скачать рефераты

МЕНЮ


Международное право в период вооруженных конфликтов

которой они правомерно включены.

Поскольку партизанская война квалифицируется современным

международным правом как правомерная форма борьбы против агрессора,

колониальной зависимости и иностранной оккупации, за партизанами, согласно

Женевским конвенциям 1949 года, признается статус комбатанта, если они

имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют

отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в ходе боевых действий

законы и обычаи воины. В свете современного международного права статусом

комбатанта обладают и бойцы национально-освободительных движений.

Учитывая вышеизложенное, на практике не редко возникает необходимость

в разграничении таких категорий как военный шпион и военный разведчик,

доброволец и наемник.

Военный шпион (лазутчик) – “это такое лицо, которое, действуя тайным

образом или под ложным предлогом, собирает или старается собрать сведения в

районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной

стороне”[18]. Статья 46 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям

1949 года, уточняя правовой статус военного шпиона, закрепляет норму,

согласно которой лицо из состава вооруженных сил, “попадающее под власть

противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет

права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как со шпионом”.

Если лицо из состава вооруженных сил собирает сведения на территории,

контролируемой противной стороной, и носит при этом форменную одежду своих

вооруженных сил или не действует обманным путем или преднамеренно не

прибегает к тайным методам, то такое лицо не считается шпионом, а

квалифицируется как военный разведчик. В случае если это лицо попадет в

руки противника, на него должен распространяться режим военного плена.

Доброволец – это иностранный гражданин, добровольно поступающий в

действующую армию одной из воюющих сторон, из политических или иных

убеждений (исключая материальные) и включающееся в личный состав

вооруженных сил. С точки зрения международного права, осуждающего

колониализм и агрессивные войны, действия добровольца будут правомерными,

если он вступит в армию, ведущую войну в защиту своей страны от

иностранного порабощения.

Содержание понятия “наемник” раскрывается в ст. 47 Дополнительного

протокола I. В соответствии с этой статьей, наемник – это лицо, которое

специально завербовано для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, и

фактически принимает непосредственное участие в военных действиях,

руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому

в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в

конфликте материальное вознаграждение, обещанное или выплачиваемое

комбатантам такого же ранга и с таким же функциями из числа личного состава

вооруженных сил данной стороны.

Приведенное определение позволяет установить более четкое отличие

наемника от добровольца, а также провести различие между наемниками и

военными советниками, не принимающими непосредственного участия в военных

действиях и направленными на службу в иностранную армию по соглашению между

государствами.

В декабре 1989 года в рамках ООН была принята Конвенция о запрещении

вербовки, использования, финансирования и обучения наемников. В отличие от

Дополнительного протокола I, Конвенция 1989 года к категории наемников

относит не только лиц, непосредственно участвующих в вооруженных

конфликтах, но и, что существенно важно, лиц, завербованных для участия в

заранее запланированных актах насилия. Согласно этой Конвенции, государства

не должны заниматься вербовкой, использованием, финансированием и обучением

наемников, в том числе в целях, противоречащих праву народов на

самоопределение и обязаны запрещать и предотвращать подобные действия.

2.2.1. Нейтралитет во время войны

Под нейтралитетом во время войны понимается правовое положение

государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает

непосредственной помощи воюющим. Права и обязанности нейтральных государств

во время войны, воюющих сторон в отношении нейтральных государств, а также

физических лиц как нейтральных, так и воюющих государств регламентируются V

Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в

случае сухопутной войны 1907 года, в соответствии с которой территория

нейтрального государства является неприкосновенной и не может быть

превращена в театр военных действий. Воюющим государствам запрещается

проводить через территорию нейтрального государства войска и военные

транспорты. Нейтральное государство не должно разрешать воюющим создавать,

устанавливать или размещать на своей территории радиостанции и другие

средства связи и технические приспособления. Однако оно может разрешать

воюющим (на равных началах) пользоваться своими средствами связи.

Нейтральное государство не должно снабжать воюющих оружием, военными

и другими материалами. Вместе с тем оно не обязано препятствовать вывозу

(или транзиту) из мест боевых действий за счет того или другого из воюющих

оружия, боеприпасов на условиях взаимности и одинакового отношения к

воюющим.

Нейтральное государство вправе отражать покушения на его нейтралитет

с помощью своих вооруженных сил.

Нейтральное государство вправе разрешать перевозку по своей

территории раненых и больных воюющих сторон при условии отсутствия в

транспорте оружия и боеприпасов.

Нейтральное государство обязано не допускать открытия вербовочных

пунктов и формирования на своей территории военных отрядов для воюющих.

Вместе с тем нейтральное государство не несет ответственности, если его

граждане в одиночку переходят границу и вступают в армию воюющих.

