скачать рефераты

МЕНЮ


Международное право в период вооруженных конфликтов

обширен. Некоторые юристы (например, Колосов Ю.М.) считают, что само

образование отрасли международного права, возможно, лишь в том случае,

когда “государства договариваются о формировании широкого универсального

международно-правового акта, содержащего основные принципы международного

права в данной отрасли”[10], то есть формирование той или иной отрасли

права в системе международного права связывается с наличием универсального

международно-правового акта. Такие универсальные акты по праву вооруженных

конфликтов имеются (Санкт-Петербургская об отмене употребления взрывчатых и

зажигательных пуль 1888 года, Гаагские конвенции 1899 г. и 1907 г. “Об

открытии военных действий”, “О законах и обычаях сухопутной войны” и др.,

Женевские конвенции от 12 августа 1949 г., а также дополнительные Протоколы

к ним и т.п.[11]).

С учетом рассмотренных критериев право вооруженных конфликтов можно

определить как совокупность создаваемых путем международных соглашений или

обычая юридических норм, применяемых в войнах, международных и

немеждународных вооруженных конфликтах, запрещающих использование

определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих

защиту прав индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих международно-

правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических

лиц за их нарушение[12].

1.3. Цели и задачи международно-правовой регламентации вооруженных

конфликтов. Виды вооруженных конфликтов

Как отмечалось выше, международное право в период вооруженных

конфликтов – это самостоятельная отрасль международного права –

совокупность конвенционных и обычных норм, регулирующих отношения между

участвующими в вооруженном конфликте и затронутыми им субъектами

международного права по поводу применения средств и методов ведения

вооруженной борьбы, защиты раненных, больных, военнопленных и гражданского

населения, устанавливающих ответственность государств и отдельных лиц за

нарушение этих норм.

Специфическим предметом регулирования права, касающегося вооруженных

конфликтов, являются как отношения между государствами в период вооруженной

борьбы (средства, способы ведения войны и т.д.), так и отношения в связи с

такой борьбой (режим раненных, военнопленных, заключение соглашений о

перемирии, подписание мирных договоров и т.д.).

Субъектами права вооруженных конфликтов являются суверенные

государства, борющиеся за свою независимость нации и некоторые

межправительственные международные организации (типа ООН).

Современное международное право запрещает захватнические, агрессивные

войны (п.4 ст.2 Устава ООН). Вместе м тем это не означает, что войны уже

исключены из жизни человеческого общества, что исчезли причины и источники,

порождающие вооруженные конфликты. Хотя, помимо незаконных войн, в

современных условиях могут иметь место и справедливые войны, не запрещенные

международным правом в рамках международных вооруженных конфликтов, а также

законное применение вооруженной силы. К ним относятся:

. оборонительные войны в порядке осуществления государством или

группой государств права на индивидуальную или коллективную

самооборону от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН;

. национально-освободительные войны колониальных или зависимых

народов, поднявшихся с оружием в руках на борьбу за свое

национальное освобождение и образование собственного независимого

государства (например, Организация Освобождения Палестины);

. операции войск ООН, созданных по решению Совета Безопасности ООН в

соответствии со ст. 42 Устава ООН;

. применение вооруженной силы при выполнении договорных обязательств

(например, использование индийских войск против группировки “Тигры

освобождения “Тамил илама” в соответствии с договором между Индией

и Шри-Ланкой об урегулировании этнического конфликта в Шри-Ланке

1987 г.).

Наличие источников, порождающих войны, обуславливает необходимость

существования в международном праве специфических правовых норм, призванных

регулировать отношения между государствами в случае вооруженных конфликтов

и содействовать гуманизации ведения вооруженной борьбы. Их значение состоит

в том, что они:

1. ограничивают воюющих в выборе средств и методов ведения военных

действий;

2. запрещают или ограничивают применение наиболее варварских средств

ведения войны;

3. регламентируют положение нейтральных, а также не участвующих в

вооруженном конфликте государств;

4. служат интересам миролюбивых сил, способствуют разоблачению

агрессивных, реакционных сил;

5. защищают гражданское население оказавшееся на территории в зоне

вооруженного конфликта.[13]

Международное право в период вооруженных конфликтов регулирует

поведение воюющих сторон, как в процессе международных вооруженных

конфликтов, так и вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Согласно положениям Женевских конвенций 1949 года международными

вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект

международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта.

