скачать рефераты

МЕНЮ


Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ (с 1991-2001г.г.)

межнациональных и межконфессиональных конфликтах, массовых беспорядках,

несанкционированных собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях,

незаконных пикетах и забастовках;

8) создание непредусмотренных законодательством Республики Казахстан

военизированных формирований;

9) резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бедствия и иные

чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и

эпизоотии;

10) нанесение ущерба экономической безопасности государства, включая

использование стратегических ресурсов вопреки интересам государства,

препятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку

иностранных инвестиций, неконтролируемый вывоз капитала за пределы

страны;

11) ухудшение демографической ситуации, в том числе резкое снижение

рождаемости, повышение смертности, возникновение неконтролируемых

миграционных процессов;

12) ухудшение качества образования и интеллектуального потенциала

страны;

13) несовершенство или отсутствие нормативных правовых актов по защите

национальных интересов страны. [8,29] Указ Президента РК от 26 марта

1999 года № 88 «О Совете безопасности РК».// Национальная безопасность:

итоги десятилетия. Сборник документов. Астана: Елорда, 2001. - 480 с.

Таким образом видно, что существует очень длинный перечень

угроз национальной безопасности РК на современном этапе.

Ширин Акинер считает, что угрозы безопасности Казахстана могут

определяться как его внутренней политикой , так и событиями за пределами

его границ. Очень выдержанная политика президента Назарбаева была

направлена на сохранение мира между крайне русифицированной северной

частью северного Казахстана и казахским югом: президент совершенно не

приветствовал проявления национализма ни со стороны русских, ни со стороны

казахов проживающих в республике. Самой большой внутренней угрозой казахско-

русским отношениям, вероятно, является серьезное ухудшение экономики и

последующее за ним социальное напряжение, а также вызванные этим споры

между казахами и русскими.

Неспособность контролировать персечение границ людьми и товарами, так же,

как наркотиками и оружием, представляют потенциальную угрозу, ответом на

которую могут стать только коллективные акции совместно с другими

государствами региона.

Среди внешних угроз, которые могут повлиять на безопасность

Казахстана, можно назвать следующие: растущий российский национализм,

который может привести к попыткам персмотреть северную границу республики и

включить северные области в состав Российской Федерации; нестабильность в

южных регионах, принявшая форму радикальных исламских движений и других

социальных и политических потрясений; существенное сосредоточение военной

силы и военных баз вдоль границы Казахстана, а также вероятный распад

Российской Федерации, который мог бы привести не просто к возникновению

нестабильности в Северном Казахстане, но и поставить под сомнение

серьезность гарантий, включая ядерные, данные Россией Казахстану по

обеспечению его безопасности.

Китай по своим размерам представляет другое государство, которое

могло бы угрожать Казахстану. И он представлял собой это в прошлом.

Существовали опасения , что рано или поздно Китай предъявит территориальные

претензии на часть Восточного Казахстана. Эта территория была оккупирована

во время джунгарского вторжения в начале ХХYIII века; джунгары были

предшественниками китайцев в Синьцзяне, и любое пекинское правительство от

императорского до коммунистического рассматривало все временно

оккупированные китайцами территории как владения Китая. Казахстан не в

состоянии ни в одиночку, ни коллективно сопротивляться потенциальному

ультиматуму Китая по пересмотру границы в пользу КНР. Akiner Sh. Soviet

Military Legacy in Kazakhstan // Jane's Intelligence Review. December 1994

- Asia, pp.552-555 После распада СССР и образования СНГ была создана

совместная делегация Казахстана, России, Киргизии, Таджикистана для

переговоров с КНР. В результате перговоров было согласовано более 90%

участка казахстанско-китайской границы. 26 апреля 1994 года между

руоводителями РК и КНР было подписано соглашение о границе, которое

вступило в силу 11 сентября 1995 года. Но проблема состояла в том, что

осталисьнесогласованными два спорных участка общей площадью более 1000 кв.

