скачать рефераты

МЕНЮ


Международные экономические договоры

которых или с учетом которых он был заключен, в связи с чем дальнейшее

выполнение договора якобы невозможно или нецелесообразно.

Оговорка rebus sic stantibus может очень широко истолковываться и дает

возможность прикрываться ею во всех случаях одностороннего расторжения

договора. Поэтому нельзя исходить из того положения, что всякий

международный договор, в том числе и в области международных экономических

отношений, всегда заключается с молчаливой оговоркой rebus sic stantibus и

что его можно расторгнуть, если положение вещей (обстоятельства) резко

изменится. Принятие этого положения практически означало бы отрицание силы

международного договора независимо от того, на какой срок он заключен.

Нельзя отрицать, что исторический ход событий, а также экономическое

положение стран-участниц меняются, перестают существовать основания,

породившие договор, могут создаваться условия (даже в ближайший период

после заключения международного договора), которые делают дальнейшее

исполнение договора невозможным или нецелесообразным. В таком случае

государство—участник договора, ссылающееся на это обстоятельство и

требующее прекращения действия договора, может настаивать на пересмотре или

аннулировании договора.

Выполнение международных договоров способствует укреплению политических и

экономических отношений государств, а следовательно, делу укрепления мира;

одностороннее же расторжение договора вызывает обострение международных

отношений.

Нельзя согласиться с тем, что оговорка rebus sic stantibus дает право

государствам—участникам международного договора свободно отказываться от

заключенного ими международного договора, если другие участники его

выполняют. Поэтому надо признать, что в том случае, когда сложились

обстоятельства, которые делают дальнейшее выполнение международного

договора невозможным или нецелесообразным, государство—участник договора

имеет право поставить перед прочими участниками договора вопрос о его

пересмотре или расторжении, но не отказываться от него по своему

усмотрению. Международному праву противоречит одностороннее произвольное

расторжение международного договора.

От отказа от договора в силу rebus sic stantibus надо отличать отказ от

него в силу того, что исполнение принятых на себя обязательств противоречит

основным принципам и нормам международного права (например, принципам

государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела

государства, запрещения агрессивных войн и т. д.). Договоры, противоречащие

этим принципам, недействительны с самого начала. Если же в силу

изменившихся обстоятельств договоры, не противоречащие этим принципам в

момент их заключения, вступили затем в противоречие с ними, то они тем

самым подлежат расторжению (например, отказ от капитуляционных прав).

Международный экономический договор и государства, в нем не участвующие.

Договор, заключенный в области международных экономических отношений,

обязателен только для контрагентов.

Государство, не участвовавшее в заключении международного договора, может

к нему присоединиться, если ни одна из договаривающихся сторон, получив

такое извещение, не заявит протеста или если присоединение к нему

предусмотрено в самом договоре.

В случае заключения международного договора, затрагивающего интересы

страны, в договоре не участвующей, эта страна может заявить протест.

В международном договоре могут быть предусмотрены условия в пользу

третьей страны только в том случае, если третья страна не возражает против

этих условий. Третьи государства не имеют права требовать себе льгот или

привилегий, ссылаясь на договоры, участниками которых они не являются, за

исключением случаев, когда распространение этих льгот или привилегий

предусмотрено в этих договорах с ними (например, оговорка о наибольшем

благоприятствовании).

При наличии в договоре оговорки о наибольшем благоприятствовании

государство — участник договора имеет право потребовать от своего

контрагента для своих граждан, судов и товаров того наиболее льготного

режима, который обусловлен в договоре этого контрагента с третьей страной.

Однако в договорах могут быть обусловлены одновременно национальный режим и

наибольшее благоприятствование.

Прекращение международного договора. Действие международного договора в

области экономических отношений может быть прекращено в следующих случаях:

1) исполнение обязательств, предусмотренных договором; 2) истечение

договорного срока; 3) в силу согласия участников договора на его

прекращение;

4) вследствие гибели договорного объекта; 5) вследствие прекращения

существования одного из обязавшихся по договору государств; 6) в силу

одностороннего отказа от договора, если это в нем предусмотрено; 7)

вследствие наступления условия, предусмотренного договором; 8) в случае,

если дальнейшее исполнение договора будет противоречить основным принципам

международного права.

Денонсация международного договора. Денонсация - это отказ от

международного договора.

Применяется денонсация в следующих случаях: 1) на основании условий

самого договора, то есть в случае, когда в самом договоре предусмотрено

право сторон в определенный срок или при соответствующих условиях заявить

об отказе; 2) на основании взаимного соглашения сторон; 3) односторонний

отказ от международного договора вопреки условиям такового.

Отказ от международного договора по вопросам экономических отношений на

основании условий, предусмотренных в самом договоре, и отказ на основании

взаимного соглашения сторон не являются нарушением обязательства, так как

этот отказ, обусловлен соглашением сторон. В случае если условие о

денонсации не было предусмотрено, денонсирование одним из договаривающихся

государств может иметь место только при выполнении этим государством своих

договорных обязательств.