Таким образом, сторонами в вооруженном конфликте могут являться

государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость,

международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по

поддержанию мира и международного правопорядка.

Согласно ст. 1 Дополнительного протокола I Женевских конвенций,

касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов,

международными являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут

борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против

расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение.

Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством

является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть

признаны “воюющей стороной”, когда они:

1. Имеют свою организацию;

2. Имеют во главе ответственные за их поведение органы;

3. Установили свою власть на части территории;

4. Соблюдают в своих действиях “законы и обычаи войны”.

Признание повстанцев “воюющей стороной” исключает применение к ним

национального уголовного законодательства об ответственности за массовые

беспорядки и т.д. На захваченных в плен распространяется статус

военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьими

государствами и международными организациями, получать от них допускаемую

международным правом помощь. Таким образом, признание повстанцев “воюющей

стороной”, как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом статуса

международного и является первым шагом к признанию нового государства.

Вооруженные конфликты немеждународного характера – это все

непопадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные

конфликты, происходящие на территории какого-либо государства “между его

вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами,

которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой

контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять

непрерывные и согласованные военные действия и применять положения

Протокола II, касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов

немеждународного характера.

Вооруженные конфликты немеждународного характера обладают следующими

признаками[14]:

. применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая

полицейские подразделения;

. коллективный характер выступлений. Действия влекущие обстановку

внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться

рассматриваемыми конфликтами;

. определенная степень организованности повстанцев и наличие

органов, ответственных за их действия;

. продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные

спорадические выступления слабоорганизованных групп не могут

рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународного

характера;

. осуществление повстанцами контроля над частью территории

государства.

К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить

все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток

государственных переворотов и т.д. Эти конфликты отличаются от

международных вооруженных конфликтов, прежде всего тем, что в последних обе

воюющие стороны являются субъектами международного права, в то время как в

гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное

правительство.

Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на

территории другого государства. Однако, на практике осуществляются

определенные вооруженные мероприятия, получившие название “гуманитарной

интервенции”. Именно так, например, были охарактеризованы вооруженные акции

в Сомали и Руанде, предпринятые с целью приостановления происходивших там

внутренних конфликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами.

Правовая регламентация стадий и отдельных режимов ведения войны

2.1. Начало войны и ее правовые последствия. Театр войны

Военные действия между государствами не должны начинаться без

предварительного недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь форму

ультиматума с условным объявлением войны (ст. 1 Гаагской Конвенции об

открытии военных действий 1907 года). Однако, согласно определению

агрессии, принятому Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 года, сам

факт объявления войны, которая не является актом самообороны в соответствии

со ст. 51 Устава ООН, не превращает войну противоправную в войну законную и

является актом агрессии. Начало же агрессивной войны без ее объявления

представляет собой отягчающее обстоятельство, повышающее ответственность

агрессора.

Объявление войны входит в компетенцию высших органов государственной

власти и определяется конституцией каждой страны. Хотя, в нашей конституции

этот вопрос, сказать прямо, не урегулирован. Статья 87 в п. 2 определяет,

что в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной

угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории

Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с

незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной

Думе. Об объявлении и начале войны, а также о том кому принадлежит данная

компетенция Конституция РФ не предусматривает[15].

Объявление войны, даже если оно не сопровождается военными

действиями, всегда приводит к состоянию войны и влечет за собой

определенные правовые последствия. Это означает конец мирных отношений

между соответствующими государствами: дипломатические и консульские связи

прекращаются; персонал посольств и консульств отзывается; политические

договоры (о ненападении, о нейтралитете, о венном союзе) прекращают свое

действие; некоторые многосторонние договоры, приостанавливают свое действие

в отношениях между воюющими государствами; международные многосторонние

договоры, закрепляющие нормы и принципы права в период вооруженных

конфликтов, начинают действовать и в отношениях между воюющими сторонами.

