условия возврата капитала совершение инвестором

всех возможных действий, направленных на возмещение ущерба в рамках

национальной системы права принимающего государства.

Что касается соглашений об инвестициях (их еще называют "соглашения

о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций"), то они

заключаются для развития экономического сотрудничества, создания

благоприятных условий для увеличения инвестирования на территориях

договаривающихся государств.

Соглашения содержат определения таких понятий как "инвестиции",

"инвестор", "территории" и др. Далее оговаривается, что каждая сторона

создает благоприятные условия для инвестиций другой стороны, предоставляет

им защиту и гарантии.

В отношении инвестиций и доходов устанавливается режим не менее

благоприятный, чем для национальных инвестиций или инвестиций третьих

сторон, т.е. режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Но

из режима наибольшего благоприятствования могут предусматриваться

исключения: он не обязательно распространяет на инвестиции другой стороны

преимущества, вытекающие из любых международных договоров и внутренних

законов, таможенного союза и т.п. Далее определяется общий порядок

возмещения убытков иностранным инвесторам (в каких случаях и каким

образом). Иностранные инвестиции не подлежат национализации и экспроприации

иначе как в интересах государства, связанных с чрезвычайной потребностью и

при обеспечении своевременной и адекватной компенсации. Далее соглашение

определяет порядок репатриации инвестиций и доходов.

При возникновении споров между государством и физическими или

юридическими лицами другого государства за их разрешением надлежит

обращаться в Международный центр по урегулированию международных споров или

арбитраж. Споры же между государствами - сторонами соглашения должны

разрешаться по дипломатическим каналам, либо передаваться на рассмотрение

двусторонней комиссии, либо в арбитраж.

Далее устанавливается принцип суброгации: после возмещения

государством экспортера капитала ущерба частному инвестору это государство

приобретает право требовать сумму компенсации у государства импортера

капитала и у других должников инвестора, т.е. к государству переходят права

частного инвестора, полученные им в связи с инвестированием капитала.

Кроме того, определяется, что если внутренне законодательство или

дополнения к соглашению содержат более благоприятные условия для инвестиций

другой стороны, чем предусмотрено в соглашении, то они имеют

преимущественную силу. Положения соглашения применяются к правам и

обязанностям сторон в отношении инвестиций, осуществленных после вступления

в силу соглашения. Иногда положения соглашения распространяются и на

инвестиции, осуществленные до его подписания (особенно часто это

используется в договорах США с развивающимися странами). Соглашения

действуют обычно в течение 10 лет и автоматически до уведомления одной из

сторон за 12 месяцев о прекращении соглашения.

При прекращении, положения соглашения действительны в течение 10 лет

по отношению к инвестициям сторон со дня прекращения.

Такие соглашения обычно вступают в силу после их подписания и не

требуют ратификации высшими законодательными органами. от имени государства

документ часто подписывает посол. Соглашения об инвестициях сегодня весьма

широко используются сторонами для поощрения своих инвесторов делать

вложения в те или иные страны, а также для привлечения иностранного

частного капитала в экономику сторон, нуждающихся в нем.

Многостороннее регулирование отношений, связанных иностранным

частным инвестированием получило свое начало в 20-х годах нашего века. В

1929 г. в Париже по инициативе Лиги Наций была созвана конференция с целью

заключения многосторонней Международной Конвенции по обращению с

иностранцами и их собственностью. Однако участники конференции к согласию

не пришли.

В 1944 г. были созданы МВФ и МБРР, который начал свои операции 25

июня 1946 г. как международный инвестиционный институт предоставлением

целевых займов для реконструкции производства и развития производственных

объектов. Кроме того, МБРР играет ведущую роль в разработке и внедрении

многосторонних международных конвенций по регулированию иностранных

инвестиций.

После второй Мировой войны многие государства выступали с

предложениями о создании международной организации по торговле и в 1946 г.

были разработаны примерный Устав международной торговой организации и

приложение к нему "Международное инвестирование и экономическое развитие".

Но Устав не был ратифицирован необходимым количеством государств.

Затем были предприняты новые попытки создания многосторонней

конвенции и системы защиты частного капитала за рубежом. Так, на

экономической конференции в Боготе было подписано соглашение, содержащее

положения по регулированию частных инвестиций, его ратифицировали 3

латиноамериканских государства.

А в 1957 г. состоялась экономическая конференция членов Организации

американских государств в Буэнос Айресе.

С конца 50-х особую роль в вопросах иностранного инвестирования

стала играть ООН. В ООН обсуждаются все важные вопросы отношений между

государствами и особенно вопросы ускорения экономического развития стран

Азии, Африки и Латинской Америки. ООН сама непосредственно влияет на

экономическое развитие этих стран, предоставляя им экономическую помощь,

которой руководит аппарат Программы развития ООН через отдел технического

сотрудничества ООН на регулирование иностранных инвестиций в развивающихся

странах оказывают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, Экономического и

Социального Совета ООН, конференции ООН по торговле и развитию.

Одна из наиболее важных резолюций ООН "О постоянном суверенитете над

национальными природными богатствами" была принята в 1962 г. Документ

закрепил право на свободное распоряжение своими ресурсами в национальных

интересах. Зафиксирован принцип отказа от политических условий при

предоставлении экономической помощи. Национализация иностранной

собственности должна основываться лишь на соображениях общественной пользы,

национальной безопасности и национальных интересах, стоящих выше интересов

частных иностранных граждан.

Деятельность предприятий с иностранным капиталом должна

осуществляться с разрешения принимающих государств, а также на основе норм

национального и международного права.

В рамках другой резолюции было проведено исследование вопроса о

поощрении международного движения частного капитала. В результате был

выработан документ в виде свода правовых норм, поощряющих инвестиции в

развивающиеся страны обеспечить гарантии иностранному частному капиталу при

помощи ООН.

В соответствии с резолюцией "О финансировании экономического

развития", посвященной инвестированию капитала в развивающиеся страны и

принятию и совершенствованию их инвестиционных законодательств, были

выработаны документы "Иностранные инвестиции в развивающихся странах",

"Роль частного предпринимательства в инвестировании и обеспечении экспорта

из развивающихся стран", "Договора о налогообложении между развитыми и

развивающимися странами".

Они рекомендовали методы обеспечения в национальных законодательствах

стран благоприятных условий для иностранного капитала.

Немаловажен также заключительный документ ЮНКТАД-1 A-IV-12. В первом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.