скачать рефераты

МЕНЮ


Международное право в период вооруженных конфликтов

1. удостовериться в военном характере целей;

2. выбирать такие методы и средства, которые сводят к минимуму

случайное поражение гражданских объектов и населения;

3. воздерживаться от нападения, если конкретное и прямое военное

преимущество от него будет несравнимо уступать случайным потерям

гражданского характера.

При ведении военных действий в воздухе надлежит принимать меры для

минимизации ущерба гражданским лицам и объектам, в частности предупреждать

о нападениях, могущих затронуть гражданское население.

Дополнительный протокол I провозглашает принцип уважения и защиты

санитарных летательных аппаратов и устанавливает условия такой защиты.

Стороны в конфликте не имеют права использовать санитарную авиацию для

получения военного преимущества над другим противником, в частности для

сбора и передачи разведывательных сведений.

2.4. Режим военной оккупации

От других видов пребывания войск на иностранной территории военная

оккупация отличается совокупностью присущих ей признаков. Колосов Ю.М.

определяет военную оккупацию как вид временного пребывания значительных

воинских формирований на территории иностранного государства в условиях

состояния войны между этим государством и государством принадлежности таких

формирований, при котором прекращается эффективное осуществление власти

правительством того государства, которому принадлежит занятая территория, а

административная власть осуществляется в пределах, определенных

международным правом, высшими командными воинских формирований[21]. Нужно

отметить, что определение довольно размытое, громоздкое и затрудненное для

понимания, поэтому, мы считаем, что в данном случае лучше пользоваться

определением Бирюкова П.Н., который дет следующее определение военной

оккупации: военная оккупация – это временный захват территории (части

территории) одного государства вооруженными силами другого государства и

установлении военной администрации на захваченной территории[22].

Военная оккупация не ведет к распространению суверенитета

оккупирующего государства на занятую его войсками территорию. Согласно

законам и обычаям сухопутной войны, воспрещается принуждать население

занятой области давать сведения об армии другого воюющего государства или о

его средствах обороны. Честь и семейные права, жизнь отдельных лиц и

частная собственность, а также религиозные убеждения и отправление обрядов

веры должны уважаться. Контрибуции могут взиматься лишь на основании

письменного разрешения начальствующего командира, и по каждой контрибуции

должна выдаваться расписка. Повинности не должны включать обязанности для

населения принимать участия в военных действиях против своего отечества.

Одним из важнейших положений Женевской конвенции о защите гражданских

лиц во время войны 1949 года является запрет угона и депортации гражданских

лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на

территорию третьего государства, равно как и перемещение части собственного

гражданского населения на оккупированную территорию. Однако, допускается

полная или частичная эвакуация определенного района в силу особо веских

соображений военного характера или для безопасности населения.

Помимо вышеизложенного в отношении гражданских лиц запрещается:

. совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления;

. применять меры принуждения, физического или морального порядка, в

частности, с целью получения сведений;

. применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты и т.д.;

. применять коллективные наказания.

Иностранцам, оказавшимся на оккупированной территории, обеспечивается

право ее покинуть в возможно короткие сроки. И, что необходимо отметить,

уголовное законодательство должно в принципе оставаться каким было до

оккупации, кроме положений, которые представляют угрозу безопасности

оккупирующей державы. Судебным органам оккупированной территории должно

быть разрешено продолжение исполнения своих функций.

Защита прав личности во время вооруженного конфликта

3.1. Правовой режим раненных и больных

Режим данной категории лиц регламентируется главным образом Женевской

конвенцией об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях 1949

года и Женевской конвенцией об улучшении участи раненных, больных и лиц,

потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 года.

Раненными и больными в целях предоставления защиты, предусмотренной

нормами международного гуманитарного права, считаются гражданские лица и

военнослужащие, находящиеся в районе вооруженного конфликта, которые

вследствие травмы, болезни, другого физического расстройства или

инвалидности нуждаются в медицинской помощи при уходе и которые

воздерживаются от любых военных действий.[23] К этой категории относятся

также роженицы, новорожденные, немощные, беременные женщины. Гражданские

лица и военнослужащие, которые подвергаются опасности на море или в других

водах в результате несчастного случая с перевозившим их судном или

летательным аппаратом и которые воздерживаются от любых враждебных

действий, считаются потерпевшими кораблекрушение. Независимо от того, к

какой стороне они принадлежат, эти лица пользуются покровительством и

защитой и имеют право на гуманное обращение. В максимально возможной

степени и в кратчайшие сроки им предоставляется медицинская помощь.

