скачать рефераты

МЕНЮ


Иностранные инвестиции

разделе даются рекомендации правительствам развитых стран: они не должны

препятствовать и ограничивать приток частного капитала в развивающиеся

страны, а наоборот предпринимать меры для поощрения инвестиций в эти

страны, т.е. предоставлять гарантии частным инвесторам, снижать или

освобождать их от налогообложения. Далее содержаться рекомендации

развивающимся странам по принятию и совершенствованию национального

законодательства, регулирующего иностранные инвестиции, созданию

информационных и консультативных инвестиционных бюро, банков развития,

укреплению финансово-кредитной системы. Третий раздел содержит рекомендации

по созданию информационных центров на рынках капиталов развивающимися

странами совместно с ООН. Следующий раздел относится к иностранным частным

инвесторам. Им предписывается уважать суверенитет принимающих стран,

сотрудничать с местными властями, ориентированные на местные ресурсы,

способствовать насыщению внутренних рынков, расширять экспорт, проводить

производственное обучение местных граждан и передавать им управленческий

опыт. В пятом разделе содержались рекомендации международным организациям

по ускорению решения вопроса о многостороннем международном регулировании

иностранных частных инвестиций.

12 декабря 1974 г. была принята Хартия экономических прав и

обязанностей государств. В соответствии с ней каждое государство вправе

свободно распоряжаться своими ресурсами, контролировать и регулировать

иностранные инвестиции в своих интересах, национализировать или

реквизировать частную собственность иностранцев, выплатив соответствующую

компенсацию и др. Никакая иностранная компания или ТНК не вправе

вмешиваться во внутренние дела государства. Документ также определяет

принципы разрешения споров о национализации.

Конвенция ОЭСР

12 октября 1967 г. был одобрен проект конвенции ОЭСР "О защите

иностранной собственности". В резолюции Совета ОЭСР по проекту Конвенции

говорится, что положения Конвенции направлены на оказание помощи

развивающимся странам. Принятие конвенции будет налагать на государство

дополнительные обязательства по гарантии иностранной частной собственности

на его территории.

В преамбуле подчеркивается желание государств укреплять международное

экономическое сотрудничество на основе международного права и взаимного

доверия, важность содействия притоку иностранного капитала в экономику

стран.

Объект защиты Конвенции — частная иностранная собственность в самом

широком смысле. “Каждое государство-участник должно в любое время

обеспечивать справедливое и благоприятное отношение к собственности

граждан других государств-участников” (ст. 1а). Государство должно

предоставлять эффективную защиту и безопасность этой собственности, не

применять дискриминационных мер, препятствующих владению, пользованию и

распоряжению иностранцами своей собственностью на его территории.

Статья 1 регулирует приобретение собственности иностранцами. Но при

этом оговорено, что положения Конвенции не должны влиять на право каждого

государства разрешать или запрещать приобретение собственности гражданами

другой страны на его территории.

Статья 2 закрепляет необходимость исполнения обязательств, которые

государство, приняло на себя в отношении собственности граждан других

государств. При невыполнении этих обязательств должна быть выплачена

соответствующая компенсация. Упомянутые обязательства вытекают из условий

контрактов или других актов, разрешающие иностранцам осуществлять

инвестиции.

Статья 3 указывает, что государства не должны предпринимать каких-

либо мер ( прямых или косвенных), направленных на лишение иностранных

граждан их собственности. Если такие меры все же принимаются, они могут

быть осуществлены только в общественных интересах и при соблюдении законной

процедуры с выплатой компенсации — реальной стоимости собственности на

момент национализации. Выплата компенсации осуществляется с гарантией

свободного ее перевода за границу в соответствующей валюте.

В понятие косвенного лишения собственности входит: запрещение

продажи собственности, наложение чрезмерных налогов, отказ в приобретении

местного сырья или экспортно-импортных лицензий.