км.: район Чоган-Оба (Восточно-Казахстанская область) и район реки

Сарычильды (Алматинская область). Из 994 кв.км. земель 537 кв.км. (57 %)

остались за Казахстаном, а 407 кв.км. (43%) отошли Китаю. Следует заметить,

что о существовании данной проблемы, широкая общественность узнала только

после передачи земель Китаю. Материалы научно-практической конференции

"Международные отношения : теория-практика-поиск" Алматы, 1999 С. 110

По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла КНР в РК Яо Пэйшеня

"Китай отказывается от сферы влияния в Центральноазиатском регионе, не

диктовал и не будет диктовать свою волю государствам региона".

Аналитическое обозрение "Analytic" Информационно-аналитический журнал №

3/2002 С. 3. В данное время, Китай сотрудничает с Казахстаном в области

безопасности и экономики, но как кажется, Господин Посол лукавит, говоря об

отказе от сферы влияния и "пограничный вопрос"- тому подтверждение.

Западные авторы выделяют следующие потенциальные источники,

представляющие угрозу безопасности Казахстана:

8. постимперская Россия, претендующая на защиту всего русского и так

называемого русскоязычного населения;

9. коммунистический Китай с его растущей экономикой и территориальными

претензиями;

10. мусульманский Юг с его различными радикальными и фундаменталисткими

движениями;

11. этнический сепаратизм внутри республики, способный спровоцировать

внешнее вмешательство.

Но западные авторы не упомянули опасность размещения войск НАТО на

базах стран Центральной Азии. По мнению Ашимбаева М.С. данный факт,

является проверкой на прочность одного из ключевых принципов в евразийском

направлении внешней политики Китая - принципа "безопасного соседства".

Аналитическое обозрение "Analytic" Информационно-аналитический журнал №

5/2002 С.5

Что касается мусульманского Юга, то угрозы с его стороны будут исходить еще

очень долго, к сожалению, и угрозы эти вполне конкретны и осязаемы. Во-

первых, в непосредственной близости находится Афганистан, обстановку в

котором даже после разгрома талибов, достигнутого усилиями

Антитеррористической коалиции, трудно назвать стабильной. Во-вторых, в

Узбекистане довольно прочно обосновалось ИДУ - Исламское движение

Узбекистана, а в Киргизии (на юге) вольготно чувствуют себя эмиссары "Хизб-

ут-Тахрир" - исламского движения с откровенно радикальными лозунгами. К

слову, буквально недавно казахстанские спецслужбы задержали в нескольких

районах Южно-Казахстанской области молодых парней с большой партией

листовок экстремистского содержания. Такие же листовки были обнаружены в

почтовых ящиках многоквартирных домов в областном центре - Шымкенте. В-

третьих, наличие под боком у Казахстана густонаселенных "эпицентров нищеты"

(вроде Ферганской долины Узбекистана) делает вполне реальной опасность

неконтролируемых миграционных потоков. Вполне понятно, что наша страна

пытается противостоять этому: проводит операцию "Мигрант", выдворяя за

пределы страны нарушителей паспортно-визового режима. В-четвертых,

Центральная Азия соседствует с так называемой "дугой нестабильности", по

которой с каждым годом увеличиваются потоки наркотиков, оружия, нелегальных

мигрантов и т.д. В-пятых, на китайском напрвлении непосредственно с нами

граничит Синьцзян - постоянно тлеющий огонь уйгурского сепаратизма. А ведь

только в Казахстане существует 400-тысячная уйгурская диаспора, настроения

внутри которой неоднозначны. Газета. Время. Статья политолога Георгия

Бушуева. Алматы. 24 апреля 2003. С. 16.

