скачать рефераты

МЕНЮ


Борьба с наркобизнесом в Кыргызстане

4. Являются ли представленная видеофонограмма 1 полностью или частично

копией видеофонограммы 2?

5. Являются ли представленные видеофонограммы 1 и 2 дубликатами,

изготовленными путем копирования с одной и той же видеофонограммы 3?

6. Является ли представленная видеофонограмма копией, изготовленной

путем записи с лазерного диска на представленный на экспертизу

видеомагнитофон?

7. Имеются ли на представленной видеофонограмме признаки остановки

видеомагнитофона (видеокамеры) во время записи?

8. Имеются ли на представленной видеофонограмме признаки наруше-

ния непрерывности записи, монтажа, а также иных изменений, привнесенных в

процесс записи или после ее окончания?

9. Одновременно ли производилась запись звука и изображения на

представленной видеофонограмме?

На заключительном этапе расследования следователь, оценив получен ные

доказательства с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и

достаточности, принимает решение об окончании предварительного следствия и

направлении уголовного дела в суд. Как правило, на этом этапе

принимаются решения о выделении в отдельное производство материалов

дела в отношении не установленных лиц, совершивших преступные действия

с наркотиками. Систематизированные материалы уголовного дела предъяв-

ляются обвиняемому и его защитнику для ознакомления. В ходе ознакомле-

ния им воспроизводятся звуко-, видеозаписи, произведенные по делу, о чем

делается отметка в протоколе. Ознакомив обвиняемого и защитника с мате

-риалами уголовного дела и приняв решение по заявленным ходатайствам,

следователь приступает к составлению обвинительного заключения.

Глава 3. Предупреждение преступлений, связанных с незаконным

оборотом наркотических средств.

3.1 Наркоситуация в Кыргызстане.

Исторические аспекты проблемы наркотизма в Кыргызстане.

В Кыргызстане с давних времен были известны особые свойства

многих, в том числе и наркотикосодержащих растений ( в основном опийного

мака и конопли). Однако, сведения о каких-либо значимых объемах их

потребления отсутствуют, хотя отдельные факты общеизвестны. Особенно это

касается гашишизма, наиболее распространенного в других регионах Средней

Азии. Потребление же опия происходило в быту практически только в

медицинских целях – для снятия болей и т.п. Для этих целей высевался

опийный мак.

Однако, после присоединения Кыргызстана к России, царское

правительство наложило заперт на выращивание опийного мака, который был

снят в 1916 году вследствие прекращения поступления из Турции опия, а из

Германии морфия в связи с началом первой мировой войны. Одновременно

была введена государственная монополия на его закупку. В 1916 году в

Семиречье было заготовлено 26 тонн опия-сырца.

После 1917 года посевы опийного мака и заготовка опия-сырца были

сосредоточены на территории Кыргызстана, входившего в Семиречинскую

область. Посевы опийного мака в других местах Туркестана и на Дальнем

Востоке были прекращены.

В 20 гг. площади под посевы опия увеличиваются, идет возрастание

объемов заготовленного опия-сырца, вследствие чего сокращается, а затем

полностью прекращается его импорт из-за границы. В 1926 году количество

заготовленного опия-сырца полностью удовлетворяло потребности СССР.

Для ограничения его незаконного оборота Декретом ЦИК и СНК СССР от

27 августа 1926 года была объявлена государственная монополия на опий.

В 1930 году половина опиерабоческих хозяйств была объединена в

колхозы, производство опия-сырца длительное время являлось важной

народнохозяйственной отраслью многих коллективных хозяйств республики.

Так, например, до 1973 года ( последний год производства опийного мака )

более 85% всех посевов этого ценнейшего лекарственного сырья в СССР

приходилось на Киргизию.

На ее долю падало более 90% валового оборота опия и 16% его

мирового производства. До 1965 года Киргизская ССР была также основным

поставщиком индийской и южночуйской конопли, которая шла на изготовление

высокосортной пеньки. Часть урожая наркотикосодержащих растений

различными путями попадала в руки преступных элементов, сбывавших его

затем по различным каналам наркоманам.

