скачать рефераты

МЕНЮ


Билеты

в обязанности нарушителя возместить причин.ущерб другому субъекту МП, либо

их юр. или физ.лицам, а также в возможности применения в отношении

нарушителя, в соответствии с МП, принудит.мер, вплоть до установления

экономич.санкций и использования вооруж.силы( эмбарго). Отв-ть может

выражаться также в применении к виновным лицам мер уг.отв-ти( конкретные

лица- главы г-в, главы правительств, военноначальники) Под

межд.правонарушением понимается д.(безд) субъекта МП, вследствии к-го

оказываются нарушенными предписания МП, обязательства данного субъекта,

приченен матер. или нематер.ущерб одному или нескольким субъектам МП, или

всему международному сообществу.Непременным условием возникновения отв-ти

является наличие причинно-следств.связи между противопр.поведением

конкретного суб. и виновным результатом. В качестве виновных могут

выступать: госуд.орг., должностные лица г-ва от имени и по уполномочию г-

ва. Отв-ть г-ва может наступать за принятие норм.актов, не соотв-х

положениям МП, а таже положением межд.договоров или межд.обычаев. По

степени соц.опасности межд.правонарушения делятся на 3 вида:

*межд.преступления, т.е. особо опасные межд.прест., объектом посягательств

являются жизненноважные интересы г-в( деяния, подрывающие основу существ.

Дрю г-в, к-е нарушают принципы МП, создающие угрозу миру и безопасности

человечеству); агрессивная война; захват территорий; создание банд-

формирований; *уг.преступления межд.х-ра- терроризм, взятие заложников,

угон возд.судов, незаконное призводство и распространение наркотиков и

психотропных в-в, прест.акции против лиц, пользующихся межд.защитой;

*прочие межд.правонарушения или деликты, т.е. противоправные деяния,

наносящие ущерб отдельно взятому субъекту МП или огранич.кругу таковых, не

затрагивающие основ их существования(попустительство властей в отношении

акций, направленных против дип.представителей иностр.г-в), нарушение

торг.обязательств. В соотв. с положением проекта статей о межд.отв-ти г-в,

отв-ть может быть исключена в случае: 1. Взаимного соглашения г-в-

контрагентов, если это соглашение не противоречит МП. 2. Если причинение

ущерба вызвано противопр.действиями др.г-ва и с точки зрения МП является

правомерным по отн. к г-ву- правонарушителю. 3. Действия непреодолимой силы

или неподдающиеся контролю непредвид.обст-тв или иных событий, если оба

указанных фактора не позволили г-ву действовать в соотв. со своими обязат-

ми, либо осознать, что его поведение не согласуется с таковыми. 4. Если

суб.правоотн. связанного с правонаруш-м не смог избежать такового, не

подвергнув угрозе жизнь, введенных ему людей. 5. Если нарушение г-м своих

обязат-тв крайней необходимостью обусловлено, совершение вследствии

исключит.обст-тв при неизбежности опасности, угрожающей жизненноважным

интересам самого г-ва или невозможности устранить таковую иными средствами,

при чем г-во невправе ссылаться на кр.необх-ть, если это прямо или косвенно

запрещено договором, в соотв. с к-м оно действовало, а также если это г-во

само способствовало развитию этой ситуации, какая воспрепятствовала

выполнению им межд.обязательств. 6. Если нанесение ущерба обусловлено

действиями совершенного г-м в целях самообороны, в соотв. со ст.51 устава

ООН от агрессии совершенной потерпевшему ущерб г-ву.

ВОПРОС16 Территория и МП: Под территорией в международном праве

понимается пространство с определенным правовым режимом — часть земного

шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а

также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий

определяется нормами внутригосударственного законодательства и

международного права.По правовому режиму территории подразделяются на

государственные, территории со смешанным режимом и территории с

международным режимом.Государственные территории являются материальной

базой существования соответствующего государства и находятся под его

суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий

составляют нормы национального права.Территории со смешанным режимом

(континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав

государственных территорий, однако прибрежные государства в этих

пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные

национальным законодательством и международными договорами.Территории с

международным режимом (открытое море за пределами территориальных вод,

международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и

каналы, Антарктика, космическое пространство и небесные тела) не

принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем

пользовании сех ^ан. Правовой режим этих территорий определяется главным

образом международными договорами.Государственная территория — это часть

земного шара, находя-венн под ^^Р^итетом соответствующего государства.

Государственую территорию образуют: сухопутная территория (вся суша,

•воженная в пределах границ данного государства, острова);

водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной те ритории и

части вод морей и океанов, примыкающие к берегаи\ воздушная территория (все

воздушное пространство, расположен»''над сухопутной и водной территориями);

недра (под сухопутной е водной территориями). Условной государственной

территорией принято считать моп-ские, воздушные, космические корабли,

находящиеся вне пределов государственной территории, а также трубопроводы,

другие сооружения и оборудование в пределах международной территории (буро.