Денонсирование части договора фактически является расторжением его в

целом, так как отдельные статьи обычно органически увязаны со всем смыслом

договора.

Денонсация международных договоров производится теми государственными

органами, которым национальными законами предоставлено это право.

Глава 2 Классификация Международных экономических договоров.

Виды международных торговых договоров разнообразны:

1) договоры о торговле и мореплавании заключаются обычно от имени

государств и содержат основные международно-правовые условия, применяемые

государствами, его подписавшими, в их внешнеторговых отношениях. Сроки

действия таких договоров обычно длительные (пять и более лет);

2) торговые соглашения заключаются обычно от имени правительств

договаривающихся стран. Торговые соглашения обычно заключаются на основе

договора о торговле и мореплавании и предусматривают конкретные

обязательства сторон в отношении товарооборота между ними, причем на

определенный — обычно недлительный — срок;

3) соглашения о товарных поставках являются разновидностью торгового

соглашения и предусматривают конкретный список взаимопоставляемых товаров,

сроки а также некоторые другие условия этих поставок;

4) соглашения о товарообороте и платежах предусматривают не только

конкретный список взаимопоставляемых товаров, их сроки и условия поставок,

но предусматривают и основные условия платежей (порядок расчетов) за

поставленный товар;

5) клиринговые соглашения предусматривают порядок расчетов по взаимным

поставкам путем зачета сумм по экспорту и импорту;

6) торговые конвенции являются соглашениями, определяющими какие-либо

отношения между государствами по специальным вопросам в области торговли

(например, таможенная конвенция);

7) протоколы формулируют достигнутое соглашение по какому-либо

определенному вопросу в области внешней торговли или разъясняют условия

заключенного торгового договора или торгового соглашения (например,

протокол о выверке взаимных поставок товаров).

Помимо перечисленных видов, которые встречаются наиболее часто,

международных торговых договоров могут иметь место и другие соглашения

между договаривающимися государствами по тем или иным вопросам их взаимной

внешней торговли.

Классификация всех договоров в такой обширной и динамичной области

межгосударственных отношений, какой являются экономические отношения, -

задача архи сложная. Для того, чтобы такая классификация имела устойчивый

характер, необходимо, чтобы она была основана на признаках, определяемых

самой сущностью классифицируемых договоров.

В самом общем плане, исходя из объекта регулирования, экономические

договоры можно подразделить на следующие основные группы:

1. Договоры, определяющие международно-правовой режим

экономических связей.

2. Договоры, регулирующие движение товаров и услуг через

государственные границы. Эта группа распадается на следующие

виды: а) торговые соглашения, б) соглашения об оказании

услуг, в) соглашения о научно-техническом сотрудничестве и

т.д.

3. Договоры, регулирующие движение капиталов через

государственные границы.

4. Договоры, регулирующие валютно-финансовые отношения между

странами.

5. Соглашения о международном регулировании цен на сырьевые

товары.

6. Соглашения о международном регулировании производства.

В международно-правовом регулировании экономических отношений государств

первостепенную роль играют основные общепризнанные принципы международного

права и специальные принципы экономического сотрудничества государств.

Однако, как бы ни был широк комплекс этих принципов, практическое их

применение и регулирование конкретных экономических отношений

осуществляется путем непосредственной договоренности между самими

государствами - участниками экономических отношений. Основной международно-

правовой формой регулирования современных межгосударственных экономических

отношений является двусторонние и многосторонние договоры, регламентирующие

различные аспекты этой обширной сферы межгосударственного сотрудничества.

Многоплановость международных экономических отношений, тесная их

взаимосвязь с политическими отношениями государств ведет к тому, что в

договорной практике регулирование экономических, научно-технических и

других вопросов является предметом различных по количеству участников я по

форме международно-правовых актов. Экономические договоры между

государствами представляют собой необходимую юридическую форму

регулирования международных экономических отношений.

Классификация всех договоров в такой обширной и динамичной области

межгосударственных отношений, какой являются экономические отношения, -

задача очень сложная. Для того, чтобы такая классификация имела устойчивый

характер, необходимо, чтобы она была основана на признаках, определяемых

самой сущностью классифицируемых договоров.

Учитывая, что большое разнообразие содержания и форм экономических

договоров определяется прежде всего разнообразием экономических форм и

экономического содержания самого объекта регулирования, основное значение

при классификации международных экономических договоров специалисты придают

объекту регулирования.

В самом общем плане, исходя из объекта регулирования, экономические

договоры можно подразделить на следующие основные группы:

1. Договоры, определяющие международно-правовой режим экономических

связей. Среди этих договоров важнейшее место принадлежит торговым

договорам.

