скачать рефераты

МЕНЮ


Лизинг - понятие, правовое регулирование, международная унификация

лизинговых платежей, поэтому документ несколько устарел;

. письмо ГТК РФ от 24.05.99г. №01-15/14858 «О применении Федерального

закона от 29.10.98г. №164 – ФЗ «О лизинге», которым было установлено,

что поскольку Закон РФ «О лизинге» не относится к законодательству РФ о

налогах и сборах и, соответственно, применяется в части, не

противоречащей налоговому законодательству, порядок уплаты таможенных

пошлин, налогов в отношении перемещаемых через таможенную границу РФ

предметов международного лизинга, установленный в ст.34 этого Закона не

соответствует ч.1 Налогового Кодекса РФ[4]. Согласно п.3 ст.34 Закона

РФ «О лизинге» уплата таможенных налогов и тарифов производится:

- на момент ввоза (вывоза) предмета лизинга на сумму оплаченной части

таможенной стоимости имущества, что подтверждается банковскими

документами;

- в дальнейшем уплата таможенных налогов и тарифов производится

одновременно с лизинговыми платежами или в течение 20 дней с момента

получения лизинговых платежей.

В соответствии со ст.25 Таможенного Кодекса РФ[5] лицо вправе выбрать

любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера,

количества, страны

происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не

предусмотрено ТК РФ по таможенному делу.

. С 01.01.97г. введены в действие “Указания об отражении в бухгалтерском

учете операций по договору лизинга” (приложение №1 к приказу

Министерства финансов РФ от 17.02.97 №15);

. в сельскохозяйственном производстве и перерабатывающей промышленности

лизинговый механизм развивается в соответствии с постановлением

Правительства РФ от 16.06.94г. №686 “Об организации обеспечения АПК

машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)”.

Косвенное отношение к лизинговой деятельности имеют многие другие

нормативно-правовые акты, регламентирующие общие вопросы налогообложения,

бухгалтерского учета и отчетности, осуществления экспортно-импортных

операций и проч.

Таким образом, существует большое число подзаконных актов,

регулирующих лизинговую деятельность.

Основным законодательным .актом в области регулирования лизинговых

отношений является Закон РФ «О лизинге» №164-ФЗ от 29.10.98г. Все

вышеуказанные подзаконные нормативно-правовые акты не должны противоречить

данному Закону РФ. Подробная характеристика Закона РФ «О лизинге» будет

дана в последующих главах дипломной работы.

Структура Закона РФ “О лизинге”

|Главы |Основные статьи |

|Общие положения |Сфера применения |

| |Основные понятия |

| |Предмет лизинга |

| |Субъекты лизинга |

| |Формы, типы и виды лизинга |

| |Сублизинг |

| | |

|Правовые основы лизинговых отношений |Права и обязанности участников |

| |договора лизинга |

| |Отношения собственности при лизинговых|

| |сделках |

| |Содержание договора - лизинга |

|Экономические основы лизинга |Обязательные признаки и условия |

| |договора лизинга |

| | |

| |27. Экономическое содержание договора |

| |лизинга |

| |29. Лизинговые платежи |

|Государственная поддержка лизинговой |Состав вознаграждения лизингодателя |

|деятельности |Особенности международных операций, |

| |осуществляемых субъектами лизинга |

| | |

|Право инспектирования и контроля |Меры государственной поддержки |

| |деятельности лизинговых организаций |

| |(компаний, фирм) |

|Заключительные положения | |

| |Право на инспекцию по лизинговой |

| |сделке |

| |38. Право лизингодателя на финансовый |

| |контроль |

| | |

| |39. Вступление в силу Закона РФ «О |

| |лизинге» |

Кроме того, поскольку согласно ст.2 Закона РФ «Об иностранных

инвестициях в РФ» от 09.07.99г. №160 ФЗ к прямым иностранным инвестициям

относится и осуществление на территории РФ иностранным инвестором как

арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в

разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности

Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не

менее 1 млн. рублей, настоящий Закон определяет основные гарантии прав

иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль,

условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на

территории РФ:

Соответственно при осуществлении операций международного лизинга на

иностранного инвестора, выступающего в качестве арендодателя и при наличии

условий, перечисленных в ч.4 ст.2 Закона РФ «Об иностранных инвестициях в

РФ» распространяются вышеуказанные гарантии.

Важное значение для развития лизинга на региональном уровне (в

Нижегородской области) имеют следующие нормативно-правовые акты субъекта

Федерации:

. постановление Администрации Нижегородской области от 17.03.2000г. №67,

утвердившее Положение о порядке реализации предпринимательских проектов

в рамках Государственной программы поддержки малого предпринимательства

в Нижегородской области, в соответствии с которым рассматриваются и

реализуются проекты по предоставлению в лизинг оборудования, техники и

транспортных средств (далее оборудование) с правом их последующего

выкупа.