вые установки, искусственные острова и т.п.).Правовой режим государственных

территорий определяется прежде всего национальным законодательством каждого

государства; международные договоры затрагивают отдельные аспекты правового

статуса внутренних вод и территориального моря, устанавливают договорное

прохождение государственной границы, определяют вопросы пограничного режима

и т.д.В пределах государственной территории государство осуществляет свое

территориальное верховенство и национальную юрисдикцию. Государству

принадлежит исключительное право владения, пользования и распоряжения

соответствующей территорией и находящимися на ней ресурсами.Современное

международное право запрещает насильственное изменение государственной

территории. Территория государства неприкосновенна и не может быть объектом

военной оккупации или других насильственных действий. Не признаются никакие

территориальные приобретения или иные выгоды, полученные в результате

применения силы или угрозы силой.Территория государства может изменяться в

результате:разделения существующего государства, выхода части террито„рии

из состава государства, объединения двух или нескольких госу

дарств;национально-освободительной борьбы и реализации права на

самоопределение;обмена государственными территориями по соглашению

сторон(так, по Соглашению 1954 г. СССР и Иран обменялись участками своей

территории);применения мер ответственности за агрессию (например,

оттор"жение Пруссии от Германии в 1945 г. и передача Восточной Пру^— Польше

и СССР);цессии — уступки права на территорию (в настоящее время

используется).Пределы территориального верховенства государства обознач ны

государственными границами.Государственная граница — это линия и проходящая

тк\ этойвертикальная поверхность, определяющая государственную л питорию,

пространственный предел государственного суверенитета.Прохождение границы

устанавливается:на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или

ориентирам; ,

на море — по внешнему пределу территориальных вод (границы территориальных

вод между противолежащими или смежными государствами определяются по

соглашению между ними);на реках — по середине главного фарватера либо (в

некоторых случаях) по их середине.Государственные границы устанавливаются в

договорном порядке. При этом вначале решается вопрос о делимитации, т.е. о

юридической принадлежности определенной территории. Делимитация

предполагает определение в договорном порядке общего направления

прохождения государственной границы с обозначением ее на карте. Решив

вопрос о принадлежности того или иного участка территории и установив его

границы на карте, государства осуществляют демаркацию — проведение линии

границы на местности с одновременным обозначением ее пограничными знаками.

Государственная граница на суше обозначается ясно видимыми пограничными

знаками — столбами, пирамидами и т.п., на воде — створами, вехами и т.д. В

различных правовых системах и международном праве в целом уже вполне четко

сложились общепризнанные понятия, относящиеся к территории. В самом широком

смысле слова под территорией понимается вся планета Земля с ее сухопутной и

водной поверхностью, недрами и воздушным пространством - среда обитания и

материальная база существования земной человеческой цивилизации, а также

космическое пространство, окружающее Землю, Луна и другие небесные тела

Значение общепланетарной территории как общего достояния всего человечества

постоянно возрастает. С физической точки зрения ее отдельные составные

части - водное и воздушное пространства - не признают юридических границ,

устанавливаемых государствами, а сохранение этого общего достояния для

грядущих поколений и экологического равновесия на планете, равно как и

самой природы с ее фауной и флорой, является ныне важнейшей глобальной

проблемой.В соответствии с существующим правовым режимом вся территория

Земли подразделяется на следующие категории:1) территории государств - это

территории, находящиеся в пределах государственных границ каждого

отдельного государства, на которые распространяется полная и исключительная

власть этих государств;2) территории с международным режимом - это

территории, которые не входят в состав государственной территории: водные

пространства за пределами исключительных экономических зон прибрежных

государств; Международный район морского дна - морское дно и его недра за

пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа

прибрежных государств; воздушное пространство за пределами государственных

территорий; Антарктика; космическое пространство, Луна и другие небесные

тела. На этой части территории, находящейся в общем пользовании государств,

действуют общепризнанные "ринципы и нормы международного права (см. гл.

III);3) территории со смешанным режимом - это территории, на которых

действуют одновременно и нормы международного права и нормы "ационального

законодательства прибрежных государств.Территории со смешанным режимом

условно можно разделить на две 'туппы. Первая группа: прилежащие и

исключительные экономические ^ны и континентальный шельф прибрежных

государств, которые не '"одят в состав государственной территории

прибрежных государств. -Юрая группа: международные реки, международные

проливы, пере-Фываемые территориальными водами прибрежных государств, и

международные каналы, входящие в состав территорий прибрежных государств;4)

территории с особым международным режимом (своеобразная разновидность

территорий) - это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира (в

случае их установления). В состав этих территорий могут входить территории

первой категории или территории' первых трех категорий одновременно: арх.

Шпицберген, Аландские острова, Додеканезские острова, остров Пантеллерия,

Панамский и Суэцкий каналы. Луна и другие небесные тела, а также иные

территории.

