скачать рефераты

МЕНЮ


Иностранные инвестиции

Административного Совета. Каждая комиссия и трибунал должны определить

гонорары и расходы для своих членов в рамках лимитов , установленных

Административным Советом.

Все разбирательства проходят по местонахождению Центра, но могут

осуществляться и в другом месте по соглашению сторон.

Вашингтонская конвенция является первой осуществившейся, удачной

попыткой создания многосторонней системы регулирования в области

иностранного инвестирования. И Международный Центр при МБРР вот уже 28 лет

является действенным инструментом по разрешению инвестиционных споров, что

создает дополнительный стимул для активизации движения капиталов.

Сеульская Конвенция

Задаче создания многостороннего агентства по страхованию иностранных

инвестиций служит Сеульская конвенция 1985 г. Ее подписали 56 государств на

очередном ежегодном собрании членов правления МБРР.

В соответствии с Конвенцией создано Многостороннее Агентство по

гарантии инвестиций ( МИГА ), обладающее всеми правами юридического лица,

как и другие международные юридические лица. Основная задача Агентства -

поощрение иностранного инвестирования в странах-участницах Конвенции,

особенно в развивающиеся страны. Непосредственное выполнение возложенных на

Агентство задач осуществляется путем заключения договоров страхования и

перестрахования в отношении некоммерческих рисков по инвестициям стран-

участниц. Агентство также производит дополнительные ассигнования в целях

расширения деятельности по обеспечению притока инвестиций в развивающиеся

страны-участницы.

В первой главе Конвенции даются определения терминов “участник”, “

принимающая сторона”, “развивающаяся страна-участница”, “квалифицированное

большинство” ( не менее 2/3 от общего числа проголосовавших, представляющих

не менее 55% выпущенного по подписке уставного капитала Агентства),

“свободно конвертируемая валюта” и др.

Во 2-й главе содержатся положения, регулирующие членство в Агентстве

и формирование его уставного акционерного капитала.

В 3-й главе регламентируются отношения по страхованию иностранных

инвестиций от некоммерческих рисков.

Агентство осуществляет страхование иностранных инвестиций от

некоммерческих рисков, таких как:

* невозможность свободного перевода прибылей, доходов, капиталов за

границу в соответствующей валюте (страхование от девальвации валюты

исключено);

* экспроприация инвестиций и другие ограничения со стороны принимающих

государств;

* ограничение в доступе к судебным средствам защиты прав иностранных

инвесторов;

* нарушение принимающей стороной договорных обязательств, повлекшее

материальный ущерб инвестиций;

* война, революция, другие социальные катаклизмы.

По ходатайству сторон Агентство может расширить перечень страхуемых

рисков.

Ущерб причиненный инвестициям не возмещается, если сторона, имеющая

страховую гарантию, согласна с действиями принимающей стороны; если

действия принимающей стороны имели место до момента заключения договора

страхования.

Агентство страхует только "надлежащие инвестиции". Инвестиции могут

получить страховые гарантии Агентства, если вложения осуществляются на

территории развивающейся страны-участницы и, если ее правительство признает

договора страхования на своей территории.

Договор страхования содержит условия выплаты компенсации ущерба.

Основное условие выплаты - свидетельство обращения инвестора в

административные или судебные органы принимающей страны за защитой.

После уплаты суммы страховой гарантии Агентство получает право

суброгации на все требования инвестора к принимающей стране и другим

должникам.

Агентство в своей деятельности взаимодействует с национальными и

региональными страховыми организациями, сотрудничает с частными страховыми

компаниями.

Глава 4 Конвенции содержит положения о финансах и бюджете, о

распределении прибыли. В главе 5 регламентируется организационная и

управленческая структура: Совет управляющих, Правление директоров,

Президент и Администрация Агентства.

