скачать рефераты

МЕНЮ


Билеты

нарушение принципов Устава ООН.Договоры также являются ничтожными, если в

момент заключения они противоречат императивной норме общего международного

права (т.е. норме, которая принимается и признается международным

сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой не

допустимо и которая может быть изменена только последующей нормой, носящей

такой же характер).

При относительной недействительности (недействительности с момента

оспаривания) договора действия, совершенные добросовестно до ссылки на

недействительность, не считаются незаконными лишь по причине

недействительности договора.Основаниями относительной недействительности

являются: нарушение нормы внутреннего права (государство не вправе

ссылаться на то обстоятельство, что его согласие на обязательность договора

было выражено в нарушение положений его внутреннего права, если только

данное нарушение не было явным и не касалось нормы его внутреннего права

особо важного значения); превышение представителем государства правомочий

на выражение согласия на обязательность договора; ошибка, которая касается

факта или ситуации, существовавших при заключении договора, если они

представляли существенную основу для согласия на обязательность.

Возникновение новой императивной нормы международного права также влечет

недействительность противоречащих ей договоров или отдельных положений.

Вопрос 20 Межд.организации: Отдельную группу субъектов международного права

образуют международные организации. Речь идет о международных

межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными

субъектами международного права.Неправительственные международные

организации, такие, как Всемирная федерация профсоюзов, и др.,

учреждаются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами лиц)

и являются общественными объединениями «с иностранным элементом». Уставы

этих организаций в отличие от уставов межгосударственных организаций не

являются международными договорами. Правда, неправительственные организации

могут иметь консультативный международно-правовой статус в

межправительственных организациях, например, в ООН и ее специализированных

учреждениях. Так, Межпарламентский союз имеет статус первой категории в

Экономическом и Социальном Совете ООН. Однако неправительственные

организации не вправе создавать нормы международного права и,

следовательно, не могут, в отличие от межправительственных организаций,

обладать всеми элементами международной правосубъектности.

Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом,

не имеют собственного населения, своей, территории, иных атрибутов

государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в

соответствии с международным правом и наделяются определенной компетенцией,

зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе). В

отношении учредительных документов международных организаций действует

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 гВ уставе

организации определяются цели ее образования, предусматривается создание

определенной организационной структуры (действующих органов),

устанавливается их компетенция. Наличие постоянных органов организации

обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют в

международном общении от своего собственного имени, а не от имени

государств-членов. Иными словами, организация обладает своей собственной

(правда, несуверенной) волей, отличной от воли государств-участников. При

этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она

ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные

организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а

деятельность региональныхмеждународных организаций должна быть совместима с

целями и принципами ООН.Основные права международных организаций

следующие:право участвовать в создании международно-правовых норм;право

органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в

том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;право

пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации,

так и ее сотрудникам;право рассматривать споры между участниками, а в

некоторых случаях и с не участвующими в данной организации

государствами.Сегодня сфера взаимодействия государств на международной

арене постоянно расширяется; все новые отношения становятся предметом

международно-правового регулирования. Одной из организационно-правовых форм

межгосударственного сотрудничества являются международные организации.

Международные организации как правовой феномен возникли сравнительно

недавно, в конце XIX — начале XX вв., когда потребности международного

общения обусловили необходимость создания постоянно действующих

межгосударственных структур. Так, в 1874 г. был создан Всемирный почтовый

союз, в 1919 г. — Международная организация труда и т.д. Первой

международной организацией с ярко выраженной политической направленностью

была Лига Наций, учрежденная в 1919 г. в соответствии с положениями

Версальской системы и формально просуществовавшая до 1946 г.После Второй

мировой войны были учреждены сотни международных организаций,

обеспечивающих организационную основу межгосударственного взаимодействия в

различных сферах международных отношений. В их числе ООН, ЮНЕСКО, ЛАГ,

НАТО, ОВД и др. И поскольку, как уже говорилось, юридически создание любой

международной организации оформляется заключением международного договора,

в международном праве сформировался достаточно большой массив норм,

регулирующих порядок образования и деятельности международных организаций.