Военная безопасность была и остается одним из важнейших компонентов

национальной безопасности Республики Казахстан. В Законе о национальной

безопасности Республики Казахстан ей отводится значительное место. Ст. 20

данного закона обязывает все органы, должностных лиц государства,

организации и граждан содействовать укреплению обороноспособности

Республики Казахстан, поддерживать и повышать уровень боеспособности

Вооруженных Сил Республики Казахстан, способствовать сохранению

мобилизационных мощностей и мобилизационных резервов (ресурсов). Закон

запрещает принятие каких бы то ни было решений и действий, способных

нанести ущерб обороноспособности Республики Казахстан и боеспособности

Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. За исключением

случаев, предусмотренных международными договорами, ратифицированными

Республикой Казахстан, не допускается размещение на территории Казахстана

венных баз иностранных государств, транзитные пересечения и провоз через

территорию Казахстана воинских формирований, вооружений и военной техники

иностранных государств. Закон предусматривает привлечение Вооруженных

Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан к

обеспечению национальной безопасности в соответствии с Конституцией и

законами Республики Казахстан.

С целью совершенствования и упорядочивания системы обеспечения

военной безопасности Указом Президента РК от 10 февраля 2000 г. была

утверждена новая Военная доктрина Республики Казахстан. Согласно этой

доктрине, Казахстан обеспечивает свою военную безопасность всей

совокупностью имеющихся в его распоряжении сил, средств и ресурсов,

опираясь на эффективную военную организацию государства. Важная роль

отводится Вооруженным Силам, а также другим войскам и воинским

формированиям (пограничным, внутренним, Республиканской гвардии и др.). В

случае агрессии предполагается вооруженная защита республики, мобилизация

всего военного и экономического потенциала государства, осуществление

гражданской и территориальной обороны, совместные действия с Вооруженными

Силами государств- союзников.

Главная цель обеспечения военной безопасности РК, согласно Военной

доктрине, состоит в защите суверенитета, территории, экономики,

государственных институтов, граждан страны от военных угроз, предотвращении

агрессии или развязывания военных конфликтов, создании благоприятных

условий для устойчивого развития Республики Казахстан.

Официальные лица и Министерство Обороны Республики Казахстан высоко

оценили Военную доктрину и вытекающие из нее Концепцию военной реформы и

государственную программу военного строительства в Республике Казахстан до

2005 г. Так, С. Токпакбаев, анализируя Военную доктрину, отмечает ее сугубо

оборонительный характер. По его мнению, Военная доктрина вписывается в

систему ранее принятых нормативных актов, регламентирующих вопросы

обеспечения национальной безопасности. Документ по-новому излагает взгляды

на обеспечение военной безопасности государства, предотвращение войн и

вооруженных конфликтов, военное строительство. Он отмечает, что в прошлые

годы должностные лица проводили мероприятия по военному строительству на

основе личной позиции, а не общегосударственных интересов. С момента

обретения независимости ничего не менялось в размещении группировок войск

по территории страны, в оперативных и боевых задачах объединений,

соединений и частей. Военное ведомство оказалось в плену устаревших

взглядов - о необходимости подготовки Вооруженных Сил к "большой" войне

[1]. Токпакбаев С Некоторые аспекты военной реформы и совершенствования

механизма обеспечения военной безопасности государства // Саясат. 2000. N 8-

9. С. 89.

В утвержденной в 2001 году Стратегии национальной безопасности РК на

1999-2005 гг. определены приоритетные направления деятельности

государственных органов, в том числе силовых структур, в сфере обеспечения

военной безопасности.

В этой связи принятие новой Военной доктрины имеет для осуществления

днейшего военного строительства в нашей стране принципиальное значение.

Этот документ является методологической основой для подготовки всех

нормативных актов в области военной безопасности.

В качестве потенциальной угрозы на среднесрочный период в Доктрине

рассматривается: распространение экстремизма, эскалация военных конфликтов,

появление в непосредственной близости от наших границ новых ядерных

государств. Обеспечение оснащенности и боевой готовности Вооруженных Сил,

других войск и воинских формирований Республики Казахстан является одним из

национальных интересов Республики Казахстан. [14, 5]Дубовцев Г. Приоритеты

военного строительства.// Континент. - 2002. - № 5. - с. 16-17.

Анализ внешнеполитической обстановки, прогнозы ее развития в регионе

показывают, что развязывание конфликта высокой интенсивности против

Казахстана в среднесрочной перспективе маловероятно. Поэтому вряд ли будет

целесообразным осуществлять строительство и подготовку Вооруженных Сил из

расчета участия в таком конфликте.