В 1974 году в связи с принятием Указа ПВС ССР «Об усилении борьбы

с наркоманией», в Киргизии примышленное производство было прекращено на

основании Постановления Совета Министров СССР от 2 апреля 1974 года «О

мерах по дальнейшему усилению борьбы с распространением наркомании».

Однако, это не решило всех проблем. Произошла переориентация на

другие виды наркотиков – в основном на каннабис ( конопля, марихуана,

анаша, гашиш ). Расширялась гашишная наркомания.

Так, например, уже в 1974 году количество изъятого из незаконного

оборота опия-сырца сократилось до 75 килограммов ( в 1973г.- 215

килограммов), при этом одновременно увеличилось количество изъятого

гашиша и марихуаны с 43 килограммов в 1973 году до 88 килограммов в 1974

году.

Следует отметить, что произрастающая на территории республики

конопля частично является переродившимся подвидом культивируемой с 1993

года конопли, завезенной из России как сырье для изготовления канатов,

мешковины и прочее. Ее государственные посевы, как ранее отмечалось,

прекращены в 1965 году, однако ее дикорастущие виды захватывают все

новые площади. Так, если в 1977 году дикорастущая конопля была выявлена

на территории 2,5 тыс .га, то через 10 лет (1987г.) – на площади 4 тыс.

га.

С 1983 года в незаконном обороте появился новый вид НС –

стимуляторы амфетаминового ряда. На первом этапе они ( как правило

эфедрон) синтезировались из лекарственных препаратов, содержащих

эфедрин. С 1991 года отмечены случаи изготовления НС из растения «эфедра

хвощевая», обильно произрастающей в республике. Причем технология

изготовления является хотя и примитивной, но обеспечивает выход НС

достаточно высокой степени чистоты. Для более полной характеристики

возможных объемов производства наркотиков из эфедры можно отметить, что

только объединение «Лекраспром» республики ее ежегодно заготавливает

более 500 тонн.1

Состояние борьбы с наркотиками в Кыргызстане.

Сложившийся в мире демократический имидж Кыргызстана во многом

определился благодаря его четко выраженной антинаркотиковой позиции.

Борьба с наркотизмом возведена в ранг наиболее приоритетных задач,

республика выработала свою антинаркотиковую стратегию. Ее основой

явилась организация следующих институтов и мероприятий:1

- в апреле 1991 года в системе Министерства внутренних дел создана

самостоятельная служба по борьбе с наркобизнесом ( ныне Управление по

борьбе с наркобизнесом ) – первая в бывшем СССР, организационно

объединившая оперативных работников, следователей, экспертов и кинологов

для одной цели – пресечение незаконных операций с наркотиками. Она

стала прототипом создания аналогичных структур и в других правозащитных

ведомствах республики. Ныне в Государственной таможенной инспекции

действует Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в

Министерстве национальной безопасности – самостоятельный отдел, а в

погранвойсках России, дислоцированных на территории Кыргызстана, начал

функционировать специальный отдел по пресечению контрабанды наркотиков;

- осенью 1991 года Президент Кыргызстана объявил мировому

сообществу, что, несмотря на крайне сложное экономическое положение

республики, Кыргызстан ни при каких обстоятельствах не возобновит

культивирование опийного мака – какой бы панацеей для решения проблем

экономики республики это не стало;

- в апреле 1993 года создана Государственная комиссия при

Правительстве Кыргызской Республики по контролю наркотиков. Она является

органом государственного управления и призвана, наряду с координацией

усилий всех министерств и ведомств республики по борьбе с наркотизмом,

определять и проводить в жизнь государственную политику Кыргызстана в

сфере как законного, так и незаконного оборота наркотиков;

- в июле 1993 года Кыргызстаном была принята Национальная

Программа по борьбе с наркотизмом в республике на 1993-1995 годы. Этим

документом ( первым в СНГ), борьба с наркотизмом в республике возведена

в ранг одной из важнейших государственных задач. В ее дальнейшее

развитие в марте 1996 года Правительство республики утвердило новую

Государственную Программу на 1996-1997годы. А 22 мая 1998 года, как уже

было указано выше, был принят Закон Кыргызской Республики « О

наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» – он

является основным нормативным актом регулирующим общественные отношения

в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и

прекурсоров на территории нашей республики. В июле 1998 года была

принята следующая Государственная Программа КР в области контроля

наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 1998-2000

годы. Кроме Госпрограммы имеется также одобренная Правительством КР

Концепция развития государственной политики КР в области контроля

наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 1998-2000

годы.