Нейтралитет в морской войне регулируется XIII Гаагской конвенцией о

правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 года,

согласно которой в территориальных водах нейтрального государства

запрещаются любые военные действия со стороны воюющих. Нейтральное

государство обязано не допускать снаряжения или вооружения одной из сторон

любого судна, а также его выхода из территориальных вод, если есть

основания полагать, что оно примет участие в боевых действиях на стороне

одного из воюющих. Что касается допуска и пребывания военных судов в

территориальных водах нейтрального государства, то последнее решает эти

вопросы на основе одинакового отношения ко всем воюющим. Оно устанавливает

разумный срок их пребывания, по истечении которого может потребовать, чтобы

они покинули территориальные воды. Находясь в территориальных водах

нейтрального государства, военные суда могут пополнять свои запасы по

лимитам мирного времени, брать столько топлива, сколько необходимо для

достижения ближайшего порта своей страны.

Специальных соглашений, определяющих правовой режим нейтралитета в

условиях воздушной войны, не существует. На воздушную войну

распространяются общие правила нейтралитета, изложенные в действующих

конвенциях. В обобщенном виде их содержание можно сформулировать следующим

образом: воздушное пространство над территорией нейтрального государства

неприкосновенно; запрещается пролет через него летательных аппаратов

воюющих сторон, преследование противника или вступление с ним в бой;

приземлившиеся военные самолеты задерживаются, а экипаж интернируется до

конца войны; воюющим сторонам запрещается транспортировать через воздушное

пространство нейтрального государства войска и военную технику, однако,

допускается транспортировка на самолетах раненых и больных воюющих сторон.

2.3. Средства и методы ведения войны

Средства ведения войны – оружие, снаряды, вещества, применяемые

вооруженными силами воюющих сторон для нанесения вреда и поражения

противнику. Методы ведения войны – это порядок использования средств

ведения войны[19].

Средства и методы ведения войны делятся на запрещенные (или частично

запрещенные) и не запрещенные международным правом. Согласно ст. 35

Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 года, право сторон,

находящихся в конфликте выбирать средства и методы ведения войны не

является не ограниченным. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и

методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения

или страдания или делающие смерть сражающихся неизбежной, а также ведущие к

массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей

(ст. 22 Приложения к Гаагской конвенции 1907 года о законах и обычаях

сухопутной войны).

Международное право запрещает следующие средства и методы ведения

войны (сухопутной, морской, воздушной):

. Яды или отравленное оружие, удушливые, ядовитые или другие газы,

аналогичные жидкости, вещества и процессы, а также

бактериологическое оружие;

. Средства воздействия на природную среду во враждебных целях;

. Любое оружие, если его действие заключается в нанесении

повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом

теле с помощью рентгеновских лучей (стекло, пластмасса и т.д.);

мины, мины-ловушки и другие устройства в виде детских игрушек и

предметов медицинской помощи; любое зажигательное оружие против

гражданского населения, населенных пунктов и невоенных объектов;

. Другие виды обычного оружия, которые могут считаться наносящими

чрезмерные повреждения или имеющие неизбирательное действие;

. Осуществление геноцида на захваченной территории; предательское

убийство или ранение сложившего оружие или безоружного неприятеля;

объявление обороняющимся, что в случае сопротивления им не будет

пощады;

. Бессмысленное разрушение городов и населенных пунктов и

уничтожение неприятельской собственности, если это не вызывается

военной необходимостью;

. И т.д.[20]

Однако международное право не запрещает военные хитрости с целью

ввести противника в заблуждение или побудить его действовать опрометчиво.

Примерами таких хитростей являются: использование маскировки, ловушек,

ложные операции и дезинформация (ст. 37 Дополнительного протокола I к

Женевским конвенциям 1949 года).

2.3.1. Средства и методы ведения морской войны

К числу международно-правовых актов, регламентирующих ведение морской

войны, относятся Парижская декларация о морской войне 1856 года, Гаагские

конвенции 1907 года, Лондонская декларация о праве морской войны 1909 года,

Лондонский протокол 1936 года и ряд других соглашений. В 1994 году в

порядке неофициальной кодификации было принято Руководство Сан-Ремо по

международному праву, применяемому к вооруженным конфликтам на море,

подготовленное группой специалистов по международному праву и военно-

морских экспертов, созданной Международным институтом гуманитарного права.

Содержащиеся в этих документах нормативные ограничения касаются методов

(бомбардирование морскими силами, применение военно-морской блокады,

осуществление захвата торговых судов), а также средств ведения военных

действий на море (подводные лодки, морские мины и т.д.).

Театр морской войны может включать в себя, за определенными

изъятиями, территориальные и внутренние воды воюющих государств, открытое

море и воздушное пространство над ним. Однако ведение войны в открытом море

не должно нарушать свободы плавания судов государств, не участвующих в

данной войне. Морские силы воюющих составляет военный флот, в который, в

частности, входят военные корабли всех классов и типов (подводные и

надводные), а также вспомогательные суда, военные самолеты и иные

летательные аппараты авиации военного флота, торговые суда,

переоборудованные в военные корабли и отвечающие требованиям об обращении

торговых судов в суда военные, закрепленным в VII Гаагской конвенции 1907

года. Там же указывается, что от переоборудования торговых судов в военные

корабли следует отличать вооружение торговых судов в военное время.