Касательно самих военных действий, то во всякое время, и в

особенности после боя, стороны должны принять все возможные меры к тому,

чтобы разыскать и подобрать раненных и больных и оградить их от ограбления

и дурного обращения. Не допускается ограбление мертвых (мародерство). Когда

это позволяют обстоятельства, должны заключаться соглашения о перемирии или

прекращении огня, чтобы подобрать раненных на поле боя, и произвести обмен

ими.

Стороны, находящиеся в конфликте, должны зарегистрировать все данные,

способствующие установлению личности оказавшихся в их власти раненных,

больных, потерпевших кораблекрушение и умерших неприятельской стороны. Эти

сведения должны быть как можно скорее доведены до сведения национального

справочного бюро по делам военнопленных для передачи их державе, за которой

числятся эти лица, через центральное агентство по делам военнопленных,

подлежащего учреждению в нейтральной стране.

Запрещается добивать или истреблять раненых, больных, потерпевших

кораблекрушение, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или

ухода, предумышленно создавать условия для их заражения, подвергать этих

лиц, даже с их согласия, физическим увечьям, медицинским или научным

экспериментам, удалению тканей или органов для пересадки, кроме случаев,

когда это оправданно состоянием здоровья лица и соответствует общепринятым

медицинским нормам. Упомянутые лица имеют право отказаться от любой

хирургической операции. Сторона, принужденная оставить неприятелю раненных

или больных, обязана оставить вместе с ними, насколько это позволяют

военные условия, часть своего санитарного персонала и снаряжения для

содействия уходу за ними.

Оказавшись во власти противника, раненные, больные и потерпевшие

кораблекрушение считаются военнопленными, и к ним применяются нормы

международного права, касающиеся военнопленных.

3.2. Режим военного плена

Основным международно-правовым документом, определяющим режим

военного плена, является Женевская конвенция об обращении с военнопленными

1949 года, согласно которой военнопленными являются следующие категории

лиц, попавшие во власть неприятельской стороны во время войны или

вооруженного конфликта:

. личный состав вооруженных сил воюющей стороны;

. партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов;

. личный состав организованных движений сопротивления;

. некомбатанты, то есть лица из состава вооруженных сил, не

принимающих непосредственного участия в военных операциях (врачи,

юристы, корреспонденты, различный обслуживающий персонал);

. члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиации;

. стихийно восставшее население, если оно открыто носит оружие и

соблюдает законы и обычаи войны.

Военнопленные находятся во власти неприятельской державы, а не

отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. С ними следует всегда

обращаться гуманно. Ни один военнопленный не может быть подвергнут

физическому калечению либо научному или медицинскому экспериментам,

запрещается дискриминация по признаку расы, цвета кожи, религии,

социального происхождения. Эти положения действуют и в отношении участников

гражданских и национально-освободительных войн.

Военнопленные должны размещаться в лагерях и в условиях не менее

благоприятных, чем условия, которыми пользуется армия противника,

расположенная в этой местности. Военнопленных (за исключением офицеров)

можно привлекать к работам, не связанным с военными действиями (сельское

хозяйство, торговая деятельность, работы по домашнему хозяйству, погрузо-

разгрузочные работы на транспорте). Подчиняются военнопленные законам,

уставам и приказам действующим в вооруженных силах держащей в плену

державы. Если военнопленный предпринял неудавшуюся попытку к побегу, то он

несет только дисциплинарное взыскание, равно как и те военнопленные,

которые оказывали ему помощь.

Здесь приведены далеко не все условия содержания и права

военнопленных, которые закрепляет Конвенция, но в целом их можно

охарактеризовать как гуманные, за нарушения которых военнопленные вправе

обращаться к державе-покровительнице или в Общество Красного Креста.

Международно-правовая регламентация окончания военных действий и состояния

войны[24]

Окончание военных действий и состояния войны – это акты, отличающиеся

один от другого как по способам их юридического оформления, так и по тем

правовым последствиям, которые они порождают для воюющих сторон.

