скачать рефераты

МЕНЮ


Международные экономические договоры

многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого

регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 многосторонних

соглашений и других правовых документов, основными из которых являются

Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:

I. Многосторонние соглашения по торговле товарами:

- Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94);

- Соглашение по сельскому хозяйству;

- Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;

- Соглашение по текстильным изделиям и одежде;

- Соглашение по техническим барьерам в торговле;

- Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс);

- Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговые процедуры);

- Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка таможенной стоимости

товаров);

- Соглашение по предотгрузочной инспекции;

- Соглашение по правилам происхождения;

- Соглашение по процедурам импортного лицензирования;

- Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;

- Соглашение по защитным мерам.

II. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

III. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности

(ТРИПс).

IV. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров;

V. Механизм обзора торговой политики.

VI.Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным участием, т.е.

необязательные для всех членов ВТО): Соглашение по торговле гражданской

авиатехникой; Соглашение по правительственным закупкам. Существуют также

т.н. секторальные тарифные инициативы ("нулевой вариант", "гармонизация

торговли химическими товарами", "информационные технологии"), в которых на

добровольный основе участвуют лишь часть стран-членов ВТО.

Структура и функции. Высшим органом ВТО является Министерская

конференция, объединяющая представителей всех участников организации.

Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года для обсуждения

и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями

Уругвайского раунда. Первая конференция состоялась в декабре 1996 г. в

Сингапуре; вторая - в мае 1998 г. в Женеве, где подводились основные итоги

пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО. В Министерской декларации по итогам

этой конференции сформулировано поручение Генеральному Совету подготовить

решение по срокам проведения, повестке дня и параметрам нового раунда

многосторонних торговых переговоров ("раунд тысячелетия").

Следующий форум ВТО пройдет в конце 1999 г. и будет посвящен

обсуждению выполнения странами-членами организации действующих соглашений

Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП: начало переговоров

по "встроенной повестке дня" (сельское хозяйство, услуги, обзор Соглашения

по ТРИПс), подготовка рекомендаций по перспективам деятельности организации

с учетом решений Сингапурской конференции, т. е. возможному включению в

будущие переговоры принципиально новых сфер - конкуренции, экологии,

трудовых стандартов, а также тарифов на промышленные товары.

Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию,

Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса.

Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и

окружающей среде.

Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО. В настоящее

время Гендиректором ВТО является Ренато Руджеро (Италия). Гендиректор

назначает сотрудников подразделений Секретариата ВТО и определяет их

обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями,

принятыми Министерской конференцией.

Между сессиями по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и

процедурных вопросов созывается Генеральный совет, состоящий также из

представителей всех участников. Кроме того, Генсовет администрирует

деятельность Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой

политики. Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами.

Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав

интеллектуальной собственности, другие органы по проблематике ВТО. В рамках

Советов по торговле товарам и услугами учреждены Комитеты по Соглашениям и

переговорные группы. Членство в советах и комитетах открыто для всех

участников ВТО. Кроме того, функционируют органы по наблюдению за

выполнением плюрилатеральных соглашений.

Принятие решений. В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса.

При его отсутствии решение принимается большинством голосов, если другого

не предусмотрено. Толкование положений соглашений по товарам, услугам,

интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств

(вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и

обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов

(на практике, как правило, консенсусом).

В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями

организации стали участники ГАТТ, которые представили списки обязательств

по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений ВТО до 1997 года. В

настоящее время полноправными участниками ВТО являются 132 государства,

причем только Эквадор, Монголия, Болгария и Панама стали новыми членами, а

остальные имеют статус страны-учредителя.

В настоящее время более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО.

Подавляющее большинство из них (включая Россию, Китай, Тайвань, Саудовскую

Аравию, страны Балтии и практически все государства СНГ ) находятся на

различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, около

пятидесяти международных организаций имеют статус наблюдателя в ВТО, в т.ч.

МВФ, Мировой Банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные

группировки, товарные организации и т.д.

Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за

полвека существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких

этапов. Как показывает опыт присоединяющихся стран, этот процесс занимает

несколько лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью

распространяются и на Россию. На первом этапе в рамках специальных Рабочих

групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-

политического режима присоединяющейся страны. После этого начинаются

консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в этой

международной организации. Подобные консультации и переговоры, как правило,

проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-

членами ВТО.

