скачать рефераты

МЕНЮ


Посредничество

взаимодействия сторон: эти стратегии являются главными в посредничестве

малых государств.

Кроме государств посредниками в конфликтах наиболее выступают

межправительственные организации, как универсальные (ООН), так и

региональные (например, Организация по безопасности и сотрудничеству в

Европе; Организация американских государств, Организация африканского

единства и др.).

По оценкам различных исследователей, активное участие

межправительственных организаций после второй мировой войны в качестве

посредников обусловлено следующими причинами:

. значительным ростом количества универсальных и региональных

международных организаций, особенно во второй половине XX в.;

. их активной ролью в мире, в частности таких организаций как ООН, ОБСЕ,

ОАЕ и ряда других;

. во многих случаях восприятием их конфликтующими сторонами как

нейтральных в связи с тем, что в межправительственных организациях

представлены страны с различной политической, идеологической,

религиозной ориентацией.

Межправительственные организации имеют меньше возможностей, чем крупные

державы использовать рычаги «поощрения» и «наказания». Они охотнее

пользуются теми средствами, которые предполагают наличие экспертных

знаний, а также легитимности для вмешательства в отношения членов своих

организаций. Так, представитель ООН в принципе имеет больше формальных прав

вмешиваться в конфликт, чем кто-то другой. Вследствие этого ему легче

устанавливать контакты с высшим руководством обеих конфликтующих сторон и

через них оказывать влияние на ситуацию. Благодаря тому, что

межправительственные организации обычно воспринимаются в качестве законного

посредника, стороны более склонны следовать именно их советам и идти

навстречу их пожеланиям.

Несмотря на активную деятельность межправительственных организаций в

урегулировании конфликтов, случается и так, что им отказывают в праве быть

посредником, подозревая, будто через эти организации проводится политика

какого-либо государства или группы государств. В качестве примера можно

привести первоначально отношение Израиля к посреднической роли ООН на

переговорах по 101-километровой зоне на дороге Суэц-Каир после войны 1973

г. Израиль полагал, что в ООН слишком сильно влияние арабских стран,

поэтому она не сможет быть хорошим посредником. Впоследствии ООН все же

выступила посредником на этих переговорах, которые в итоге привели к

достижению договоренностей[11].

Другая проблема в посреднической деятельности межправительственных

организаций заключается в том, что хотя уставы многих из них

предусматривают вмешательство в конфликт, но часто отсутствует механизм его

реализации.

Среди межправительственных организаций наиболее интенсивно оказанием

посреднических услуг занимается ООН, Устав которой предусматривает

коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов

агрессии, а также разрешение споров мирными средствами. Посредническая

деятельность ООН осуществляется в различных формах и различными её

представителями. Это может быть специальный представитель генерального

секретаря ООН или непосредственно генеральный секретарь.

Существенную роль в посредничестве играют специальные комитеты и комиссии

ООН, которые занимаются сбором информации, отслеживанием ситуации и

оказанием помощи в поиске мирных решений. Резолюции, принимаемые ООН,

оказывают моральное и политическое воздействие на конфликтующие стороны,

побуждая их к мирному решению споров.

Региональные межправительственные организации непосредственно

заинтересованы в сохранении и поддержании мира в регионе. В силу этого

уставы ряда из них предусматривают наличие мандата на вмешательство в

случае разгорания конфликта. Например, уставы Лиги арабских государств

(ЛАГ) и Организации американских государств (ОАГ) содержат прямое указание

на то, чтобы их члены выступали посредниками в регионе. С этой целью

региональные организации создают, например, по конкретному конфликту

специальные группы или комитеты, которые осуществляют посреднические

функции.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в своей

посреднической деятельности исходит из принципов, включающих в себя и

принцип мирного разрешения споров. Эти принципы были сформулированы в

Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,

которое было подписано 33 европейскими странами, а также США и Канадой в

Хельсинки в 1975 г. ОБСЕ участвовала в посредничестве на европейском

континенте, в частности в бывшей Югославии и в России в связи с конфликтом

в Чечне.

В последние годы все большую роль в посредничестве играют

неправительственные организации, хотя некоторые из них сотрудничают с

правительственными структурами разных стран. К ним относятся церковь,

Международный Красный Крест, «Врачи без границ» и др.

Неправительственные институты и организации осуществляют посреднические

функции главным образом за счет того, что стороны доверяют им и стремятся

сохранить с ними хороший отношения.

Один из примеров посредничества Римской католической церкви — конфликт

между Чили и Аргентиной в конце 1978 г., когда оба государства оказались на

грани войны. Предметом спора был канал Бигл, принадлежность которого не

была точно определена договорными отношениями. Юридическое разбирательство

спора не удовлетворило Аргентину, и страны предприняли серию переговоров.

Однако в 1978 г. эти переговоры зашли в тупик, когда страны все-таки

согласились на посредничество папы Павла II.

Выбор в качестве посредника Римской католической церкви определялся тем,

что и в Аргентине, и в Чили было очень сильны ее авторитет и влияние.

Именно этот фактор позволил представителю папы начать переговорный процесс.