Агентству предоставляются иммунитеты и привилегии на территории

государств-участников. Имущество и вклады Агентства не подлежат

национализации, экспроприации, архивы неприкосновенны. Средства связи

Агентства также пользуются иммунитетом. Вклады, собственность, доходы

Агентства не подлежат налогообложению и обложению таможенными пошлинами.

Официальные лица Агентства также обладают иммунитетом, включая иммунитет от

судебного преследования.

Конвенция подробно регламентирует вопросы членства и выхода из

Агентства, порядок его ликвидации и разрешения споров по поводу положений

Конвенции и между Агентством и странами-участницами. Эти споры

рассматриваются Правлением агентства, если они тут не разрешаются, то их

передают в Совет Агентства, решение которого окончательно. Споры же между

Агентством и участниками Конвенции должны разрешаться путем переговоров,

мировых соглашений и арбитража.

Кодекс поведения ТНК

Еще одним важным документом в системе многостороннего регулирования

инвестиций может стать Кодекс поведения ТНК, который разрабатывает Комиссия

по ТНК и Центр по ТНК при Экономическом и Социальном Совете ООН. Кодекс

призван устранить негативные последствия инвестиционной деятельности ТНК в

отношении развивающихся стран, ввести антимонопольное регулирование

деятельности ТНК посредством международного права.

Предмет регулирования Кодекса — инвестиционные, торговые, финансовые

и другие экономические отношения. Основная цель документа определяется как

содействие установлению нового международного экономического порядка на

основе международных стандартов и правил.

Кодекс определяет ТНК как предприятие, имеющее отделения в 2-х или

более странах, независимо от юридической формы и области деятельности этих

отделений, где один директивный центр оказывает влияние на все отделения

предприятия.

Кодекс предполагает, что его положения должны быть приняты и

применяться во всех странах, независимо от их экономической, политической

системы и уровня развития.

В разделе "Деятельность ТНК" сформулированы нормы поведения ТНК в

виде их обязательств перед принимающими государствами, которые должны

неукоснительно соблюдаться.

ТНК должны принять на себя следующие обязательства:

1) уважать национальный суверенитет и соблюдать законы принимающей

страны;

2) осуществлять деятельность в соответствии с политикой экономического

развития стран, на основе сотрудничества ТНК с государствами как в

национальном, так и в международном масштабе;

3) пересмотр и перезаключению контрактов между ТНК и государством на

основе согласованности и добросовестности;

4) уважать социально-культурные ценности и традиции народов принимающих

стран;

5) уважать основные права и свободы человека;

6) не заниматься прямо или косвенно политической деятельностью,

несовместимой с местными законами и практикой;

7) не вмешиваться в межгосударственные отношения по регулированию

деятельности ТНК на основе двустороннего и многостороннего сотрудничества;

8) вести точный учет всех платежей по сделкам, осуществляемым в любой

стране и по запросу властей предоставлять свои учетные документы для

расследования;

9) не предоставлять подарков и др. преимуществ государственным

должностным лицам;

10) избегать принятия таких решений в отношении своих филиалов и

дочерних предприятий, которые повлекут за собой невозможность

осуществления вклада в экономическое и социальное развитие страны

пребывания;

11) сотрудничать с правительством и частными лицами для реализации

национальных экономических целей на основе местных законов и справедливого

участия местного капитала;

12) сотрудничать с правительством по решению проблем занятости

населения, осуществлять подготовку рабочих и служащих своих предприятий из

местного населения;

13) применять положения трехсторонней Декларации принципов, касающихся

деятельности ТНК и социальной политики, применяемой МОТ;

14) осуществлять экспотрно-импортные операции в соответствии с

национальным законодательством, учитывая состояние платежного баланса

стран, содействовать развитию экспорта и диверсификации экспорта и импорта

этих стран;

15) осуществлять мероприятия, которые позволят максимально широко

использовать местные товары, услуги и т.п.;

16) действовать в согласии с правительством принимающих стран,

постепенно осуществляя репатриацию капиталов и прибылей, чтобы не обострять

проблем платежного баланса;