2. Договоры, регулирующие движение товаров и услуг через государственные

границы. Эта группа распадается на следующие виды:

а) торговые соглашения (о товарообороте, взаимных поставках товаров е иные

соглашения о товарных контингентах и квотах для взаимного торгового

обмена); б) соглашения об оказании технических услуг (технической помощи) и

о поставках оборудования при строительстве промышленных, транспортных и

иных народнохозяйственных правовой базы экономических отношений между ними

с другими странами.

Договоры, определяющие международно-правовой режим экономических связей.

(Торговые договоры)

Основное содержание торговых договоров составляет правила о применении к

экономическим отношениям специфических договорам принципов регулирования

(принципа наибольшего благоприятствования, принципа национального режима,

режима преференций), важнейшим из которых является принцип наибольшего

благоприятствования.

Принцип наибольшего благоприятствования применяется к обширным областям

регулирования экономических отношений государств (таможенному обложение

импортируемых и экспортируемых товаров, правовому положению физических и

юридических лиц, условиям мореплавания и т.д.). Он порождает определенную

систему правил, определенные правовые условия экономического общения между

соответствующими государствами - режим наибольшего благоприятствования.

Поэтому в торговых договорах часто вместо термина "принцип наибольшего

благоприятствования" употребляется термин "режим наибольшего

благоприятствования". Следовательно, принцип, наибольшего

благоприятствования - это само правило, норма поведения государств. Режим

наибольшего благоприятствования - это то правовое положение, которое

складывается в результате применения данной нормы к конкретным отношениям

(режим наибольшего благоприятствования в области мореплавания, в вопросах

таможенного обложения товаров и т.д.).

Поскольку принцип наибольшего благоприятствования - это договорный

принцип, постольку от договаривающихся государств зависит, на какие области

экономических отношений распространить этот режим. Иначе говоря, объем

наибольшего благоприятствования определяется конкретно в каждом договоре. В

некоторых торговых договорах, в том числе целом ряде торговых договоров

СССР, область применения наибольшего благоприятствования определяется

довольно широко. В большинстве же торговых договоров применяется метод

перечисления частных случаев применения наибольшего благоприятствования.

Таможенный режим - один из традиционных областей применения наибольшего

благоприятствования. Нередко наибольшее благоприятствование

распространяется на область запрещений и ограничений в торговле. Другая

область применения наибольшего благоприятствования - налоги и сборы.

Наибольшее благоприятствование применяется в отношении правил и

формальностей при транзита товаров, а в некоторых договорах и к перевозкам

пассажиров, багажа и грузов по заутренним путям сообщений. Обширной и

традиционной областью применения наибольшего благоприятствования является

мореплавание. Режим наибольшего благоприятствования может быть положен в

основу определения правового положения физических и юридических лиц одной

страны на территории другой.

Большое значение для действенности всего механизма наибольшего

благоприятствования имеет вопрос о допустимых изъятиях из этого режима.

Считаются допустимыми лишь отдельные исключения из принципа наибольшего

благоприятствования, поскольку они обусловлены либо исторически

сложившимися обычаями, либо особым положением стран, которым

предоставляется льгота. В современной практике государств, считаются

допустимыми следующие изъятия, включаемые в торговые договоры, когда режим

наибольшего благоприятствования не распространяется на льготы и привилегии,

предоставляемые:

а) соседнему государству для облегчения пограничных торговых сношений и

приграничной торговли; б) в силу таможенного союза; в) для облегчения

каботажного мореплавания; г) развивающимся странам; х) развивающимися

странами друг другу.

Практика изъятий из режима наибольшего благоприятствования означает, что

если страна в одном из случаев, допускающих это изъятие, предоставляет

стране-партнеру какую-либо льготу (например, снижает таможенную пошлину),

то она имеет право не распространять эту льготу на все страны, с которыми

ее отношения базируются на принципе наибольшего благоприятствования.

В соответствии с современным международным правом правомерны только такие

изъятия, которые установлены о согласия страны, в отношения которой они

применяются.

Помимо постановлений о торгово-политическом режиме в торговый договор

включаются постановления о признании со стороны органа одного государства

актов, совершенных на территории другого договаривающегося государства,

например, документов, выданных компетентными властями договаривающейся

стороны, и свидетельствующих о национальности судна, о грузоподъемности

судна, материальных свидетельств и других судовых документов.

В торговые договоры включаются также постановления о взаимном признании

юридических лиц, образованных по законам договаривающихся стран и о допуске

их к осуществлению хозяйственной деятельности на территории

договаривающихся стран в соответствии с действующими в этих странах

законами.

Часто договаривающиеся стороны берут на себя в торговом договоре

обязательства об исполнении арбитражных решений по опорам, возникающим из

сделок, заключаемых их юридическими лицами и учреждениями. При этом в

договоре указываются случаи, когда в исполнении арбитражного решения может

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.