- в апреле 1994 года Кыргызстан присоединился к трем основным

антинаркотиковым Конвенциям Организации Объединенных Наций 1961, 1971,

1988 годов.

Это дало Кыргызстану возможность интегрироваться в международный

процесс противодействия наркотизму и, вкупе с созданием специального

национального органа – Госкомиссии по контролю наркотиков, побудило ООН

начать оказывать Кыргызстану помощь в разрешении проблем борьбы с

наркотизмом.

Несмотря на предпринимаемые меры, после распада Советского Союза

в Кыргызстан стали поступать наркотики из Афганистана через Горно-

Бадахшанскую автономную область Таджикистана. Их интенсивность, объемы

и масштаб привели, по заключению международных экспертов, к появлению

нового «заоблачного» пути наркотрафика опия и героина в государства СНГ

и далее – в страны Балтии и Европы. По заключению Международной

Программы ООН по контролю над наркотиками – ЮНДКП, ныне Кыргызстан

превращается в один из мировых центров наркотранзита.

Прослеживается устойчивая связь между незаконным оборотом наркотиков

и связанными с ним различными формами организованной преступности.

В постсоветское время, когда прозрачность и проницаемость границ

стала фактом, наркобизнесс начал постепенно расцветать, разветвляться,

и модернизироваться.

Этому способствовало несколько факторов :

наличие на территории республики обширной сырьевой базы наркотизма в

виде зарослей дикорастущей конопли, эфедры и незаконных посевов опийного

мака

а также, близость к крупнейшим мировым нелегальным производителям

наркотиков - Афганистану и Пакистану

Наркобизнес стал весьма прибыльным делом, принося многократные

барыши и привлекая в свои ряды представителей практически всех слоев

населения от многодетных матерей до государственных чиновников.

Все это говорит о том, что Кыргызстан превращается в один из

крупнейших мировых транзитных путей перевозки наркотиков.

Основной путь берет свое начало в Афганистане и Пакистане и

пролегает через южные рубежи республики, по трассе Ош - Хорог, а также

пешими тропами в обход пограничных, таможенных и милицейских постов.

В южном регионе стали возникать хорошо законспирированные преступные

сообщества, специализирующиеся на перевозке и сбыте опия. Их курьеров

наши коллеги из России, Узбекистана, Казахстана и других стран СНГ

неоднократно задерживали и привлекали к ответственности.

Однако, основные виновники, практически всегда оказывались «за

кадром» происходящих событий.

Следует сказать и о том влиянии, которое оказывает наркобизнес на

демократические процессы, происходящие в республике.

Демократия, как истинное народовластие, не может развиваться в

условиях господства мафии в силу желания последней господствовать

безраздельно и беззаконно.

Но это далеко не последний аспект проблемы. Наркобизнес направляет

усилия многих людей по «черному» пути, не давая развиваться нормальной

экономике; порожденная им коррупция как ржавчина разъедает

государственный аппарат и внушает народу недоверие к власти в целом.

Подстегиваемая им наркомания калечит большое количество людей, делая их

неспособными к нормальной жизни, апатичными, желающими только одного -

наркотиков, и подчиняющихся только тем, кто сможет им их дать.

Как следует из обзора Управления по борьбе с незаконным оборотом

наркотиков МВД России, за 6 месяцев 1997 г. доля Кыргызстана в общем

объеме изъятых в России наркотиков составила 325,2 кг (17,6%). По видам

наркотиков, изъятых в России, доля Кыргызстана составила: по опию –

17,9%; по опию экстракционному и ацетиллированному – 2,6%; по героину

–2,8%; по марихуане – 9,7%; по гашишу – 10,6%.