Реализация предпринимательских проектов осуществляется при финансовой

поддержке Государственного учреждения «Фонд поддержки малого

предпринимательства Нижегородской области»

Настоящее Положение распространяется на субъекты предпринимательской

деятельности, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на

территории Нижегородской области

Оборудование передается в лизинг по конкурсу. Субъект

предпринимательства, выигравший конкурс и заключивший с лизингодателем (ГУ

«Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области») договор

лизинга, становится лизингополучателем. Вышеназванным Положением

определены: порядок прохождения предпринимательских проектов, проведение

предварительной экспертизы, действия конкурсной комиссии, основные условия

реализации предпринимательских проектов.

Срок лизинга определяется в каждом конкретном случае и зависит от

стоимости приобретенного оборудования и сроков его окупаемости, но не более

трех лет (п.5.2.2). В течение пяти дней после заключения договора лизинга

лизингополучатель должен уплатить лизингодателю первоначальный взнос в счет

общей суммы платежей по договору лизинга (специальный платеж). Его величина

должна быть не менее 20% от стоимости оборудования (п.5.2.4).

Возврат средств, затраченных лизингодателем на приобретение

оборудования и передачу его в лизинг, должен быть обеспечен гарантией банка

либо залогом товарно-материальных ценностей, продукции, другого ликвидного

имущества, находящегося в собственности лизингополучателя, либо третьего

лица (п.5.2.5).Объект лизинга подлежит страхованию в обязательном порядке.

Неисполнение данной обязанности является основанием для расторжения

договора лизинга и бесспорного изъятия объекта лизинга с возмещением

виновной стороной убытков (п.5.2.6).

. постановление Администрации Нижегородской области от 17.01.96г. №16 «О

представлении в лизинг грузовых автомобилей «ГАЗ», которым был

утвержден Порядок предоставления продукции ОАО «ГАЗ» на лизинговой

основе;

. распоряжение Администрации Нижегородской области от 23.02.96г. №257 «О

проведении районных конкурсов на право получения объектов лизинга;

. постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от

19.02.2001г №32 «О предоставлении поручительства по погашению

задолженности за сельскохозяйственную технику по федеральному лизингу».

2. Международная унификация в сфере лизинга

Широкое распространение лизинговых операций во многих странах мира, в

том числе в сфере международного сотрудничества, имеющиеся различия в

правовом регулировании договора лизинга породили идею о необходимости

унификации правил о международном лизинге и привели к разработке

представителями разных государств в рамках Международного института по

унификации частного права (УНИДРУА) Конвенции о международном финансовом

лизинге, подписанной в Оттаве 28 мая 1988г. (Оттавская конвенция). РФ

присоединилась к указанной Конвенции в феврале 1998г.[6]

Оттавская конвенция регулирует вопросы, возникающие при заключении и

исполнении договоров, заключенных в связи с операциями по финансовому

лизингу, сторонами которых являются организации из разных стран.

Соответствующее положение §6 гл.34 ГК РФ по принципиальным вопросам

совпадают с Конвенцией, т.е. принципиальный подход к договорам лизинга,

заключаемым в рамках внутреннего экономического оборота РФ, и к договорам

лизинга, заключаемым с иностранными контрагентами, унифицирован.

При присоединении к Конвенции любому государству разрешается сделать

заявление о замене п. «3» ст.3, касающейся ответственности арендодателя,

положениями своего законодательства, чем и воспользовалась РФ, где

указанная ответственность регулируется ст.ст.401 и 406 ГК РФ. В частности,

в соответствии с Конвенцией арендодатель ответственен за

нарушение данной им арендатору гарантии «спокойного владения» предметом

лизинга (т.е. исключение претензий имущественного характера со стороны

третьих лиц) в результате умышленных действий (или бездействия) либо грубой

неосторожности. ГК РФ более строго решает этот вопрос, предусматривая

ответственность за нарушение не только в случае грубой, но и простой

небрежности. Разница между этими понятиями может повлиять на решение суда

или международного арбитража при рассмотрении споров арендодателей и

арендаторов.

Однако другой основополагающий законодательный акт, регулирующий

отношения в сфере лизинга, а именно Закон РФ «О лизинге», в ряде случаев

противоречит Оттавской конвенции.

Закон РФ «О лизинге» выделяет такую форму лизинга, как международный

лизинг и включает в себя целый ряд положений, направленных на его

регулирование. Основным признаком международного лизинга по данному Закону

признается то, что лизингодатель или лизингополучатель является

нерезидентом РФ. Порядок регулирования международного лизинга определяется

следующим образом. Если лизингодателем является резидент РФ, то есть

предмет лизинга находится в собственности резидента РФ, договор

международного лизинга регулируется Законом РФ «О лизинге» и иным

законодательством РФ. Если же лизингодателем является не резидент РФ, то

есть предмет лизинга находится в собственности нерезидента РФ, договор

международного лизинга все равно регулируется федеральными законами, но на

этот раз в области внешнеэкономической деятельности (п.1 ст.7).