Наиболее распространенными формами прекращения военных действий

являются перемирие и капитуляция. Перемирие – временное прекращение военных

действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками

вооруженного конфликта. Различают два вида перемирия: местное и общее.

Местное перемирие преследует цель приостановит военные действия между

отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке военных

действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач (подбор

раненных, погребение мертвых, эвакуация из осажденного района лиц из числа

гражданского населения, посылка парламентеров и т.д.).

Общее перемирие существенно отличается от местного. Во-первых, в

случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем участке

театра военных действий. Во-вторых, общее перемирие при определенных

обстоятельствах (например, если стороны в конфликте формально не заявили о

наличии состояния войны между ними) способно не только приостановить

военные действия, но и привести к их прекращению.

Специфической формой приостановления военных действий является

выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета

Безопасности ООН (на основании ст. 40 Устава ООН “о временных мерах”,

которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на

заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и т.д.).

Согласно IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны

1907 года, всякое существенное нарушение перемирия одной из сторон дает

право другой стороне отказаться от него и даже в крайнем случае возобновить

военные действия (ст. 40). Однако нарушение перемирия отдельными лицами,

действующими по собственному почину, дает только право требовать наказания

виновных и вознаграждения за понесенные потери, если таковые случились (ст.

41).

Капитуляция – это прекращение сопротивления вооруженных сил или их

части. Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество,

военные корабли и самолеты переходят к противнику. Сдающаяся сторона

подвергается военному плену. Капитуляция отличается от перемирия тем, что

капитулирующая сторона лишается даже формального равенства с победителем.

Так, после разгрома фашистской Германии 8 мая 1945 года в Берлине был

подписан Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил. После победы

над Японией 2 сентября 1945 года в Токийской бухте был подписан Акт о

капитуляции Японии. Акты предусматривали безоговорочную капитуляцию всех

германских и японских вооруженных сил, их полное разоружение и сдача

командованию союзных армий.

Согласно обычной норме международного права, нарушение условий

капитуляции составляет международное правонарушение, если оно совершено по

указанию правительства воюющей стороны, или военное преступление, если оно

совершено без такового указания. Такое нарушение может повлечь либо

адекватные военные действия, либо наказание виновных как военных

преступников.

Основным международно-правовым средством прекращения состояния войны

между воюющими сторонами является заключение мирного договора. Подобные

договоры охватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования

политических, экономических, территориальных и других проблем в связи с

прекращением войны и восстановлением мира между воюющими.

Так, окончание первой мировой войны получило свое международно-

правовое оформление в виде ряда мирных договоров 1919 – 1920 гг., которые

составили так называемую Версальскую систему мирных договоров. После второй

мировой войны страны антигитлеровской коалиции подписали в 1947 году

выработанные на Парижской мирной конференции мирные договоры с Италией,

Финляндией, Румынией, Венгрией и Болгарией.

Практике известны и другие способы прекращения состояния войны,

например односторонняя декларация, когда восстановление мирных отношений

является результатом инициативы одной стороны. Так, Советский Союз в свое

время прекратил состояние войны с Германией путем издания Указа Президиума

Верховного Совета СССР от 25 января 1955 года. Также, состояние войны может

быть прекращено принятием двусторонней декларации. Например, 10 октября

1956 г. СССР и Япония подписали совместную Декларацию о прекращении

состояния войны, согласно которой между Советским Союзом и Японией

“прекращалось состояние войны” и восстанавливались “мир и добрососедские,

дружественные отношения”. Обращение к последним двум формам прекращения

состояния войны объясняется, в частности, в случае с Германией – ее

расколом, а с Японией – существованием неурегулированного территориального

вопроса.

Заключение

Право вооруженных конфликтов – это отрасль международного публичного

права. Специфика данной отрасли состоит в том, что она регулирует

конкретную область межгосударственных отношений, а не все эти отношения в

целом. Кроме того, она закрепляет в своих нормах, приемы, правила

практических действий субъектов; наконец, она имеет временные ограничения,

то есть действует в период вооруженной борьбы, а после окончания в

отношениях между ранее воевавшими субъектами должны, как правило,

устанавливаться нормальные мирные отношения, регулируемые принципами и

нормами других отраслей международного права. Нормы об ответственности, о

заключении перемирия, мирного договора сохраняют свою силу после войны.