Качество и объем международно-правовой регламентации позволяют сделать

вывод о существовании в самостоятельной отрасли международного права —

права международных организаций.ГПраво международных организаций состоит из

двух групп международных норм, образующих: во-первых, «внутреннее право»

организации (нормы, регулирующие структуру организации, компетенцию ее

органов и порядок работы, статус персонала, другие правоотношения); и, во-

вторых, «внешнее право» организации (нормы воров организации с

государствами и другими международными организациями)Нормы права

международных организаций — преимущественно договорные нормы, а само право

организаций — одна из наиболее кодифицированных отраслей международного

права. Источниками этой отрасли являются учредительные документы

международных организаций, Венская конвенция о представительстве государств

в их отношениях с международными организациями универсального характера

1975 г. Венская конвенция о праве договоров между государствами и

международными организациями или между международными организациями 1986

г., соглашения о привилегиях и имму-нитетах международных организаций и

др.Поскольку специфика международной правосубъектности организаций уже

рассматривалась (см. гл. 5), отметим, что международные организации,

являясь производными субъектами международного права, обладают

самостоятельной волей, отличной от простой совокупности воль участвующих в

организации государств. Некоторые организации (ООН, ЛАГ, МАГАТЭ и др.)

правомочны принимать обязательные для всех ее членов решения и обладают

правом применения мер принудительного характера, в том числе и в отношении

государств, нарушающих положения их уставов. Однако воля международных

организаций, в отличие от воли государств, несуве-ренна.€"Таким образом,

право международных организаций образует совокупность норм, регулирующих

правовое положение, деятельность организации, взаимодействие с другими

субъектами международногоправа, участие в международных отношениях.

ВОПРОС 21 Права человека как отрасль права: Права человека и международное

право - самостоятельная отрасль международного права - совокупность

общепризнанных и специальных принципов и норм, регламентирующих права и

свободы человека, его обязанности перед своим государством и обязанности

государства перед своим гражданином, а также регулирующих сотрудничество

государств в сфере защиты прав и свобод человека.Важнейшими из

общепризнанных принципов для этой отрасли права являются: принцип

суверенного равенства государств, невмешательство во внутренние дела,

принцип равноправия и самоопределения народов, принцип сотрудничества

государств, принцип добросовестного выполнения государствами своих

международных обязательств. К числу специальных принципов относятся:

запрещение всех видов и форм дискриминации; равенство перед законом; защита

государством своих собственных граждан независимо от места их нахождения

или проживания; специальная защита прав женщин и детей; ответственность

государства и его органов за нарушение прав и свобод человека и др.Принцип

уважения прав и свобод человека, зафиксированный в Уставе ООН, был

детализирован и закреплен в виде конкретных международно-правовых норм в

договорах и соглашениях, таких, как Конвенция о предупреждении преступления

геноцида и наказании за него 1948 г., Женевские конвенции о защите жертв

войны 1949 г., Конвенция о политических правах женщин 1953 г.,

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966

г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.,

Дополнительные протоколы I и II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.,,

Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др.Объем урегулированных

международными нормами отношений и качество их регламентации

свидетельствуют о том, что в современном международном праве сформировалась

новая отрасль, отражающая результаты сотрудничества государств в

гуманитарной сфере — международное гуманитарное право. Нормы этой отрасли

зафиксированы в различных источниках международного права, отличающихся по

своей юридической силе, сфере действия, составу участников, характеру

регулирования прав и свобод человека и т.д.

В отечественной и зарубежной литературе по вопросу о содержании

международного гуманитарного права («права человека», «международная защита

прав человека», «международное право прав человека» и т.п.) и месте этой

отрасли в системе международного права имеются две основные точки

зрения.Согласно одной из них, отрасль «права человека» регламентирует

Международное сотрудничество в области прав человека в мирное время, а

нормы, регулирующие защиту прав человека в условиях вооруженных конфликтов,

образуют подотрасль другой отрасли — «права вооруженных конфликтов»

(«законов и обычаев войны»).Другие ученые рассматривают гуманитарное право

в более широком контексте, включая в него вопросы обеспечения и защиты прав

человека как в военное, так и в мирное время. Эта точка зрения

представляется более обоснованной.Предмет регулирования у «гуманитарного

права в мирное время» и «гуманитарного права в период вооруженных

конфликтов» в общем един — осуществление, обеспечение и защита прав

человека. Вооруженный конфликт приводит в действие, «включает» целую

систему международных норм о защите человеческой личности. Эти нормы

устанавливают особый режим регулирования общественных отношений в период

вооруженных конфликтов. Во время вооруженных конфликтов появляются новые

группы участников правоотношений ~ комбатанты, гражданское население,

раненые и больные и другие лица, права которых подлежат особой защите.