ВОПРОС17 Население и МП Под населением в международном праве и различных

правовых системах понимается совокупность людей, проживающих на территории

конкретного государства и подчиненных его юрисдикции. Население любого

государства состоит из: граждан своего государства; иностранцев, включая

иностранцев-дипломатов; лиц с двойным гражданством (бипатриды); лиц без

гражданства (апатриды).Правовое положение населения, определяемое объемом

его прав и обязанностей и возможностью их осуществления, в различных

странах мира неодинаково. Оно определяется уровнем социально-экономического

развития государства и политическим режимом, установленным в нем, а также

национальными и культурными особенностями, историческими традициями и

обычаями, религиозностью и веротерпимостью населения и другими факторами.

Кроме того, в каждом государстве имеются и законодательно установленные

различия в правовом положении собственных граждан, иностранцев, бипатридов

и апатридов. Наибольшей полнотой прав и обязанностей во всех государствах

обладают собственные граждане.Под гражданством понимается устойчивая

правовая связь физического лица с определенным государством, которая

выражается в наличии Установленных законом взаимных прав и обязанностей

физического лица и государства по отношению друг к другу. Эти взаимные

права и обязанности определяются национальным законодательством

государства:конституцией и законами, которые, согласно одному из главных

требований Венского итогового документа СБСЕ 1989 г., должны быть приведены

в соответствие с действующими нормами международного права. Указанная

правовая связь возникает, как правило, с рождением человека и сохраняется в

течение всей его жизни (устойчивость во времени), независимо от места его

нахождения или проживания (устойчивость в пространстве). Именно граждане

обеспечивают преемственность государства и государственной власти от

поколения к поколению. Таким образом, институт гражданства, органично

связанный с государственностью, определяется не только национальным

законодательством, но и международным правом.Гражданин, находящийся за

пределами своей страны, сохраняет юридическую связь со своим государством:

продолжает обладать всеми правами, которыми он наделен в своем государстве,

и обязан выполнять свои гражданские обязательства перед ним. Государство

же, в свою очередь, руководствуясь национальным законодательством и

международным правом, защищает гражданина на своей территории, гарантирует

ему возможность осуществлять свои права и предоставляет ему государственную

(дипломатическую и иную) защиту при нахождении за границей. В особых

случаях, оговоренных в международных договорах, человек имеет право

обратиться за восстановлением и защитой своих нарушенных прав в

международные организации."Российская Федерация, - говорится в п. 2 ст. 61

Конституции Рос^ сии 1993 г., - гарантирует своим гражданам защиту и

покровительство за ее пределами". "Каждый вправе в соответствии с

международными договорами Российской Федерации обращаться в

межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны

все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты" (п. 3 ст.

46).Понятие "гражданство" шире понятия "подданство", которое использовалось

в феодальную эпоху и эпоху становления капиталистического общества.

Подданные в монархических странах имели весьма ограниченные политические

права (или не имели их вовсе в колониальных странах), не участвовали в

формировании и деятельности органов государственной власти и управления.

Гражданство может быть получено по рождению (основной способ), путем

натурализации, реинтеграции (восстановление в гражданстве), пожалования и

на основе международного договора.Приобретение гражданства по рождению

основано на:принципе "права крови", согласно которому гражданство ребенка

определяется гражданством его родителей (или одного из них) и не зависит от

места рождения ребенка (многие страны Европы и Азии);принципе "права

почвы", согласно которому ребенок приобретает гражданство государства, на

территории которого он родился, независимо от гражданства его родителей

(многие страны Латинской Америки);сочетании обоих принципов (смешанный

принцип), согласно которому гражданство получают дети собственных граждан,

родившиеся на территории страны и за границей, а также дети иностранцев,

родившиеся на территории страны, применяющей принцип "права почвы" (Англия,

Индия, США, Франция и др.).В России основным способом приобретения

гражданства по рождению является принцип "права крови". Вместе с тем

согласно ст. 16 и 17 Закона "О гражданстве РСФСР" гражданство России

получает ребенок, оба родителя которого неизвестны, ребенок, родившийся на

территории России у родителей, состоящих в гражданстве других государств,

если эти государства не предоставляют ему своего гражданства, а также

Ребенок, родившийся на территории России от лиц без

гражданства.Приобретение гражданства в порядке натурализации может быть

осуществлено: по ходатайству лица, желающего переменить свое гражданство

или не имеющего какого-либо гражданства вообще; при вступлении в брак с

иностранцем; при усыновлении ребенка, имеющего гражданство другого

государства или вообще не имеющего гражданства. Натурализация

осуществляется либо постановлением высшего органа государственной власти (в

России - постановлением Президента России), либо решением ведомства

иностранных дел (Англия), либо решением судебного органа (Верховного суда в

США). При этом предоставить гражданство или отказать в просьбе - суверенное

право государства.Национальное законодательство большинства государств

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.