Статья 4 содержит положения о свободном переводе дохода, прибыли и

сумм, полученных при ликвидации иностранной собственности, включая

компенсации при национализации.

Статья 5 оговаривает, что любое нарушение положений Конвенции влечет

обязательство полной репарации капиталов государством, ответственным за

нарушение. При этом выплаты включают в себя все убытки: положительный ущерб

и упущенную выгоду.

Статьей 6 предусмотрено, что каждое государство может принять на

своей территории меры, направленные на уменьшение эффективности Конвенции.

Это допускается, при:

1) вовлечении государства в войну или подобную ситуацию;

2) выполнении государством решений Совета Безопасности Генеральной

Ассамблеи ООН.

Любые меры такого порядка должны быть временными и ограниченными по

объему.

Споры, возникающие в связи с толкованием Конвенции должны разрешаться

дипломатическим путем, а если это невозможно, то через специальный

арбитражный трибунал. При этом обе стороны должны признать юрисдикцию

такого трибунала, что закрепляется в соответствующей декларации, в которой

стороны могут также заявить о постоянном признании трибунала.

Статья 7 предусматривает, что в арбитражный трибунал могут

обращаться и юридические, и физические лица государств-участников. При этом

частные лица должны получить письменное разрешение на обращение в трибунал

от своего государства.

В статье 9 даются определения понятий “частные лица” ( это физические

и юридические лица, их национальность определяется согласно законам

соответствующих государств); “компания” ( любое реально существующее

объединение, ассоциация или корпорация, созданная в соответствии с законом

государства-участника, признано в качестве юридического лица, обладающего

полной правоспособностью); “собственность” ( включает в себя все

инвестиционные средства : деньги, имущество, интеллектуальную собственность

и т.д.).

К сожалению, этот проект так и остался проектом и не был

ратифицирован необходимым количеством государств.

Вашингтонская Конвенция

В марте 1965 г. в Вашингтоне была подписана Конвенция о разрешении

инвестиционных споров. Она вступила в силу 14 октября 1966г. Ее участниками

стали 46 государств-членов МБРР, но доступ в нее открыт не только для

членов МБРР. Цель конвенции - создание специального международно-правового

института по разрешению инвестиционных споров между государством и частными

лицами других государств.

Конвенция дает возможность изъять из-под юрисдикции местных судов

большую часть споров между иностранными частными инвесторами и принимающим

государством с целью объективного рассмотрения любых нарушений обязательств

по контракту между государством и частными лицами.

Разрешение споров должно производится по взаимному соглашению сторон

инвестиционного контракта, т.е. необязательно обращаться именно в

специальный орган, созданный по Конвенции. Однако, в соответствии с

Конвенцией государство не обладает правом формулирования арбитражной

оговорки в инвестиционном контракте и государство поэтому может обращаться

фактически лишь в специальный орган, созданный согласно Конвенции. Таким

органом является Международный Центр по разрешению инвестиционных споров

при МБРР.

В преамбуле Конвенции подчеркивается необходимость международного

сотрудничества и роль частных инвестиций в экономическом развитии.

Глава 1 называется “Международный Центр по разрешению инвестиционных

споров”. Находится он там же , где и МБРР. Управляется Центр

Административным Советом и Секретариатом, в его штат входит и

соответствующий персонал посредников и арбитров. В Административный Совет

входит по одному представителю и заместителю представителя из каждого из

договаривающихся государств, председателем является Президент МБРР. Он,

однако не имеет право голоса.

Функции Административного Совета :

1) принимать и издавать административные и финансовые постановления

Центра;

2) принимать правила процедуры примиренческого, посреднического и

арбитражного рассмотрения дел;

3) реализовывать мероприятия МБРР по улучшению работы администрации

и служб;

4) определять полномочия и структуру работы Секретариата Центра,

работу Генерального Секретаря и его заместителей;

5) принимать и утверждать годовой бюджет доходов и расходов;

6) принимать и утверждать ежегодный доклад о работе Центра.

