скачать рефераты

МЕНЮ


Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ (с 1991-2001г.г.)

и делает в настоящее время, развивая экономику.

По основным параметрам национальные интересы России и Казахстана

совпадают, таким как: экономическое развитие во благо народов государств;

усиление государства во всех сферах жизни; развитие духовно-нравственного

наследия и патриотизма, интеграция стран СНГ (в Концепции РФ по

национальной безопасности говорится: исходя из современных геополитических

интересов реальностей и российских внешнеполитических интересов,

обеспечение жизненно важных интересов Российской Федерации связано прежде

всего, с развитием отношений с ближайшими соседями - в первую очередь с

теми, которые входят в СНГ) Национальная безопасность и геополитика России.

№ 9-10, 2001 С. 163 и т. д. Но в таких вопросах как международные отношения

имеются существенные различия, в силу разного военно-политического веса.

Так, Россия готова пойти на крайние меры, вплоть до вооруженной

агрессии в вопросах защиты своих интересов. Следует заметить, что в числе

авторов Концепции национальной безопасности РФ состоит А.Дугин, являющийся

советником Председателя Госдумы и автором фундаментального труда

"Геополитическое будущее России", известного своим неоднозначным отношением

к Казахстану и Центральной Азии. Он предлагает поделить Центральную Азию на

зоны влияния между Россией и Ираном, называя эту территорию "Русским

Туркестаном", что не может не вселять тревогу. Авторы предлагают в

качестве политики отстаивания национальных интересов России защиту

русскоязычного населения вне ее пределов, здесь красной нитью проходит

мысль о том, что во всех республиках бывшего СССР русскоязычное население

подвергается дискриминации. Так, в журнале "Национальная безопасность и

геополитика России" политолог С.Косаренко говорит, что "в интересах

нормального функционирования и развития Великой России ее государственные

границы должны в основном совпадать с границами исторически сложившегося

расселения народов, образующего российский суперэтнос. Стало быть, речь

идет помимо России - РФ в ее сегодняшней неполноценной - с этно- и

геополитической конфигурации, также о Белоруссии, о Северном Казахстане и

Семиречье с Алма-Атой (точнее казачьим г. Верный). Национальная

безопасность и геополитика России. № 9-10 (26-27) 2001. С. 121

Россия старается вернуть свой бывший статус великой державы, хотя по

мнению З. Бжезинского Россия в настоящее время является лишь региональной

державой, восстанавливая былые зоны влияния на пространстве СНГ.

Кроме того, анализируя российскую политику в области безопасности,

следует учитывать, что официальная государственная доктрина может

отличаться от ее реального содержания. Этот тезис особенно важен для

обеспечения безопасности Казахстана. Подобные расхождения между официальной

концепцией и реальной политикой обнаруживаются при внимательном анализе

других российских документов в сфере безопасности, внешней политики

стратегических интересов России. Суть большинства рекомендаций этих

неофициальных, но влияющих на принятие Москвой политических решений,

документов сводится к тому, что Россия должна отстаивать свои интересы и

свою безопасность в ущерб суверенитету и безопасности остальных членов

Содружества. К сожалению, при проектировании концепции национальной

безопасности РК данный фактор следует рассматривать как долгосрочный.

Работа над концепцией внешней политики Казахстана шла постоянно на

протяжении десяти лет. Концепция внешней политики утверждалась на Совете

Безопасности дважды: в 1995 и 2000 годах.

Концепция рассматривалась дважды по причине смены международной

ситуации, геополитического окружения, по причине наступления глобализации.

На данный момент, имеется четко обозначенная концепция национальной

безопасности, в которой говорится, что единственный и самый разумный шаг в

отстаивании национальных интересов - разумная многовекторная дипломатия.

Укрепление связей в первую очередь с Россией, Китаем, Центральноазиатскими

государствами, а также с США, международными институтами и форумами;

освоение богатых природных ресурсов и развитие патриотизма и любви к своей

стране.

1.2 Нормативные документы и межправительственные соглашения, материалы

совещаний стран СНГ, направленные на обеспечение национальной безопасности.

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве, в аспекте их

государственно-политического, социально-экономического и культурного

развития, представляют особый интерес.

Особенности региональной интеграции в СНГ связаны с тем, что данный

процесс очень тесно сопряжен с процессом незавершившейся дезинтеграции

распавшегося Советского Союза. Во многом несмотря на "давление" ряда

объективных обстоятельств, до сих пор неясно, что превалирует на

постсоветском пространстве, действительно мощная инерция советского

наследия, или тенденция к интеграции, связанная с ростом экономической и

политической базы суверенитета.