Таким образом, отдельные категории индивидов наделяются специальными

правами и защитой, предусмотренными нормами, т.е. физические лица

приобретают специальные правовые статусы. Поэтому можно говорить о том, что

«право вооруженных конфликтов» состоит главным образом из норм, имеющих

«главную прописку» в других отраслях международного права.В то же время и

гуманитарное право в свою очередь является довольно сложным нормативным

комплексом. Его составляют, с одной стороны, нормы, институты, принципы

собственно гуманитарного права (права человека, институт гражданства и

др.), с другой — нормы и институты других отраслей, затрагивающих отдельные

аспекты правового статуса индивида (институт консульской защиты граждан за

рубежом, правовое положение членов экипажа воздушных и морских судов и

др.).Таким образом, гуманитарное право образуют две подотрасли

(гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период

вооруженных конфликтов), а также межотраслевые институты и нормы (институт

консульской защиты граждан, нормы об ответственности индивидов за

преступления международного характера и т.д.)Нормы гуманитарного права —

преимущественно договорные нормы. Однако определенную роль играет

международно-правовой обычай. Значительна роль обычая в гуманитарном праве

в период вооруженных конфликтов, которое часто еще называют «законами и

обычаями войны».Кроме того, в юридической литературе (прежде всего

западной) высказывается мысль, что Всеобщая декларация прав человека 1948

г. в силу обычая приобрела статус юридически обязательного документа. Но

международный документ обладает той силой и степенью юридической

обязательности, которую ему придали принимавшие его субъекты. Декларация

принималась Генеральной Ассамблеей ООН как документ рекомендательного

характера, устанавливающий международно-правовые стандарты в области прав

человека, к которым необходимо стремиться государствам. Поэтому говорить,

что Декларация прав человека достигла статуса обычной нормы, не совсем

правильно. Другое дело, что положения Декларации могут подтверждать наличие

международных норм, текстуально с ними совпадать, отражая содержание уже

существующих норм.Помимо договоров и обычаев, нормы гуманитарного права

зафиксированы и в некоторых документах международных конференций и

совещаний, в частности, в документах СБСЕ (Заключительный акт 1975 г.,

Итоговый документ Венской встречи 1989 г., Документ Копенгагенского

совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г., Парижская

хартия для новой Европы 1990 г.и др.).Обобщая изложенное, международное

гуманитарное право можно определить как совокупность международно-правовых

принципов и норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты прав и свобод

человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов,

регламентирующих сотрудничество государств в гуманитарной сфере, правовое

положение всех категорий индивидов, а также устанавливающих ответственность

за нарушение прав и свобод человека.Основа защиты общих прав человека была

заложена принятием Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.

Этот день ежегодно отмечается как День защиты прав человека.Всеобщая

декларация прав человека закрепляет: равенство людей — все люди рождаются

свободными и равными в правах; недискриминацию по признаку пола, расы,

цвета кожи, пола, языка, религии и другим признакам; право каждого на

жизнь, свободу и личную неприкосновенность; запрет рабства и работорговли;

запрет пыток'дли жестокого обращения; право каждого на правосубъект-ность;

равенство всех перед законом; право на обращение в суд;запрет произвольных

арестов; презумпцию невиновности и запрет обратной силы уголовного закона;

право на свободу передвижений и выбор места жительства; право на

гражданство; право на вступление в брак; право владеть имуществом; право на

свободу убеждений;право на мирные собрания; право на участие в управлении

общественными и государственными делами; право на труд и другие права и

свободы человека.Всеобщая декларация прав человека дала толчок к разработке

и заключению многочисленных конвенций по правам человека. Так, в 1948 г.

была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании

за него, в 1949 г. — Женевские конвенции о защите прав человека в период

вооруженных конфликтов, в 1950 г. — • Европейская Конвенция о защите прав

человека и основных свобод, в 1966 г. — пакты о правах человека и др.Одно

из центральных мест в системе обеспечения и защите прав человека занимает

Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950

г.Конвенция с изменениями подписана Россией в феврале 1996 г. и в 1998 г.

ратифицирована с изменениями и дополнениями (внесены Протоколами к ней № 2,

3, 5, 8). Ратифицированы и Протоколы Конвенции № 1,4,7,9,10,11. Конвенция

вступила в силу для России 5 мая 1998 г.Государства — участники Конвенции

обязались обеспечить каждому лицу, находящемуся под их юрисдикцией, права и

свободы, указанные в Конвенции.В Конвенции зафиксированы право на жизнь

(ст. 2), свобода от пыток (ст. 3), запрет рабства и принудительного труда

(ст. 4), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5), право на

справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и

беспристрастным судом (ст. 6), право на уважение частной и семейной жизни,

жилища и корреспонденции (ст. 8), право на свободу мысли, совести и религии

(ст. 9), право на свободу выражения своего' мнения (ст. 10), свободу мирных

собраний и ассоциаций (ст. 11) и другие права и свободы.

Каждому, чьи права и свободы, изложенные в Конвенции, нарушены,

предоставляются эффективные средства правовой защиты перед национальными

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.