В итоге в 1984 г. был подписан договор. Согласно этому договору Чили

получила три острова, а Аргентина — большинство прав на использование

канала.

Среди неправительственных организаций и институтов, участвующих в

посредничестве, следует упомянуть Международный Красный Крест. Он включает

в себя несколько организаций, среди которых одной из старейших является

Международный Комитет Красного Креста (МККК), основанный в 1863 г. в

Швейцарии с целью оказания гуманитарной помощи во время вооруженных

конфликтов. МККК не участвует непосредственно в политическом урегулировании

конфликтов, но имеет возможность благодаря оказанию гуманитарной помощи

способствовать установлению каналов коммуникации, а также влиять на

участников, побуждая их к завершению конфликта мирным путем. Например,

представители Красного Креста выступали с гуманитарными миссиями в таких

конфликтах 90-х годов, как боснийский, чеченский, таджикский.

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПОСРЕДНИЧЕСТВЕ.

§1. Технология посреднической деятельности.

При реализации своих функций посредник использует различные стратегии.

Среди них выделяются стратегии:

• связанные с оказанием помощи в поиске решения;

• направленные на обеспечение взаимодействия сторон и поддержание

рабочих отношений между ними;

• направленные на манипулирование поведением участников конфликта.

Стратегии оказания помощи в поиске решения ориентированы на достижение

согласия и обеспечение «сохранения лица» участников при выходе из

конфликта. Эти стратегии — главные в посредничестве, они составляют его

суть. Основным средством действия здесь является интеллектуальная помощь.

При использовании данной группы стратегий посредник, как правило,

участвует в переговорном процессе. В ходе переговоров он делает акцент на

наличии общих моментов в интересах участников, а в ряде случаев инициирует

и создает такую общность. Иногда создание общности осуществляется путем

формирования целей более высокого порядка, позволяющих конфликтующим

сторонам объединиться ради их достижения. При этом посредник также не

исключается как один из участников подобного проекта.

Посредник способен увеличить переговорное пространство, обратив внимание

участников конфликта на те или иные аспекты проблемы, которые как бы

«выпали» из их поля зрения. Таким же образом может быть найдено и

принципиально новое решение, которое позволит снять противоречие без

уступок противоборствующих сторон. В рамках использования данной группы

стратегий посредник также генерирует новые идеи, вносит предложения по

поиску взаимоприемлемый вариантов, предлагает формулу возможного

соглашения.

Следует, однако, иметь в виду и наличие негативных аспектов такого

поведения посредника. Внося предложения, он тем самым может невольно

ограничить поле поиска самих участников. Они оказываются как бы «в плену»

уже имеющихся идей и предложений.

Еще одна стратегия, ориентированная на оказание помощи в поиске решения,

— это работа по «единому тексту». Суть ее заключается в том, что посредник

предлагает текст возможного соглашения и просит каждого участника конфликта

сделать любые замечания по проекту текста, если он не удовлетворяет их

основным интересам. Обычно первый проект, предлагаемый посредником,

вызывает возражения сторон. Но важным психологическим моментом здесь

является то, что конфликтующим сторонам надо не делать уступки, а лишь

высказать замечания. Кроме того «единый текст» заставляет обе стороны

концентрировать внимание на важнейших требованиях, а не на защите своей

позиции.

Стратегии, направленные на обеспечение взаимодействия сторон и

поддержание рабочих отношений между ними, в той или иной мере реализуются

при решении практически всех задач посредничества. Но они являются

основными при создании каналов коммуникации. Эти стратегии используются

тогда, когда стороны в принципе согласны на поиск решения проблемы

переговорным путем, но не находят способов начала диалога. В подобной

ситуации посредник может организовать неформальные встречи или

предоставить свою территорию для проведения официальных заседаний. Он

стремится склонить лидеров противоборствующих сторон к мирному решению.

В рамках данной группы стратегий посредник в меньше степени занят

нахождением пути решения конфликта, он скорее создает условия для этого.

Как правило, наиболее интенсивно указанные стратегии используются теми, кто

не обладает большими экономическими или политическими возможностями

воздействия на участников конфликта. Это могут быть небольшие государства,

выступающие в качестве посредников, неправительственные организации или

отдельные лица. Важным средством воздействия в рассматриваемом случае

является также формирование доверительных отношений между посредником и

конфликтующими сторонами.

Наконец, посредник может использовать манипулятивные стратегии, которые

предполагают различные формы принуждения и оказания давления на

конфликтующие стороны. Манипулятивные стратегии ориентированы главным

образом на реализацию функции, связанной с формированием ориентации

участников конфликта на поиск мирного урегулирования. Они применяются

тогда, когда стороны недостаточно интенсивно стремятся к поиску мирного

выхода из конфликта. Для того чтобы стимулировать это стремление, посредник

применяет различные средства оказания политического, экономического,

дипломатического, морального и иного давления, в том числе угрозы

исключения из международных организаций или объявления бойкота, угрозы

отказа в предоставлении экономической помощи или введения ряда

ограничительных мер на торговлю и т.п. Если в ходе переговоров стороны не

соблюдают нормы их проведения, на которые ранее дали согласия, то

применяются эти же стратегии.