Особенности таких договоров заключается в том, что они не могут быть

денонсированы (денонсация – правомерный односторонний отказ государства от

договора[16]) во время войны участвующими в вооруженном конфликте

сторонами. С началом войны начинается фактическое осуществление положений

договоров и соглашений, которые регулируют отношения между государствами,

вступившими в войну, с одной стороны, нейтральными и другими невоюющими

государствами – с другой. К гражданам страны-противника может быть применен

специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается; они

могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте

(ст. 41 и 42 Женевской конвенции 1949 года о защите гражданского населения

во время войны).

Военные действия развертываются на определенных территориях воюющих

государств. Под театром войны понимается вся территория воюющих государств

(сухопутная, морская и воздушное пространство над ними), на которой они

могут потенциально вести военные действия. Под театром военных действий

понимается территория, на которой вооруженные силы воюющих государств

фактически ведут военные действия.[17]

Территория (сухопутная, морская, воздушная) нейтральных и невоюющих

государств не должна использоваться в качестве театров военных действий.

Под театром военных действий на море понимается пространство, включающее

внутренние и территориальные воды воюющих государств, прилежащие и

экономические зоны, а также воды открытого моря, которые должны быть

ограниченны военными или блокадными зонами, и воздушное пространство над

ними.

Вместе с тем действующие нормы международного права устанавливают

точно определенные изъятия из театра войны, в том числе в пределах

территории воюющих государств. Так, например, не могут считаться театром

войны, а, следовательно, и объектом нападения и уничтожения:

1. территория (сухопутная, морская) и воздушное пространство над ней

нейтральных и других, не воюющих государств;

2. международные проливы и каналы (Магелланов пролив по Договору

между Аргентиной и Чили 1981 года, Суэцкий канал в соответствии с

Константинопольской конвенцией 1888 года, река Дунай по Конвенции

о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 года);

3. части Мирового океана, острова, архипелаги, на которые

распространяется режим нейтрализованных и демилитаризованных

территорий;

4. санитарные зоны и местности, в том числе на оккупированной

территории, имеющие отличительные эмблемы, организованные таким

образом, чтобы оградить от действий войны раненных и дольных, а

также персонал, на который возложены организация и управление

этими зонами и местностями и уход за лицами, которые будут там

сконцентрированы (ст. 23 Женевской конвенции об улучшении участи

раненных и больных в действующих армиях 1949 года);

5. культурные ценности, здания и центры культурных ценностей, имеющие

большое национальное и общемировое значение, внесенные в

Международный реестр культурных ценностей, находящиеся под

специальной защитой и обозначенные специальным знаком (ст. ст. 1,

16 и др. Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае

вооруженных конфликтов 1954 года);

6. районы расположения атомных электростанций, дамб и плотин,

разрушение которых чревато катастрофическими и опасными

последствиями для гражданского населения (Дополнительный протокол

II 1977 года к Женевским конвенциям о защите жертв войны).

2.2. Правовое положение участников вооруженных конфликтов

В вооруженном конфликте международного характера воюющие стороны

представлены прежде всего своими вооруженными силами. Согласно

Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 года, вооруженные

силы воюющих сторон “состоят из всех организованных вооруженных сил, групп

и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед

этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона

представлена правительством или властью не признанными противной стороной.

Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе,

которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права,

применяемых в период вооруженных конфликтов” (п. 1 ст. 43).

Участников вооруженных конфликтов можно условно разделить на две

группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты). Согласно

Дополнительному протоколу I, лица, входящие в состав вооруженных сил

стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в

боевых действиях, являются комбатантами. Только за комбатантами признается

право применять военную силу. К ним самим допустимо в ходе боевых действий

высшей меры насилия, то есть физического уничтожения. Комбатанты,

оказавшиеся во власти противника, вправе требовать обращения с ними как с

военнопленными.

К несражающимся относится личный состав, правомерно находящийся в

структуре вооруженных сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю

помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающие

непосредственного участия в этих действиях. Это интендантский и медицинский

персонал, корреспонденты и репортеры, духовенство и др. Несражающиеся не

могут быть непосредственным объектом вооруженного нападения противника. В

то же время, оружие, имеющееся у них, они обязаны использовать

исключительно в целях самообороны и защиты вверенного им имущества.

Таким образом, деление вооруженных сил на сражающиеся и несражающиеся

основывается на их непосредственном участии в боевых действиях с оружием в

руках от имени и в интересах той воюющей стороны, в вооруженные силы

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.