В период 1991 - 1993 гг. несмотря на создание института СНГ,

стремительное разрушение социально-экономических связей заставило

большинство постсоветских государств усиленно наращивать базу национальной

независимости и в то же время, соглашение о создании СНГ, само по себе,

было документом, направленным на обеспечение "цивилизованного развода"

постсоветских стран. В частности, в Соглашении о создании Содружества

Независимых Государств в статье 5 и 6 есть такие установки о том, что

Стороны признают и территориальную целостность друг друга и

неприкосновенность существующих границ в рамках содружества; Стороны

обязуются сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности;

государства-члены Содружества будут сохранять, и поддерживать под

объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство,

включая единый контроль над ядерным оружием; они также совместно

гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального

и социального обеспечения стратегических вооруженных сил и т.д. Казахстан -

международные договоры с государствами-участниками СНГ (с декабря 1991 по

декабрь 1996 года). Алматы, Баспа, 1997. С. 9. Следующим шагом по

обеспечению безопасности молодого независимого государства Казахстан был

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой

Казахстан и Российской Федерацией. В нем, стороны считая, что укрепление

дружественных отношений, добрососедства, сотрудничества и взаимопомощи

между Республикой Казахстан и Российской Федерацией отвечает коренным

национальным интересам народов обоих государств, служит делу мира и

безопасности. И договорились что, будут строить свои отношения как

дружественные государства, последовательно руководствуясь принципами

взаимного уважения государственной и территориальной целостности, мирного

урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой, включая

экономические и иные способы давления, равноправия и невмешательства во

внутренние дела. А также Стороны договорились о взаимодействии в целях

укрепления мира и безопасности как в региональном, так и в глобальном

измерениях; о проведении согласованной внешней политики, способствующей

эффективности создаваемых систем и механизмов коллективной безопасности; о

взаимодействии в обеспечении надежной совместной обороны в рамках общего

военно-стратегического пространства на основе согласованных положений своих

военных доктрин и принципа оборонной достаточности; об оказании необходимой

военной помощи в случае агрессии против одной из сторон. Стороны также

обязались признавать и уважать территориальную целостность друг друга,

запрещать и пресекать в соответствии со своим законодательством создание и

деятельность на своих территориях организаций и лиц, направленных против

независимости, территориальной целостности обоих государств, либо на

обострение межнациональных отношений. Также был заключен важнейший для

Казахстана Договор о военном сотрудничестве между Республикой Казахстан и

Российской Федерацией. Стороны руководствуясь Договором о дружбе,

сотрудничестве и взаимной помощи между государствами от 25 мая 1992,

учитывая ранее достигнутые договоренности о сотрудничестве в области

обороны в рамках СНГ, в интересах обеспечения коллективной безопасности,

договорились о следующем:

V в случае возникновения ситуации, угрожающей безопасности,

независимости и территориальной целостности одной из сторон,

предпринимают ответные действия по оказанию друг, другу необходимой

помощи, включая военную, в соответствие с Договором о коллективной

безопасности от 15 мая 1992 года.

V заключить Соглашение об использовании сил и средств военно-морских

сил Республики Казахстан и военно-морского флота Российской Федерации

в акватории Каспийского моря в интересах совместного обеспечения

безопасности сторон.

V осуществлять сотрудничество в области военной разведки, проводить

согласованную политику в области совместных разработок, ремонта и

поставок вооружений, военной техники и материально-технических

средств.

Казахстан - международные договоры с государствами-участниками СНГ (с

декабря 1991 по декабрь 1996 года). Алматы, Баспа, 1997. С. 182.

Эти Договора заложили прочные основы интеграции и безопасности двух

государств, и явились первыми документами такого рода в политической

истории суверенного Казахстана.

Заключение подобных договоров с Республикой Узбекистан и Республикой

Кыргызстан было также важным для безопасности Казахстана. В Послании

Президента страны народу Казахстана Н.А. Назарбаев сказал: "Лучшим нашим

оружием, обеспечивающим защиту национальных интересов и паритет сил на

ближайшую и дальнюю перспективу, должна быть политика интеграции, в первую

очередь - укрепление и развитие Центральноазиатского Союза между

Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном". Так, в 1993 году был заключен

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой

Казахстан и Республикой Узбекистан в котором также Стороны обязуются

признавать и уважать территориальную целостность и нерушимость ныне

существующих границ государств. А также стороны договорились о том, что

будут способствовать укреплению коллективной безопасности, усилению

миротворческой роли ООН, СБСЕ и повышению эффективности механизмов

урегулирования региональных конфликтов. Будут проводить совместные

консультации по всем вопросам международной безопасности с целью

координации своих позиций и принятия мер по устранению возникшей угрозы для

каждой из сторон. В случае совершения акта агрессии против одной из сторон,

другая сторона предоставляет ей необходимую помощь, включая военную.

Главнейшим документом в обеспечении национальной безопасности

Государств СНГ стал Договор о коллективной безопасности, заключенный в

Ташкенте, 15 мая 1992 года. По словам министра иностранных дел РФ

С.Иванова: «Главным консолидирующим инструментом многостороннего военного и

военно-технического сотрудничества в рамках СНГ, Россия по-прежнему считает

Договор о коллективной безопасности. В апреле 1999 года, шесть государств -

Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан продлили

действия этого Договора».

В этом Договоре Государства- участники подтверждают обязательства

воздерживаться от применения силы, или угрозы силой в межгосударственных

отношениях. Государства-участники обязуются не вступать в военные союзы или

принимать участие в каких-либо группировках государств. Государства-

участники образовали Совет коллективной безопасности в составе Глав

государств- участников и Главнокомандующего Объединенными Вооруженными

Силами Содружества Независимых Государств.