Прежде всего, эти переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок,

которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по

доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по срокам принятия на себя

обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО. Взамен

присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что

практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации,

любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по

разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного

исполнения на национальном уровне.

В соответствии с установленной процедурой результаты двусторонних

переговоров о взаимной либерализации доступа на рынки и условия

присоединения должны быть оформлены следующими официальными документами:

- Докладом Рабочей группы, в котором будет изложен весь пакет обязательств,

которые присоединяющаяся страна примет на себя по итогам переговоров;

- Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые

договоренности;

- Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и сельского

хозяйства;

- Списком специфических обязательств по доступу на рынок услуг.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является

приведение их национального законодательства и практики регулирования

внешнеэкономической деятельности в соответствии с положениями пакета

соглашений Уругвайского раунда.

Последним этапом является ратификация законодательным органом

присоединяющейся страны всего пакета документов.

Чем ВТО отличается от ГАТТ?

Всемирная торговая организация не просто продолжение ГАТТ. Напротив,

она полностью заменила собой своего предшественника и коренным образом

отличается от него по своему характеру. Среди принципиальных отличий

следует назвать следующие:

ГАТТ - это был комплекс правил, зафиксированных в международном

соглашении, которое не предусматривало создание какой-либо организационной

основы. Деятельность ГАТТ обслуживалась лишь небольшим секретариатом,

возникшем в результате попытки создать Международную торговую организацию

еще в сороковых годах (см. выше). ВТО является постоянно действующей

организацией, которая имеет собственный секретариат.

ГАТТ применялся на "временной основе", хотя - после более, чем сорока

лет его существования, - правительства предпочитали рассматривать

содержащиеся в нем обязательства как действующие на постоянной основе.

Обязательства ВТО носят полномасштабный характер и являются постоянными.

Правила ГАТТ применялись к торговле товарами. Помимо товаров, ВТО

охватывает торговлю услугами, а также связанные с торговлей аспекты

интеллектуальной собственности.

Хотя ГАТТ и являлся международным инструментом, к восьмидесятым годам

к нему добавилось много новых соглашений, заключенных между ограниченным

числом стран, которые, соответственно, носили избирательный характер.

Практически все соглашения, которые лежат в основе ВТО, являются

многосторонними, и, таким образом, содержащиеся в них обязательства,

являются обязательствами всех членов организации.

Существующая в рамках ВТО система урегулирования споров; действует

почти автоматически, а потому вероятность того, что она будет блокирована,

гораздо меньше, чем при старой системе ГАТТ. Исполнение решений,

принимаемых для урегулирования споров, будет легче реализовывать на

практике.

"ГАТТ 1947 года" продолжал действовать до конца 1995 г., что дало

всем членам ГАТТ время для присоединения к ВТО и позволило продублировать

деятельность в некоторых областях, например, в сфере урегулирования споров.

Более того, ГАТТ продолжает свою жизнь как "ГАТТ 1994 года", который

представляет собой дополненный вариант ГАТТ 1947 года, отвечающий

требованиям сегодняшнего дня. "ГАТТ 1994 года" является неотъемлемой частью

Соглашения об учреждении ВТО и по-прежнему регламентирует ключевые

положения международной торговли товарами.

О ХОДЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО

Цели и задачи присоединения.

В соответствии с установленной процедурой присоединения к ВТО, Россия

начала сложный, многоэтапный и достаточно долговременный процесс по

оформлению членства в этой влиятельной международной организации, что

предусматривает подготовку и проведение многосторонних и двусторонних

переговоров со странами-членами ВТО. (Более подробно о процедуре

присоединения см. в справочно-аналитической записке "Всемирная торговая

организация).

Главная задача России на переговорах - получение условий членства в ВТО,

которые исключали бы ущемление ее прав в сфере международной торговли,

обеспечили бы реальное улучшение доступа на мировые рынки товаров и услуг.

Присоединение к ВТО вытекает из задач современной торговой политики России,

которые направлены на эффективную интеграцию страны в мировую экономику и

международную торговлю и включают в себя:

- получение лучших и недискриминационных условий доступа для российских

товаров и услуг на зарубежные рынки;

- развитие экспортных возможностей страны и "облагораживание" структуры

российского экспорта;

- обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей

в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил

ВТО.