17) не задерживать или ускорять краткосрочные операции с капиталом,

включая свои текущие внутрикорпоративные платежи, чтобы не усиливать

валютную нестабильность и платежный дисбаланс;

18) воздерживаться от операций, которые отрицательно влияют на рынки

капиталов принимающих стран;

19) способствовать увеличению доли национального капитала в капитале

своих предприятий;

20) не использовать таких принципов ценообразования, которые

отрицательно влияют на конкуренцию, техническое развитие, условия

занятости, налогообложения и осуществлять ценообразование на основе цен

международного рынка или на принципе независимости сторон в сделке;

21) не применять свою корпоративную структуру, внутрифирменное

ценообразование, которые не основаны на независимости сторон в сделке и

другие меры, позволяющие избегать налогообложения в соответствии с законом

принимающего государства;

22) выполнять законы по ограничению отдельных видов бизнеса, исходя из

общественных интересов принимающих стран;

23) воздерживаться от применения ограничительной деловой практики,

отрицательно влияющей на внешнюю торговлю и экономическое развитие стран;

24) руководствоваться положениями резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №

35/63 от 5 декабря 1980г. в своих внутрифирменных сделках ( резолюция

устанавливает принципы и правила по контролю за ограничительной деловой

практикой);

25) вносить вклад в укрепление научно-технического потенциала

принимающей страны посредством передачи новых технологий;

26) осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями

национального законодательства и международно-правовых норм, чтобы не

подвергать угрозе здоровье и безопасность потребителей; предоставлять

властям всю информацию о свойствах и особенностях своих товаров и услуг;

27) соблюдать положения и правила национальных и международно-правовых

актов в области охраны окружающей среды на территории принимающих стран,

предоставлять экологическое обоснование своих проектов.

Кодекс может быть эффективным лишь в том случае, если будет опираться

на надежное информационное обеспечение. В соответствии с этим ТНК обязаны

регулярно ( не реже 1 р. в год) представлять полную информацию о своей

структуре, деятельности, политике и практике. Информация должна быть в

обобщенном виде и содержать сведения по вопросам:

а) данные о структуре ТНК и указание названия и местонахождения

материнской компании, ее филиалов и дочерних предприятий, процента ее

прямого или косвенного участия во владении этими предприятиями;

б) отчет о балансе ТНК ;

в) данные о продажах и результатах деятельности ТНК ;

г) декларация о чистой прибыли и чистом доходе;

д) данные об источниках и использовании средств; о значительных новых

долгосрочных инвестициях; о кадровой политике; о расходах на исследования

и разработки; о занятости, включая средние показатели о работающих на всех

предприятиях.

Предоставляемая информация должна быть обеспечена гарантией со

стороны национального законодательства в отношении соблюдения

конфиденциальности и коммерческой тайны.

Раздел "Правовой режим ТНК" содержит обязательства принимающих

государств по предоставлению ТНК "национального режима", защите их прав и

гарантий. При этом государства вправе определять порядок доступа и

деятельности ТНК по своему усмотрению.

Принимающая страна:

1) предоставляют ТНК справедливый и недискриминационный режим, что не

исключает права предоставлять ТНК более льготный по сравнению с

национальным режим;

2) производит обязательную выплату компенсаций при национализации

собственности ТНК ;

3) распространяет свою юрисдикцию на любые предприятия ТНК ,

действующие на ее территории;

4) добросовестно выполняет общепринятые международные принципы по

регулированию отношений, предусмотренных Кодексом.

Кодекс содержит и порядок разрешения споров между ТНК и принимающей

страной. Они должны разрешаться в судах и арбитражах принимающей страны,

или передаваться в Центр по разрешению споров при МБРР, по соглашению

сторон.