Решение об и использовании Вооруженных Сил в целях отражения агрессии

принимаются Главами государств-участников. А также настоящий договор не

затрагивает право государств- участников на индивидуальную и коллективную

оборону от агрессии в соответствие с Уставом Организации Объединенных

Наций. Национальная безопасность: Итоги десятилетия. «Елорда». Астана,

2001, стр. 312.

В связи с отказом Казахстана от ядерного оружия, важнейшим документом

для обеспечения безопасности Казахстана явился Меморандум о гарантиях

безопасности в связи с присоединением Республики Казахстан к Договору о

нераспространении ядерного оружия, который был заключен в г. Будапеште, 5

декабря 1994 г. Заявление Китайского правительства о предоставлении

Казахстану гарантии безопасности позволило нашей стране укрепить

безопасность всех стран, не обладающих ядерным оружием, включая Казахстан.

Так как Россия является ближайшим соседом и союзником Казахстана,

Декларация между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о вечной

дружбе и союзничестве, ориентированном ХХI столетие, заключенное в Москве 6

июля 1998 года, стало возможным благодаря дружбе наших народов и личной

дружбе президентов наших стран. В соответствие с интеграционными

предпосылками в направлении ЕврАзЭС эта декларация еще больше укрепляет

дружбу – гарантию национальной безопасности, политической стабильности,

межнационального согласия и процветания обоих государств. Республика

Казахстан и Российская Федерация, как добрые соседи обязуются всемерно

учитывать законные интересы друг друга в политической, экономической,

военной и других областях.

Особое место в системе внешнеполитических отношений Казахстана

занимает сотрудничество с соседними государствами. Это связано, в первую

очередь, с тем, что с ними нашей стране приходится взаимодействовать уже в

силу наличия общих границ. 0бщая протяженность границ с Российской

Федерацией составляет 6467 км, с Республикой Узбекистан - 2300 км, с Китаем

- 1460 км, с Кыргызской Республикой - 980 км и с Туркменистаном - 380 км.

На постсоветском пространстве Казахстан является одним из основных

инициаторов интеграционных процессов. Об этом свидетельствуют подписание

декларации Содружества независимых государств в декабре 1991 г. в г.

Алматы, образование на базе Таможенного союза Евразийского экономического

сообщества. Уже общим местом стало утверждение, что к интеграции

Казахстан подталкивает его географическое расположение. Действительно,

через Казахстан пролегают основные сухопутные пути из Европы, стран

Прибалтики, Украины, Белоруссии, России - в Азию. Республика реально

обладает солидным транзитным потенциалом. Для стран Центральной Азии,

тяготеющих к сотрудничеству с Российской Федерацией, Казахстан как в

прямом, так и в переносном смыслах жизненно необходим.

Кроме того, Казахстан обладает колоссальными земельными и природными

ресурсами. При этом страну нельзя назвать густонаселенной. Территорию в

2724,9 тыс. кв. км населяет 14 млн. 841 тыс. человек (на 1 января 2001 г.).

По территории Казахстан более чем в два раза превосходит другие центрально-

азиатские страны, вместе взятые. В то же время, плотность населения в

среднем составляет 5,5 человека на 1 кв. км, что представляет собой самый

низкий показатель в ближайшем геополитическом окружении республики. Если по

площади территории Казахстан уверенно входит в десятку крупнейших стран

мира, занимая 9 место после Индии и Аргентины, то по численности населения

у него только 57 позиция.

Глава 2.

Угрозы национальной безопасности Республики Казахстануна современном

этапе.

Без учета угроз национальной безопасности нельзя строить концепцию

национальной безопасности и внешней политики. В Законе Республики Казахстан

«О национальной безопасности Республики Казахстан» в статье № 5

перечисляются угрозы национальной безопасности:

1) ослабление законности и правопорядка, в том числе рост преступности,

включая ее организованные формы, сращивание государственных органов с

криминальными структурами, покровительство должностных лиц незаконному

обороту капитала, коррупция, незаконное обращение оружия и наркотических

средств, способствующих снижению степени защищенности прав и свобод

человека и гражданина;

2) деятельность, направленная на насильственное изменение

конституционного строя, в том числе действия, посягающие на унитарное

устройство, целостность, неприкосновенность, неотчуждаемость территории

государства;

3) ослабление обороноспособности страны, угроза неприкосновенности

государственной границы и применения силы в отношении Республики

Казахстан, агрессии против нее;

4) разведывательная, террористическая, диверсионная и иная направленная

на нанесение ущерба национальной безопасности Казахстана деятельность

специальных служб и организаций и иностранных государств, а также

отдельных лиц;

5) дезорганизация деятельности государственных органов, нарушение их

бесперебойного функционирования, снижение степени управляемости в

стране;

6) политический экстремизм в любой его форме, в том числе разжигание

социальной, расовой, национальной, сословной и родовой вражды или розни;

7) обострение социально-политической ситуации, выражающееся в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.