Планирование, строительство, подготовка Вооруженных Сил в ближайшие

годы должны быть направлены для разрешения конфликтов низкой интенсивности,

представляющих в обозримом будущем наиболее вероятную угрозу мирному

развитию нашей страны.

В вопросах организации защиты и обороны нашей страны учитываются

доктринальные установки по проблемам обеспечения военной безопасности

государств СНГ, прежде всего - участников Договора о коллективной

безопасности. Лишь успешное проведение военной реформы позволит нам создать

армию, которая будет способна надежно обеспечить внешнюю безопасность

страны.

Очевидно, что Вооруженные Силы РК слабы и их мощь явно недостаточна

для защиты такого большого по территории государства. Число казахстанских

жителей мужского пола в возрасте от 15 до 49 лет составляет лишь4 млн. 400

тыс. человек, из них годных к строевой службе - 3 млн. 500 тыс. человек, а

потому в случае внезапного нападения теоретически можно призвать 1 млн. 800

тыс. человек, хотя в действительности будет мобилизовано лишь 700 - 900

тыс. человек. Нетрудно сделать вывод, что по сравнению с расположенной к

югу 3-миллионной китайской армией и расположенной к северу 2,5 миллионной

российской армией, численность казахстанской армии невелика.Чжен Кун Фу.

Геополитика Казахстана: между прошлым и будущим.- Алматы: Жеты Жаргы, 1999.

- 416 с.

В разработке военной стратегии казахстанское правительство делает упор

на ведение политики интеграции и стабильных связей со странами СНГ,

укрепляя в первую очередь, политические и военные связи с Россией, Китаем,

США и другими государствами мирового сообщества. Казахстан принимает

активное участие в установлении взаимоотношений с НАТО, которое проходит в

рамках «Партнерство во имя мира», что снижает его зависимость от России и

угрозу со стороны Китая и поднимает международный авторитет молодого

государства. [15, 31]Чжен Кун Фу. Геополитика Казахстана: между прошлым и

будущим.- Алматы: Жеты Жаргы, 1999. - 416 с.

В то же время, многие специалисты не склонны идеализировать как

Военную доктрину, так и фактическое положение дел в сфере военной

безопасности. Так, генерал-майор А. Исенгулов, анализируя Военную

доктрину, признает, что она в основном учитывает сложившуюся военно-

политическую обстановку и направлена на обеспечение безопасности страны в

пределах государственных границ, организацию обороны в случае агрессии. В

то же время, А. Исенгулов обращает внимание на недостатки новой Военной

доктрины. По его мнению, в доктрине недостаточно внимания уделяется

поддержанию высокого морального духа войск, военно-патриотическому и

интернациональному воспитанию. Идеологической работы и мероприятий по

повышению морального духа войск в доктрине также не предусмотрено. А.

Исенгулов пишет: "Из Военной доктрины практически выпал главный двигатель

и исполнитель изложенных в ней задач - человек.... Многие государственные

мужи до сих пор не поняли, что без армии народ не имеет своего лица, он

рано или поздно станет слугой, исполнителем чужой воли и интересов. ...

И, как следствие, решение социальных проблем декларировано как реализация

в соответствии с существующим законодательством, хотя все льготы и

гарантии и всему личному составу силовых структур с 1 апреля 1999 года

полностью отменены" [2].Исенгулов А. Военная реформа в РК: желаемое и

действительность // Время ПО. 26 марта 2001 г.

А. Исенгулов подчеркивает, что в новой Военной доктрине

полноценное ресурсное обеспечение оперативной, боевой, мобилизационной

готовности предусмотрено только после 2005 г., с чем нельзя согласиться.

Это вообще ставит под сомнение боевую готовность Вооруженных Сил на

современном этапе. Кроме того, как отмечает А. Исенгулов, в Военной

доктрине не учитывается, что армия уже почти 10 лет не получает

достаточного финансирования. Вооружение и военная техника устарели,

боевая подготовка не проводится. Далее, А. Исенгулов замечает, что в

Военной доктрине обязанности исполнительных органов - Минобороны,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.