Административный Совет созывает совещания ежегодно или по требованию

пяти его членов или председателя.

Секретариат Центра состоит из Генерального Секретаря (избирается

Административным Советом на 6 лет), его заместителей и соответствующего

персонала. Служебные обязанности Генерального Секретаря и его заместителей

несовместимы с осуществлением политических функций и другой деятельности.

Генеральный секретарь является главным официальным лицом Центра, он

отвечает за его администрацию, производит назначения в штат.

Персонал Центра состоит из квалифицированных арбитров и посредников,

каждое государство вправе назначить одного арбитра и посредника, но не из

числа своих граждан. Председатель Административного Совета назначает 10

арбитров и 10 посредников, причем в их состав должны войти представители

основных правовых систем мира. Арбитры и посредники назначаются сроком на 6

лет. Финансирование Центра осуществляется за счет его собственных

возможностей, если же расходы не могут быть покрыты таким образом, то

используются дополнительные взносы стран-участниц, члены МБРР делают взнос

соответственно своей доле в МБРР, а не члены — согласно правилам

Административного Совета.

Центр имеет полную международную правосубъектность, которая включает

способность заключать контракты, приобретать и распоряжаться движимым и

недвижимым имуществом, организовывать разрешение споров.

Центр пользуется иммунитетами и привилегиями на территории каждого

государства-участника. Центр, его собственность и активы имеют судебный

иммунитет и не облагаются пошлинами и налогами. Официальные лица Центра

также имеют привилегии и иммунитеты: судебный иммунитет при исполнении

обязанностей; иммунитет от эмиграционных ограничений, от требований

регистрации для иностранцев, от валютных ограничений; они имеют право

свободного передвижения по территории всех стран-участниц; их зарплата не

облагается налогами. Иммунитеты в отношении передвижения и регистрации

предоставляются также лицам, участвующим в рассмотрении споров (

представители сторон, агенты, консультанты, адвокаты, свидетели, эксперты).

Юрисдикция Центра распространяется на любой правовой спор,

возникающий между странами-участницами и частными иностранными инвесторами.

Споры разрешаются в Центре на основе взаимного согласия; ни одна из сторон

не может отказаться от разрешения спора в одностороннем порядке.

Термин “частное лицо” другой страны-участницы означает :

а) любое физическое лицо, являющееся в день подачи заявления В Центр

гражданином другой страны-участницы, по отношению к государству,

являющемуся стороной спора;

б) любое юридическое лицо, которое имеет национальность одной из стран-

участниц.

От имени государства, являющегося стороной спора, выступают его

органы, участие которых должно быть одобрено государством.

Всякое договаривающееся государство при ратификации конвенции может

известить Центр о том, какого вида споры оно считает предоставленными

юрисдикции Центра.

Согласие сторон спора на арбитражное разбирательство и его разрешение

исключает передачу спора в другой арбитраж ( согласно Конвенции).

Процедура рассмотрения спора посредством примирения

Страна-участница, физическое или юридическое лицо направляет

ходатайство Генеральному Секретарю. После получения он определяет попадает

ли изложенное в ходатайстве дело под юрисдикцию Центра и отсылает копию

ходатайства другой стороне спора. Это ходатайство о примирении должно

содержать информацию о сути спора, согласие сторон на примирение в

соответствии с Правилами примиренческого и арбитражного рассмотрения.

Генеральный Секретарь должен зарегистрировать ходатайство (или отказать в

регистрации, если спор не попадает под юрисдикцию Центра). Затем создается

примирительная комиссия из одного или нескольких посредников-примирителей,

назначаемых по соглашению сторон. Комиссия прежде всего выясняет все

спорные вопросы, чтобы стороны достигли соглашения на взаимоприемлемых

условиях. На каждой стадии примирения комиссия рекомендует сторонам условия

разрешения спора. Если стороны достигли согласия, комиссия составляет

доклад, фиксируя все вопросы спора и тот факт, что стороны пришли к

согласию. При невозможности достижения согласия комиссия приостанавливает

разбирательство и составляет соответствующий доклад.