Некоторые юристы считают, что наука права вооруженных конфликтов

должна исследовать только сами вооруженные конфликты, и, что при применении

норм этой отрасли права несущественным является вопрос о правомерном или

неправомерном применении оружия. В случае противоправного нападения одного

государства на другое оба они должны руководствоваться нормами права

вооруженных конфликтов.

Считая в принципе верными подобные высказывания, мы никак не можем

согласиться с тем, что исследования этих проблем должны абстрагироваться от

того, правомерно или неправомерно та или иная сторона прибегла к оружию,

что при применении права вооруженных конфликтов несущественным является

вопрос о причинах, приведших к вооруженному конфликту. Современное

международное право совершено четко делит войны на справедливые и

несправедливые; оно содержит норму, согласно которой агрессивная война –

это международное преступление.

Несмотря на все вышеизложенное, право вооруженных конфликтов далеко

несовершенная отрасль международного права. И не потому, что содержит

определенные пробелы (такая проблема присуща практически каждой отрасли

права), а в силу того, что имеет слабый механизм регулирования. Орган

(Организация Объединенных Наций), осуществляющий контроль и регулирование

международного права в период вооруженных конфликтов, не достаточно силен,

чтобы диктовать свою волю могущественным державам. И прецеденты, когда не

исполняются решения Совета Безопасности ООН, были.

Также довольно сложный вопрос о защите прав личности во время

вооруженного конфликта. Это не секрет, что права личности сильно ущемляются

во время ведения военных действий. И это благодаря не

внутригосударственному законодательству, которое справедливо ограничивает

права личности в период военных действий и чрезвычайного положения,

учитывая сложность и нестандартность складывающейся ситуации. Права граждан

зачастую нарушаются рядовыми солдатами, которые сами находятся в

экстремальных условиях, и зачастую просто не знают определенных норм

международного права регламентирующих отношения в возникшей ситуации. Эти

вопросы должны решаться в действующих армиях при подготовке личного

состава. Должны проводиться соответствующие занятия по доведению норм

международного права до сведения солдат и офицеров, которые помогут не

только понять свои права, но и осознать обязанности во время ведения боевых

действий.

Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что право вооруженных

конфликтов отрасль, требующая серьезных доработок, которые должны

проводиться на основе межгосударственных соглашений и закрепления их в

соответствующих международных актах.

Список использованных нормативных актов и литературы

1. Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907г. //

Действующее международное право. / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С.

Кривчикова. Т. 2. Стр. 573 – 574.

2. Конвенция об улучшении участи раненных и больных в действующих

армиях 1949г. // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957, стр. 71 – 97.

3. Конвенция об обращении с военнопленными 1949г.//СДД СССР. Вып.

XVI. М., 1957, стр. 125 – 204.

4. Конвенция о защите гражданского населения во время войны. // СДД

СССР. Вып. XVI. М., 1957, стр. 204 – 280.

5. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа

1949г., касающийся защиты жертв международных вооруженных

конфликтов 1977г. // Международная защита прав и свобод человека.

Сборник документов. М., 1990г.

6. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов

оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения

или имеющими неизбирательное действие, 1980г. // Ведомости СССР,

1984г. №3.

7. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием,

финансированием и обучением наемников // Действующее международное

право. / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 2. Стр. 812 –

819.

8. Протокол о запрещении или ограничении применения мин-ловушек и

других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996г. (Протокол

II с поправками, внесенными 3 мая 1996г.), прилагаемый к Конвенции

о запрещении или ограничении применения конкретных видов оружия,

которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения //

Московский журнал международного права. – 1997г. №1. Стр. 200 –

216.

9. Конституция РФ, главы IV, V, VI, М. – С.- П.: “Герда”, 1997г

10. Арцибасов И.Н. “Вооруженный конфликт: право, политика,

дипломатия”. – М.: Международные отношения, 1989г. – 245с.

11. Бирюков П.Н. “Международное право: Учебное пособие”, 2-е издание

переработанное и дополненное. – М.: Юристъ, 1999г. – 416с.