Между тем РФ, как уже отмечалось является участником Оттавской

конвенции. Сфера действия Конвенции определяется в зависимости от того, где

находится место деятельности участников лизинговых отношений, а то

обстоятельство, кто является собственником лизингового имущества, не имеет

правового значения. Поэтому, в тех случаях, когда лизингодатель,

лизингополучатель и поставщик (продавец) имеют места своей деятельности на

территории государств – участников Конвенции либо когда договор поставки

(купли-продажи) и договор лизинга подчиняются праву одного из государств –

участников Конвенции, отношения сторон должны регулироваться именно

Конвенцией, а не внутренним законодательством (например, федеральными

законами РФ).

Не следует забывать также, что общепризнанные принципы и нормы

международного права и международные договоры РФ (к таковым бесспорно

относится Оттавская конвенция о международном лизинге) в соответствии с

Конституцией РФ являются составной частью правовой системы РФ. Причем, если

международным договором РФ установлены иные правила, или те, которые

предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила

международного договора (ст.7 ГК РФ).

В связи с этим положения Закона РФ “О лизинге” о международном

финансовом лизинге, не соответствующие Конвенции о международном финансовом

лизинге, не подлежат применению. В качестве примера рассмотрим следующие

положения.

В соответствии с п.1 ст.16 Закона РФ “О лизинге” при осуществлении

международного финансового лизинга договор лизинга должен содержать ссылку

на договор купли-продажи, в соответствии с которым передача предмета

лизинга лизингополучателю должна производиться не позднее чем через шесть

месяцев с момента пересечения предметом лизинга таможенной границы РФ, за

исключением случая его транспортировки по территории РФ в течение срока,

превышающего шесть месяцев. В то же время Оттавская конвенция (ст.1)

предусматривает, что оборудование приобретается лизингодателем у поставщика

в связи с лизинговым соглашением, которое с ведома поставщика заключено или

должно быть заключено между лизингодателем и лизингополучателем, и не

требует для признания сделки финансового лизинга заключенной наличия в ней

каких-либо ссылок на предварительно заключенный договор купли-продажи

(поставки).

Не подлежит применению также положение, предусмотренное п.3 ст.34

Закона РФ “О лизинге” согласно которому стороны по договору международного

финансового лизинга имеют право предоставлять отсрочку лизинговых платежей

на срок не более чем шесть месяцев с момента фактического ввода предмета

лизинга в эксплуатацию. Оттавская конвенция не содержит каких-либо

ограничений прав сторон по определению сроков внесения лизинговых платежей

и их отсрочке и не предоставляет возможности государствам – участникам

Конвенции устанавливать такого рода ограничения во внутреннем

законодательстве. А в соответствии с п.2 ст.7 ГК РФ международные договоры

РФ применяются непосредственно, кроме случаев, когда из самого

международного договора следует, что для его применения требуется издание

внутригосударственного акта.

Нецелесообразно и включение в текст Закона РФ “О лизинге”и положения

о применимом праве при разрешении споров между участниками международных

лизинговых сделок. Указанное положение дублирует коллизионные нормы

Оттавской конвенции (п.3 ст.7), которые и подлежат применению в спорных

ситуациях.

Оттавская конвенция представляет большой интерес не только как акт

международного частного права, содержащий ряд традиционных коллизионных

норм, позволяющих определить

применимое право к взаимоотношениям сторон по международному лизингу. Она

содержит четкие положения касающиеся самого понятия лизинга, характерных

признаков данного договора, что наиболее ценно, поскольку сама Конвенция –

плод согласования различных подходов, имеющихся в законодательствах разных

государств.

Под сделкой финансового лизинга в Конвенции понимается такая сделка, в

которой одна сторона (лизингодатель) по указанию другой стороны

(лизингополучателя) заключает соглашение (договор поставки) с третьей

стороной (поставщиком), по которому лизингодатель приобретает комплект

машин, средств производства и иное оборудование (оборудование) на условиях,

одобренных лизингополучателем, поскольку это касается его интересов, и

заключает соглашение (лизинговое соглашение) с лизингополучателем, по

которому представляет лизингополучателю право использовать оборудование за

арендную плату (ст.1).

В тексте Конвенции отмечены и характерные черты всякой сделки

финансового лизинга. К их числу относятся следующие признаки:

1) лизингополучатель сам определяет оборудование и выбирает

поставщика, не полагаясь на квалификацию и решение

лизингодателя;

2) оборудование приобретается лизингодателем в связи с лизинговым

соглашением, которое с ведома поставщика заключено или должно

быть заключено между лизингодателем и лизингополучателем;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.