Порядок разрешения инвестиционного спора

Спорящие стороны направляют письменные заявления Генеральному

Секретарю, который посылает копию заявления другой стороне спора. Заявление

должно содержать информацию по всем основным вопросам спора и согласие

сторон на его разрешение в соответствии с Правилами. Генеральный Секретарь

регистрирует заявление (или отказывает в регистрации, если спор не попадает

под юрисдикцию Центра) и уведомляет об этом стороны.

Затем создается Арбитражный трибунал, который состоит из 1 или

нескольких арбитров, назначаемых сторонами по взаимному согласию. Трибунал

разрешает спор в соответствии с нормами права, избранного по соглашению

сторон. При отсутствии такого соглашения трибунал применяет право одного из

государств-участников, включая коллизионное право, а также нормы

международного права, относящиеся к спору. На любой стадии рассмотрения

спора трибунал может запросить стороны о предоставлении дополнительных

документов.

Если одна из сторон не присутствует на рассмотрении спора, то другая

сторона может требовать вынесения решения. При этом трибунал должен

известить об этом сторону, не присутствовавшую при разрешении спора.

Трибунал решает вопрос большинством голосов. Решение выносится в

письменном виде и подписывается голосовавшими за него. Любой член трибунала

может иметь свое индивидуальное мнение относительно решения. Решение не

может быть опубликовано без согласия сторон. Оно вступает в силу со дня

рассылки сторонам копий.

По запросу одной из сторон ( в течении 45 дней после вынесения

решения) трибунал может разрешить любой вопрос, упущенный в основном

решении, исправить канцелярскую или арифметическую ошибку. Новое решение и

внесенные исправления становятся неотъемлемой частью основного решения и

сообщаются сторонам в том же порядке.

Любой спор относительно толкования отдельных положений решения

разрешаются посредством письменного обращения к Генеральному Секретарю.

Запрос передается тому составу трибунала, который вынес решение, а если это

невозможно, то создается новый трибунал. В зависимости от обстоятельств,

новый трибунал может приостановить исполнение решения.

Каждая сторона может требовать пересмотра решения посредством

письменного обращения к Генеральному Секретарю, на том основании, что стали

известны факты, которые могут изменить решение.

Каждая из сторон может требовать аннулирования решения посредством

письменного обращения к Генеральному Секретарю, если:

1) трибунал превысил свои полномочия;

2) обнаружен факт коррупции членов трибунала;

3) создание трибунала осуществлялось с нарушением положений Конвенции и

соглашения сторон;

4) допущены серьезные отступления от основных правил процедуры

рассмотрения спора;

5) аргументация решения неубедительна.

Такое требование должно быть выдвинуто в течение 120 дней после

вынесения решения. Получив подобное требование председатель

Административного Совета немедленно назначает из состава арбитров Центра

комитет ad hoc из трех человек, ни один из которых не являлся членом

трибунала, вынесшего решение и гражданами государств-сторон спора. Комитет

может аннулировать решение, приостановить его исполнение на время

рассмотрения спора. Если решение аннулируется по требованию одной из

сторон, то спор представляется на рассмотрение нового трибунала. Решение не

подлежит обжалованию ни в какие другие инстанции, за исключением

предусмотренных в Конвенции.

Сторона, добившаяся исполнения решения на территории страны-

участницы, должна представит копию решения суду, уполномоченному для его

исполнения данной страной. Каждая страна-участница должна сообщить

Генеральному Секретарю о назначении такого компетентного суда. Исполнение

решения должно соответствовать законам того государства, на территории

которого оно имеет место.

Суммы издержек за услуги Центра по разрешению спора должны

устанавливаться Генеральным Секретарем в соответствии с постановлениями

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.