Основные преимущества участия России в ВТО заключается в следующем:

- создание более благоприятных - недискриминационных, стабильных и

предсказуемых условий для развития торговли и прочих форм

внешнеэкономической деятельности;

- доступ к механизму ВТО по разрешению торговых споров, как весьма

эффективному (и практически единственному) инструменту защиты торговых

интересов стран-членов организации от их несправедливого ущемления;

- внедрение через применение норм и правил ВТО в российскую практику

внешнеэкономической деятельности и соответствующее законодательство

международного опыта в области регулирования торговли.

История развития процесса присоединения.

В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в

Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), когда формально

унаследовала данный статус в этой международной организации от бывшего

СССР.

В июне 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин вручил А.Дункелю,

являвшемуся в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное заявление

Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве

полноправного участника. Данный шаг явился отправной точкой начала процесса

присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации.

В целях координации процесса присоединения в 1993 г. была образована

Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. Головным ведомством в этом

переговорном процессе является МВЭС России. В связи с изменением

институционального статуса ГАТТ и возникновением Всемирной торговой

организации, данная комиссия была преобразована в 1996 г. в МВК по вопросам

ВТО. В августе 1997 г. на основе указанной МВК была создана Комиссия

Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО.

Передача в Секретариат ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом

режиме Российской Федерации стала первым практическим шагом в процессе

присоединения России к ГАТТ. В связи с завершением Уругвайского раунда

многосторонних торговых переговоров и созданием ВТО, в декабре 1994 г. была

передана официальная заявка Правительства РФ о намерении России

присоединиться к этой организации.

В апреле 1995 г. в Госдуме были проведены слушания по вопросу присоединения

России к ВТО; итоги обсуждения получили одобрение этого законодательного

органа. В сентябре 1995 г. состоялось заседания Правительства России, на

котором были рассмотрены вопросы, связанные с ходом присоединения и

определены меры по развитию переговорного процесса. В связи с важностью

данной задачи основные подходы по присоединению России к ВТО определяются

решениями Правительства Российской Федерации.

Ход переговорного процесса

Сразу после подачи заявки о намерении Российской Федерации присоединиться к

ГАТТ в соответствии с установленными правилами этой организации в июле 1993

г. была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ (с 1995 г. -

к ВТО), в рамках которой проходят все основные мероприятия и процедуры по

оформлению членства России. Председатель Рабочей группы является посол

У.Росье (Швейцария).

Как отмечалось выше, первый т.н. информационный этап процесса присоединения

проходит в рамках Рабочей группы, состоящей из стран-членов ВТО (в нашей

группе их около 50, включая всех основных торговых партнеров России),

поэтому переговоры носят многосторонний характер. Главной задачей Рабочей

группы на данном этапе является детальное рассмотрение экономической

политики и внешнеторгового режима России на предмет их соответствия нормам

и правилам ВТО, а также подготовка Доклада группы по итогам обсуждения.

Необходимо отметить, что все документы и материалы к заседаниям

Рабочей группы российская сторона обязана представлять только на английском

языке.

В июле 1995 г. в Секретариате ВТО в Женеве было проведено первое заседание

Рабочей группы по присоединению России к ВТО. В ходе данной сессии началось

обсуждение Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации,

включая ответы на 400 вопросов по нему, а также российских законодательных

актов.

Второе заседание Рабочей группы состоялось в декабре 1995 г. Данное

заседание Рабочей группы было в основном посвящено завершению первого

чтения российского Меморандума по "традиционным" областям ГАТТ - торговле

товарами. Кроме того, было начато обсуждение вновь представленных

документов - Дополнений к Меморандуму по "новым" сферам ВТО: торговля

услугами (ГАТС), торговые аспекты прав интеллектуальной собственности

(ТРИПс), меры инвестиционной политики (ТРИМс), а также ответы на почти 500

дополнительных вопросов стран-членов ВТО по Меморандуму о внешнеторговом

режиме.

Более предметное обсуждение "новых" сфер, а также дополнительно

заданных 600 вопросов по некоторым аспектам торговли товарами, включая

заполненный вопросник Секретариата ВТО по импортному лицензированию, было

продолжено на третьем заседании Рабочей группы, которое состоялось в мае

1996 года.

Четвертое заседание Рабочей группы состоялось в октября 1996 г. Круг

затрагиваемых проблем был сконцентрирован на обсуждении секторальных

вопросов: политика России в области поддержки сельского хозяйства (в

неофициальном формате), меры нетарифного регулирования и система таможенной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.