В настоящее время в Кыргызстане происходят серьезные изменения как

в обществе, так и в структуре преступности, в частности – наркотической.

На фоне тенденции к снижению уровня общей преступности в республике,

количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков

продолжает расти.

Ныне в Кыргызстане угроза наркотиков исходит, в основном, от

следующего:

- наличия собственной обширной сырьевой базы наркомании –

дикоросов конопли и эфедры ( по различным данным, дикоросами конопли

поражено от 6 до 60 тысяч гектаров сельхозугодий республики);

- роста незаконных посевов контрабандного транзита и поступления в

республику НС, психотропных и сильнодействующих веществ – опия, героина,

готовых лекарственных форм из Афганистана и Индии;

- реструктуризации рынка наркотиков – вытеснения традиционных их

видов (гашиш, марихуана, продукты мака) более «тяжелыми» – опием и его

различными настойками, а также синтетическими и полусинтетическими –

героином, амфетаминами, различными стимуляторами и т.п.

Все эти факторы в совокупности оказывают негативное влияние на

состояние и развитие наркоситуации в Кыргызстане. Кроме того, достаточно

сложное состояние экономики республики ведет к постоянному сокращению

сил и средств, задействованных в борьбе с наркотизмом.

Тем не менее, несмотря на перечисленные выше сложности,

противодействие наркотизму является одним из важнейших приоритетов в

деятельности руководства Кыргызстана и различных государственных

институтов, которые вопросам борьбы с наркотизмом уделяют постоянное

внимание. Серьезность отношения руководства республики к проблемам

борьбы с наркотизмом инициировала ООН на оказание помощи республике в

создании государственных механизмов контроля над наркотиками.

В соотвествии с проектом ЮНДКП в Бишкекской высшей школе МВД

развернута учебная телестудия: в Управлении по борьбе с наркобизнесом

создана и оснащена современным компьютерным оборудованием Служба

информации и анализа, а его региональным подразделениям передано 6

автомашин, 4 эксперта-химика МВД и Минюста прошли учебную стажировку в

Словацкой Республике; на базе Республиканской научно-исследовательской

лабаратории судебных экспертиз Минюста был создан и оснащен современным

лабараторным оборудованием Центр исследования наркотиков и многое

другое.

Одновременно, осознавая, что действие наркоэкспансии возможно

только совместными усилиями всех государств как региона, так и мира,

Кыргызстан активно стремится развивать международное сотрудничество в

этой сфере. Во многом этой возможности для широкой интеграции в

международный процесс борьбы с наркотизмом способствовало, как уже было

указано, присоединение республики к антинаркотиковым Конвенциям ООН

(апрель 1994г.).

В настоящий момент Кыргызстаном заключено трехстороннее

межправительственное Соглашение с Казахстаном и Узбекистаном о

сотрудничестве с незаконным оборотом наркотиков; двухсторонние

межправительственные Соглашения о сотрудничестве в области контроля

наркотиков с Пакистаном и Казахстаном; а также и с другими

государствами. В мае 1996 г. Кыргызстаном совместно с другими

государствами центрально-азиатского региона подписан Меморандум «О

взаимопонимании и сотрудничестве в области контроля за незаконным

производством, оборотом, злоупотреблением наркотических средств,

психотропных веществ и прекурсоров», который является политической и

правовой основой сотрудничества в области контроля наркотиков.

Аналогичные соглашения заключены и другими странами: Индией,

Таджикистаном, Россией, Китаем и др.

Активная позиция и успехи Кыргызстана в разработке новых методов и

подходов в противодействии наркотизму не остались незамеченными

международным сообществом. Так, в 1996 г. в республике под эгидой

Международной Программы ООН по контролю над наркотиками – юндкп, а также

Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе – ОБСЕ, было

проведено три крупных субрегиональных международных семинара.

Одновременно специально для государств Центральной Азии ЮНДКП

подготовлен пакет из пяти новых Проектов по оказанию помощи в борьбе с

наркотизмом. Два из них – общей стоимостью около 3 млн. долларов,

предусматривали размещение своих головных представительств в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.