12. Григорьев А. Г. “Международное право в период вооруженных

конфликтов”. – М.: Воениздат, 1992г. – 32с.

13. Исакович С.В. “Международно-правовые проблемы прав человека в

вооруженном конфликте” // Вестник Киевского университета. Серия:

МО и МП. – 1976г. - №3. – стр. 27 – 28.

14. Колосов Ю.М. “Массовая информация и международное право”. – М.,

1974г., стр. 152.

15. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. “Международное право: Учебник”.

Издание 2-е, доп. и пререраб. – М.: Международные отношения,

1998г. – 624с.

16. Лазарев М.И. “Теоретические вопросы современного международного

морского права”. – М.: 1983г. – стр. 21.

-----------------------

[1] Арцибасов И.Н. “Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия”. –

М.: Международные отношения, 1989г., стр. 7.

[2] Арцибасов И.Н. “Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия”. –

М.: Международные отношения, 1989г., стр. 8.

[3] Там же, стр. 9.

[4] Там же, стр. 9.

[5] Исакович С.В. “Международно-правовые проблемы прав человека в

вооруженном конфликте” // Вестник Киевского университета. Серия: МО и МП. –

1976г. - №3. – стр. 27 – 28.

[6] Исакович С.В. “Международно-правовые проблемы прав человека в

вооруженном конфликте” // Вестник Киевского университета. Серия: МО и МП. –

1976г. - №3. – стр. 29.

[7] Арцибасов И.Н. “Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия”. –

М.: Международные отношения, 1989г., стр. 16 – 17.

[8] Лазарев М.И. “Теоретические вопросы современного международного

морского права”. – М.: 1983г. – стр. 21.

[9] См.: Протокол о запрещении или ограничении применения мин-ловушек и

других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996г. (Протокол II с

поправками, внесенными 3 мая 1996г.), прилагаемый к Конвенции о запрещении

или ограничении применения конкретных видов оружия, которые могут считаться

наносящими чрезмерные повреждения // Московский журнал международного

права. – 1997г. №1. Стр. 200 – 216.

[10] Колосов Ю.М. “Массовая информация и международное право”. – М.,

1974г., стр. 152.

[11] Бирюков П.Н. “Международное право: Учебное пособие”, 2-е издание

переработанное и дополненное. – М.: Юристъ, 1999г. стр. 234 – 235.

[12] Арцибасов И.Н. “Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия”. –

М.: Международные отношения, 1989г., стр. 19.

[13] Григорьев А. Г. “Международное право в период вооруженных конфликтов”.

– М.: Воениздат, 1992г., стр. 4 – 5.

[14] Бирюков П.Н. “Международное право: Учебное пособие”, 2-е издание

переработанное и дополненное. – М.: Юристъ, 1999г. стр. 236.

[15] См. Конституция РФ, главы IV, V, VI, М. – С.- П.: “Герда”, 1997г.

[16] Бирюков П.Н. “Международное право: учебное пособие”, 2-е изд., М.:

Юристъ, 1999г.

[17] Григорьев А.Г. “Международное право в период вооруженных конфликтов”.

– М.: Воениздат, 1992г., стр. 7.

[18] Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. “Международное право: Учебник”. Издание 2-

е, доп. и пререраб. – М.: Международные отношения, 1998г., стр. 354.

[19] Григорьев А.Г. “Международное право в период вооруженных конфликтов”.

– М.: Воениздат, 1992г., стр. 11.

[20] См. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. “Международное право: Учебник”.

Издание 2-е, доп. и пререраб. – М.: Международные отношения, 1998г., стр.

357 – 362.

[21] Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. “Международное право: Учебник”. Издание 2-

е, доп. и пререраб. – М.: Международные отношения, 1998г., стр. 356.

[22] Бирюков П.Н. “Международное право: учебное пособие”, 2-е изд., М.:

Юристъ, 1999г. стр. 246.

[23] Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. “Международное право: Учебник”. Издание 2-

е, доп. и пререраб. – М.: Международные отношения, 1998г., стр. 366.

[24] Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. “Международное право: Учебник”. Издание 2-

е, доп. и пререраб. – М.: Международные отношения, 1998г., стр. 369.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.