В соответствии с разделами "Межправительственное сотрудничество" и

"Имплементация Кодекса" государства соглашаются сотрудничать на

международном уровне ( посредством заключения двусторонних и многосторонних

соглашений в региональном, межрегиональном и глобальном масштабе) и

проводить необходимые мероприятия на национальном уровне по претворению

положений Кодекса в жизнь. На национальном уровне государства должны

обеспечить публикацию и распространение Кодекса; организовать работу по

обобщению и анализу опыта применения Кодекса и периодически представлять в

Комиссию ООН по ТНК соответствующие доклады; учитывать положения Кодекса

при принятии новых и корректировке старых национально-правовых актов.

Предполагается, что основным международным институтом по координации

сотрудничества всех стран в этой области станет Комиссия ООН по ТНК, а

Центр ООН по ТНК будет действовать как секретариат Комиссии.

Учитывая идеи, заложенные в Кодексе можно предположить, что их

реализация позволит странам-реципиентам капитала более открыто относиться к

иностранным инвестициям и снимет ряд имеющихся на сегодняшний день

ограничений, это безусловно должно активизировать приток прямых частных

инвестиций в эти страны. Однако, надо отметить, что такое будет возможно

только при строгом соблюдении положений Кодекса обеими сторонами —

принимающими государствами и иностранными компаниями.

Таким образом, для создания многосторонней Международной системы

регулирования иностранных частных инвестиций сделано и делается немало. Но

к сожалению приходится констатировать, что пока, несмотря на обилие

попыток, имеется лишь несколько примеров реального многостороннего

сотрудничества в области иностранных инвестиций: Вашингтонская Конвенция

1965 г., Сеульская конвенция 1985 г. и Единый инвестиционный Кодекс Андской

группы стран.

4. Привлечение прямых иностранных инвестиций Республикой Беларусь

Инвестиционная деятельность является важнейшим фактором, определяющим

социально-экономическое развитие страны, особенно в условиях реформирования

экономики. Вместе с тем, в силу сложившихся обстоятельств своих средств в

Беларуси для этого недостаточно. В связи с этим привлечение иностранных

инвестиций в экономику нашей страны рассматривается одной из первостепенных

задач, которую призвано решать в большой части Министерство внешних

экономических связей совместно с другими центральными органами управления,

предприятиями и организациями.

Иностранные инвестиции включают такие обширные направления как кредиты

и прямые инвестиции.

Прямые иностранные инвестиции - это важный элемент стабилизации

экономики Беларуси и ее рыночной трансформации. Мировой опыт

показывает, что прямые иностранные инвестиции имеют огромное значение для

укрепления экономики реформирующейся страны и интеграции ее в мировое

хозяйство, поскольку с их помощью республика получает возможность внедрять

передовые технологии, “ноу-хау”, оборудование, финансировать производство

товаров и услуг. Особая значимость привлечения иностранных инвестиций для

Беларуси в настоящее время обуславливается тем, что этот источник

финансирования развития ее экономики не ложится на внешний долг республики,

а способствует получению средств для его погашения.

Прямые частные инвестиции в экономику Беларуси со стороны иностранных

инвесторов осуществляются в основном путем создания совместных предприятий

и предприятий со стопроцентным иностранным капиталом. На 1 января 1996 г.

в Беларуси их было зарегистрировано 2795 предприятий с участием

иностранного капитала (1967 СП и 828 ИП). Объявленный вклад в уставный

фонд совместных предприятий составил 721,6 млн. долл. США, в том числе

вклад иностранных инвесторов - 340,9 млн.$, иностранных предприятий - 55,3

млн. долл. США[29].

Что касается динамики создания предприятий с иностранными

инвестициями за период 1991-1995 гг., то можно сказать следующее. Процесс

создания СП остается достаточно стабильным, хотя в 1995 году наметилась

тенденция к некоторому сокращению количества создаваемых СП по сравнению с

предыдущими периодами с одновременным увеличением объявленного вклада

иностранных инвесторов в уставные фонды.

География зарубежных инвесторов достаточно широка. Совместные и

иностранные предприятия созданы с фирмами из 70 стран мира. Наибольшее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.