Манипулятивные средства воздействия направлены и на то, чтобы побудить

участников конфликта найти возможные альтернативы их изначальным позициям,

а именно такие, которые были бы более приемлемы для противоположной

стороны, или, по крайней мере, способствовали бы тому, чтобы стороны в

своих требованиях и предложениях следовали более четким общепринятым

нормам.

Манипулятивные стратегии используются не только для «наказания» тех, кто

не намерен искать взаимоприемлемое решение или делает это недостаточно

активно, но и для «поощрения» в случае, если участники действительно

предпринимают действия по урегулированию конфликта. Часто оба эти средства

— «наказания» и «поощрения» — используются параллельно. Так, в конце 70-х

годов при урегулировании отношений между Израилем и Египтом США широко

практиковали метод «кнута и пряника». С одной стороны, в качестве давления

они использовали угрозу публично обвинить Израиль в нежелании решать

проблему мирным путем, с другой стороны, в качестве поощрения они обещали

предоставить ему финансовую помощь[12].

Создание условий изоляции участников конфликта от средств массовой

информации, обеспечение секретности переговоров или, напротив, предание

гласности действии той или иной стороны - все это также может

использоваться в манипулятивных целях. Обычно процесс урегулирования

конфликта проходит закрытыми дверями, что позволяет участникам переговоров

сосредоточиться на поиске решения проблемы и не быть подверженными

сиюминутным воздействиям. Например, Г. Киссинджер вел переговоры по

Ближнему Востоку в обстановке, близкой к секретности. Строго говоря,

широкому обсуждению подлежат результаты переговоров, но не процесс их

достижения. По этой причине, кстати, как правило, не подлежит публичному

обсуждению в средствах массовой информации то, как осуществлялось

посредничество. Иногда лишь сама угроза попадания информации в прессу может

стимулировать участников к мирному завершению конфликта. И всё же

использование прессы в качестве средства давления является довольно

рискованным.

Все манипулятивные стратегии предполагают ограничение альтернатив

переговорному решению (ATNA) участников конфликта. Для того чтобы

воспользоваться этими манипулятивными cтратегиями, посредник должен

обладать соответствующими возможностями (экономическими, политическими и

т.п.). При наличии их посредник обладает достаточно мощным оружием влияния

на конфликт.

Однако слабым звеном при использовании манипулятивных стратегий является

то, что соглашение оказывается «искусственным, а значит, может оказаться

недолговечным. Другой отрицательный момент заключается в том, что участники

конфликта опасаются нажима со стороны слишком «сильного» посредника. В

результате они могут утратить самостоятельность при принятии решения.

Именно по этой причине конфликтующие стороны обычно неохотно соглашаются на

посредничество «сильной» стороны, полагая порой, что «свобода в принятии

решения» является более приоритетной.

§2. Трудности при осуществлении посреднической деятельности и требования,

предъявляемые посреднику.

Посредничество обычно используется тогда, когда отсутствуют простые

решения конфликтных ситуаций. Это значит, что, приступая к урегулированию,

посредник сталкивается с множеством трудностей, проблем и опасностей,

которые ему необходимо преодолеть. Их можно разбить на две основные группы:

проблемы,

• обусловленные собственно трудностями урегулирования конфликта и не

зависящие от деятельности посредника;

• связанные с деятельностью посредника.

Одной из типичных проблем, относящихся к собственно проблемам

урегулирования, является то, что для разрешения конфликтной ситуации

требуется время. Конфликт же находится в постоянном развитии, и в то время,

когда идет поиск мирного решения проблемы с одной из сторон, другой

участник может предпринять действия по изменению исходной ситуации.

Согласование приходится начинать заново, уже в новых, часто более сложных

условиях. При этом посредник сталкивается с тем, что малейшие нарушения

предварительных обещаний хотя бы одной из сторон вообще ведут к срыву

посреднических усилий.

Серьезные трудности возникают и в связи с тем, что само по себе

посредничество не гарантирует разрешения конфликта, в силу ряда

обстоятельств может оказаться неудачным. Занимаясь урегулированием

конфликта, посредник в той или иной степени оказывается вовлеченным в него.

И существует угроза того, что посредник окажется втянутым в конфликт в

качестве его непосредственного участника, вследствие чего произойдет

расширение конфликта. Но даже если этого не случится, посредник вполне

может столкнуться с тем, что участники обвинят его в срыве переговоров.

Наконец, лица, которые непосредственно занимаются урегулированием, порой

становятся жертвами конфликта: на них совершаются покушения, они

оказываются в зоне огня. Возможен и захват их в плен в качестве заложников.

Среди проблем, обусловленных деятельностью посредника, наиболее

распространенными являются правильная оценка посредником различных

параметров конфликтной ситуации, а так определение благоприятного момента

для вмешательства. Возможны ошибки, связанные с тем, что посредник просто

не владеет необходимыми знаниями и навыками.

Наличие всех этих трудностей и проблем ведет к тому, что зачастую

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.