Последнее делается в целях самозащиты и не влечет за собой превращения

торгового судна в военное, что означает отсутствие у такого судна права

вести военные действия.

Одним из методов ведения войны на море является военно-морская

блокада, под которой понимается система не запрещенных современным

международным правом насильственных действий военно-морских сил воюющего

государства, направленных на преграждение доступа с моря к берегу,

находящемуся во власти противника или им занятому.

Согласно общепринятым нормам международного права, блокада должна

быть действенной и эффективной, то есть должна реально препятствовать

доступу к неприятельскому побережью. Блокирующее государство или

действующие от его имени морские власти должны сделать объявление о блокаде

с указанием даты начала блокады, географических границ блокируемого

побережья, срока, даваемого судам нейтральных и других невоюющих государств

для выхода из блокируемого района. Власти блокируемого побережья или

данного района должны известить иностранных консулов о блокаде данного

района. Блокада применяется в блокируемом районе одинаково к судам всех

флагов. Морская блокада прекращается со снятием ее блокирующим

государством, захвата блокируемого района противником или с разгромом

блокирующих сил.

Необходимо вместе с тем подчеркнуть, что соблюдение приведенных выше

формальностей само по себе не делает блокаду правомерной. В современных

условиях блокада считается правомерной, если она предпринимается в связи с

реализацией права на индивидуальную и коллективную самооборону в

соответствии с Уставом ООН. К морской блокаде, согласно Уставу, вправе

прибегнуть Совет Безопасности ООН, если это необходимо для поддержания или

восстановления международного мира и безопасности.

Военно-морская блокада, осуществляемая агрессором, составляет как

таковая акт агрессии. Преднамеренное нарушение блокады влечет за собой

конфискацию судна и его груза. Захват судов может осуществляться не только

по отношению к неприятельским, но и к судам нейтральных государств, если

они нарушают блокаду или перевозят грузы и предметы, отнесенные воюющей

стороной к военной контрабанде, списки которой опубликуются в начале войны.

Согласно Лондонской декларации о праве морской войны 1909 года возможность

захвата нейтрального судна за нарушение блокады обуславливается

действительной или предполагаемой осведомленностью его о блокаде. Захват

нейтральных судов за на рушение блокады может быть осуществлен только в

районе действия военных судов, обеспечивающих блокаду. Судно, признанное

виновным в нарушении блокады, конфискуется вместе с грузом, если только не

доказано, что в момент его погрузки лицо, ее производящее, не знало и не

могло знать, о намерении нарушить блокаду.

XI Гаагская конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом

захвата в морской войне 1907 года предусматривает абсолютную

неприкосновенность госпитальных судов, везущих больных и раненых и

отмеченных определенной эмблемой, и судов-картелей, перевозящих

парламентеров. Не подлежат также захвату, за исключением случаев нарушения

ими установленной должным образом морской блокады, почтовые суда,

прибрежные рыболовные суда, а также суда, выполняющие научные, религиозные

и филантропические функции.

Международное право не запрещает использование минного оружия. Вместе

с тем, согласно Гаагской конвенции об установке подводных, автоматически

взрывающихся от соприкосновения мин 1907 года, запрещается ставить мины, не

закрепленные на якорях (за исключением тех, что становятся безопасными

спустя час после того, как над ними будет утрачено наблюдение тем, кто

поставил мину), или закрепленные на якорях мины, которые не становятся

безопасными, после того как сорвутся с минрепов. Запрещается также ставить

мины у берегов и портов противника с целью нарушить торговое мореплавание.

Конвенция обязывает все государства принимать меры для обеспечения

безопасности мирного судоходства, а в случаях, когда наблюдение за минами

прекращено, указывать в извещениях мореплавателям или в других

общедоступных документах опасные районы и сообщать о них другим

государствам дипломатическим путем.

2.3.2. Средства и методы ведения воздушной войны

В связи с развитием НТП и повышением уровня в военно-промышленном

комплексе, особое место в международном праве вооруженных конфликтов

занимают средства и методы ведения воздушной войны. Положения

дополнительного протокола I направлены на защиту гражданского населения от

нападений с воздуха. Нападения с воздуха могут быть направлены только

против военных объектов. Запрещается нападение или угроза нападения,

основная цель которого состоит в том, чтобы терроризировать гражданское

население.

Особый запрет установлен в отношении неизбирательного нападения, то

есть такого, которое направлено как на военные, так и на невоенные объекты.

При нанесении ударов с воздуха надлежит:

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.